Роль сезонности в гостиничном бизнесе Приморского края | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 7 декабря, печатный экземпляр отправим 11 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: , ,

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №24 (210) июнь 2018 г.

Дата публикации: 14.06.2018

Статья просмотрена: 4475 раз

Библиографическое описание:

Шумакова, Е. В. Роль сезонности в гостиничном бизнесе Приморского края / Е. В. Шумакова, А. А. Ильченко, А. В. Шубина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 24 (210). — С. 179-182. — URL: https://moluch.ru/archive/210/51458/ (дата обращения: 23.11.2024).



Данная статья фокусируется на рассмотрении такого фактора, влияющего на эффективность гостиничного бизнеса, как сезонность на примере коллективных средств размещения Приморского края. В статье рассматриваются причины усиленного влияния сезонности на гостиничные предприятия края, её последствия и особенности, а также приводится ряд рекомендаций для минимизации негативного влияния сезонности. Данная статья может быть полезна для практического применения в средствах коллективного размещения тех регионов, где сезонность оказывает большое влияние на гостиничную сферу.

Ключевые слова: сезонность, низкий сезон, мёртвый сезон, гостиницы, гостиничный бизнес, коллективные средства размещения.

The article focuses upon seasonality as one of the factors that influence greatly the effectiveness of hotel industry, taking collective accommodation facilities of Primorsky kray as an example. The research explores the reasons for significant influence of seasonality on Primorsky kray’s hotel business, its consequences and features, and, as a result, a number of recommendations on how to minimize the negative effects of seasonality is given. The article can be useful for practical use in collective accommodation facilities of regions that are influenced greately by seasonality.

Key words: seasonality, dead season, low season, hotels, hotel industry, collective accommodation facilities.

Индустрия отелей характеризуется сезонностью, которая играет важную роль в определении поведения клиентов. Сезонность определяется как «временная неустойчивость, которая, главным образом, вызвана более высокой концентрацией туристского потока во время определенных периодов года, подразумевая и спрос, и предложения» [3]. Она может проявляться в количестве посетителей, расходах посетителей, трафике на дорогах.

Многие авторы [5, 9] отмечают высокое влияние сезонности как одну из ключевых особенностей организации туристской деятельности в Приморском крае. Эксперты говорят и о том, что во Владивостоке, несмотря на крупные международные мероприятия и фестивали, а также кажущийся стабильным приток туристов из ближайших азиатских стран, гостиниц не хватает только в августе-сентябре, а в период с ноября по апрель заполняемость Владивостокских гостиниц не превышает 40 процентов [6].

Причины сезонности могут быть природными или институциональными. Природными причинами могут быть изменения погоды, такие как температура, количество осадков, снегопад, дневной свет и солнечный свет, а также характеристики местоположения, такие как широта, высота и расстояние от экватора или доступность. Институциональные причины являются антропогенными, например, действия и политика в отношении культуры, религии или общественной жизни, а также государственных праздников или конкретных событий. Кроме того, социальное давление или мода, инерция и традиции или даже спортивные сезоны могут вызвать сезонность [1].

Можно выделить четыре типа сезона:

  1. сезон пик (топ) — период времени, который в наибольшей степени благоприятен для пребывания клиентов для решения деловых проблем или для туристской цели. Он характеризуется максимальной плотностью клиентов, поскольку обладает наиболее комфортными условиями пребывания, ознакомления с городом и отдыха.
  2. высокий сезон — период повышенной активности гостей, в том числе туристов. В это время устанавливаются наиболее высокие цены на продажи гостиничных номеров. В этом периоде также благоприятны погодные условия весны или лета.
  3. низкий сезон характеризуется снижением деловой активности и потока туристов. Это время не самое благоприятное для рекреации, и именно поэтому цена на туристский продукт существенно снижена.
  4. «мертвый» сезон — период времени, в течение которого на рассматриваемой дестинации можно наблюдать максимально неблагоприятные условия для рекреационной деятельности. К таким условиям мы может отнести, например, дискомфортную погоду (сезон дождей, низкие или высокие температуры, высокая влажность воздуха и др.) [12].

Основной негативный эффект сезонности заключается в том, что большую часть года значительная доля номерного фонда средств размещения остается невостребованной [7]. Сезонность порождает и обратную ситуацию, когда гостиницы в определённый момент оказываются не способны обеспечить всех туристов вариантами размещения. Кроме того, сезонность спроса на услуги отелей может существенно влиять на показатели среднегодовой загрузки гостиницы и повышать показатели постоянных издержек отеля [4]. Сезонность также может обусловливать высокую текучесть кадров, что, в свою очередь, негативно отражается на качестве предоставляемых услуг.

Многолетняя проблема для владельцев и менеджеров отелей заключается в том, как максимизировать доход и уровень занятости, несмотря на последствия сезонности. Существуют две основные тактики работы в «мертвый сезон». Первая предполагает стимулирование сбыта, вторая — минимизацию расходов. Стимулирование сбыта, однако, почти всегда предполагает дополнительные инвестиции, поэтому этот метод доступен далеко не всем предприятиям. Оба подхода обладают своими преимуществами и недостатками, учитывая которые, можно выработать эффективную стратегию преодоления сезонности.

Для решения этой проблемы могут быть рекомендованы следующие дополнительные способы:

  1. Гибкая ценовая политика. Может включать в себя: ценообразование с учётом спроса, различные скидки и бонусы, программу лояльности [2].
  2. Расширение номенклатуры иассортимента услуг, атакже увеличение объема услуг по всем позициям (диверсификация).
  3. Ввод пакетных спецпредложений для отдельных групп туристов, например, для бизнес-путешественников (проживание + трансфер или проживание + обед и ужин) или туристов, приезжающих на отдых выходного дня (проживание + экскурсии), а также заключение договоров с турфирмами на размещение групп.
  4. Конгрессное обслуживание, то есть организация конференций, семинаров, встреч, а также свадеб и иных торжеств по специальным, отличным от «высокого» сезона, ценам. В целом, отметим, что ориентация услуг гостиницы на деловой сегмент получает всё большее распространение в гостиницах Приморского края, поскольку именно бизнес-сегмент наименее подвержен влиянию сезонности и обеспечивает стабильный среднегодовой коэффициент заполняемости.
  5. Развитие деловых связей. Следует использовать освободившееся время и ресурсы для активного взаимодействия с партнёрами, например, посещения мероприятий — форумов, выставок, презентаций, бизнес-завтраков. Это позволит укрепить существующие и завести новые деловые знакомства и использовать их для ивент-маркетинга, например, предоставляя на бартерной основе площадки для деловых встреч в обмен на список участников мероприятия, которым гостиница в дальнейшем может предложить свои услуги.
  6. Применение системы антикризисного управления. Необходимо выработать чёткую структуру организации, систему организации продаж, систему информации, отладить планирование, выявить конкретные проблемы, возникающие в низкий сезон, и разработать план их решения, а также сократить некритические статьи расходов.
  7. Продвижение ресторанных услуг. Будет не лишним обратить внимание на возможности службы питания. Успех принесут хорошее местоположение, отдельный вход, адекватное сочетание цена-качество, специальные акции (завтраки, бизнес-ланчи, бранчи), привязка к праздникам и событиям, понятная концепция кухни.
  8. Акцент на персонал. Обучение персонала с целью повышения качества обслуживания, ориентация на агрессивные стратегии продаж гостиничного продукта [8, 10, 11].
  9. Увеличение продаж «от стойки». Рекомендуется внедрить программу лояльности, чтобы обеспечить повторные прямые заказы. Это должно относиться не только к «прямым» гостям, но и к тем, кто забронировал через сайты онлайн бронирования. Например, можно отправлять им электронные письма, предлагающие скидки, если они заказывают «прямо через отель (сайт отеля, почту или телефон) в следующий раз.
  10. Оптимизация ИТ-систем. Очень часто отели имеют полезные данные, но не знают, как их использовать. Принятие эффективных ИТ-систем (программное обеспечение базы данных, аналитические инструменты и т. д.) может помочь менеджерам анализировать существующие данные, определять тенденции и подчеркивать будущие стратегические решения [2].

Примечательно, что принадлежность отеля к гостиничной цепи позволяет сгладить проявления сезонности, так как для гостиничной сети, имеющей широкую географию и готовой предоставлять своим гостям широкий спектр услуг, сезонные колебания в загрузке конкретного отеля не так болезненны [4, 7]. В этой связи отметим, что гостиничные цепи в Приморском крае представлены крайне слабо и ограничиваются двумя отелями в черте г. Владивостока (AZIMUT Отель Владивосток, А-ОТЕЛЬ Амурский Залив Владивосток). Неразвитость гостиничных цепей — ещё один фактор, понижающий устойчивость гостиниц Приморского края к сезонности. Присоединение к гостиничной цепи, в свою очередь, позволяет сократить расходы за счет роста объемов. Расходы, ставшие следствием ошибки в бизнес-процессе одной из гостиниц, могут быть покрыты за счет других входящих в цепь предприятий. Кроме того, гостиница получает неоспоримые плюсы в виде включения в собственную единую сеть бронирования, помощь в формировании качественного гостиничного продукта, обучения персонала и привлечению новых клиентов, что, безусловно, помогает преодолевать фактор сезонности.

Итак, исходя из вышесказанного, можно заключить, что эффективный путь борьбы с сезонными колебаниями складывается маневрирование между стимулирующими мерами и сокращением расходов. За несколько лет работы на рынке предприятие обычно находит собственный рецепт успеха, следуя которому, может сохранять стабильно финансовое положение в период делового затишья.

Литература:

  1. Modelling Seasonality / Hylleberg, S. — Oxford University Press, 1992. — 476 p.
  2. Seasonality in hotels: revenue management strategies you should adopt / Burton, C. // TRG International Blog. — URL: http://blog.trginternational.com/trg-in-the-board-room/bid/186533/seasonality-in-hotels-revenue-management-strategies-you-should-adopt-to-change-with-the-weather (available at 01.05.18)
  3. Seasonality in tourism: issues and problems / Butler, R.W // In A. V. Seaton (ed.) Tourism — A State of the Art: discusses origins and causes of seasonality in tourism and their policy implications. Chichester: Wiley. — Pp.332–339.
  4. Айба, И. А. Анализ удовлетворенности и лояльности потребителей гостинично-туристских услуг // Управление и экономика в XXI веке. 2015. № 1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/analiz-udovletvorennosti-i-loyalnosti-potrebiteley-gostinichno-turistskih-uslug (дата обращения: 01.05.2018).
  5. Гатауллина, С. Ю., Долгалева, Л. М. О совершенствовании регионального маркетинга в сфере туризма (на примере Приморского края) // Интернет-журнал Науковедение. 2015. № 3 (28). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/o-sovershenstvovanii-regionalnogo-marketinga-v-sfere-turizma-na-primere-primorskogo-kraya (дата обращения: 01.05.2018).
  6. Конюхова В. А. Александровна Гостиничный рынок Владивостока: «звёзд» с неба не хватаем // Электронная версия газеты «Владивосток» № 2318 от 08.04.2008. URL: https://vladnews.ru/ev/vl/2318/9470/gostinichnyy_rynok (дата обращения: 01.05.2018)
  7. Кусков, А. С. Гостиничное дело. Учебное пособие. — М.: Дашков и Ко, 2009. — 328 с.
  8. Маленко, О. И. Повышение эффективности работы предприятия в период сезонного спада спроса на гостиничные услуги // Молодой ученый. — 2016. — № 26. — С. 345–348. — URL: https://moluch.ru/archive/130/36021/ (дата обращения: 04.05.2018).
  9. Мартышенко, Н.С., Катриченко, Е. Е. Новые возможности развития гостиничного и ресторанного бизнеса в Приморском крае // Экономика и предпринимательство. — 2013. — № 3 — С. 281–285.
  10. Низкий сезон — время эффективных решений // Деловой журнал «Современный Отель» № 12, 2015. URL: http://www.hotelexecutive.ru/article.php?numn=11823 (дата обращения: 04.05.2018).
  11. Фактор сезонности // CRE Россия #9 (92) от 01.05.2008. URL: http://www.cre.ru/news/3177 (дата обращения: 04.05.2018).
  12. Шматько, Л.П., Жолобова, Л.В., Ляшко, Г.И. и др. Туризм и гостиничное хозяйство. — Ростов-на-Дону: Издательский центр «Март», 2005. — 352 с.
Основные термины (генерируются автоматически): Приморский край, Владивосток, сезонность, гостиница, AZIMUT, гостиничная цепь, гостиничный бизнес, коллективное средство размещения, обучение персонала, период времени.


Похожие статьи

Особенности взаимосвязи экономического, экологического и социального эффектов инвестирования в сферу туризма

В статье рассмотрены проблемы эффективности инвестирования в сферу туризма с позиций взаимосвязи экономического, экологического и социального эффектов, формирующих устойчивое развитие. Представлены основные группы факторов, влияющие на эффективность ...

Влияние введения карантинных мер на областной ресторанный бизнес

В данной научной статье рассматривается влияние пандемии и введения карантинных мер на региональный ресторанный бизнес, а также описываются примеры оптимизации работы крупных ресторанных сетей в условиях вынужденного снижения потребительского спроса....

Анализ воздействия факторов внешней среды на современное предприятие

В данной статье показаны результаты анализов влияния внешних факторов на непосредственную деятельность предприятия, а также на дальнейшее его развитие. Были рассмотрены и представлены такие разделы, как «важность влияния экологических факторов на раз...

Факторы, влияющие на эффективность затрат в лесной промышленности

Данная статья посвящена актуальной проблеме учета факторов, влияющих на эффективность затрат при производстве продукции в лесной промышленности. В данной работе автором показаны основные тенденции продаж на рынке лесной промышленности, снижение объем...

Анализ мебельной отрасли Российской Федерации

В последние годы предприятия мебельной промышленности столкнулись с масштабными трудностями, вызванными кризисом в стране. Мебельные компании вынуждены приспосабливаться к новым условиям. В статье проведён анализ развития мебельного рынка в Российско...

Особенности транспортного обслуживания туристов в Норвегии

В статье представлен анализ транспортной системы Норвегии применительно к его использованию в туристических целях. Делается акцент на особенности функционирования транспорта в разных частях страны с уникальными физико-географическими характеристиками...

Проблемные аспекты федерального и регионального законодательства в сфере туризма в Российской Федерации

В статье проанализировано современное состояние отдельных аспектов правового регулирования туристской деятельности. Развитие туристической деятельности на современном этапе испытывает многочисленные трудности. Это характерно как для России в целом, т...

Мировой опыт инвестирования в железнодорожный транспорт

В статье дается краткий обзор форм, методов и источников инвестирования развития железнодорожного транспорта в Австралии, Франции и Великобритании. Выделяются общие и отличительные черты в способах инвестирования, принятых в разных странах. По мнению...

Политика ценообразования и расчета цены на предприятиях сервиса и туризма

Цена является очень важной экономической категорией для любой сферы деятельности, так как она сильно влияет на потребительскую мотивацию. В связи с тем, что сфера сервиса и туризма активно развивается и приносит высокий доход, все чаще встает вопрос ...

Особенности рекламы в сфере электронной коммерции

В современном обществе электронная торговля играет важную роль в становлении бренда. Интернет-торговля имеет большое количество преимуществ по отношению к традиционной торговле, а объем рынка электронной коммерции в секторе потребительских товаров по...

Похожие статьи

Особенности взаимосвязи экономического, экологического и социального эффектов инвестирования в сферу туризма

В статье рассмотрены проблемы эффективности инвестирования в сферу туризма с позиций взаимосвязи экономического, экологического и социального эффектов, формирующих устойчивое развитие. Представлены основные группы факторов, влияющие на эффективность ...

Влияние введения карантинных мер на областной ресторанный бизнес

В данной научной статье рассматривается влияние пандемии и введения карантинных мер на региональный ресторанный бизнес, а также описываются примеры оптимизации работы крупных ресторанных сетей в условиях вынужденного снижения потребительского спроса....

Анализ воздействия факторов внешней среды на современное предприятие

В данной статье показаны результаты анализов влияния внешних факторов на непосредственную деятельность предприятия, а также на дальнейшее его развитие. Были рассмотрены и представлены такие разделы, как «важность влияния экологических факторов на раз...

Факторы, влияющие на эффективность затрат в лесной промышленности

Данная статья посвящена актуальной проблеме учета факторов, влияющих на эффективность затрат при производстве продукции в лесной промышленности. В данной работе автором показаны основные тенденции продаж на рынке лесной промышленности, снижение объем...

Анализ мебельной отрасли Российской Федерации

В последние годы предприятия мебельной промышленности столкнулись с масштабными трудностями, вызванными кризисом в стране. Мебельные компании вынуждены приспосабливаться к новым условиям. В статье проведён анализ развития мебельного рынка в Российско...

Особенности транспортного обслуживания туристов в Норвегии

В статье представлен анализ транспортной системы Норвегии применительно к его использованию в туристических целях. Делается акцент на особенности функционирования транспорта в разных частях страны с уникальными физико-географическими характеристиками...

Проблемные аспекты федерального и регионального законодательства в сфере туризма в Российской Федерации

В статье проанализировано современное состояние отдельных аспектов правового регулирования туристской деятельности. Развитие туристической деятельности на современном этапе испытывает многочисленные трудности. Это характерно как для России в целом, т...

Мировой опыт инвестирования в железнодорожный транспорт

В статье дается краткий обзор форм, методов и источников инвестирования развития железнодорожного транспорта в Австралии, Франции и Великобритании. Выделяются общие и отличительные черты в способах инвестирования, принятых в разных странах. По мнению...

Политика ценообразования и расчета цены на предприятиях сервиса и туризма

Цена является очень важной экономической категорией для любой сферы деятельности, так как она сильно влияет на потребительскую мотивацию. В связи с тем, что сфера сервиса и туризма активно развивается и приносит высокий доход, все чаще встает вопрос ...

Особенности рекламы в сфере электронной коммерции

В современном обществе электронная торговля играет важную роль в становлении бренда. Интернет-торговля имеет большое количество преимуществ по отношению к традиционной торговле, а объем рынка электронной коммерции в секторе потребительских товаров по...

Задать вопрос