Социономические средства развития коммуникативных навыков | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Социология

Опубликовано в Молодой учёный №23 (209) июнь 2018 г.

Дата публикации: 07.06.2018

Статья просмотрена: 174 раза

Библиографическое описание:

Коннова, М. В. Социономические средства развития коммуникативных навыков / М. В. Коннова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 23 (209). — С. 374-377. — URL: https://moluch.ru/archive/209/51085/ (дата обращения: 16.11.2024).



Значение развития коммуникативных навыков для лиц с ограниченными возможностями здоровья заключается в их ведущей роли в процессе освоения умения выстраивать отношения с социальным окружением, в овладении социальными ролями, в успешной социальной интеграции. Развитие коммуникативных навыков осуществляется путем целенаправленного воздействия с применением средств. Понятие «средство социальной работы» в социономической литературе рассматривается наряду с понятиями «формы», «приемы» и «методы». В широком понимании термин «средство», по мнению Е. И. Холостовой, определяется как приём, способ действия для достижения какой-либо цели. Средства социальной работы, отмечает Л. П. Кузнецова, классифицируются в соответствии с социальными технологиями, в которых они применяются, а именно:

– педагогические, направленные на изменения в сознании субъекта;

– управленческие, направленные на изменения в определённых участках социальной структуры и социальных организациях;

– макроэкономические преобразования, провоцирующие изменения в системе субъект-объектных отношений [3]. Исходя из представленной структуры социальных технологий, автор выделяет следующие средства.

Рис. 1. Классификация средств социальной работы (по Л. П. Кузнецовой)

Анализируя научные точки зрения на понятие «средства социальной работы», можно определить их как административные, социально-правовые, медико-социальные, психологические, педагогические и другие орудия, приспособления, действия, направленные на решение конкретной социальной проблемы с учетом имеющихся ресурсов и особенностей объекта.

Основываясь на направленности применения средств относительно лиц с ограниченными возможностями здоровья, Е. И. Холостова и Н. Ф. Дементьева дают следующую классификацию:

– средства, направленные на восстановление утерянного навыка;

– средства, направленные на развитие навыка [6].

Для выявления средств развития, необходимо перейти к определению термина «развитие». В социономической литературе понятие «развитие» рассматривается через призму «личность — в обществе» И. И. Мамайчук, П. Д. Павленком, М. Я. Рудневой, Л. И. Акатовым, Н. Ф. Басовым и другими.

Например, Л. И. Акатовым развитие рассматривается как процесс вхождения личности в социальную среду и интеграции в ней. Развитие личности — многоплановый процесс усвоения человеком общественно-исторического опыта, в ходе которого происходят постоянные изменения в физической, социальной, моральной и других сферах. Развивающая деятельностьтребует целенаправленного развивающего воздействия, в этом случае направлена на создание социально-психологических условий для развития личности.

Совокупность средств, действий и правил по их использованию автором обозначаются «приемами» воздействия на процесс развития. Для растущей личности, выделяются следующие средства:

– речевое воздействие (вербальная информация);

– неречевое воздействие (невербальная информация);

– вовлечение (ребенка или подростка) в специально организованную деятельность, с целью удовлетворения потребности в межличностном общении и самоутверждении [1].

Целостное психологическое развитие традиционно ориентировано на развитие познавательной, эмоциональной, волевой и социальной сфер личности. Также при выборе средств развития личности строго руководствуются учетом вида той ведущей психологической деятельности, которая соответствует возрастному периоду. Согласно данному положению Л. И. Акатовым приводятся развивающие средства, в основе классификации которых заложены виды деятельности: игровая, обслуживающая, трудовая, учебная деятельность, специальные развивающие занятия [1]. Систематизация средств развития, предложенная автором, сложно структурирована и включает также средства развития по типу оказываемой специалистом помощи:

  1. различные виды деятельности (игровая, учебная, трудовая и др.);
  2. психологическая помощь (психолого-профилактическая и просветительская работа, психологическое консультирование),
  3. специальная помощь (игротерапия, арт-терапия, музыкотерапия, библиотерапия, танцевальная терапия, сказкотерапия, куклотерапия);
  4. предметы материальной и духовной культуры (технические приспособления и оборудование, литература, произведения искусства, аудиовизуальные технические средства, средства массовой информации и др.).

В основе схемы развивающей работы можно представить задачи, выделенные Л. И. Акатовым, решаемые с помощью перечисленных средств.

Рис. 2. Развитие как целенаправленное воздействие

Таким образом, можно заключить, что деятельность по развитию свойств и качеств личности имеет свои средства, которые применяются для решения ряда задач, и дифференцируются в зависимости от выбранного инструмента помощи и вида деятельности, в которой участвует человек. Результатом проделанной работы выступает постепенное расширение опыта социальных отношений, приобретение эмоционального опыта.

Средства психологической помощи в развитии коммуникативных навыков различных клиентских групп в практике социальной работы рассматривались рядом авторов. Например, предметы духовной и материальной культуры как средство развития коммуникативных навыков в практике социальной работы рассмотрены Л. П. Храпылиной, Е. И. Холостовой, Ю. С. Моздюковой и другими. Культурный досуг может помочь освоить коммуникативные навыки, необходимые клиенту для адаптации в сложном социокультурном окружении. Е. И. Холостова утверждает, что социокультурная деятельность выступает важнейшим социализирующим фактором, научая людей общению, согласованию действий, восстанавливая самооценку [7]. Социокультурные средства значимы в активности лиц с ограниченными возможностями здоровья, имеющих те или иные дефекты, помогая компенсировать коммуникативные навыки, выполняя социализирующие функции.

Различные виды деятельности, такие как игра, труд, обучение рассматриваются О. С. Андреевой, Д. И. Лавровой, С. А. Беличевой и другими учеными. Игра рассматривается как деятельность, в которой воссоздаются социальные отношения между людьми вне условий непосредственно утилитарной деятельности. В процессе игры, отрабатывается навык контроля поведения. Трудовая деятельность как средство способствует развитию личности через отработку коммуникативных навыков и вовлечение человека в коллективные связи, тем самым повышая уровень его адаптации в социуме. Занятия даже простыми видами хозяйственно-бытового труда позволяет вступать в социальные связи с другими людьми в процессе научения и осуществления трудовой деятельности, делает возможным лучше ориентироваться в окружающей обстановке. Обучение как средство обеспечивает воспитание и социализацию личности, позволяет достичь цели развития коммуникативных навыков при создании образовательных условий и соответствующей среды.

Средства специальной помощи (игротерапия, арттерапия, музыкотерапия, библиотерапия, танцевальная терапия, сказкотерапия, куклотерапия) также рассматриваются теоретиками социальной работы как способы развития коммуникативных навыков. Игра как терапевтическое средство развивающего характера описана в работах Н. Ф. Басова, Е. И. Холостовой и других авторов. Театрализованная игра позволяет совершенствовать коммуникативные навыки, вербальные способности, понимать поведение других и предъявлять требования к своему поведению, используется для тренировки коммуникативных навыков через разыгрывание проблемных ситуаций и т. п.

Арт-терапевтические средства социальной работы для развития коммуникативных навыков рассматривают в своих трудах М. В. Киселева, Е. В. Белоусова, Л. Д. Лебедева и другие. Так, согласно мнению Л. Д. Лебедевой арт-терапия позволяет выражать чувства в социально-приемлемой форме, способствует взаимопринятию, эмпатии, решению вербальных проблем, позволяет проработать подавляемые мысли и эмоции, уменьшает негативные эмоциональные состояния [5].

Посредством инструментальной и вокальной импровизации открывается возможность интерпретировать невербальную коммуникацию и стабилизировать эмоциональное состояние. Преимущественно групповая форма музыкальной терапии, способствует преодолению последствий длительной социальной депривации детей, приобретению ими коммуникативных навыков.

Танцевально-двигательная терапия рассматривается в трудах В. В. Козлова, А. Е. Гиршона, Н. И. Веремеенко, по мнению авторов, танец отражает личностные особенности и поведенческие модели человека, структуру и характер его межличностных коммуникаций, то есть отношения к себе, другим и своему месту в мире [2]. Танцевально-двигательная терапия как проекция различных социальных ситуаций, позволяет научиться адекватному восприятию себя и других, расширить спектр поведенческих возможностей.

Акцентируется внимание на нацеленности сказкотерапии на развитие самосознания человека, В. И. Вачков полагает, что это способствует установлению контакта с окружающими, взаимопониманию, взаимопринятию и личностной рефлексии. Д. А. Кузьмин среди многочисленных задач, решением которых выступает сказкотерапия, выделяет развитие вербальных коммуникативных навыков, выстраивание взаимоотношений с людьми [4]. Сказкотерапия способствует снятию внутренних барьеров личности, проявляемых в коммуникативном контакте, выраженных в трудности эмпатии, самовыражения, вступления в контакт, самоконтроля, вербальные и невербальные трудности и др. Их наличие накапливает негативный коммуникативный опыт и затрудняют развитие личности как субъекта общения.

Каждое средство имеет свои особенности, поэтому необходимое профессиональное воздействие будет достигнуто лишь с учетом их специфики.

Рис. 3. Средства развития коммуникативных навыков

Приведенные подходы отражают многочисленные позиции авторов к проблеме выделения средств развития коммуникативных навыков. Многообразие средств свидетельствует о том, что их применение будет варьироваться в связи с характеристиками клиентских групп. Таким образом, социономические средства развития коммуникативных навыков представлены широким спектром педагогических, социально-психологических и других орудий, приспособлений, действий, решающих задачу привития, сохранения, совершенствования и развития личностных свойств и качеств, необходимых для успешного вхождения индивида в систему социальных отношений.

Литература:

  1. Акатов Л. И. Психологические основы социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями жизнедеятельности. — М.: Просвещение, 2002. — 448 с.
  2. Козлов В. В., Гиршон А. Е., Веремеенко Н. И. Интегративная танцевально-двигательная терапия: коллективная монография. — М., 2005–392 с.
  3. Кузнецова Л. П. Основные технологии социальной работы. — Владивосток: Изд-во ДВГТУ, 2002. — 92 с.
  4. Кузьмин Д. А. Сказкотерапия как метод культурно-психологического воздействия на личность: история и эволюция // Вестник МГУКИ. — 2015. — № 5 (67). — С. 159–164.
  5. Лебедева Л. Д. Практика арт-терапии: подходы, диагностика, система занятий. — СПб.: Речь, 2003. — 256 с.
  6. Холостова Е. И., Дементьева Н. Ф. Социальная реабилитация. — М.: Дашков и Ко, 2002. — 340 с.
  7. Холостова Е. И. Социальная работа с инвалидами: Учебное пособие. — М.: Дашков и Ко, 2006. — 240 с.
Основные термины (генерируются автоматически): социальная работа, средство, навык, развитие личности, средство развития, ограниченная возможность здоровья, развитие, психологическая помощь, специальная помощь, танцевальная терапия.


Задать вопрос