Пограничные проблемы Кыргызской Республики с Республикой Узбекистан и Республикой Таджикистан | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Политология

Опубликовано в Молодой учёный №24 (210) июнь 2018 г.

Дата публикации: 18.06.2018

Статья просмотрена: 1167 раз

Библиографическое описание:

Канатова, Ж. К. Пограничные проблемы Кыргызской Республики с Республикой Узбекистан и Республикой Таджикистан / Ж. К. Канатова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 24 (210). — С. 256-257. — URL: https://moluch.ru/archive/210/51521/ (дата обращения: 17.12.2024).



В данной статье рассмотрены проблемы формирования государственных границ Кыргызской Республики. Правовой режим государственной границы представляет собой важную составную часть национальной безопасности страны. Решение данной проблемы может способствовать достижению целей в экономическом, политическом и военном плане.

Ключевые слова: государственная граница, делимитация, демаркация, территориальная целостность государства, пограничное урегулирование.

Проблема формирования государственных границ стала одной из причин двух мировых войн и зачастую выступает внешним фактором обострения международной обстановки. В условиях становления новых центров сил в мировой политике неурегулированные территориальные споры ведут к неизбежному росту дестабилизирующих факторов в сфере обеспечения безопасности как отдельно взятого государства, так и какого-либо конкретного региона в целом.

Территориальный вопрос между странами Центральной Азии сильно осложняется наличием анклавного фактора. Все существующие противоречия образуют своеобразный треугольник: Таджикистан — Кыргызстан — Узбекистан. На территории Кыргызстана имеется 4 узбекских анклава — Шахимардан, Сох, Чон-Гара и Джангайл. [1] В свою очередь и в Узбекистане имеется кыргызский анклав — село Барак. В частности, по всему периметру узбекско-кыргызской границы существует, по разным данным, от 70 до 100 спорных участков. К настоящему моменту произведена делимитация около 250 км совместной кыргызско-узбекской границы, протяженность которой составляет около 1300 км. На территории Кыргызстана находится сравнительно небольшой участок земли (130 тыс. кв. км), относящийся к Исфаринскому району Ленинабадской области Таджикистана, — анклав Ворух с населением, по разным оценкам, от 23 до 29 тыс. человек, 95 % из которых — таджики, 5 % — кыргызы. На границе насчитывается около 70 спорных участков. Они располагаются, в основном, в Лейлекском районе Ошской области, Баткенской области (Кыргызстан) и Исфаринском районе Худжандской области и Джиргатальском районе (Таджикистан). [2]

В свою очередь неопределенность границ порождает неспособность контролирования границ, а также опасность проникновения контрабанды, ужесточает контрольно-пропускные пункты, что мешает передвижению населения как для работы, торговли и других целей, также появляются проблемы в транспортировке товаров.

Необходимо отметить, что пограничное урегулирование в Ферганской долине следует решать на основе взаимоприемлемых вариантов и компромиссов, без какого-либо давления (экономического, политического и военного). Безусловно, никакие национальные и этнические границы в принципе не могут быть хороши. Но единственный разумный выход: как можно быстрее отказаться от безнадежных попыток вложить этническое содержание в концепцию государственных рубежей и исходить из реальных границ, установленных при национально-государственном размежевании 1924 года, какими бы плохими они ни были. [3]

Современное международное право признает правомерными следующие способы изменения государственной границы: сделка о продаже территории, компенсация за передаваемую территорию, обмен территориями, восстановление исторических прав на территорию. Допускается изменение государственных границ и в порядке наказания государства за агрессию.

Главным условием снятия напряженности в приграничных отношениях является завершение процесса делимитации и последующей демаркации линии государственных границ. [4] Учитывая сложную структуру и историю формирования спорных участков границы, решение этой задачи будет нелегким. Правительственным делегациям сторон необходимо найти пути к формированию конструктивных переговоров, на основе соблюдения сторонами принципов равноправных консультаций, взаимного уважения и взаимной уступчивости.

Необходимо вести переговоры с требованием односторонних уступок, на основе неоднократно озвученных и не воспринимаемых сторонами аргументов, разрешить имеющиеся противоречия и установить государственную границу, создав условия для мирного сосуществования приграничного населения.

В ходе обсуждения исключить хозяйственные вопросы, изъять из функций делегации и специального отдела вопросы экономического развития приграничных районов, строительство дорог, социальных объектов, водные вопросы и т. д.;

‒ разработать несколько вариантов проведения линии границы на спорных участках, учитывая баланс взаимных интересов по площади и качеству земель на всей протяженности несогласованных границ и продвигать их на переговорах;

‒ разработать для руководства государства памятную записку с комплексной, детальной и объективной характеристикой истории и современного состояния пограничных проблем с рекомендациями по проведению переговоров на высшем уровне. Из публичных выступлений отдельных руководителей страны по пограничным вопросам видно, что они не обеспечены объективной информацией о состоянии проблемы. Это чревато серьезными недоразумениями при обсуждении ими проблемы со своими коллегами;

‒ опираясь на опыт и результаты работ паритетных комиссий 1955, 1958, 1959, 1963, 1989 годов провести делимитацию границ анклавов;

‒ проблему взаимоотношений анклавов с окружающим государством решить путем разработки и принятия соглашения о режиме анклавов, в которое включить вопросы упрощенного пересечения границы гражданским населением, перемещения грузов различного характера, фитосанитарного и зооветеринарного контроля, сотрудничества в чрезвычайных ситуациях и т. д.;

Делимитация и демаркация границ после их завершения, совокупно с соглашениями о режиме границы и анклавов, которые должны совершиться после договора о кыргызско-узбекской и кыргызско-таджикской государственной границе, автоматически снимут с повестки дня спорные приграничные хозяйственные вопросы и могут существенно смягчить этнотерриториальную конфликтогенность в Ферганской долине.

Литература:

  1. Аламанов С. К. «Краткая история и опыт решения пограничных проблем Кыргызстана» — Бишкек, 2005.
  2. Аламанов А. Кыргызско-узбекские границы// http://www.24.kg/ 20.07.09.
  3. Кыргызско-узбекские взаимоотношения. Территориальный вопрос // http://mybiblioteka.su/tom2/5–4633.html
  4. Государственная граница. // http://pogranichnik.ru/gosudarstvennaya-granitsa.html
Основные термины (генерируются автоматически): государственная граница, граница, Кыргызстан, пограничное урегулирование, проблема формирования, район, Таджикистан, территория Кыргызстана, Узбекистан, Ферганская долина.


Ключевые слова

государственная граница, делимитация, демаркация, территориальная целостность государства, пограничное урегулирование

Похожие статьи

К вопросу исторического развития защиты государственной границы Российской Федерации

В статье представлен анализ исторического развития правового регулирования вопросов, связанных с процедурой пересечения государственной границы России. Автором выделяется несколько этапов в процессе становления современной нормативно-правовой базы, р...

Административные правонарушения в области защиты Государственной границы Российской Федерации: сущность и проблематика

Актуальность темы исследования, которое заключается в проблематике привлечения к административной ответственности за правонарушения в области защиты Государственной границы Российской Федерации, обуславливается рядом важнейших факторов. Так, одним из...

Историография внешней политики суверенной Кыргызской Республики

В данной статье рассмотрены вопросы внешней политики Кыргызской Республики со дня приобретения независимости и дана характеристика развития внешней политики суверенной Кыргызской Республики. Как известно, в своей внешнеполитической деятельности Кырг...

Проблемные вопросы международно-правового регулирования трансграничных отношений в сфере туристической деятельности и меры по их решению

В статье рассматриваются проблемы международно-правового регулирования трансграничных отношений в сфере туристической деятельности в рамках действующих международных нормативных актов, а также меры по их разрешению.

Административная ответственность за правонарушения в области защиты Государственной границы Российской Федерации

Актуальность темы исследования обусловлена тем, что административное законодательство в обозначенной области характеризуется наличием ряда проблем. Одной из таковых является сложность однозначного и конкретного разграничения составов преступлений, и ...

Международно-правовые основы регулирования экономического сотрудничества Республики Узбекистан и КНР

В данной статье рассматривается регулирование экономического сотрудничества через современные международные отношения. Исследуются вопросы основы, сущности и механизмы экономического сотрудничества.

Особенности правового регулирования социального обеспечения в рамках СНГ

Россия, будучи социальным государством, предоставляет право на социальное обеспечение. К тому же данное право регламентировано в зарубежных странах. В рамках СНГ регулирование социального обеспечения отличается присущими ему особенностями. Международ...

Административно-правовые режимы государственной границы России

В статье автор анализирует нормативно-правовые акты, регламентирующие различные административно-правовые режимы государственной границы, рассматривает особенности и ключевые черты каждого из режимов, анализирует инструменты обеспечения государственно...

О дипломатической службе как составной части государственной службы

В данной статье раскрывается содержание дипломатической службы, обеспечивающей практическое осуществление внешней политики Кыргызской Республики, рассматривается место и роль Министерства иностранных дел республики среди органов внешнеполитической ор...

Административно-правовые основы государственного управления и регулирования в сфере торговли

В статье рассматриваются основы государственного управления и регулирования в сфере торговли. Особое внимание уделяется вопросам создания условий, способствующих обеспечению возможности реализации различных прав и свобод человека и гражданина в сфере...

Похожие статьи

К вопросу исторического развития защиты государственной границы Российской Федерации

В статье представлен анализ исторического развития правового регулирования вопросов, связанных с процедурой пересечения государственной границы России. Автором выделяется несколько этапов в процессе становления современной нормативно-правовой базы, р...

Административные правонарушения в области защиты Государственной границы Российской Федерации: сущность и проблематика

Актуальность темы исследования, которое заключается в проблематике привлечения к административной ответственности за правонарушения в области защиты Государственной границы Российской Федерации, обуславливается рядом важнейших факторов. Так, одним из...

Историография внешней политики суверенной Кыргызской Республики

В данной статье рассмотрены вопросы внешней политики Кыргызской Республики со дня приобретения независимости и дана характеристика развития внешней политики суверенной Кыргызской Республики. Как известно, в своей внешнеполитической деятельности Кырг...

Проблемные вопросы международно-правового регулирования трансграничных отношений в сфере туристической деятельности и меры по их решению

В статье рассматриваются проблемы международно-правового регулирования трансграничных отношений в сфере туристической деятельности в рамках действующих международных нормативных актов, а также меры по их разрешению.

Административная ответственность за правонарушения в области защиты Государственной границы Российской Федерации

Актуальность темы исследования обусловлена тем, что административное законодательство в обозначенной области характеризуется наличием ряда проблем. Одной из таковых является сложность однозначного и конкретного разграничения составов преступлений, и ...

Международно-правовые основы регулирования экономического сотрудничества Республики Узбекистан и КНР

В данной статье рассматривается регулирование экономического сотрудничества через современные международные отношения. Исследуются вопросы основы, сущности и механизмы экономического сотрудничества.

Особенности правового регулирования социального обеспечения в рамках СНГ

Россия, будучи социальным государством, предоставляет право на социальное обеспечение. К тому же данное право регламентировано в зарубежных странах. В рамках СНГ регулирование социального обеспечения отличается присущими ему особенностями. Международ...

Административно-правовые режимы государственной границы России

В статье автор анализирует нормативно-правовые акты, регламентирующие различные административно-правовые режимы государственной границы, рассматривает особенности и ключевые черты каждого из режимов, анализирует инструменты обеспечения государственно...

О дипломатической службе как составной части государственной службы

В данной статье раскрывается содержание дипломатической службы, обеспечивающей практическое осуществление внешней политики Кыргызской Республики, рассматривается место и роль Министерства иностранных дел республики среди органов внешнеполитической ор...

Административно-правовые основы государственного управления и регулирования в сфере торговли

В статье рассматриваются основы государственного управления и регулирования в сфере торговли. Особое внимание уделяется вопросам создания условий, способствующих обеспечению возможности реализации различных прав и свобод человека и гражданина в сфере...

Задать вопрос