Пограничные проблемы Кыргызской Республики с Республикой Узбекистан и Республикой Таджикистан | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 12 апреля, печатный экземпляр отправим 16 апреля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Политология

Опубликовано в Молодой учёный №24 (210) июнь 2018 г.

Дата публикации: 18.06.2018

Статья просмотрена: 1180 раз

Библиографическое описание:

Канатова, Ж. К. Пограничные проблемы Кыргызской Республики с Республикой Узбекистан и Республикой Таджикистан / Ж. К. Канатова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 24 (210). — С. 256-257. — URL: https://moluch.ru/archive/210/51521/ (дата обращения: 02.04.2025).



В данной статье рассмотрены проблемы формирования государственных границ Кыргызской Республики. Правовой режим государственной границы представляет собой важную составную часть национальной безопасности страны. Решение данной проблемы может способствовать достижению целей в экономическом, политическом и военном плане.

Ключевые слова: государственная граница, делимитация, демаркация, территориальная целостность государства, пограничное урегулирование.

Проблема формирования государственных границ стала одной из причин двух мировых войн и зачастую выступает внешним фактором обострения международной обстановки. В условиях становления новых центров сил в мировой политике неурегулированные территориальные споры ведут к неизбежному росту дестабилизирующих факторов в сфере обеспечения безопасности как отдельно взятого государства, так и какого-либо конкретного региона в целом.

Территориальный вопрос между странами Центральной Азии сильно осложняется наличием анклавного фактора. Все существующие противоречия образуют своеобразный треугольник: Таджикистан — Кыргызстан — Узбекистан. На территории Кыргызстана имеется 4 узбекских анклава — Шахимардан, Сох, Чон-Гара и Джангайл. [1] В свою очередь и в Узбекистане имеется кыргызский анклав — село Барак. В частности, по всему периметру узбекско-кыргызской границы существует, по разным данным, от 70 до 100 спорных участков. К настоящему моменту произведена делимитация около 250 км совместной кыргызско-узбекской границы, протяженность которой составляет около 1300 км. На территории Кыргызстана находится сравнительно небольшой участок земли (130 тыс. кв. км), относящийся к Исфаринскому району Ленинабадской области Таджикистана, — анклав Ворух с населением, по разным оценкам, от 23 до 29 тыс. человек, 95 % из которых — таджики, 5 % — кыргызы. На границе насчитывается около 70 спорных участков. Они располагаются, в основном, в Лейлекском районе Ошской области, Баткенской области (Кыргызстан) и Исфаринском районе Худжандской области и Джиргатальском районе (Таджикистан). [2]

В свою очередь неопределенность границ порождает неспособность контролирования границ, а также опасность проникновения контрабанды, ужесточает контрольно-пропускные пункты, что мешает передвижению населения как для работы, торговли и других целей, также появляются проблемы в транспортировке товаров.

Необходимо отметить, что пограничное урегулирование в Ферганской долине следует решать на основе взаимоприемлемых вариантов и компромиссов, без какого-либо давления (экономического, политического и военного). Безусловно, никакие национальные и этнические границы в принципе не могут быть хороши. Но единственный разумный выход: как можно быстрее отказаться от безнадежных попыток вложить этническое содержание в концепцию государственных рубежей и исходить из реальных границ, установленных при национально-государственном размежевании 1924 года, какими бы плохими они ни были. [3]

Современное международное право признает правомерными следующие способы изменения государственной границы: сделка о продаже территории, компенсация за передаваемую территорию, обмен территориями, восстановление исторических прав на территорию. Допускается изменение государственных границ и в порядке наказания государства за агрессию.

Главным условием снятия напряженности в приграничных отношениях является завершение процесса делимитации и последующей демаркации линии государственных границ. [4] Учитывая сложную структуру и историю формирования спорных участков границы, решение этой задачи будет нелегким. Правительственным делегациям сторон необходимо найти пути к формированию конструктивных переговоров, на основе соблюдения сторонами принципов равноправных консультаций, взаимного уважения и взаимной уступчивости.

Необходимо вести переговоры с требованием односторонних уступок, на основе неоднократно озвученных и не воспринимаемых сторонами аргументов, разрешить имеющиеся противоречия и установить государственную границу, создав условия для мирного сосуществования приграничного населения.

В ходе обсуждения исключить хозяйственные вопросы, изъять из функций делегации и специального отдела вопросы экономического развития приграничных районов, строительство дорог, социальных объектов, водные вопросы и т. д.;

‒ разработать несколько вариантов проведения линии границы на спорных участках, учитывая баланс взаимных интересов по площади и качеству земель на всей протяженности несогласованных границ и продвигать их на переговорах;

‒ разработать для руководства государства памятную записку с комплексной, детальной и объективной характеристикой истории и современного состояния пограничных проблем с рекомендациями по проведению переговоров на высшем уровне. Из публичных выступлений отдельных руководителей страны по пограничным вопросам видно, что они не обеспечены объективной информацией о состоянии проблемы. Это чревато серьезными недоразумениями при обсуждении ими проблемы со своими коллегами;

‒ опираясь на опыт и результаты работ паритетных комиссий 1955, 1958, 1959, 1963, 1989 годов провести делимитацию границ анклавов;

‒ проблему взаимоотношений анклавов с окружающим государством решить путем разработки и принятия соглашения о режиме анклавов, в которое включить вопросы упрощенного пересечения границы гражданским населением, перемещения грузов различного характера, фитосанитарного и зооветеринарного контроля, сотрудничества в чрезвычайных ситуациях и т. д.;

Делимитация и демаркация границ после их завершения, совокупно с соглашениями о режиме границы и анклавов, которые должны совершиться после договора о кыргызско-узбекской и кыргызско-таджикской государственной границе, автоматически снимут с повестки дня спорные приграничные хозяйственные вопросы и могут существенно смягчить этнотерриториальную конфликтогенность в Ферганской долине.

Литература:

  1. Аламанов С. К. «Краткая история и опыт решения пограничных проблем Кыргызстана» — Бишкек, 2005.
  2. Аламанов А. Кыргызско-узбекские границы// http://www.24.kg/ 20.07.09.
  3. Кыргызско-узбекские взаимоотношения. Территориальный вопрос // http://mybiblioteka.su/tom2/5–4633.html
  4. Государственная граница. // http://pogranichnik.ru/gosudarstvennaya-granitsa.html
Основные термины (генерируются автоматически): государственная граница, граница, Кыргызстан, пограничное урегулирование, проблема формирования, район, Таджикистан, территория Кыргызстана, Узбекистан, Ферганская долина.


Ключевые слова

государственная граница, делимитация, демаркация, территориальная целостность государства, пограничное урегулирование

Похожие статьи

Актуальные проблемы правового регулирования государственных границ в современном мире

В статье автор рассматривает основные проблемы правового регулирования государственных границ в современном мире, а также возможные пути их решения.

К вопросу исторического развития защиты государственной границы Российской Федерации

В статье представлен анализ исторического развития правового регулирования вопросов, связанных с процедурой пересечения государственной границы России. Автором выделяется несколько этапов в процессе становления современной нормативно-правовой базы, р...

Административные правонарушения в области защиты Государственной границы Российской Федерации: сущность и проблематика

Актуальность темы исследования, которое заключается в проблематике привлечения к административной ответственности за правонарушения в области защиты Государственной границы Российской Федерации, обуславливается рядом важнейших факторов. Так, одним из...

Историография внешней политики суверенной Кыргызской Республики

В данной статье рассмотрены вопросы внешней политики Кыргызской Республики со дня приобретения независимости и дана характеристика развития внешней политики суверенной Кыргызской Республики. Как известно, в своей внешнеполитической деятельности Кырг...

Проблемные вопросы международно-правового регулирования трансграничных отношений в сфере туристической деятельности и меры по их решению

В статье рассматриваются проблемы международно-правового регулирования трансграничных отношений в сфере туристической деятельности в рамках действующих международных нормативных актов, а также меры по их разрешению.

Административная ответственность за правонарушения в области защиты Государственной границы Российской Федерации

Актуальность темы исследования обусловлена тем, что административное законодательство в обозначенной области характеризуется наличием ряда проблем. Одной из таковых является сложность однозначного и конкретного разграничения составов преступлений, и ...

Международно-правовые основы регулирования экономического сотрудничества Республики Узбекистан и КНР

В данной статье рассматривается регулирование экономического сотрудничества через современные международные отношения. Исследуются вопросы основы, сущности и механизмы экономического сотрудничества.

Особенности правового регулирования социального обеспечения в рамках СНГ

Россия, будучи социальным государством, предоставляет право на социальное обеспечение. К тому же данное право регламентировано в зарубежных странах. В рамках СНГ регулирование социального обеспечения отличается присущими ему особенностями. Международ...

Административно-правовые режимы государственной границы России

В статье автор анализирует нормативно-правовые акты, регламентирующие различные административно-правовые режимы государственной границы, рассматривает особенности и ключевые черты каждого из режимов, анализирует инструменты обеспечения государственно...

О дипломатической службе как составной части государственной службы

В данной статье раскрывается содержание дипломатической службы, обеспечивающей практическое осуществление внешней политики Кыргызской Республики, рассматривается место и роль Министерства иностранных дел республики среди органов внешнеполитической ор...

Похожие статьи

Актуальные проблемы правового регулирования государственных границ в современном мире

В статье автор рассматривает основные проблемы правового регулирования государственных границ в современном мире, а также возможные пути их решения.

К вопросу исторического развития защиты государственной границы Российской Федерации

В статье представлен анализ исторического развития правового регулирования вопросов, связанных с процедурой пересечения государственной границы России. Автором выделяется несколько этапов в процессе становления современной нормативно-правовой базы, р...

Административные правонарушения в области защиты Государственной границы Российской Федерации: сущность и проблематика

Актуальность темы исследования, которое заключается в проблематике привлечения к административной ответственности за правонарушения в области защиты Государственной границы Российской Федерации, обуславливается рядом важнейших факторов. Так, одним из...

Историография внешней политики суверенной Кыргызской Республики

В данной статье рассмотрены вопросы внешней политики Кыргызской Республики со дня приобретения независимости и дана характеристика развития внешней политики суверенной Кыргызской Республики. Как известно, в своей внешнеполитической деятельности Кырг...

Проблемные вопросы международно-правового регулирования трансграничных отношений в сфере туристической деятельности и меры по их решению

В статье рассматриваются проблемы международно-правового регулирования трансграничных отношений в сфере туристической деятельности в рамках действующих международных нормативных актов, а также меры по их разрешению.

Административная ответственность за правонарушения в области защиты Государственной границы Российской Федерации

Актуальность темы исследования обусловлена тем, что административное законодательство в обозначенной области характеризуется наличием ряда проблем. Одной из таковых является сложность однозначного и конкретного разграничения составов преступлений, и ...

Международно-правовые основы регулирования экономического сотрудничества Республики Узбекистан и КНР

В данной статье рассматривается регулирование экономического сотрудничества через современные международные отношения. Исследуются вопросы основы, сущности и механизмы экономического сотрудничества.

Особенности правового регулирования социального обеспечения в рамках СНГ

Россия, будучи социальным государством, предоставляет право на социальное обеспечение. К тому же данное право регламентировано в зарубежных странах. В рамках СНГ регулирование социального обеспечения отличается присущими ему особенностями. Международ...

Административно-правовые режимы государственной границы России

В статье автор анализирует нормативно-правовые акты, регламентирующие различные административно-правовые режимы государственной границы, рассматривает особенности и ключевые черты каждого из режимов, анализирует инструменты обеспечения государственно...

О дипломатической службе как составной части государственной службы

В данной статье раскрывается содержание дипломатической службы, обеспечивающей практическое осуществление внешней политики Кыргызской Республики, рассматривается место и роль Министерства иностранных дел республики среди органов внешнеполитической ор...

Задать вопрос