В статье рассматриваются современные аспекты правопонимания видов юридических лиц, а также возможность внесения изменений в действующее законодательство в сфере правового регулирования.
Ключевые слова: право, юридическое лицо, Конституция, публичное право.
На сегодняшний день существует несколько актуальных классификаций. Прежде всего, следует отметить, что юридические лица можно подразделить на коммерческие и некоммерческие. В основе данной классификации лежит цель создания юридического лица, и задачи его функционирования.
Организации коммерческого типа ставят перед собой цель, которая заключается в извлечении прибыли и могут распределять данную прибыль между своими участниками (учредителями). Организации некоммерческого типа не имеют указанной ранее основной цели, следовательно, не могут осуществлять распределение прибыли среди участников (учредителей) [1].
Отсутствие основной цели, направленной на извлечение прибыли не создает препятствий для некоммерческих организаций в части осуществления предпринимательской деятельности, если данная возможность предусмотрена в соответствии с учредительными документами и не создает препятствий уставным задачам и целям.
Второй критерий для классификации — организационно-правовая форма. Под данной формой понимается установленное в соответствии с законом структурное построение, характерное для юридического лица, определяющее оптимальный порядок учреждения лица, права и обязанности его учредителей, порядок в части управления и т. д. [2].
Перечень существующих организационно-правовых форм закреплен в ГК РФ и является исчерпывающим. Организации коммерческого типа могут быть созданы в следующем виде:
- хозяйственные товарищества (полные товарищества и товарищества на вере);
- хозяйственные общества;
- производственные кооперативы;
- унитарные предприятия (государственные и муниципальные).
Организационно-правовые формы, характерные для некоммерческих организаций, в соответствии с ГК РФ:
- общественная организация;
- религиозная организация;
- учреждение;
- фонд;
- потребительский кооператив;
- ассоциация (союз) [3].
Гражданское законодательство предусматривает создание партнерства некоммерческого типа, государственные корпорации, государственные компании, автономные некоммерческие организации, товарищества собственников жилья и торгово-промышленные палаты и др.
Кроме ГК РФ, организационно-правовые формы для некоммерческих организаций устанавливаются другими федеральными законами. Особенности, характерные для отдельных правовых форм организации юридических лиц закреплены в специальных законах.
Важный критерий для классификации — это характер прав всех участников в рамках отношений, связанных с юридическим лицом. Согласно данному критерию можно выделить три важнейшие группы юридических лиц:
- юридические лица, в которых учредители (участники) наделены вещными правами — учреждения либо унитарные предприятия. Данные юридические лица не наделены правом собственности на имущество, закрепленное за указанными лицами учредителем. Они обладают только правом хозяйственного ведения, либо правом оперативного управления.
- юридические лица, в рамках которых учредители (участники) обладают обязательственными правами. Сюда относятся:
- хозяйственные товарищества;
- хозяйственные общества;
- производственные и потребительские кооперативы.
Обязательственные права говорят о наличии права на получение прибыли, в результате осуществления деятельности и права на получение части имущества в результате ликвидации организации.
- некоммерческие организации, по отношению к которым учредители не обладают имущественными правами [4].
Мнения в научной сфере существенно разделились. Представители публично-правовых направлений предлагают закрепить особую категорию юридических лиц, в сфере публичного права, что является необходимым для отраслей данной группы. При этом исследователи не настаивают на обязательной фиксации соответствующего понятия в Гражданском кодексе РФ. Другие исследователи, как правило, в большей степени цивилист, данные идеи категорически отвергают. В. Ф. Яковлев говорит о том, что юридические лица представляют собой категорию частного права. Межотраслевой характер юридических лиц отрицают в своих исследованиях Г. Е. Авилов и Е. А. Суханов. Существует позиция, которая говорит о том, что участие в гражданском обороте государственных органов и других лиц, которые обладают властными полномочиями, необходимо урегулировать средствами и методами современного гражданского права [5].
Значимость имеющихся достижений в отечественной науке и практике гражданского права заключается в основном в том, что специально созданная для гражданского оборота конструкция, основанная на цивилистике, оказалась пригодной и эффективной для многих отношений публично — правового характера, а также для лиц, относящихся к категории публичного права.
Важно отметить, что данное явление в полной мере отражает не умозрительные представления отечественных ученых других отраслей, которые стремятся с другой позиции истолковать цивилистические определения и понятия, а потребности общества [6].
Таким образом, законодательство все чаще именует юридическими лицами определенные структуры, деятельность которых подвержена регулированию не со стороны гражданского права или регулируется данным правом в малой степени, не имеющей отношения к основному назначению, а иными правовыми отраслями.
В Гражданском кодексе РФ существует гл. 5, в которой идет речь об участии Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований в отношениях, которые регулируются законодательством гражданского цикла. В данной главе они не именуются юридическими лицами, но, чтобы участвовать в отношениях гражданско-правового характера, они должны обладать качествами юридического лица. Речь идет о конкретной ситуации, когда вопрос связан с принятием участия в них. Является очевидным, что согласно своей общественно-функциональной сущности, они не являются формированиями (образованиями), регулирование которых подвержено гражданскому праву.
Существуют различные общественные объединения (партии, профсоюзы, национально-культурные автономии и др.), органы (от министерств до районных отделений полиции), учреждения, которые обозначены в законах и подзаконных актах как юридические лица. Тем не менее, они в значительной степени отличаются от юридических лиц, которые составляют основной предмет в сфере регулирования гражданского права. Указанные ранее формации характеризуются иным назначением в обществе, иными задачами и функциями, а также иным порядком деятельности. Многие из указанных лиц, являются административными органами, и в отношениях с иными участниками отношений, руководствуются не диспозитивностью, а императивностью, в совокупности с субординацией. Основное сходство проявляется только в том, что и те, и другие именуются юридическими лицами [7].
Тем не менее, одни именуются таковыми с момента, когда происходит их регистрация в данном качестве, согласно общему порядку, а другие регистрируются на основании индивидуального акта вышестоящих органов, что не подлежат процессу регистрации.
Российская практика знакома с переходными формами и временными состояниями, когда коммерческие организации частного типа, по поручению публичных органов власти выполняют в установленных пределах ряд публичных функций, а организации, имеющие публичный характер, к примеру, бюджетные учреждения, в ограниченной мере осуществляют коммерческую деятельность.
Таким образом, взаимопроникновение частных и публичных правовых отношений — это одна из важнейших тенденций развития отечественного правового регулирования. На сегодняшний день во всех развитых странах, в рамках публичной сферы, в которых традиционно отсутствует равенство сторон, все чаще формируются элементы частного права, имеющие связь с использованием согласительных и договорных процедур.
Указанное в большей степени связано с объективными процессами развития экономических отношений рыночного типа и с демократизацией. В отечественном праве наиболее детально такие процессы отражаются в законодательстве, посвященном социальным вопросам, которое открывает широкие возможности для применения социальных контрактов.
Факт существования публичных и частных образований обосновывается тем, что данные образования являются необходимыми для современного общества. Многие образования руководствуются интересами публичного характера. Они созданы для подобного, другие же руководствуются частными интересами, но деятельность последних направлена на объективную службу общественным интересам, что следует учитывать [8].
Помимо характерных для цивилистики видов юридических лиц, в отечественном законодательстве юридическими лицами обозначено огромное количество органов, относящихся к публичной власти, в том числе органы РФ, субъекты РФ, муниципальные образования. Речь идет о новом элементе в понятии и классификации юридических лиц. Являясь юридическими лицами в соответствии с законами, актами Президента РФ, Правительства РФ и иными органами власти, они не подлежат процедуре регистрации в «реестре юридических лиц», который, не является единственным источником необходимой информации, касающейся юридических лиц.
Таким образом, существует множество форм юридических лиц, которые обладают признаками, полностью или частично выходящими за границы цивилистических характеристик.
Если признать имеющиеся различия между юридическими лицами, не только по организационно-правовым формам, необходимо пойти дальше и согласиться, с тем, что среди существующих юридических лиц, даже в случае, если они участвуют в отношениях гражданско — правового типа, есть лица, различающиеся не только на основании функциональных качеств, но и по характерной им сути правового содержания. Одни подлежат регулированию актами права частного характера и действуют преимущественно, а иногда полностью в области частного права, но реализуют свое социальное назначение в современном обществе [9].
Другие регулируются актами публичного права и действуют в сфере публичных отношений, но могут являться лицами частного права, если принимают участие в пределах, установленных законом, в отношениях гражданско-правовой сферы. Им являются свойственными формы создания, ликвидации и реорганизации.
Имущество анализируемых юридических лиц характеризуется особым статусом, часто оно находится в пользовании и т. д. Иной является судьба данной собственности после процесса ликвидации юридического лица в сфере публичного права, она не подлежит процедуре распределения между сотрудниками, либо членами объединения общественного характера.
По сравнению с юридическими лицами частного права, юридические лица, относящиеся к публичному праву в основном наделены не общей, а специальной правоспособностью. Является отличающейся организационная модель и субъектный состав. Определенные особенности имеет штатный состав в органах и учреждениях, относящихся к публичной власти. Имеются различия в организации общественных объединений, которые основаны на равноправии членов, без учета, внесенного данными субъектами капитала.
Следует отметить, что единый образ, характерный для юридического лица, который находится в основе концепции отечественного Гражданского кодекса РФ, в сложившихся условиях все больше погружается в противоречия и продолжает существовать в своеобразной абстракции. Отмеченное не означает, что обобщенные понятия создавать не нужно. Данные понятия необходимы как эффективный инструмент познания существующей реальности.
В анализируемой области она проявляется в том, что у юридических лиц имеется в сферах частный и публичный интерес. Каждому является присущим свое основное качество, неизменное по своему содержанию. В формах, являющихся смешанными, аналогично доминирует определенное качество.
К примеру, когда юридические лица в рамках частного права по велению публичной власти осуществляют публичные функции или в случае, когда органы государства участвуют в гражданско-правовых отношениях.
Обращаясь к основным характеристикам юридических лиц в современной цивилистике, существующим классификациям и возможностям их применения к «нетрадиционным» юридическим лицам, можно выделить триаду основополагающих положений:
- юридическое лицо является организацией;
- существуют государственные и негосударственные типы юридических лиц;
- юридические лица делятся на коммерческие и некоммерческие.
Обобщая имеющийся накопленный опыт в рамках законодательства, цивилистические, а также публично-правовые исследования, можно предложить параметры для общего понятия, характеризующего юридическое лицо, которое в полной мере охватит то, что по существу присуще и юридическим лицам частного права и публичного права. На основе данных параметров, можно сформулировать понятие «юридического лица».
В процессе моделирования определений считается возможным развить концепцию, которая основывается на том, что «юридическое лицо» — это признанное государством в данном качестве образование правового характера, обладающее различными организационно-правовыми формами и структурой управления, принимающее участие в гражданско-правовых и (или) публично-правовых отношениях, обладающее определенным имуществом на основании права собственности, пользования или иного основания, имеющее права и обязанности, а также несущее ответственность за решения и действия, которые им принимаются [10].
На основе такого исходного определения можно сформулировать понятие юридического лица публичного права.
Под ним понимается созданное либо некоммерческое образование, которое было признано государством таковым. Юридическое лицо публичн6ого права может иметь организационно-правовые формы, участвовать в различных социально-значимых целях в публично-правовых отношениях, применяя властные полномочия и принимающее в установленных законом случаях участие в гражданско-правовых отношениях, обладающее имуществом в установленном законе порядке, владеть, пользоваться и распоряжаться, а также лицо, имеющее права и обязанности и несущее ответственность за свои действия.
В завершении данного параграфа, необходимо отметить целесообразность закрепления в Конституции РФ понятия «юридическое лицо публичного права». Такие включения в Конституцию могут иметь не просто ориентирующее значение, в части гармонизации законодательства, а также правоприменительной практики, но и эффективное воздействие на все сферы жизнедеятельности страны.
Литература:
- Долинская В. В. Организационно-правовые формы хозяйствования: система и новеллы // Журнал российского права. 2016. № 1. С. 13–22.
- Гущин В. В. Понятие и классификация юридических лиц // Современный юрист. 2015. № 3. С. 20–28.
- Корякин В. М. Предпринимательское право в схемах: учебное пособие. М., 2016. С. 33.
- Хабриева Т. Я. Современные подходы к классификации юридических лиц (к 90-летнему юбилею В. Е. Чиркина) // Журнал российского права. 2014. № 10. С. 5–16.
- Турбанов А. В. Проблемы классификации юридических лиц: продолжение дискуссии // Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. 2011. № 7.
- Яковлев В. Ф., Талапина Э. В. Юридические лица и субъекты публичного права: в поисках правового баланса // Журнал российского права. 2016. № 8. С. 125–140.
- Суханов Е. А. О юридических лицах публичного права // Вестник гражданского права. 2011. № 2. С. 24.
- Михайлова М. Ю. Актуальные вопросы реформы гражданского законодательства о юридических лицах // Гражданское право. 2016. № 4. С. 11–14.
- Долинская В. В. Правовой статус и правосубъектность // Законы России: опыт, анализ, практика. 2012. № 2.
- Масленникова Л. В. Тенденции развития гражданского законодательства Российской Федерации о некоммерческих организациях // Власть Закона. 2014. № 3. С. 113–124.