Организация исследовательской деятельности школьников посредством интеллектуальной игры | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №23 (209) июнь 2018 г.

Дата публикации: 12.06.2018

Статья просмотрена: 183 раза

Библиографическое описание:

Фоменко, Е. В. Организация исследовательской деятельности школьников посредством интеллектуальной игры / Е. В. Фоменко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 23 (209). — С. 427-429. — URL: https://moluch.ru/archive/209/51225/ (дата обращения: 16.11.2024).



Получение опыта исследовательской деятельности (ИД) человеком еще при обучении в школе обусловливается на сегодняшний день в качестве одной из главных задач образования. В Федеральных государственных стандартах общего образования (ФГОС ОО) подчеркивается, что современное учебное заведение обязано наделять не только информацией, но и способами работы с ней. Обучающиеся обязаны научиться учиться, самостоятельно приобретать новые знания и использовать их на практике.

ИД обучающихся в современных условиях является приоритетным, социально и личностно важным видом активной, самостоятельной, познавательной деятельности, дает возможность реализовывать в школьной практике разные направления модернизации образования, содействует достижению личностных, метапредметных, предметных результатов обучения, характеризуемых ФГОС ОО [1].

Известен ряд трудов, посвященных проблеме формирования, организации ИД обучающихся разных ступеней образования (Е. Д. Андреева, Н. В. Гафурова, В. А. Далингер, А. В. Леонтович, А. С. Обухов, А. И. Савенков, и др.) [2].

На процесс становления школьника допускается оказывать воздействие 2-мя способами: при помощи усовершенствования образовательного процесса и при помощи проектирования внеучебной образовательной среды, содействующей формированию личностных качеств школьника, которые обеспечивают его исследовательские умения. В этой связи, в настоящее время актуальна проблема поиска обновленных технологий организации учебной и внеучебной ИД.

Следуя логике контекстного обучения, мы полагаем, что главной основной идеей при организации ИД обучающегося ее предельно возможную приближенность к предстоящей профессиональной деятельности школьника. В связи с этим, усвоение содержания учебных дисциплин, может быть, реализовано в условиях диалога, как в специальной дидактико-коммуникативной среде с помощью имитирования социально-ролевых и пространственно-временных обстоятельств будущей профессиональной деятельности. Это содействует развитию активной субъектной позиции школьника, позволяющей осознать недостаток собственных возможностей в любой определенной ситуации и потребность выхода за границы ранее известного, обращения к новому. Содержание образования выступает в данном случае, равно как объект практического освоения, анализа и сознательного выбора школьником.

Достигнуть этого, согласно нашему мнению, возможно включением в образовательный процесс подобных форм организации ИД, которые гарантировали бы личностное участие школьника в ходе проектирования его образования, к примеру, игровые формы. Игровые формы организации учебного процесса создают своеобразный микроклимат для развития творческих сторон интеллекта и исследовательской инициативности обучающихся.

Игровые формы организации образовательного процесса оказывались в поле зрения философов (работы Е. Финка, Й. Хейзинги, Х. Гадамера, Ф. Шиллера), дидактов (К. Д. Ушинский, С. Л. Рубинштейн), психологов (Д. Б. Эльконин, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, К.Гросс). Игра является общенаучным междисциплинарным понятием, которое широко используется в самых различных отраслях знания. Следует отметить, что нет единого определения содержания понятия «интеллектуальная игра», нет единого мнения относительно их природы и классификации. Тем не менее, в самом общем виде, под интеллектуальной игрой понимают индивидуальное или (чаще) коллективное выполнение заданий, требующих применения продуктивного мышления в условиях ограниченного времени и соревнования [2]. При этом игра имеет как конвергентную, так и дивергентную продуктивность с целью получения оцененного суждения о логичности (правильности) заданной ситуации, точности ответа или найденного решения. И в этом смысле мы разделяем точку зрения А. И. Савенкова о том, что процессе игры реализуется главная цель исследовательского обучения: «формирование у учащегося готовности и способности самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры» [3].

Апробировав выше сказанные идеи в образовательной практике МАОУ Лицей № 6 «Перспектива» при обучении школьников, мы убедились, что участие обучающихся в интеллектуальной игре позволяет расширить их знания в той или иной предметной области; выявить способности школьников в той или иной области и т. д. Кроме того, при таком активном включении обучающихся в поиск, исследование и решение значимых для них профессиональных проблем происходит развитие их исследовательской инициативности, восприимчивости к новому; формирование умений организации педагогического сопровождения ИД учащихся. В заключении хочется обратить внимание, что при разработке содержания игр важно, чтобы они основывались на профессионально ориентированном материале.

Таким образом, представленные идеи являются попыткой переориентации профессионально-педагогической подготовки с усвоения отдельных дисциплин, на формирование готовности обучающихся выбирать, осваивать и применять их содержание в будущей профессиональной деятельности.

Литература:

  1. Клещева И. В. Учебно-исследовательская деятельность учащихся при изучении математики как средство достижения новых образовательных результатов // Мир науки, культуры, образования. 2012. № 4. С.27–37.
  2. Кутас Э. А. Интеллектуальные игры как одна из форм игровой деятельности молодежи. Минск: БГУ, 2011. 145с.
  3. Савенков А. И. Путь в неизведанное: развитие исследовательских способностей школьников. М.: Генезис, 2005. 203с.
Основные термины (генерируются автоматически): образовательный процесс, будущая профессиональная деятельность, игровая форма организации, интеллектуальная игра.


Похожие статьи

Активизация учебной деятельности студентов посредством игрового взаимодействия

Активизация познавательной деятельности детей посредством экологических проектов

Организация исследовательской деятельности с использованием ИКТ при изучении окружающего мира

Развитие самооценки младших школьников посредством танцевальной терапии

Использование элементов дистанционного обучения при изучении математики в школе

Использования игры как средства развития произвольной памяти младших школьников с нарушениями интеллекта

Развитие интеллектуальной одаренности детей при обучении математике

Развитие устойчивого интереса подростков к урокам музыки через организацию проектно-исследовательской деятельности

Социализация детей с нарушением зрения посредством опытно-практической деятельности

Развитие способностей одаренных детей через олимпиадное движение (из опыта работы)

Похожие статьи

Активизация учебной деятельности студентов посредством игрового взаимодействия

Активизация познавательной деятельности детей посредством экологических проектов

Организация исследовательской деятельности с использованием ИКТ при изучении окружающего мира

Развитие самооценки младших школьников посредством танцевальной терапии

Использование элементов дистанционного обучения при изучении математики в школе

Использования игры как средства развития произвольной памяти младших школьников с нарушениями интеллекта

Развитие интеллектуальной одаренности детей при обучении математике

Развитие устойчивого интереса подростков к урокам музыки через организацию проектно-исследовательской деятельности

Социализация детей с нарушением зрения посредством опытно-практической деятельности

Развитие способностей одаренных детей через олимпиадное движение (из опыта работы)

Задать вопрос