Библиографическое описание:

Елькин С. Г. Экономическое поведение коммерческих организаций в рамках социологического подхода // Молодой ученый. — 2010. — №10. — С. 245-248.

Любые изменения, происходящие в экономике страны, неразрывно связаны с трансформацией экономического поведения хозяйствующих субъектов, которое должно быть адекватно современным условиям. Понимая под экономическим поведением некую систему социальных действий, связанных с использованием различных по функциям и назначению экономических цен­ностей (ресурсов), и ориентированных на получение прибыли (вознагражде­ния) от их обращения и рассматривая его (экономическое поведение) в качестве устойчивого и практического взаимодействия хозяйствующих субъектов, переходного элемента между макро- и микросредой общества, а также некоторого индикатора оценки экономической эффективности социальных процессов и явлений в экономике, имеет смысл говорить о причастности категории экономического поведения к социологическому знанию.

В современных условиях экономическое поведение хозяйствующих субъектов должно соответствовать принципам совершенной конкуренции. Однако, во всем мире, в том числе и в России, имеются коммерческие организации, действующие вне рамок установленных норм добросовестной конкуренции. Не желающие или неспособные, в силу тех или иных обстоятельств, вести бизнес в полном соответствии с установленными правовыми и этическими нормами, как в ситуации «выхода», так и в ситуации «голоса» они выбирают, пользуясь терминами Адама Смита, псевдорыночную модель экономического поведения.

Изучение псевдорыночных моделей экономического поведения хозяйствующих субъектов, анализ их особенностей позволит выявить тенденции экономического развития и предложить меры по совершенствованию механизмов пресечения псевдорыночного поведения в части выявления признаков псевдорыночного поведения с позиции социологии.

Коммерческие организации, представляя собой один из основных институтов современной экономической системы, являются, прежде всего, обособленным субъектом экономической дея­тельности, осуществляющим свои функции во внешней экономиче­ской среде.

Особенности коммерческой организации состоят в том, что, во-первых, она является организационно оформленной единицей; во-вторых, является юридически независи­мым экономическим агентом; в-третьих, выполняет особую функцию в экономике: покупает ресурсы с целью производства товаров и услуг, а также служит инструментом распределения ресурсов в экономике между альтернативными возможностями их использования; в-четвертых, существование и рост коммерческой организации обеспечивается за счет при­были, максимизация которой выступает либо как главная цель, либо как один из значимых критериев поведения данной коммерческой организации на рынке.

Формирование и функционирование экономики как социальный процесс предполагает изучение экономического развития в совокупности с другими сферами общественной жизни. Причем обозначенное взаимоотношение реализуется, в том числе, и через коммерческие организации как социальные субъекты, включенные не только в экономику, но и во все протекающие в обществе процессы - политические, юридические, культурные, демографические.

Следовательно, экономическое поведение коммерческих организаций как социальных субъектов представляет собой определенную активную силу, влияющую на развитие экономики, а также опосредованно воздействующую на развитие всех других подсистем общественной жизни, придающих развитию экономики социальный характер [1].

В контексте вышесказанного формирование эффективной экономической деятельности путем изменений причинных детерминант в механизме экономической активности коммерческих организаций следует рассматривать как главную цель управления экономическим поведением в современных условиях.

Автор в рамках данной статьи предлагает оперировать следующим определением: под экономическим поведением коммерческих организаций как социальных субъектов будем понимать некую систему социальных действий, обусловленных перебором экономических альтернатив с целью рационального выбора, т.е. выбора минимизации издержек и максимизации чистой выгоды.

Социологическое изучение экономического поведения коммерческой организации предполагает, что она является продуктом социальных отношений.

С позиций экономической социологии коммерческая организация является коллективным социальным субъектом, который осуществляет деятельность по производству товаров и услуг с целью удовлетворения общественных потребностей, посредством объединения трудовых вкладов и материально-технических ресурсов нескольких социальных организаций и социально-профессиональных групп, имеющих взаимозависимые интересы, и реализации общего интереса, состоящего в обеспечении эффективности социальных связей между всеми участниками ее деятельности [1].

В связи с тем, что понятие коммерческой организации закреплено на законодательном уровне, сами коммерческие организации следует отнести к институционализированным социальным субъектам.

Для выявления особенностей коммерческих организаций как социальных субъектов экономической деятельности автор предлагает использовать институциональный подход к объяснению организационного феномена. К объяснению природы коммерческой организации могут быть применены четыре основных теоретических подхода: неоклассический, бихевиористский, институциональный и предпринимательский.

Так, в классической и в неоклассической экономической теории под коммерческой организацией понимается, прежде всего, предприятие (производственная единица), которое рассматривается с позиций ресурсно-технологического подхода, где важнейшую роль играет производственная функция, а основная цель коммерческой организации - максимизация дохода (прибыли) [5].

Согласно бихевиористскому подходу не всегда цель коммерческой организации – максимизация прибыли, это может быть и получение удовлетворения [7], что обуславливает изучение поведения коммерческой организации и на основе этого поведения обобщать цели деятельности.

В рамках предпринимательского подхода коммерческую организацию и предпринимателя рассматривают как единое целое. Личность предпринимателя и его способности определяют успех коммерческой организации и ее поведение, при этом цель коммерческой организации будет зависеть от целей самого предпринимателя.

Институциональный подход к изучению коммерческой организации рассматривает ее в качестве некой совокупности контрактов или договоренностей между участниками процесса производства. Коммерческая организация является одним из основных социальных субъектов современной институциональной экономики.

Обращаясь к феномену псевдорыночного поведенческого института, отметим, что он обусловлен тем, что представление о рыночной координации в экономике искажено отсутствием адекватного знания и понимания рыночного поведения.

Понятие псевдорыночного поведения коммерческих организаций, подразумевающее под собой, в том числе, нарушение некоторых социальных норм, в данном ракурсе соотносится с понятием девиантности. Однако в социологии данное понятие традиционно используется по отношению к индивидам, не к организациям. Вопрос о применимости понятия девиантности к коллективным сущностям достаточно спорный. Тем не менее, на взгляд автора, данное понятие в контексте изучения экономического поведения коммерческих организаций, требует специального подробного рассмотрения. Собственно под девиантным поведением понимают поведение, не являющееся нарушением уголовного законодательства, то есть не являющееся противоправным, а просто не совпадающее с принятыми в обществе стандартами [3]. Применительно к предмету исследования – коммерческим организациям, девиантность можно рассматривать как нарушение нормативного порядка, довольно широкую область транзакций.

Автор предлагает рассматривать псевдорыночное поведение в качестве разновидности отклоняющегося экономического поведения, т.е. как девиантное экономическое поведение коммерческих организаций, которое может быть квалифицировано и как преступления, и как деяния, не преследуемые законом в силу их неурегулированности, выражающееся в максимизации доходов ценой минимизации трудовых затрат.

В исследовании псевдорыночного поведения коммерческих организаций можно предложить несколько подходов. Так, например, при моралистическом подходе следует зафиксировать внимание на негативной роли данного вида экономического поведения в обществе. Его вред и опасность заключается в отказе от труда, представляющего собой организованную и встроенную в систему социально–экономических и политических отношений деятельность [4].

С позиции, например, школы функционализма, на первый план следует выдвинуть такой аспект, как выяснение, каким требованиям системы удовлетворяет данный вид отклоняющегося поведения коммерческих организаций, какую роль он играет в поддержании системы как целого? В данном случае псевдорыночное поведение коммерческих организаций как отклоняющееся от официальных норм экономическое поведение обусловлено тем, что одни лишь формальные экономические отношения, закреплённые в законах и инструкциях, не могут обеспечить полнокровное функционирование всей экономической системы государства и объективно в любом обществе дополняются неформальными, одним из специфических видов которых и следует рассматривать псевдорыночное поведение.

Таким образом, псевдорыночное поведение коммерческих организаций является индикатором определенных экономических отношений, одним из проявлений связи между формальными и неформальными элементами экономической системы.

В любом обществе всегда существует несовпадение между заложенными в законодательстве правилами экономического поведения и негласными правилами данного поведения, скрытой системой правил, с помощью которых на практике разрешаются текущие экономические вопросы. Это обусловлено тем, что правила содержащиеся в «неофициальном кодексе экономического поведения», становятся необходимы в экономической практике. Установленная в государстве система права в силу заложенной в ней стабильности и защищенности от изменений в пользу коньюктурных интересов отдельных слоев и групп общества оказывается вследствие этого малоподвижной, не успевающей за реальными экономическими процессами, происходящими в обществе, что и определяет наличие негласных правил экономического поведения, где высока вероятность возникновения псевдорыночного поведения.

На взгляд автора, в отношении поведения коммерческих организаций, при исследовании наиболее правильным было бы ориентироваться на экологический подход в поведении компаний в институциальных средах с разным уровнем сложности [6].

Необходимость экологического подхода в науке, развития экологического сознания созрела естественным образом, и актуализируется сегодня насущными проблемами. В соответствии с данным подходом, «современная организация трактуется как сложное, комплексное образование, включающее несколько социальных популяций как носителей различных видов деятельности. В соответствии со сложным строением организаций невозможно рассматривать их отношения с внешней средой как с чем-то единым для всех элементов организации. Отсюда сама внешняя среда трактуется как сложная, быстро меняющаяся, составная и гетерогенная, являющаяся для каждого подразделения и каждой популяции в своем специфическом обличии» [9].

Развитие концепции организации как открытой системы заставило многих представителей науки пересмотреть точку зрения на организацию как на систему, имеющую точно зафиксированные границы [10].

Экологический подход в современных условиях обострения экологических проблем, когда рынок требует рационального хозяйствования и совмещения бизнеса с решением экологических проблем, пришел на смену постулату о базировании рыночной экономики исключительно на материальных интересах ее участников. Сегодня во многие коммерческие организации пришло понимание того, что своевременная политика осуществления экологически обоснованного подхода к бизнесу является своего рода капиталовложением, ориентированным, в том числе, и на завоевание обширного рынка.

В рамках рассмотрения псевдорыночного поведения коммерческих организаций с позиции экологического подхода следует отметить необходимость разработки специального инструментария реализации экологической страте­гии данных хозяйствующих субъектов, содержащего, в том числе, нормативные элементы, предполагающие разработку правил экологического поведения коммерческой организации, которые определяют ее общие обязанности по соблюдению экологических требований.

Итак, современная экономика порождает псевдорыночные факторы и мотивы поведения коммерческих организаций, негативные мутации экономических отношений, что говорит о том, что сложился рынок с серьезными деформациями, утвердилась квазирыночная система хозяйствования. Псевдорыночное поведение коммерческих организаций вызывает экономические деформации, ухудшает качество государственного регулирования, искажает связи между государством и хозяйствующими субъектами, также искажаются связи и между коммерческими организациями, в результате чего складываются квазирыночные отношения в экономике.

 

Литература:

1.                  Вешкурцева С.А. Комплексная модель эффективности коммерческих организаций // Антикризисное управление, 2003, № 5-6. С. 28-30.

2.                  Заславская Т. И., Рывкина Р. В. Социология экономической жизни: Очерки теории. Новосибирск: Наука. Сиб. отделение, 1991. 442 с.

3.                  Касьянов В.В., Нечипуренко В.Н. К 28 Социология права. Ростов н/Д: Феникс, 2001. 480 с.

4.                  Крупнов Ю. Возвращение труда // Журнал «Социальная педагогика»: деловой журнал для социальных работников и педагогов. М., 2007г. № 4. С.17-23.

5.                  Полонский С.Ю. Институциональный подход к теории современной корпорации // Проблемы современной экономики, N 2(22)

6.                  Радаев В.В. Популяционная экология организаций: как возникает разнообразие организационных          форм // Российский журнал менеджмента. Хрестоматия: организационная экология. Том 3, № 2, 2005. С. 99–108.

7.                  Саймон Г. Теория принятия решений в экономической теории и науке о поведении. //Теория фирмы /Под ред. В.М. Гальперина. СПб.: Экономическая школа, 1999. С.55

8.                  Старк Д. Гетерархия: неоднозначность активов и организация разнообразия // Экономическая социология. 2001. Т.2. №2. 115-132.

9.                  Щербина В.В. Что такое организационная экология? // Социологические исследования. 1993. № 2. С. 99-107.

10.              Hannan M., Freeman J. The Population Ecology of organization // AJS. 1977. V. 82. № 5. P. 185—210.

Основные термины (генерируются автоматически): коммерческих организаций, экономического поведения, коммерческой организации, поведения коммерческих организаций, поведение коммерческих организаций, псевдорыночного поведения, поведения коммерческой организации, псевдорыночного поведения коммерческих, экономическое поведение, социальных субъектов, цель коммерческой организации, коммерческие организации, псевдорыночное поведение, экономическое поведение коммерческих, экономического поведения коммерческой, экономического поведения коммерческих, псевдорыночное поведение коммерческих, трансформацией экономического поведения, категории экономического поведения, модель экономического поведения.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос