Термин «физическое лицо» для описания индивидуального субъекта права является специально юридическим, в то время как «субъект» — это коллективное (организованное) образование, именуемое юридическим лицом. Под понятием «физическое лицо» следует понимать всех индивидуальных субъектов, пребывающих на территории государства: граждан РФ, иностранцев и лиц без гражданства.
Экономические отношения между государством и физическим лицом выявляются посредством принципа постоянного местопребывания (резидентства), с помощью которого лиц делят на имеющих постоянное место пребывания в конкретном государстве (резидентов) и не имеющих в нем постоянного местопребывания (нерезидентов).
Индивидуальные предприниматели в настоящее время составляют особую категорию субъектов налогового права, охватываемую понятием «физическое лицо». Индивидуальные предприниматели — это граждане, которые осуществляют предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и которые проходят в установленном порядке государственную регистрацию в качестве индивидуальных предпринимателей (п. 1 ст. 23 ГК РФ).
Налоговый кодекс РФ дает свое определение понятия «индивидуальный предприниматель», которое по своему значению несколько шире понятия, вытекающего из содержания действующего российского гражданского законодательства. В соответствии с п. 2 ст. 11 НК РФ «индивидуальный предприниматель» — это физическое лицо, зарегистрированное в установленном порядке и осуществляющее предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, а также частный нотариус, адвокат, учредивший адвокатский кабинет. Проанализировав действующее налоговое законодательство можно сделать вывод о том, что процесс налогообложения вышеуказанных лиц имеет свои особенности в отличие от налогообложения физических лиц, не обладающих статусом предпринимателя.
Любая отраслевая правосубъектность включает в себя два основных структурных элемента: правоспособность (то есть способность обладать правами и нести обязанности) и дееспособность (то есть способность самостоятельно осуществлять права и обязанности). Вследствие этого правосубъектность называется праводееспособностью или сравнивается с ней. У физического лица с момента рождения возникает налоговая правоспособность, что многократно было отмечено в юридической литературе. В соответствии с научными публикациями справедлив тот факт, что у налоговой дееспособности есть две основные функции: юридическая и социальная. Первая состоит в том, что средством реализации налоговой правоспособности физического лица является его налоговая дееспособность. С социальной стороны налоговая дееспособность выявляется в обеспечении личности возможности осуществления своих налоговых обязанностей перед государством и позволяет нести ответственность за неправомерное поведение. По достижении определенного возраста физического лица наступает дееспособность. [2]
Юридическое лицо — это субъект права, искусственно созданный для определенных целей по правилам, установленным законом, и в соответствии с законом признаваемый таковым государственной властью и всеми участниками гражданских правоотношений. [2]
Существует четыре основных признака юридического лица:
1) способность выступать в гражданском обороте от своего имени;
2) самостоятельная имущественная ответственность;
3) организационное единство;
4) имущественная обособленность. [2]
В приведённом определении юридического лица в ст. 48 ГК РФ указаны признаки соответствующей конструкции. Решающим из них является имущественная обособленность, которую выражает содержащееся в статье указание на то, что юридическое лицо «имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество». При этом под «обособленным имуществом» понимается в широком значении само имущество, включающее вещи, права на вещи и обязанности по поводу вещей. Имущественная обособленность находит своё конкретное выражение в том, что юридические лица в зависимости от их вида должны иметь либо самостоятельный баланс (коммерческая организация), либо самостоятельную смету (некоммерческая организация).
Вторым признаком юридического лица, включённого в его определение, является самостоятельная имущественная ответственность. Юридическое лицо «отвечает по своим обязательствам обособленным имуществом». Если другое не предусмотрено в учредительных документах или в законе, то ни учредители, ни участники юридического лица не отвечают по его долгам и точно так же юридическое лицо не отвечает по долгам учредителей или участников.
Самостоятельное выступление в гражданском обороте от своего имени является третьим признаком юридического лица. Это значит, что «юридическое лицо может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде». [2]
Наконец четвертым признаком является организационное единство. Из этого следует, что юридическое лицо владеет подходящей устойчивой структурой. Выступление юридического лица как единого целого реализуется тем, что во главе соответствующего образования стоят наделённые весьма определёнными полномочиями органы, которые осуществляют внутреннее управление юридическим лицом и действуют от его имени вовне. Юридическим лицом является только такое образование, которое удовлетворяет всем этим признакам. [2]
Российское юридическое лицо описано в Гражданском кодексе как организация. А любая организация лиц — это, прежде всего, сущность, которая создана с определенной целью. Это преследование каких-то интересов, которые могут быть различными в зависимости от многих факторов. И вот именно вариабельность целей дала предпосылку для появления разновидностей юридических лиц.
Гражданский кодекс РФ подразделяет юридические лица на виды по следующим трем критериям.
Во-первых, в зависимости от целей создания и деятельности различаются коммерческие и некоммерческие организации. Коммерческими называются такие юридические лица, целью которых является извлечение прибыли путем осуществления любой, не запрещенной законом деятельности. Некоммерческими называются организации, которые не преследуют извлечение прибыли в качестве основной цели и не распределяют полученную прибыль между участниками (ст.50 ГК). Следует отметить, что это деление иногда весьма условно, т. к. всем некоммерческим организациям разрешено заниматься предпринимательской деятельностью, при исполнении требования законодателя о том, что эта деятельность должна служить достижению целей, ради которых создана организация, и соответствовать этим целям (п.3 ст.50 ГК). Более того, в кодексе прямо записано, что доходы, полученные потребительским (некоммерческим) кооперативом от предпринимательской деятельности, распределяются между его членами (п.5 ст.116).
Некоммерческие организации могут создаваться в любых формах, предусмотренных законом. Действующим законодательством предусмотрено создание следующих видов некоммерческих организаций:
1) потребительский кооператив (ст.50, 116 ГК, Закон РФ от 19 июня 1992 г. «О потребительской кооперации в РФ».
При этом нужно учитывать, что деятельность всех видов сельскохозяйственных кооперативов, как потребительских, так и производственных, а также их союзов регулируется специальным Законом от 8 декабря 1995 г. «О сельскохозяйственной кооперации».
2) общественная организация (объединение), деятельность которых регламентируется ст.117 ГК, Законом от 12 января 1996 г. «О некоммерческих организациях», а также Законом от 19 мая 1995 г. «Об общественных объединениях», в котором перечислено пять видов общественных объединений: общественная организация (ст.8), общественное движение (ст.9), общественный фонд (ст.10), общественное учреждение (ст.11) и орган общественной самодеятельности (ст.12);
3) религиозная организация (ст.117 ГК, ст.6 Закона о некоммерческих организациях, Закон РСФСР «О свободе вероисповедания»);
4) фонд (ст.118, 119 ГК, ст.7 Закона о некоммерческих организациях);
5) учреждение (ст.120 ГК, ст.9 Закона о некоммерческих организациях);
6) объединение юридических лиц — ассоциация или союз (ст.121 ГК, ст. 11, 12 Закона о некоммерческих организациях);
7) некоммерческое партнерство (ст. 8 Закона о некоммерческих организациях);
8) автономная некоммерческая организация (ст.10 Закона о некоммерческих организациях).
Деятельность благотворительных организаций, которые чаще всего создаются в форме общественных организаций или фондов, регулируется также Законом от 11 августа 1995 г. «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях».
Во-вторых, Гражданский кодекс подразделяет юридические лица в зависимости от правового режима их имущества на три категории: субъекты права собственности (товарищества и общества, кооперативы и все некоммерческие организации, кроме учреждений); субъекты права хозяйственного ведения (государственные и муниципальные унитарные предприятия, дочерние предприятия) и субъекты права оперативного управления (федеральные казенные предприятия, учреждения).
Классификация юридических лиц по имущественному положению и целям деятельности имеет важнейшее практическое значение. Коммерческие организации наделены общей правоспособностью, т. е. могут заниматься любыми видами предпринимательской деятельности, не запрещенными законом. Однако учредители любой организации могут установить в ее учредительных документах ограничения на занятие отдельными видами деятельности либо указать исчерпывающий перечень этих видов. Кроме того, для осуществления некоторых видов деятельности, перечень которых может быть установлен только законом, требуется получение специального разрешения — лицензии (ст.49 ГК). Следовательно, коммерческая организация, в учредительных документах которой не содержится исчерпывающий перечень видов деятельности и нет никаких запретов, вправе требовать предоставления лицензии на занятие соответствующим видом деятельности, и ей не может быть отказано на том основании, что данный вид деятельности не упомянут в её уставе.
Все некоммерческие организации, а также унитарные предприятия и юридические лица, осуществляющие специфические виды деятельности, (например, банки, страховые компании и т. д.), могут осуществлять только такие виды деятельности, которые соответствуют целям их создания (ст. 49 ГК). Кроме того, субъекты права хозяйственного ведения и оперативного управления могут осуществлять права владения, пользования и распоряжения этим имуществом только в пределах, установленным законом, целями деятельности, заданиями собственника и назначением имущества (ст.296 ГК). В частности, государственное предприятие или учреждение не вправе распоряжаться находящимся на его балансе недвижимым имуществом (сдавать в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в совместную деятельность и т. д.) без согласия собственника этого имущества (ст.295 ГК).
В-третьих, юридические лица различаются в зависимости от того, сохраняют ли их учредители (участники) какие-либо права в отношении имущества созданной организации. Учредителем называется тот субъект (физическое или юридическое лицо), который создаёт данную организацию и передаёт ей в собственность, хозяйственное ведение или оперативное управление часть своего имущества. Фактически учредителем является лицо или лица, подписавшие учредительные документы создаваемого юридического лица. По этому критерию юридические лица подразделяются на четыре вида:
1) организации, на имущество которых учредители (участники) не сохраняют никаких прав (все виды некоммерческих организаций, за исключением некоммерческих партнёрств),
2) организации, в отношении имущества которых учредители (участники) сохраняют обязательственные права (товарищества и общества, кооперативы, некоммерческие партнёрства),
3) организации, в отношении имущества которых учредители сохраняют право хозяйственного ведения (дочерние предприятия),
4) организации, в отношении имущества которых учредители сохраняют право собственности (государственные и муниципальные унитарные предприятия, федеральные казённые предприятия, учреждения).
В зависимости от способов создания и целей деятельности правовая наука также подразделяет юридические лица на публичные и частные. К юридическим лицам публичного права принято относить те организации, которые создаются помимо воли частных лиц, путём издания правовых актов органами государственной власти и управления. Прежде всего это казна РФ (в лице Министерства финансов РФ), а также государственные (муниципальные) предприятия и учреждения, которые обычно создаются в соответствии с указами Президента, постановлениями Правительства, распоряжениями комитетов по управлению государственным имуществом и фондов государственного имущества. Так, в п.1 ст.115 ГК прямо говорится, что федеральное казённое предприятие образуется только по решению Правительства РФ.
Юридические лица частного права обычно образуются путём совершения учредителями гражданско-правовых сделок.
Учредители акционерных обществ, производственных и потребительских кооперативов, общественных организаций заключают между собой договор о совместной деятельности, цель которого состоит в осуществлении ими сообща единственной операции — создания и регистрации юридического лица.
В основе создания полных и коммандитных товариществ, обществ с ограниченной и дополнительной ответственностью, некоммерческих объединений юридических лиц (ассоциаций и союзов) и некоммерческих партнёрств лежит учредительный договор, посредством которого также могут создаваться негосударственные учреждения, фонды и автономные некоммерческие организации, если их учредителями являются двое или несколько физических (юридических) лиц. В соответствии с учредительным договором стороны (учредители) обязуются друг перед другом создать юридическое лицо, определяют порядок совместной деятельности по его созданию, условия передачи в его собственность (полное хозяйственное ведение или оперативное управление) своего имущества, порядок выхода из его состава и принятия в состав объединения новых участников и другие условия своего участия в деятельности данной организации. Если полученная юридическим лицом прибыль подлежит распределению между учредителями, они устанавливают порядок распределения этой прибыли. Одновременно с этим в договоре определяются условия и порядок распределения между учредителями убытков от деятельности организации (п. 2 ст. 52 ГК РФ). От договора о совместной деятельности учредительный договор отличается тем, что его действие не заканчивается после регистрации юридического лица, а продолжается на протяжении всего времени существования организации. Таким образом, учредительный договор, определяющий внутренние отношения между участниками объединения, действует параллельно с уставом, который в этом случае рассматривается как составная часть договора о создании юридического лица.
Наконец, последний критерий классификации по способу создания состоит в делении юридических лиц на организации (объединения, союзы) и учреждения.
Если же организация создаётся посредством договора о совместной деятельности, то состав её учредителей, как правило, не совпадает с числом будущих участников, которых обычно становится значительно больше (исключением из этого правила является акционерное общество закрытого типа, хотя и в нем с соблюдением требуемых процедур любой акционер может продать часть своих акций третьему лицу). [5]
Литература:
1. Гражданский кодекс Российской Федерации
2. Закон «О регистрационном сборе с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью, и порядке их регистрации» от 7 декабря 1991 года № 2000–1
3. Курс экономики: Учебник 2-е издание дополненное/Под ред. Б. А. Райзберга.-М.:Инфра-М,1999.-716с.
4. Федеральный закон от 5 августа 2000 г. № 118-ФЗ «О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах»
5. Федеральный закон от 29.12.95 № 222-ФЗ «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства»
6. Федеральный закон от 31.07.98 № 148-ФЗ «О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности»
7. ФЗ от 14 июня 1995г. № 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ»
8. Закон «О регистрационном сборе с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью, и порядке их регистрации» от 7 декабря 1991 года № 2000–1