Автор: Аникеич Светлана Александровна

Рубрика: 3. Система образования

Опубликовано в

X международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Москва, июнь 2017)

Дата публикации: 21.05.2017

Статья просмотрена: 537 раз

Библиографическое описание:

Аникеич С. А. Использование шкал ECERS-R при оценке качества образовательной среды [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы X Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2017 г.). — М.: Буки-Веди, 2017. — С. 29-31.



В статье поднимаются вопросы современном дошкольном образовании, приоритетных задачах, качестве образовательной среды и сложностях оценки ее качества. В частности, рассказывается о современном и универсальном методе оценки качества образовательной среды — шкалах ECERS-R. Автор раскрывает некоторые аспекты использования этого метода оценки, принципа оценивания и варианты использования, как во внутренней, так и внешней экспертизе. Примечательно, что использование данного метода оценки, возможно для оценивания конкретной группы дошкольного образовательного учреждения. А подробный анализ полученных результатов позволяет объективно увидеть и оценить сильные и слабые стороны качества образования конкретной группы.

Ключевые слова: экспертиза, образовательная среда, качество образовательной среды, шкалы ECERS-R, экспертиза в дошкольной организации, экспертиза качества образовательной среды

Важным аспектом в современных условиях жизни нашего общества остается качество образования, как приоритетная задача воспитания подрастающего поколения. Развитие современного общества предъявляет новые требования ко всем образовательным учреждениям, в том числе и к дошкольным организациям, поскольку дошкольное образование, в данное время является первой ступенью в системе непрерывного образования. Отношение государства в этом вопросе отражено в Законе Российской Федерации «Об образовании» № 273-ФЗ [3] и вступившим в силу с 1 января 2014г ФГОС ДО от 14.11.2013г [2], говорится о «…создании социальной ситуации развития для участников образовательных отношений, включая создание образовательной среды»

В Комментариях Минобрнауки [1] говорится, что «Под образовательной средой подразумевается весь комплекс условий, который обеспечивает развитие детей в дошкольной образовательной организации, в том числе, развивающая предметно-пространственная среда, взаимодействие между педагогами и детьми, детская игра, развивающее предметное содержание образовательных областей и другие условия, перечисленные в стандарте».

За последнее время дошкольное образование претерпело огромные изменения. Эти изменения коснулись не только подходов к вариативности примерных образовательных программ и инновационным преобразованиям, но и к организации всего образовательного процесса. Образовалось разнообразие детских центров, дошкольных организаций различных видов, детские сады комбинированного вида, детские сады компенсирующего вида, детские сады общеобразовательного вида, но с приоритетными направлениями, например, физического, художественно-эстетического, познавательного, группы кратковременного пребывания детей и. т.д.

При существующем многообразии образовательных организаций и изобилии образовательных программ, важно не забывать о ребенке. Ведь ребенок, его личность является ключевой фигурой всего образовательного процесса. Поддержка разнообразия детства, уважение личности ребенка, поддержка инициативы детей, являются основными принципами. А охрана и укрепление физического и психического здоровья детей и их эмоциональное благополучие — одними из основных требований к условиям реализации Программы.

Таким образом, формируются новые требования к качеству образования, которое представляет собой многомерное синтетическое понятие. Как говорится в ФЗ «Об образовании» № 273-ФЗ ст.2.п29 [4] «качество образования — комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося…»

Оценка качества дошкольного образования не должна формироваться стихийно, это управляемый процесс. Однако управление качеством образования невозможно осуществлять только на административной основе. Оно требует участия всех субъектов образовательного процесса: оценки потребителей образовательных услуг и внутренней оценки качества в самой системе образования (внешняя и внутренняя оценка). Существующая практика оценки качества дошкольного образования (лицензирование, аккредитация, аттестация образовательных учреждений) ориентирована, в основном на оценку образовательных условий дошкольного учреждения, а не на оценку качества образования в целом. Возможно, сложности оценки качества дошкольного образования кроется в том, что образовательные результаты детей не могут быть выбраны в качестве внешней оценки качества образовательной деятельности образовательной организации, в отличие от других ступеней общего образования. Существует очень мало современных, а главное эффективных инструментов, для комплексной оценки качества дошкольного образования.

Таким инструментом могут послужить ECERS (Early Childhood Environment Rating Scales) — Шкалы для комплексной оценки качества образования в дошкольных образовательных организациях. Эти шкалы были разработаны в 1980 году специалистами Университета штата Северная Каролина (США). В 1997г они были пересмотрены и дополнены компонентами, позволяющими оценить включенность в группы детей с ограниченными возможностями. Шкалы с успехом пользуются во многих странах мира, таких как Великобритания, Германия, Греция, Исландия, Испания, Италия, Кипр, Китай, Норвегия, Португалия, Румыния, Сингапур, Швеция, Южная Корея и др.

В 2015году вышла третья редакция шкал ECERS-R, под именами сотрудников Института развития ребенка им.Франка Портера Грэхема Университета Северной Каролины (США) Тельмы Хармс, Дебби Крайер, Ричарда М. Клиффорда. В подготовке издания на русском языке и его апробации принимали участие: В. К. Загвоздкин, Е. Г. Юдина, Т. Г. Шмис, И. Б. Шиян, И. Е. Федосова.

Шкалы ECERS-R, представляют собой шкалы наблюдений, которые позволяют оценивать одну конкретную образовательную группу дошкольного образовательного учреждения. В основе процедуры оценивания, лежит наблюдение, и занесение результатов этого наблюдения в оценочные листы с пояснениями, почему дана та или иная оценка по каждому индикатору.

Всего, шкалы разделены на семь подшкал:

– Предметно-пространственная среда;

– Присмотр и уход за детьми;

– Речь и мышление;

– Виды активности;

– Взаимодействие;

– Структурирование программы;

– Родители и персонал

Каждая подшкала имеет отдельные индикаторы. Количество показателей варьируются от 4 показателей (Речь и мышление) до 10 показателей (Виды активности) в зависимости от подшкал. Всего для наблюдения оценивания предлагается 43 показателя, которые охватывают всю образовательную среду (Обустройство пространства для игр, встреча/прощание, мелкая моторика, взаимодействие персонала и детей, свободная игра, условия для родителей и др.).

Каждый показатель имеет индикаторы. Также в листах оценивания каждого показателя, существуют пояснения, для того, чтобы наблюдатель знал, как качественно оценить тот или иной индикатор, на какие ориентиры обратить внимание, или какие вопросы можно задать педагогу для качественной оценки данного индикатора. Заполнение оценочных листов и отражение в них фактов, формирует общую оценку качества образования. Таким образом, это исключает формальное оценивание образовательной среды и уменьшает риск субъективной оценки со стороны эксперта или наблюдателя.

Результаты, полученные во время проведения экспертизы, оказываются качественными и убедительными, потому что показывают наиболее сильные и слабые стороны качества образования конкретной группы в данный период времени. Это позволяет организации увидеть, что и в какой степени реализуется, и какое направление необходимо избрать организации для своего развития.

Шкалы ECERS-R могут быть использованы на разных уровнях:

– Дошкольным образовательным учреждением для рефлексии и постановки дальнейших целей по улучшению качества образования,

– Руководителями для проведения исследований и принятия управленческих решений,

– Институтами независимой оценки качества образования для экспертизы качества образования дошкольной образовательной организации.

В России уже два региона используют шкалы ECERS-R, как инструмент оценки качества образования, это Республика Саха (Якутия) и Москва. На сегодняшний день, шкалы апробированы и находятся в стадии внедрения в других регионах России. Так студенты магистратуры РГПУ им.А. И. Герцена активно используют данные шкалы в своей работе.

Обобщая, можно сказать, что шкалы ECERS-R относятся к универсальным и валидным методам оценки качества образовательной среды детского сада или любого другого дошкольного центра. Шкалы ECERS-R для комплексной оценки качества образования могут успешно использоваться как во внешней, так и во внутренней экспертизе. Но, считаю, что наиболее точная и объективная оценка качества может быть получена только при внешней независимой экспертизе качества образования в дошкольных образовательных организациях.

Литература:

  1. Комментарии Минобрнауки России от 28.02.2014 № 08–249 к ФГОС ДО.
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования от 17.10.2013 № 1155.
  3. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012г.
  4. Шиян О. А., Воробьева Е. В. Новые возможности оценки качества образования: шкалы ECERS-R апробированы в России // Современное дошкольное образование. Теория и практика. 2015. № 7 (59) С.38–49.
  5. Юдина Е. Г. Шкалы ECERS как метод оценки качества и развития российской системы дошкольного образования // Современное дошкольное образование. Теория и практика. 2015. № 7 (59) С.22–26.
Основные термины (генерируются автоматически): оценки качества, качества образования, оценки качества образования, образовательной среды, качества образовательной, качества образовательной среды, качества дошкольного образования, оценки качества образовательной, оценки качества дошкольного, комплексной оценки качества, качества образования конкретной, стороны качества образования, шкалы ecers-r, оценку качества образования, слабые стороны качества, образовательной организации, Шкалы ECERS-R, дошкольное образование, образования конкретной группы, дошкольной образовательной организации.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос