Анализ конкурентной среды авиакомпании «Аэрофлот» | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №22 (208) июнь 2018 г.

Дата публикации: 01.06.2018

Статья просмотрена: 22973 раза

Библиографическое описание:

Юткина, А. С. Анализ конкурентной среды авиакомпании «Аэрофлот» / А. С. Юткина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 22 (208). — С. 466-471. — URL: https://moluch.ru/archive/208/50893/ (дата обращения: 16.11.2024).



Ключевые слова: коэффициент платежеспособности, собственный капитал, SWOT, SPACE, авиакомпания, «Аэрофлот».

1. Общая информация о компании.

ПАО «Аэрофлот — российские авиалинии» — это самая крупная российская авиакомпания, национальный перевозчик РФ. Дата основания — 17 марта 1923 года. В состав ПАО «Аэрофлот» входят авиакомпании: «Аврора», «Победа», «Россия» и самая крупная — «Аэрофлот».

2. Анализ конкурентной среды

Метод Портера:

1. В рамках первой конкурентной силы Соперничества между существующими компаниями в отрасли деятельность компаний оценена по таким критериям, как пассажиропоток, чистая прибыль компании (в том числе от продаж). Заметно, что пассажиропоток компании «Аэрофлот» в отрасли значительно превышает значение этого показателя у других авиакомпаний. (Рисунок 1).

Рис. 1. Пассажиропоток

По показателю чистой прибыли компания Аэрофлот также лидирует.[1] (Рисунок 2).

Рис. 2. Чистая прибыль авиакомпаний

Исследуемая компания имеет больше всего филиалов, что говорит об известности бренда компании и доверии ему.

2. Второй конкурентной силой является угроза со стороны компаний, предоставляющих услуги по перевозке пассажиров, в различных отраслях. Для анализа данной силы выбрана отрасль ж/д пассажироперевозок. Деятельность компаний в данных отраслях оценена по таким показателям, как пассажиропоток. По показателю видно, что компания Аэрофлот занимает далеко не лидирующие позиции по данному показателю, а уступает отрасли ж/д пассажироперевозок, несмотря на то, что чистая прибыль у авиакомпании выше. (Рисунок 3).

Рис. 3. Пассажиропоток

3. Компания «Аэрофлот», входящая в состав ПАО «Аэрофлот», имеет больше всего рынков сбыта среди компаний в авиаотрасли. Компания имеет патенты, а значит, это также составит препятствие ко входу новых фирм в отрасль.

4. Компания имеет достаточно большое количество поставщиков и топлива, и авиатранспорта, поэтому она может всегда выбирать поставщика, предоставляющего более дешёвые или более качественные ресурсы.

5. Анализируемая компания «Аэрофлот» имеет клиентов, которые доверяют бренду компании. Однако угроза со стороны услуг–заменителей высока, что может помешать компании постоянно удерживать лидерские позиции по перевозке пассажиров. Более того, стоимость услуг авиакомпании значительно выше стоимости услуг в других отраслях.

SWOT–анализ

Таблица 1

SWOT-анализ

1.Сильные стороны:

Поддержка со стороны государства, так как компания является государственной.

—Ведущий авиационный перевозчик РФ;

—Увеличение компании (Компания купила «Трансаэро» в 2015 году);

—Соответствие высшим международным стандартам обеспечения безопасности, самый высокий уровень безопасности в РФ;

—Выгодное географическое положение (г. Москва, аэропорт «Шереметьево»), высокая пропускная способность аэропорта;

—Высокое качество оказываемых услуг;

—Самый «молодой» авиапарк в РФ;

—Устойчивое финансовое положение;

—Программа социальной ответственности;

—Программа экологической политики;

—Дополнительная потребительская ценность за счет узнаваемости бренда;

—Единая информационная система;

—Официальный перевозчик ЦСКА и Manchester United;

—Появление рейсов в города — организаторы Чемпионата мира по футболу 2018 FIFA в России (тариф для болельщиков Сборной России — 5 руб.).

2.Возможности:

Увеличение в потребности авиаперевозок в РФ;

— Увеличение присутствия на рынке;

— Возможность взятия основных средств (самолетов) в лизинг, что уменьшает налоги и расходы на ремонт;

—Расширение географии полетов.

3.Слабые стороны:

Дефицит и большая текучесть кадров (летный состав);

—Неэффективная эксплуатация некоторых линий, уступка местным авиалиниям;

—Высокие цены на билеты, с учетом потребительских возможностей граждан РФ;

—Новые правила перевозок багажа, введенные в 2018 году.

4.Угрозы:

Конкуренция со стороны западных перевозчиков;

—Увеличение конкуренции со стороны авиакомпаний РФ;

—Высокие цены на топливо;

—Недостаточная поддержка авиапрома со стороны государства. (компании приходится покупать авиатопливо на внешних рынках в то время, как наша страна является экспортером энергоресурсов. Это связано с высокими внутренними ценами и отсутствием реакции властей.)

—Валютные риски для компании.

SPACE–анализ.

Данным способом мы анализировали ПАО «Аэрофлот» целиком, а не одну компанию. Но так как компания «Аэрофлот» имеет наибольшую прибыль и большую доли, то результат анализа можно применить и к отдельно взятой компании.

Эта позиция может быть консервативной, агрессивной, оборонительной. Позиция выявляется при нестабильном положении рынка и конкурентных преимуществах товара.

При анализе были подсчитаны следующие показатели[2]:

‒ Рентабельность инвестиций (формула для авиакомпаний)

ROI=ЧП/ЧА=29 %

‒ Финансовая автономия — отношение собственного капитала ко всем активам

Стр.1300/стр.1600=0,47, что меньше нормы (>=0.5), что свидетельствует о недостаточной степени независимости организации от заемных источников.

‒ Коэффициент платежеспособности

Коэффициент платежеспособности по балансу = Стр.1300 Форма 1 / (Стр.1520 Форма 1 + Стр.1510 Форма 1 + Стр.1550 Форма 1 + Стр.1400 Форма 1) = 0,47 (норма 0,5–0,7)

‒ Финансовый рычаг — отношение заемного капитала к собственному

Стр.1300/стр.1600=1,1 (норма >=1)

‒ Рентабельность производства — отношение прибыли от продаж к себестоимости продаж.=Стр.2200/стр.2120=0,045, что меньше показателя за 2016 год.

Уменьшение может указывать на:

  • повышение себестоимости продукции,
  • ухудшение качества продукции,
  • ухудшение использования производственных фондов.

‒ Рентабельность реализованной продукции — отношение прибыли от продаж к выручке=(Стр.2200/стр.2110)*100 %=3,9 %, что ниже уровня прошлого года.

‒ Степень использования основных производственных фондов. Фондоотдача =стр.2110/((стр.1150н.г+стр.1150к.г.)/2)=24,5 (уменьшилась по сравнению с прошлым годом).

‒ фондоемкость — величина, обратная фондоотдаче=0,04(уменьшилась по сравнению с прошлым годом).

Данные проведенного анализа представлены на Рисунке 4 и, исходя из указанных данных, строим вектор (рисунок 5):

Рис. 4. SPACE-анализ

Начало вектора находится в точке начала координат, конец вектора — в точке А с координатами:

Х = ПО — КП = 4,8–3,6 = 1,2;

У = ФС — СО = 3,9–4,1= -0,2.

Рис. 5. Матрица SPACE-анализа.

Эта стратегия характерна для привлекательной отрасли. Организация получает конкурентные преимущества в относительно нестабильной обстановке. Критическим фактором является финансовый потенциал. Необходимо парировать угрозы, связанные с потерей финансирования. Основные механизмы:

‒ Поиск финансовых ресурсов;

‒ Развитие сбытовых сетей.

3. Выводы.

Исходя из проведенного анализа конкурентной среды компании «Аэрофлот» можно сделать вывод, что Компания «Аэрофлот» имеет высокую конкурентную способность. Она является лидером в России по показателю чистой прибыли и пассажиропотока, которые являются главными в авиаотрасли. Хотя компания является лидером по воздушным перевозкам, по пассажиропотоку ПАО «РЖД» опережает компанию «Аэрофлот» во много раз.

По итогам SWOT-анализа можно сказать, что у компании много сильных сторон, позволяющих повышать уровень компании, несмотря на существующие угрозы. Тем не менее, есть угрозы, способные быстро снизить уровень авиакомпании «Аэрофлот», например, размер валютного курса, вследствие которого изменяется и цена на топливо и самолеты. Так же стоит отметить слабые стороны, например, недавно введенные правила перевозки ручной клади. В результате таких изменений компания может терять своих клиентов.

Результатом проведенного SPACE-анализа стало то, что мы подтвердили тот факт, что у компании конкурентная стратегия. Однако и при данной стратегии следуют обратить на возможные проблемы, такие как потеря финансирования.

Литература:

  1. Котлер Ф. Основы маркетинга. Краткий курс. –Вильямс,2015–496
  2. Юданов А. Ю. Конкуренция: теория и практика. — М.: Инфра, 2008. — 276 с.
  3. Годовой отчет по РСБУ ПАО «Аэрофлот» 2014,2015,2016,2017
  4. Годовой отчет по РСБУ ПАО «S7» 2014,2015,2016,2017
  5. Годовой отчет по РСБУ ПАО «Utair» 2014,2015,2016,2017
  6. Годовой отчет по РСБУ ПАО «Уральские авиалинии» 2014,2015,2016,2017

[1] По данным отчетов РСБУ авиакомпаний.

[2] По данным бухгалтерского баланса компании «Аэрофлот» за январь–сентябрь 2017 года

Основные термины (генерируются автоматически): компания, SPACE, SWOT, РФ, коэффициент платежеспособности, отрасль, FIFA, деятельность компаний, Россия, собственный капитал.


Ключевые слова

собственный капитал, авиакомпания, Swot, коэффициент платежеспособности, SPACE, «Аэрофлот»

Похожие статьи

Анализ уровня экономической безопасности на примере ПАО «Сбербанк»

Инструменты финансирования авиакомпаний на примере ПАО «Аэрофлот»

В данной статье поднимается проблема выбора инструментов финансирования авиакомпаний и структуры их капитала. Рассматриваются инструменты финансирования ПАО «Аэрофлот» и проводится сравнительный анализ показателей доходности и финансовой устойчивости...

Анализ интернационализации ОАО «Сбербанк»

В статье рассмотрен выход российского банка ОАО «Сбербанк» на зарубежные рынки (СНГ, Европа, Азия), а так же проанализированы результаты интернационализации.

Маркетинговые стратегии ПАО «СИБУР Холдинг»

Анализ корпоративной социальной ответственности компании ООО «АШАН»

Статья посвящена анализу корпоративной социальной ответственности ООО «АШАН».

Финансовой анализ ПАО «КАМАЗ»

В работе проведен финансовый анализ предприятия ПАО «КАМАЗ»

Расчет средневзвешанной стоимости капитала компании «Ростелеком»

Существенным фактором, влияющим на решение о целесообразности вложения средств в инвестиционный проект, в частности, по выходу на новые рынки, является средневзвешенная стоимость капитала компании. В данной работе будет произведен расчёт и анализ это...

Некоторые показатели финансового состояния ПАО АНК «Башнефть» за последние пять лет

Проанализирован ряд показателей финансового состояния ПАО АНК «Башнефть» в динамике за последние 5 лет с учетом влияния пандемии новой коронавирусной инфекции COVID-19 в 2020 году. Также определены показатели финансовой устойчивости предприятия.

К вопросу о клиентской политике АО «Альфа-Банк»

Произведен анализ клиентской политики АО «Альфа-Банк», отражены ее качественные принципы, востребованность финансовых услуг, электронных банковских услуг, услуг по аренде индивидуальных сейфовых ячеек и др.

Анализ финансовых результатов и рентабельности страховой компании на примере АО «Региональная страховая компания «Стерх»

Похожие статьи

Анализ уровня экономической безопасности на примере ПАО «Сбербанк»

Инструменты финансирования авиакомпаний на примере ПАО «Аэрофлот»

В данной статье поднимается проблема выбора инструментов финансирования авиакомпаний и структуры их капитала. Рассматриваются инструменты финансирования ПАО «Аэрофлот» и проводится сравнительный анализ показателей доходности и финансовой устойчивости...

Анализ интернационализации ОАО «Сбербанк»

В статье рассмотрен выход российского банка ОАО «Сбербанк» на зарубежные рынки (СНГ, Европа, Азия), а так же проанализированы результаты интернационализации.

Маркетинговые стратегии ПАО «СИБУР Холдинг»

Анализ корпоративной социальной ответственности компании ООО «АШАН»

Статья посвящена анализу корпоративной социальной ответственности ООО «АШАН».

Финансовой анализ ПАО «КАМАЗ»

В работе проведен финансовый анализ предприятия ПАО «КАМАЗ»

Расчет средневзвешанной стоимости капитала компании «Ростелеком»

Существенным фактором, влияющим на решение о целесообразности вложения средств в инвестиционный проект, в частности, по выходу на новые рынки, является средневзвешенная стоимость капитала компании. В данной работе будет произведен расчёт и анализ это...

Некоторые показатели финансового состояния ПАО АНК «Башнефть» за последние пять лет

Проанализирован ряд показателей финансового состояния ПАО АНК «Башнефть» в динамике за последние 5 лет с учетом влияния пандемии новой коронавирусной инфекции COVID-19 в 2020 году. Также определены показатели финансовой устойчивости предприятия.

К вопросу о клиентской политике АО «Альфа-Банк»

Произведен анализ клиентской политики АО «Альфа-Банк», отражены ее качественные принципы, востребованность финансовых услуг, электронных банковских услуг, услуг по аренде индивидуальных сейфовых ячеек и др.

Анализ финансовых результатов и рентабельности страховой компании на примере АО «Региональная страховая компания «Стерх»

Задать вопрос