Приоритетный национальный проект: кредитование агропромышленного комплекса. Реализация проекта на территории Ульяновской области | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 14 декабря, печатный экземпляр отправим 18 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №10 (21) октябрь 2010 г.

Статья просмотрена: 51 раз

Библиографическое описание:

Волк, К. М. Приоритетный национальный проект: кредитование агропромышленного комплекса. Реализация проекта на территории Ульяновской области / К. М. Волк. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2010. — № 10 (21). — С. 63-65. — URL: https://moluch.ru/archive/21/2175/ (дата обращения: 04.12.2024).

Национальный проект развития АПК включает в себя ряд первоочередных мер, предпринимаемых Правительством Российской Федерации по борьбе с последствиями мирового финансового кризиса.

Общей целью реализуемой Правительством России и Центральным банком системы антикризисных мер является минимизация масштабов экономического кризиса и смягчение его последствий для населения и экономики. В общей сложности на реализацию антикризисных мер зарезервировано 10 трлн. рублей. Эта сумма формируется из средств Федерального бюджета, Центрального банка, резервных фондов.

Задача поддержки АПК заключается в восстановлении нормального процесса кредитования отрасли, завершении реализации инвестиционных проектов строительства животноводческих комплексов, а также – в переработке рекордного урожая зерновых.

Для компенсации затрат на приобретение ГСМ, кормов, удобрений в общей сложности было выделено 28 млрд. рублей.

Уставный капитал "Росагролизинга" пополнен на 25 млрд. рублей. Новые условия лизинга отменяют предоплату. Первый платёж будет вноситься через 12 месяцев после получения техники. Срок лизинга увеличен в полтора раза - с 10 до 15 лет.

Кредитование АПК обеспечено в объеме свыше 860 млрд. рублей, в том числе 400 млрд. рублей с использованием механизмов субсидирования процентной ставки. Из них – 70 млрд. рублей на завершение строительства животноводческих комплексов.

В постановлениях Правительства Российской Федерации, определяющих правила предоставления субсидий, предусмотрено, что субсидирование процентных ставок по кредитам и займам, привлеченным в российских кредитных организациях и сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах личными подсобными и крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, осуществляется в размере 95% ставки рефинансирования Центрального Банка России, но не выше 95% фактических затрат на уплату процентов. Причем с условием софинансирования из бюджета субъекта на уровне 5% ставки рефинансирования Центрального Банка России. Необходимо также, чтобы цели кредитов соответствовали целям, указанным в постановлениях Правительства РФ. Кроме того, существуют ограничения по объему субсидируемых кредитов: для КФХ – до 3-х млн.рублей по каждому виду кредита или займа; для ЛПХ – до 300 тыс.рублей по кредитам или займам до 2-х лет, до 700 тыс.рублей по кредитам или займам до 5 лет.

Кроме того, для  реализации этого механизма  сформирован специальный перечень техники и технологий, чтобы стимулировать покупку самого передового оборудования - в частности, комплексов по почвообработке, а также посевных механизмов. Это делается для того, чтобы селяне могли приобретать высокоэффективную технику.

Принято решение по новым квотам на импорт мяса птицы и свинины. Существенно повышаются тарифы на внеквотные поставки мяса. А объем тарифной квоты по такой позиции как мясо птицы - сокращается на 300 тыс. тонн.

Должны быть отрегулированы отношения сельхозпроизводителей с розничными торговыми сетями. Оплата поставок должна производиться в разумные сроки.

Выделено 7 млрд. рублей на льготное кредитование мясного и молочного животноводства. Еще 10 млрд. рублей направляется на компенсацию по кредитным ставкам остальным предприятиям АПК. 1,07 млрд. рублей выделено на поддержку кредитования организаций рыбохозяйственного комплекса, а также для модернизации и технического перевооружения рыбопромыслового флота.

Дополнительно капитализированы ОАО "Россельхозбанк" (45 млрд. рублей) и ОАО "Росагролизинг" (25 млрд. рублей). Это позволило увеличить объемы закупок сельскохозяйственной техники и оптимизировать кредитование сельхозпроизводителей.

 Интересы Российского Сельскохозяйственного банка в Ульяновской области достойно представляет Ульяновский региональный филиал. В течение 2008 года Ульяновский региональный филиал ОАО "Россельхозбанк" наращивал темпы развития, заданные в 2007 году, уделяя большое внимание обеспечению роста собственной ресурсной базы, развитию активных операций, за счет расширения партнерских отношений с клиентами, поддержания положительного имиджа Банка на территории области.

На протяжении 2009 года Ульяновский региональный филиал ОАО "Россельхозбанк" имел значительный запас ликвидности, значения норматива мгновенной и текущей ликвидности соответствовали значениям, установленным нормативными документами ОАО "Россельхозбанк".

За 2009 год Ульяновским региональным филиалом ОАО "Россельхозбанк" достигнуты следующие объемные показатели деятельности: Совокупный кредитный портфель по состоянию на 01.01.2010г. составил 4,4 млрд. руб. Абсолютный прирост общей срочной ссудной задолженности за 2009г. составил 2,2 млрд. руб., рост относительно начала года – в 2 раза. Совокупный объем собственной ресурсной базы филиала на 01.01.2010 составил 1,1 млрд. руб., рост за 2009 год произошел на 0,7 млрд. руб. или в 2,6 раза.

В «Россельхобанке» внедряется так называемая залоговая система кредитования покупки оборудования. В соответствии с ней сама приобретаемая техника на 90% становится обеспечением выдаваемых кредитов. Тем самым значительно расширяется доступ сельхозпроизводителей к технике.

Реализация всех вышеперечисленных мер позволит аграрному комплексу России в 2008-2012 годах выполнять государственную программу развития и наращивать объёмы производства животноводства и растениеводства.

И все-таки,  ключевую роль в поддержке агропромышленного комплекса играет

стабильная банковская система, необходимая для нормализации кредитования сельхозтоваропроизводителей.

В 2009 году общий объём кредитов ведущих банков для сельского хозяйства составил 866 миллиардов рублей. Это значительно выше, чем было в 2008 году. Кроме того, 200 миллиардов рублей определено на текущие расходы и сезонное кредитование. Эти суммы подразумевают кредитование разных сельхозпроизводителей: и крупных хозяйств, и фермерских, и крестьянских подворий. Причем, максимальная маржа банка была не более пяти процентов для этих кредитов.

Помимо этого, 200 миллиардов рублей выданы на долгосрочные кредиты, в том числе 83 миллиарда рублей на кредиты для крупных комплексов – по строительству крупных молочных комплексов, где срок кредитования составил не менее 15 лет (ранее это максимум 8–10 лет).

В Ульяновской области и без того сложное экономическое положение сельхозтоваропроизводителей усугубляется аномальными погодными условиями, которые наблюдались на территории региона все летние месяцы.

Губернатор Ульяновской области Сергей Морозов предложил ряд мер по поддержке сельхозпроизводителей в регионах, пострадавших от засухи. В текущем 2010 году в Ульяновской области была проделана значительная работа по расширению озимого клина. Под урожай текущего года озимые были посеяны на 350 тыс. га, что на 79 тыс. га больше предыдущего года.

Это позволяло рассчитывать на значительную прибавку урожая и достижение запланированного на 2010 год рубежа – получение 1,3 тыс. тонн зерна. Однако из-за засухи в целом ряде районов и хозяйств произошла гибель посевов, на общей площади 116,6 тыс. га. Урожайность снизилась более чем на 25%. Прямые затраты на погибшие посевы составили 551,7 млн рублей, ущерб от потери продукции – 1,7 млрд рублей".

С. Морозов выступил с предложениями по оказанию дополнительной помощи из федерального бюджета сельхозпроизводителям, понесшим ущерб от засухи.

Кроме выплат на компенсацию затрат по страхованию урожая, губернатор предложил предоставить сельхозпредприятиям регионов, пострадавшим от засухи, отсрочку по выплате кредитов, а также создать специальную государственную страховую компанию, которая будет заниматься страхованием урожая сельскохозяйственных культур.

Реализуя на практике предложения губернатора, на территории Ульяновской области кредиты, выданные сельхозпроизводителям, пострадавшим от засухи, будут пролонгированы на протяжении срока до первого года.

Еще одним из направлений реализации приоритетного национального проекта "Развитие АПК" является "Стимулирование развития малых форм хозяйствования на селе", в том числе развитие сельской кредитной кооперации. Кредитные кооперативы на селе способствуют развитию других форм кооперации, благодаря которым решаются проблемы сбыта и переработки продукции, производимой в хозяйствах населения, финансирования покупки сельскохозяйственной техники и замены оборудования. На данный момент в Ульяновской области 8 сельскохозяйственных потребительских кредитных кооперативов, причем по-настоящему действует один. Основной проблемой, тормозящей развитие кредитной кооперации в регионе, остается отсутствие залоговой базы для получения кредита. Для того чтобы решить ее, требуется вступление банка в кооператив в качестве ассоциированного члена или создание администрациями муниципальных образований залогового фонда.

В ноябре прошлого года произошли изменения в федеральном законодательстве. Они предусматривают, что все СПК, а также потребительские и кредитные сельхозкооперативы должны объединяться в ревизионный союз (РС). В случае отказа кооператив"отказник" подлежит ликвидации. Председателем наблюдательного совета ревизионного союза "Симбирский" был избран Рамиль Камильевич Таиров, генеральный директор НП "Центр содействия развитию предпринимательства"

Ревизионный союз необходим для проведения ревизий в хозяйствах области для помощи в ведении бухгалтерского учёта, оформлении различных документов, составлении договоров, участии в арбитражных судах и судах общей юрисдикции, проведение консультаций. На сегодня в союзе 48 кооперативов.

На данный момент в Ульяновской области действует единственный сельскохозяйственный потребительский кредитный кооператив (СКПК) 2-ого уровня - "Кузоватовский".  Всего же в области зарегистрировано 8 СКПК. "Кузоватовский" был организован 4 марта 2007 года в рамках национального проекта. На тот момент многих хозяйствующие субъекты имели проблемы в финансировании, высокая закредитованность. В него вошли 15 человек это фермеры, владельцы ЛПХ, пекари, переработчики мясной продукции и многие другие.  По Уставу любой член кооператива имеет возможность свой пай забрать, в случае выхода из кооператива.

СКПК «Кузоватовский» еще в 2007 году стал клиентом «Россельхозбанка», взяв 1 млн. руб. в кредит. Большая часть денег была использована на расширение хлебопекарни. К концу 2007 года кредитный портфель дошел до 5 млн. руб. В 2008 году «Кузоватовский» вышел на СПК, КФХ в Чертановке, Смышляевке и Хвостихе. Среди статей кредитования появились удобрения, ГСМ. В 2009 году кредитный портфель СКПК "Кузоватовский" вырос до 11 млн. руб. Экономический кризис затронул данный кооператив в меньшей степень лишь по той причине, что он функционирует «по замкнутому циклу».
К примеру,  кооператив помог производителям подсолнечника. В этом году подсолнечник принимали по бросовым ценам. Но и производители подсолнечника, и переработчики являются членами СКПК «Кузоватовский». В итоге отпуская цена подсолнечного масла получилась более чем конкурентноспособна — 30 руб., в то время как отпуская цена завода — 38 руб./литр. Реализация уже готового продукта происходит также через членов кооператива (пекарни, розничные торговые точки). Таки образом, цена реализации подсолнечника подскочила до 11200 руб. за тонну.

Таким образом, можно сделать вывод, что приоритетный национальный проект: кредитование агропромышленного комплекса реализуется на территории Ульяновской области. Однако остается нерешенная основная  проблема, тормозящая развитие кредитной кооперации в регионе - отсутствие залоговой базы для получения кредита. Для того чтобы решить ее, требуется вступление банка в кооператив в качестве ассоциированного члена или создание администрациями муниципальных образований залогового фонда.

 

Литература:

1.      Постановление Правительства Ульяновской области от 04 июня 2009 г. № 15/230 - П. "Об утверждении областной целевой программы "Развитие потребительской кооперации в Ульяновской области на период до 2012 года"

2.      Постановление № 168-Р от 25.05.2010 "О Порядке предоставления в 2010 году субсидий из областного бюджета Ульяновской области на компенсацию части затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей на уплату страховых взносов по договорам страхования в рамках реализации областной целевой программы «Развитие сельского хозяйства Ульяновской области» на 2008-2012 годы."

3.      Приказ Минсельхоза России от 19 февраля 2009 г. № 72 "Об утверждении методик определения страховой стоимости и размера утраты (гибели) или частичной утраты урожая сельскохозяйственных культур, урожая и посадок многолетних насаждений и ставок для расчета субсидий".

4.      Концепция областной целевой программы "Развитие потребительской кооперации в Ульяновской области на период до 2012 года" 

5.      Адуков Р.Х «Качество государственного управления как фактор оценки прогнозов иразвития АПК». АПК: экономика, управление. 2006г.

6.      www.gks.ru

 

 

 

 

 

В

.

 

Основные термины (генерируются автоматически): Ульяновская область, рубль, млрд, кредит, Ульяновский региональный филиал, кооператив, Ревизионный союз, агропромышленный комплекс, залоговая база, Российская Федерация.


Похожие статьи

Основные факторы по реализации стратегии индустриально-инновационного развития в регионах Казахстана

Разработка и реализация инвестиционных проектов в рамках региональной программы

Инновационное развитие малого бизнеса в регионе

Потенциал национальной инновационной системы для развития эколого-ориентированных инновационных процессов в экономике РФ

Перспективы использования механизма венчурного финансирования в целях развития региональной инновационной системы

Направления развития региональной инновационной инфраструктуры

Партнерство частного и государственного сектора как направление развития экономики регионов

Государственная поддержка предпринимательской деятельности в сфере мясомолочного производства

Стимулирование развития туристской индустрии Архангельского региона

Формирование инфраструктуры обеспечения малого бизнеса как условие развития российской экономики

Похожие статьи

Основные факторы по реализации стратегии индустриально-инновационного развития в регионах Казахстана

Разработка и реализация инвестиционных проектов в рамках региональной программы

Инновационное развитие малого бизнеса в регионе

Потенциал национальной инновационной системы для развития эколого-ориентированных инновационных процессов в экономике РФ

Перспективы использования механизма венчурного финансирования в целях развития региональной инновационной системы

Направления развития региональной инновационной инфраструктуры

Партнерство частного и государственного сектора как направление развития экономики регионов

Государственная поддержка предпринимательской деятельности в сфере мясомолочного производства

Стимулирование развития туристской индустрии Архангельского региона

Формирование инфраструктуры обеспечения малого бизнеса как условие развития российской экономики

Задать вопрос