Исследование процесса формирования духовно-нравственных качеств у участников образовательного процесса | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 13 марта, печатный экземпляр отправим 17 марта.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №22 (208) июнь 2018 г.

Дата публикации: 04.06.2018

Статья просмотрена: 94 раза

Библиографическое описание:

Горшкова, Д. О. Исследование процесса формирования духовно-нравственных качеств у участников образовательного процесса / Д. О. Горшкова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 22 (208). — С. 308-309. — URL: https://moluch.ru/archive/208/51006/ (дата обращения: 28.02.2021).



Основы духовно-нравственного воспитания содержатся в Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России». Она определяет характер современного национального воспитательного идеала, систему базовых национальных ценностей, цели и задачи духовно-нравственного развития и воспитания детей и молодежи, основные социально-педагогические условия, принципы духовно-нравственного развития и воспитания учащихся. Понятие «нравственность» рассматривали С. И. Ожегов, В. А. Сухомлинский, И. С. Марьенко, М. Г. Яновская, Б. Т. Лихачев, А. С. Макаренко, Л. А. Григорович.

Вопросы духовно-нравственного развития, воспитания, совершенствования человека волновали общество всегда и во все времена. Особенно сейчас, когда профессия «педагог» потеряла свою актуальность и престиж, когда Россия переживает один из непростых исторических периодов.

Нравственная деградация, прагматизм, утрата смысла жизни и культ потребления, те характеристики, которые свидетельствуют о духовном кризисе общества и утрате духовного здоровья личности. Общество, ориентированное на максимальное потребление материальных благ и преобразование окружающего мира для более полного их удовлетворения, личности — интеллектуально развитого и технически образованного, но неспособного к подлинно человеческим отношениям и духовно отчужденного от мира природы и человеческой культуры.

И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, в разрушении личности. Материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме [2, С.46]. Сегодня подрастающее поколение часто обвиняют в бездуховности, безверии, агрессивности, поэтому проблема духовно-нравственного воспитания так актуальна.

Одним из главных «факторов» результативности процесса духовно- нравственного воспитания подрастающего поколения является педагог как носитель духовных ценностей. Проблема духовно-нравственного здоровья педагога как основы его профессиональной культуры остается актуальной вот уже не одно тысячелетие.

В процессе воспитания духовности у детей важную роль играет личность учителя. Подобное воспитывается подобным. Личный пример учителя — вот главное, чему верят дети. Только через личный духовно-нравственный пример учитель может раскрыть в своих учениках духовно-нравственные качества. Чтобы учить не только словом, но и делом, необходимо учителю и самому следовать духовно-нравственным принципам, быть примером для подражания ученикам.

Педагогам необходимо сформировать у детей общечеловеческие ценности, такие как любовь к матери; патриотизм; любовь к Родине; свобода воли; добро и зло; самовоспитание; добродетель; совесть; надежда.

На базе МБОУ СОШ № 81 была проведена деловая игра «Роль учителя вдуховно-нравственном становлении личности школьника». В которой было освещение проблемы негативного изображения роли современного учителя в некоторых СМИ. Осмысление места учителя в российской системе образования, зависящего от социального запроса, от советской системы образования до наших дней. Рассмотрение главенствующей роли учителя в нравственном воспитании подрастающего поколения на протяжении истории человечества, в том числе, и в российской истории. Рассмотрение важнейших аспектов эффективного взаимодействия семьи и школы в формировании личности будущего гражданина. Определение уровня воздействия каждого субъекта социума на духовно-нравственное становление личности школьников в век информационных технологий. Рассмотрение важнейших аспектов педагогического сотрудничества учителя и учащихся в духовно-нравственном становлении личности.

Нами проведено анкетирование среди 7–11 классов о роли учителя в этом процессе. Приоритетное влияние оказывают педагоги предметов гуманитарного цикла, однако ценные нравственные качества формируются и на остальных учебных предметах.

Так же провели экспресс-диагностику, используя методику «Колесо жизненных ценностей», в ходе которой участники оценили влияние различных факторов, компонентов, субъектов на духовно-нравственное становление личности по десятибалльной шкале. Обобщенный результат был наглядно представлен в виде циклограммы.

Участникам было предложено отразить на схемах, рисунках ответы на вопросы, возникшие в процессе работы:

  1. Какие качества современного учителя влияют на духовно-нравственное становление личности ученика?
  2. Какие источники нравственного опыта включает в себя система воспитания на современном этапе?
  3. Какие базовые ценности необходимо формировать у современных школьников?

В перспективе нашего исследования учёт мнений администрации школы и родителей.

В заключение следует отметить, что здоровое и благополучное общество состоит из здоровых и благополучных граждан. Для поворота ребенка к духовности учитель сам должен стать носителем высших духовных ценностей. Первый шаг на этом пути — понимание недостаточности своего культурного кругозора. Следующим шагом должна стать попытка изменить свой внутренний мир, наполнив его новым содержанием. Необходимо дать толчок личностному саморазвитию [1, С.26]. Мы планируем проведение тренингов по личному развитию (мечты, цели, планы), решение кейсов и внутренний конкурс «Личность года».

Литература:

  1. Лихачев А. Духовно-нравственная жизнь в категориях психологии / А.Лихачев // Московский психотерапевтический журнал. — 2005. — № 3.
  2. Хуторской А. В. Личностно-ориентированное направление модернизации образования в российской школе. \\ Ученик в обновляющейся школе. М., 2002.
Основные термины (генерируются автоматически): духовно-нравственное развитие, подрастающее поколение, духовно-нравственное воспитание, духовно-нравственное становление личности, нравственное воспитание, современный учитель, ценность.


Похожие статьи

Роль учителя в духовно-нравственном воспитании...

Ключевые слова: духовно-нравственное воспитание, духовно-нравственное развитие

Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения является первостепенной

В связи с этим задача духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения имеет...

Проблемы духовно-нравственного воспитания школьников...

нравственное воспитание, духовно-нравственное воспитание, подрастающее поколение, нравственность, ребенок, действие, воспитание, окружающий мир, нравственный выбор, духовность.

Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения...

нравственное воспитание, духовно-нравственное воспитание, подрастающее поколение, нравственность, ребенок, действие, воспитание, окружающий мир, нравственный выбор, духовность.

На пути духовно-нравственного воспитания подрастающего...

подрастающее поколение, духовно-нравственное воспитание, духовно-нравственное развитие, Воспитание, Российская Федерация, ценность, образовательно-воспитательный процесс...

Семья и нравственное воспитание подростков в современных...

Формирование нравственных ценностей подростков на... Становление духовно-нравственной личности.

Духовно-нравственное становление детей и молодежи, подготовка их к самостоятельной жизни есть важнейшая составляющая развития общества и...

Воспитание у школьников семейных духовно-нравственных...

На современном этапе развития национального образования наиболее важным видится воззвание к духовному смыслообразующему фундаменту ориентации личности в концепции ценностей общества...

Духовно-нравственное воспитание современного младшего...

Обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России является ключевой задачей современной государственной политики Российской Федерации.

Духовно-нравственные ценности — основа деятельности учителя

Данная статья об особенностях духовно-нравственного воспитания на современном этапе развития общества. Ключевые слова: воспитание, духовно-нравственные ценности. Актуальность данного исследования заключается в том...

Роль нравственного воспитания в формировании всесторонне...

нравственное воспитание, нравственная воспитанность, нравственное воспитание школьников, подрастающее поколение

Формирование нравственных качеств учащихся... В процессе развития личности ребенка, огромную роль играет нравственное воспитание.

Похожие статьи

Роль учителя в духовно-нравственном воспитании...

Ключевые слова: духовно-нравственное воспитание, духовно-нравственное развитие

Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения является первостепенной

В связи с этим задача духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения имеет...

Проблемы духовно-нравственного воспитания школьников...

нравственное воспитание, духовно-нравственное воспитание, подрастающее поколение, нравственность, ребенок, действие, воспитание, окружающий мир, нравственный выбор, духовность.

Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения...

нравственное воспитание, духовно-нравственное воспитание, подрастающее поколение, нравственность, ребенок, действие, воспитание, окружающий мир, нравственный выбор, духовность.

На пути духовно-нравственного воспитания подрастающего...

подрастающее поколение, духовно-нравственное воспитание, духовно-нравственное развитие, Воспитание, Российская Федерация, ценность, образовательно-воспитательный процесс...

Семья и нравственное воспитание подростков в современных...

Формирование нравственных ценностей подростков на... Становление духовно-нравственной личности.

Духовно-нравственное становление детей и молодежи, подготовка их к самостоятельной жизни есть важнейшая составляющая развития общества и...

Воспитание у школьников семейных духовно-нравственных...

На современном этапе развития национального образования наиболее важным видится воззвание к духовному смыслообразующему фундаменту ориентации личности в концепции ценностей общества...

Духовно-нравственное воспитание современного младшего...

Обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России является ключевой задачей современной государственной политики Российской Федерации.

Духовно-нравственные ценности — основа деятельности учителя

Данная статья об особенностях духовно-нравственного воспитания на современном этапе развития общества. Ключевые слова: воспитание, духовно-нравственные ценности. Актуальность данного исследования заключается в том...

Роль нравственного воспитания в формировании всесторонне...

нравственное воспитание, нравственная воспитанность, нравственное воспитание школьников, подрастающее поколение

Формирование нравственных качеств учащихся... В процессе развития личности ребенка, огромную роль играет нравственное воспитание.

Задать вопрос