Основное содержание учебного процесса по русскому языку составляет работа с текстом. Цель данной работы — развитие навыков монологической речи, умения построить высказывание в устной и письменной форме. Особую роль в этом играет характер обучающего материала: его объём, оригинальность, ориентированность на будущую специальность. Как показывает практика, мотивацию изучения русского языка у студентов национальных групп составляет, прежде всего, его связь с будущей специальностью. Изучаемый материал должен быть связан с научными основами будущей специальности студентов. А это в свою очередь поддерживает и развивает интерес студентов к изучению языка. Отбирая тексты для работы в группах, преподаватель, прежде всего, обращает внимание на содержательную ценность материала с точки зрения цели данного вуза, учитывает его практическую полезность, то есть возможность использования данного материала студентами в дальнейшей научно-исследовательской работе, страноведческий аспект данного текста, что составляет фоновые знания студентов. В работе в группах научно-технических специальностей мы отбираем тексты и статьи по научно-технической проблематике, которые формировали и углубляли бы у студентов представления о достижениях науки и техники. Большую помощь в этом преподавателю могут оказать Интернет-материалы, научные журналы, газеты, учебники по специальности. В целях углубления страноведческих знаний преподаватель может предложить студентам статьи о русских ученых, достижениях российской науки. Рассмотрим некоторые приемы работы с профессионально-ориентированными текстами со студентами технических специальностей. К примеру, студентам даются тексты «Электротехника», «Космическая наука и научно-технический прогресс», «Интеллектуальные роботы» и другие. Какие же
этапы включает в себя работа по тексту? Как показывает практика, не всегда преподавателю удается строго расчленить этапы работ. Однако, каждый период обучения требует акцентирования внимания на том или ином навыке. Существует следующая, наиболее целесообразная, последовательность:
1) сжатие текста, тезирование, составление плана;
2) раскрытие плана, высказывание аргументаций, составление аннотаций;
3) реферирование, более подготовленные студенты могут составить рецензии.
Работу по тексту предваряют упражнения на антиципацию, то есть по заглавию текста студенты должны сформулировать свои мнения по содержанию текста. (Задания типа: «Прочитайте заголовок и скажите, о чем идет речь в тексте», или «Придумайте свой заголовок к тексту»). Затем предлагается по первым предложениям абзацев сформулировать рассматриваемые вопросы в тексте. Далее студенты читают выводы текста и формулируют содержание, предшествующее ему. Работа по прогнозированию текста сложна, поэтому совершенствованию данного навыка нужно уделять как можно больше внимания.
Первый этап работы — составление плана: студентам предлагается разделить текст на смысловые отрезки, сформулировать вопросы к каждому из них. Часто студенты сталкиваются с трудностями на данном этапе, так как не могут выделить в тексте главное и второстепенное, иллюстративный материал и аргументацию, не могут извлечь основную информацию.
Наш век характеризуется обилием информации, тем более актуальным становится стремление к лаконичности языка. Коммуникативные задачи обучения диктуют необходимость сокращения текстов докладов, статей, публикаций и т. д. Методика преподавания иностранных языков тоже уделяет этому большое внимание. Как выработать у студентов навыки сжатия информации, текста?
Для этого можно предложить задания типа:
- Выделите в тексте иллюстративную, описательную и аргументированную части;
- Выделите основные положения статьи;
- Попробуйте опустить иллюстративную, а затем и аргументированную части;
- Оставшуюся часть обобщите.
Следующий этап-тезирование. При составлении тезисов студенты должны произвести следующие операции:
1) разделить текст на смысловые отрезки;
2) выделить основную информацию;
3) записать выделенную информацию в виде кратких формулировок словами статьи или своими словами.
После работы по тезированию с одной статьей студентам можно предложить более сложную задачу — составить тезисы по заданной теме, опираясь на несколько статей по заданной проблеме. Для этого студенты должны просмотреть ряд статей по данной проблематике, то есть на основе суммы информации они составляют тезисы. Работу по составлению тезисов можно дополнить упражнениями следующего характера: «Прокомментируйте мысль, данную в тезисе», «Проиллюстрируйте примерами какое-либо положение статьи» и др.
Новая ступень работы над текстом-составление аннотаций и реферирование. На данном этапе целесообразны тренировочные упражнения, ответы на вопросы: «Какой характер носит статья?», «Из какой области науки дана информация в статье?», «Частные или общие вопросы в ней затронуты?». Студентам предлагаются различные виды аннотаций и модели языковых конструкций для её оформления.
Работа по составлению реферата также проводится в несколько этапов: общее ознакомление с текстом, выяснение его проблематики, анализ содержания текста, выделение главной части, обобщение извлеченной информации, языковая обработка материала.
Цель всей этой работы — научить студентов вести спор, правильно строить рассуждения, аргументировать свои мнения, опровергать положения спорящей стороны или соглашаться с нею. Нужно укреплять её связи с профилем специальности студентов, активно включать студентов в научно-исследовательскую работу. Тем самым создается прочная основа для развития интереса студентов к изучению русского языка.
Литература:
- Аркадьева О. М. Русский язык для студентов-иностранцев. — М., 1987.
- Мануэльян Ж. И. К вопросу об антиципации предмета сообщения. — М., 1982.