Правовой статус, цели и задачи Федеральной антимонопольной службы | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №22 (208) июнь 2018 г.

Дата публикации: 31.05.2018

Статья просмотрена: 3021 раз

Библиографическое описание:

Рассказова, А. К. Правовой статус, цели и задачи Федеральной антимонопольной службы / А. К. Рассказова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 22 (208). — С. 252-254. — URL: https://moluch.ru/archive/208/50887/ (дата обращения: 26.04.2024).



В статье рассматриваются функции и задачи федеральной антимонопольной службы, а также ее структура. Автором затрагиваются проблемы, возникающие у данного ведомства при выполнении своих полномочий, а также вносятся предложения по изменению ее правового статуса.

Ключевые слова: антимонопольное законодательство, орган исполнительной власти, развитие конкуренции, контроль за размещением государственных заказов.

The article examines the functions and tasks of the federal antimonopoly service, as well as its structure. The author touches upon the problems that arise in this department in the performance of his powers, as well as proposals are made to change its legal status.

Keywords: antimonopoly legislation, executive authority, development of competition, control over the placement of government orders.

Среди органов исполнительной власти Федеральная антимонопольная служба России занимает особое место, поскольку является единственной сертифицированной службой, деятельность которой осуществляется в строгом соответствии с нормами международного права.

В настоящее время имеется всё необходимое для дальнейшего развития этой сферы. Грамотное проведение реформ в данной сфере способно помочь экономическим отраслям развиваться, используя опыт различных зарубежных государств, в т. ч. в сфере внедрения инноваций.

К основным задачам можно отнести поддержку товарных отношений между субъектами на базе здоровой конкуренции и предпринимательства, выявление, создание ограничений, и пресечение монополий, а также проведение проверок за соблюдением правильности применения законодательства в сферах развития конкуренции, рекламы, естественных монополий, а также услуг для государственных нужд.

Необходимо отметить, что за время своего существования орган, исполняющий данные функции, много раз менял не только свое наименование, но и соответствующий статус в системе органов исполнительно власти, что влекло за собой различные объемы полномочий, и соответственно задачи и функций, не всегда связанные только со словом «конкуренция».

Так, в соответствии с Законом Российской Советской Социалистической Федеративной Республики от 14 июля 1990 года «О республиканских министерствах и государственных комитетах РСФСР», родоначальником антимонопольной службы являлся Государственный комитет РСФСР по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур.

Возглавлял данный комитет Черногородский Валерий Петрович. Численность сотрудников данной структуры в то время составляла 150 сотрудников. Кроме того, в тот момент введено временное положение о государственном комитете по антимонопольной политике, которое утвердили Постановлением Совета Министров РСФСР от 10 сентября 1990 года № 344.

Несколько позднее, в 1992 году, для обеспечения развития конкуренции уже в Российской Федерации было принято и утверждено новое положение о Государственном комитете Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур. Таким образом, введение дополнительных задач повлекло за собой и увеличение сотрудников аппарата до 350 работников основного состава.

Вместе с тем, в рамках проведения реформирования органов исполнительной власти, 22.09.1998г. принят указ Президента РФ «О структуре федеральных органов исполнительной власти», которым упразднены несколько структур, а именно Государственный антимонопольный комитет РФ, Федеральная служба РФ по регулированию естественных монополий на транспорте, Государственный комитет РФ по поддержке и развитию малого предпринимательства и Федеральная служба РФ по регулированию естественных монополий в области связи.

Задачу по объединению функций и полномочий указанных служб возложили на Министерство Российской федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства (МАП России), главой которого стал Геннадий Максимович Ходырев, в мае 1999 года Илья Артурович Южанов. Однако, спустя несколько лет, а именно 9 марта 2004г. вновь принято решение о ликвидации Министерства и разделении полномочий между другими ведомствами.

В связи с этим, функции контроля за соблюдением антимонопольного законодательства, а также деятельностью естественных монополий перешли к образовавшейся Федеральной антимонопольной службе. Возглавил вновь созданную структуру Артемьев Игорь Юрьевич.

Новое Положение о Федеральном антимонопольном органе было утверждено Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004г. № 331.

Таким образом, Федеральная антимонопольная служба представляет собой орган исполнительной власти, который выполняет действия по принятию нормативных правовых актов и контролирующий соблюдение антимонопольного законодательства, закона в области работы субъектов естественных монополий, контролированию за воплощением зарубежных инвестиций в общество, имеющее стратегическое значение для обеспечения защиты страны и сохранности государства.

Основными целями деятельности федеральной антимонопольной службы России можно назвать пресечение монопольной политики среди организаций и учреждений государства, а также строгое придерживание общих правил торговли, обороны и торговли, отвечающих международным стандартам качества.

Кроме этого, задачей деятельности антимонопольного органа также является создание благоприятной среды не только для российских производителей, но и для сотрудничества с иностранными организациями.

Таким образом, благотворное влияние государства стимулирует «здоровую» конкуренцию среди предпринимателей, которая в свою очередь приводит к совершенствованию торговых отношений. Следовательно, как в состязании рождается истина, так и конкуренция усовершенствует механизмы производства и оказания услуг.

Способом достижения целей деятельности антимонопольной службы служат контроль за размещением государственных заказов, предотвращение вынесения требований к участникам торгов, искусственно ограничивающих конкуренцию.

Можно прийти к выводу о том, что четкое выполнение своих функций и соответственно достижение поставленных задач улучшит рынок товаров и услуг Российской Федерации и поднимет его конкурентоспособность.

Таким образом, учитывая опыт прошлой разветвленности антимонопольного органа, Правительством Российской Федерации принято решение об основании единой структуры Федеральной антимонопольной службы.

В связи с этим, все контрольные направления разделены на различные сферы применения и подчиняются заместителям руководителя федеральной антимонопольной службы.

Кроме десяти заместителей руководителя также введена должность статс-секретаря, каждый из которых курирует определенную область антимонопольного контроля.

В результате разделения соответствующих полномочий получилась структура, действующая в настоящее время.

Таким образом, сформированная структура федеральной антимонопольной службы существенно отличается от устройства деятельности Государственного комитета РСФСР по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур.

При этом, вышеуказанное четкое разделение и распределение сфер антимонопольного контроля на отдельные блоки, разграничение ответственности за руководство управлениями способствовало выявлению нарушений и пробелов в работе органов ФАС.

В настоящее время, численность головного подразделения Федеральной антимонопольной службы составляет более 600 человек.

Помимо сотрудников центрального аппарата, в стране организовано 84 территориальных подразделения органов Федеральной антимонопольной службы, которые наделены полномочиями по осуществлению контроля за антимонопольным законодательством в пределах одного или нескольких субъектов Российской Федерации.

В связи с этим, в настоящее время, численность сотрудников службы по регионам составляет более двух тысяч человек.

Таким образом, Федеральная антимонопольная служба является юридическим лицом, имеет печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим наименованием, иные печати, штампы и бланки установленного образца, а также счета, открываемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Однако, до сих пор остается вопрос, касающийся необходимости совершенствования правового положения Федеральной антимонопольной службы, в части придания ей особого статуса, поскольку, являясь федеральным органом исполнительной власти, имея особые контрольные функции по отношению к таким же структурам, обладает при этом лишь статусом федеральной службы, а не Министерством, как до 2004г.

При том, необходимо отметить, что до создания Федеральной антимонопольной службы, контроль осуществлялся Министерством РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства, вследствие чего руководитель данного ведомства входил в состав Правительства РФ.

Кроме того, с самого начала своего существования данное ведомство обеспечивало государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства не только организациями и физическими лицами, но и органами местного самоуправления, органами власти субъектов РФ, федеральными исполнительными органами власти.

Таким образом, являясь по сути таким же, как и другие структуры, исполнительным органом власти, антимонопольная служба, в рамках своих особых полномочий, выдает предписания, привлекает к ответственности должностных лиц иных федеральных органов исполнительной власти.

В связи с этим, в своей работе Федеральная антимонопольная служба нередко сталкивается с прямым противодействием со стороны других органов исполнительной власти при осуществлении своих функций.

Таким образом, вопрос координации деятельности ведомств и министерств с учетом специфики возложенных функций по сей день остается открытым.

В целях придания Федеральной антимонопольной службе самостоятельности и независимости, необходимо внесение кардинальных изменений, касающихся прежде всего правового статуса, а именно закрепить подконтрольность данного ведомства непосредственно Президенту РФ, установить норму о том, что руководитель назначается и освобождается от полномочий Президентом РФ по предложению Председателя Правительства РФ.

Литература:

1. Закон РСФСР от 14.07.1990 «О республиканских министерствах и государственных комитетах РСФСР» // «Ведомости СНД РСФСР и ВС РСФСР», 1990, N 7, ст. 100

2. Постановление Совмина РСФСР от 10.09.1990 N 344 «Вопросы Государственного комитета РСФСР по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур» // «СП РСФСР», 1991, N 2, ст. 12

3. Указ Президента РФ от 22.09.1998 N 1142 (ред. от 25.05.1999) «О структуре федеральных органов исполнительной власти» // «Российская газета», N 182, 23.09.1998, «Собрание законодательства РФ», 28.09.1998, N 39, ст.4886.

4. Постановление Правительства РФ от 30.06.2004 N 331 (ред. от 17.02.2018) «Об утверждении Положения о Федеральной антимонопольной службе» // «Российская газета», N 162, 31.07.2004, «Собрание законодательства РФ», 02.08.2004, N 31, ст. 3259.

5. Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ (ред. от 23.04.2018) «О защите конкуренции» // «Российская газета», N 162, 27.07.2006, «Собрание законодательства РФ», 31.07.2006, N 31 (1 ч.), ст. 3434, «Парламентская газета», N 126–127, 03.08.2006.

Основные термины (генерируются автоматически): Федеральная антимонопольная служба, исполнительная власть, Российская Федерация, антимонопольная политика, антимонопольное законодательство, антимонопольная служба, образ, орган, поддержка новых, структура.


Ключевые слова

антимонопольное законодательство, орган исполнительной власти, развитие конкуренции, контроль за размещением государственных заказов

Похожие статьи

Основные характеристики антимонопольной политики в России

ФАС РФ, орган, исполнительная власть, Санкт-Петербург, антимонопольный орган, нарушение, антимонопольное законодательство, Российская Федерация, субъект, антимонопольная служба.

Развитие антимонопольного законодательства в Российской...

ФАС РФ, орган, исполнительная власть, Санкт-Петербург, антимонопольный орган, нарушение, антимонопольное законодательство, Российская Федерация, субъект, антимонопольная служба.

Антимонопольное законодательство | Статья в журнале...

Антимонопольное законодательство. Автор: Рассказова Аделия Кямильевна.

Место ФАС России в системе федеральных органов исполнительной власти определяется Указом

Комаров А. В., Пилюк К. А. Антимонопольная политика РФ на современном этапе: проблемы...

Проблемы доказывания нарушений антимонопольного...

ФАС РФ, орган, исполнительная власть, Санкт-Петербург, антимонопольный орган, нарушение, антимонопольное законодательство, Российская Федерация, субъект, антимонопольная служба.

Особенности антимонопольного контроля за соглашениями...

ФАС РФ, орган, исполнительная власть, Санкт-Петербург, антимонопольный орган, нарушение, антимонопольное законодательство, Российская Федерация, субъект, антимонопольная служба.

ФАС РФ, орган, исполнительная власть, Санкт-Петербург...

антимонопольная политика, антимонопольное законодательство, контроль, антимонопольное регулирование, Российская Федерация

ФАС России, Федеральная антимонопольная служба, картель, соглашение, Россия, Российская Федерация...

Антимонопольное регулирование антиконкурентных соглашений

Федеральная антимонопольная службаФАС России. антимонопольная политика, антимонопольное законодательство, контроль, антимонопольное регулирование, Российская Федерация, оказание услуг, малое...

Эффективность антимонопольного законодательства.

Российскому антимонопольному законодательству и Федеральной антимонопольной службе предстоит еще долгая работа, чтоб достигнуть общемировых стандартов по данному вопросу.

Антимонопольное законодательство и основания для...

защита конкуренции, кредитная организация, антимонопольный орган, антимонопольное законодательство, соглашение, Российская Федерация, обязательный антимонопольный контроль, орган, уведомление...

Похожие статьи

Основные характеристики антимонопольной политики в России

ФАС РФ, орган, исполнительная власть, Санкт-Петербург, антимонопольный орган, нарушение, антимонопольное законодательство, Российская Федерация, субъект, антимонопольная служба.

Развитие антимонопольного законодательства в Российской...

ФАС РФ, орган, исполнительная власть, Санкт-Петербург, антимонопольный орган, нарушение, антимонопольное законодательство, Российская Федерация, субъект, антимонопольная служба.

Антимонопольное законодательство | Статья в журнале...

Антимонопольное законодательство. Автор: Рассказова Аделия Кямильевна.

Место ФАС России в системе федеральных органов исполнительной власти определяется Указом

Комаров А. В., Пилюк К. А. Антимонопольная политика РФ на современном этапе: проблемы...

Проблемы доказывания нарушений антимонопольного...

ФАС РФ, орган, исполнительная власть, Санкт-Петербург, антимонопольный орган, нарушение, антимонопольное законодательство, Российская Федерация, субъект, антимонопольная служба.

Особенности антимонопольного контроля за соглашениями...

ФАС РФ, орган, исполнительная власть, Санкт-Петербург, антимонопольный орган, нарушение, антимонопольное законодательство, Российская Федерация, субъект, антимонопольная служба.

ФАС РФ, орган, исполнительная власть, Санкт-Петербург...

антимонопольная политика, антимонопольное законодательство, контроль, антимонопольное регулирование, Российская Федерация

ФАС России, Федеральная антимонопольная служба, картель, соглашение, Россия, Российская Федерация...

Антимонопольное регулирование антиконкурентных соглашений

Федеральная антимонопольная службаФАС России. антимонопольная политика, антимонопольное законодательство, контроль, антимонопольное регулирование, Российская Федерация, оказание услуг, малое...

Эффективность антимонопольного законодательства.

Российскому антимонопольному законодательству и Федеральной антимонопольной службе предстоит еще долгая работа, чтоб достигнуть общемировых стандартов по данному вопросу.

Антимонопольное законодательство и основания для...

защита конкуренции, кредитная организация, антимонопольный орган, антимонопольное законодательство, соглашение, Российская Федерация, обязательный антимонопольный контроль, орган, уведомление...

Задать вопрос