Особенности антимонопольного контроля за соглашениями кредитных организаций | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №2 (25) февраль 2011 г.

Статья просмотрена: 1262 раза

Библиографическое описание:

Гурнакова, Л. Н. Особенности антимонопольного контроля за соглашениями кредитных организаций / Л. Н. Гурнакова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2011. — № 2 (25). — Т. 1. — С. 102-104. — URL: https://moluch.ru/archive/25/2620/ (дата обращения: 25.04.2024).

Основным органом, регулирующим деятельность кредитных организаций, согласно ст.56 Федерального закона от 10.07.2002 N 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», является Банк России. Однако, кредитные организации испытывают на себе воздействие также иных государственных и негосударственных органов по отдельным вопросам их деятельности, связанных с выполнением обязанностей по противодействию легализации преступных доходов и финансированию терроризма (Федеральная служба по финансовому мониторингу – ФСФМ), деятельности в качестве профессиональных участников рынка ценных бумаг (Федеральная служба по финансовым рынкам – ФСФР), защите конкуренции на рынке финансовых услуг (Федеральная антимонопольная служба – ФАС России) и других.

Базовым документом, определяющим основы антимонопольной политики на финансовом рынке в России, в настоящее время является Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон «О защите конкуренции», №135-ФЗ).

В отношении финансовых организаций, в том числе кредитных, российским законодательством установлен более жесткий в сравнении с другими хозяйствующими субъектами контроль за соглашениями, ограничивающими конкуренцию.

Закон «О защите конкуренции» предполагает осуществление инициативного и обязательного антимонопольного контроля (в уведомительном порядке) за ограничивающими конкуренцию соглашениями хозяйствующих субъектов (например, заключение соглашения между кредитной и страховой организациями). Первый вид контроля осуществляется по инициативе хозяйствующих субъектов, имеющих намерение достичь соглашения, которое может быть признано допустимым в соответствии с Законом, путем направления в антимонопольный орган заявления о проверке соответствия проекта соглашения требованиям антимонопольного законодательства [2, ст.35]. Второй вид контроля обращен к финансовым организациям, обязанным направлять в федеральный антимонопольный орган уведомления о заключенных соглашениях [2, ст.35]. Процедура обязательного антимонопольного контроля заключается в том, что участники сделок, исполнение которых может повлиять на конкуренцию, направляют в антимонопольные органы в течение 15 дней уведомления о заключенных соглашениях. Антимонопольные органы исследует данные соглашения на предмет соблюдения требований антимонопольного законодательства.

Кредитная организация обязана подавать ходатайство для получения предварительного согласия антимонопольного органа в случаях слияния, присоединения, создания, осуществления сделок с акциями (долями), активами или правами кредитной организации при превышении пороговых значений стоимости активов кредитных организаций, которые установлены Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.05.2007 N 335 «Об установлении величин активов кредитных организаций и совокупной доли кредитных организаций на товарном рынке в целях осуществления антимонопольного контроля» (далее – Постановление N 335). Например, при слиянии кредитных организаций или присоединении одной или нескольких кредитных организаций к другой кредитной организации, если суммарная стоимость их активов превышает величину 33 млрд. рублей, установленную Правительством Российской Федерации по согласованию с Центральным банком. По результатам рассмотрения ходатайства, антимонопольный орган принимает одно из следующих решений [5, п.3.37]:

  • об удовлетворении ходатайства (если сделка, иное действие, заявленные в ходатайстве, не приведут к ограничению конкуренции; с одновременной выдачей заявителю предписания об осуществлении действий, направленных на обеспечение конкуренции);

  • о продлении срока рассмотрения ходатайства (в связи с необходимостью получения дополнительной информации, в случае, если действия, заявленные в ходатайстве, приведут или могут привести к ограничению конкуренции; для определения условий, после которых принимается решение об удовлетворении ходатайства; в случае предварительного согласования в соответствии с Федеральным законом от 29.04.2008 №57-ФЗ «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечение обороны страны и безопасности государства»);

  • об отказе в удовлетворении ходатайства (действия, заявленные в ходатайстве, приведут к ограничению конкуренции, либо в случае предоставления недостоверной информации).

В случае заключения соглашения кредитной организацией с финансовыми организациями или федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, кредитная организация обязана подавать уведомление в соответствии с ч.9 ст.35 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» по форме, установленной Приказом ФАС России от 25.06.2007 №184 «Об утверждении формы уведомления о соглашении финансовой организации». Если соглашение содержит признаки нарушения статей 11 и 16 ФЗ «Закона о защите конкуренции», запрещающих соглашения между хозяйствующими субъектами, либо хозяйствующими субъектами и органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, если такие соглашения приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, антимонопольный орган возбуждает дело о нарушении антимонопольного законодательства.

Управлением Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу, в 2008 году рассмотрено 17 ходатайств и 8 уведомлений, в 2009 году - 10 ходатайств и 2 уведомления о сделках с участием (в отношении) финансовых организаций в соответствии со статьями 27, 29, 30 Закона «О защите конкуренции». Наибольшее число сделок в 2009 году было связано с приобретением физическими лицами акций (долей в уставном капитале) кредитных организаций (4 ходатайства). Уведомлений о соглашениях финансовых организаций Санкт-Петербургским УФАС России в 2009 г. было рассмотрено 209 (в 2008 году - 2080 уведомлений) [6].

Существенное сокращение числа уведомлений связано с принятием и введением в действие Федерального закона от 08.11.2008 № 195 «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите конкуренции», которым значительно расширен перечень исключений, освобождающих финансовые организации от обязанности уведомлять антимонопольный орган о заключенных соглашениях.

Влияние на сокращение числа ходатайств и уведомлений также оказали внесенные в Постановление N 335 в 2009-2010 гг. изменения. Если при слиянии, присоединении кредитных организаций в мае 2009 года для подачи ходатайства необходимо было, чтобы суммарная стоимость активов превышала 14 млрд. рублей, то в июне 2010 - 33 млрд. рублей; стоимость активов кредитной организации, акции (доли) и (или) имущество которой вносятся в качестве вклада в уставный капитал создаваемой коммерческой организации, при превышении которых необходимо подавать ходатайство в антимонопольный орган - в мае 2009 составили 4 млрд. рублей, в июне 2010 – 33 млрд. рублей. Величина стоимости активов кредитной организации по бухгалтерскому балансу по состоянию на последнюю отчетную дату, предшествующую дате достижения соглашения между финансовыми организациями, при превышении которой направляется уведомление в соответствии с ч.9 ст.35 ФЗ «О защите конкуренции» составляла 300 млрд. рублей и достигла в июне 2010 года – 390 млрд. рублей.

Наибольшее число уведомлений поступило от кредитных организаций - 150 уведомлений (или 72%). При этом наибольшее количество соглашений заключено кредитными организациями со страховыми компаниями (73 соглашения из 150) и с органами исполнительной власти Санкт-Петербурга (20 соглашений из 150) [6].

В 2009-2010 гг. предметом большинства рассмотренных Санкт-Петербургским УФАС России соглашений, заключенных между кредитными и страховыми организациями, являлась организация взаимодействия сторон по привлечению клиентов, страхованию имущества, переданного в залог банку, при предоставлении заемщику кредита.

Одним из нарушений антимонопольного законодательства в заключенных соглашениях являлось включение в договор условий для заемщиков, получающих кредит на автотранспорт, страховать риск смерти и утраты трудоспособности. Однако, в соответствии с нормами Гражданского Кодекса, данная обязанность не может быть возложена на гражданина по закону. Чаще всего заемщики обращаются в антимонопольный орган спустя некоторое время (иногда и через несколько лет) после заключения договора страхования, включающего невыгодные условия. Это является следствием недостаточной информационной прозрачности деятельности кредитных организаций относительно сотрудничества со страховыми компаниями, предоставляющими услуги по страхованию рисков заемщиков. В связи с чем, представляется следующая рекомендация – региональным объединениям кредитных организаций разработать меры по повышению информационной прозрачности деятельности кредитных организаций относительно сотрудничества со страховыми компаниями, предоставляющими услуги по страхованию рисков заемщиков.

Таким образом, особенностью антимонопольного регулирования за соглашениями кредитных организаций, является осуществление инициативного и обязательного антимонопольного контроля (в уведомительном порядке), а также рассмотрение ходатайств участников кредитного рынка в случаях слияния, присоединения, создания, осуществления сделок с акциями (долями), активами или правами кредитной организации. При выявлении нарушений, антимонопольный орган возбуждает и рассматривает дела о нарушении антимонопольного законодательства, выдает обязательные для исполнения предписания, привлекает к ответственности, осуществляет иные полномочия в рамках закона, направленные на защиту конкуренции.


Литература:

  1. Федеральный закон от 10.07.2002 N 86-ФЗ (ред. 03.11.2010) «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (принят ГД ФС РФ 27.06.2002)  (Собрание законодательства РФ", 15.07.2002, N 28, ст. 2790);

  2. Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ (ред. от 05.04.2010) «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции, №135-ФЗ) (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 31 (ч. 1), ст. 3434);

  3. Федеральный закон от 08.11.2008 N 195-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите конкуренции» (принят ГД ФС РФ 17.10.2008) (Собрание законодательства РФ", 10.11.2008, N 45, ст. 5141);

  4. Постановление Правительства Российской Федерации от 30.05.2007 N 335 «Об установлении величин активов кредитных организаций и совокупной доли кредитных организаций на товарном рынке в целях осуществления антимонопольного контроля» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 23, ст. 2800);

  5. Приказ ФАС РФ от 20.09.2007 N 293 (ред. от 06.02.2008) «Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по согласованию создания и реорганизации коммерческих организаций в случаях, установленных антимонопольным законодательством Российской Федерации» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 19.10.2007 N 10364) (Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти» - 07.04.2008);

  6. http://spb.fas.gov.ru/

Основные термины (генерируются автоматически): защита конкуренции, кредитная организация, антимонопольный орган, антимонопольное законодательство, соглашение, Российская Федерация, обязательный антимонопольный контроль, орган, уведомление, Федеральная антимонопольная служба.


Похожие статьи

Проблемы доказывания нарушений антимонопольного...

ФАС РФ, орган, исполнительная власть, Санкт-Петербург, антимонопольный орган, нарушение, антимонопольное законодательство, Российская Федерация, субъект, антимонопольная служба.

Развитие антимонопольного законодательства в Российской...

антимонопольное законодательство, Федеральная антимонопольная служба России, антимонопольный закон «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности», закон «О

Развитие области использования кредитных карт в Российской Федерации.

Антимонопольное регулирование антиконкурентных соглашений

ФАС России, Федеральная антимонопольная служба, картель, соглашение, Россия, Российская Федерация, картельный сговор, антимонопольное законодательство, Методическое обеспечение...

Основные характеристики антимонопольной политики в России

Федеральная антимонопольная службаФАС России.

Основные термины (генерируются автоматически): антимонопольная политика, антимонопольное законодательство, контроль, антимонопольное регулирование, Российская Федерация, оказание услуг, малое...

Правовой статус, цели и задачи Федеральной антимонопольной...

Ключевые слова: антимонопольное законодательство, орган исполнительной власти, развитие конкуренции, контроль за размещением государственных заказов.

Эффективность антимонопольного законодательства.

Российскому антимонопольному законодательству и Федеральной антимонопольной службе предстоит еще долгая работа, чтоб достигнуть общемировых стандартов по данному вопросу. Литература

Антимонопольное законодательство | Статья в журнале...

В статье автором рассматриваются ключевые преимущества и недостатки конкуренции и монополии. Обозначены проблемы конкуренции и монополии в юридическом и экономическом аспектах в условиях российской действительности.

Антимонопольное законодательство и основания для...

Антимонопольное законодательство, основным источником которого является Федеральный закон «О защите конкуренции» определяет организационные и правовые основы защиты конкуренции.

Некоторые вопросы злоупотребления хозяйствующего субъекта...

и не требует доказывания антимонопольным органом. Для выявления случаев недопущения, ограничения или устранения конкуренции, в том числе при рассмотрении дел о нарушениях антимонопольного законодательства...

Похожие статьи

Проблемы доказывания нарушений антимонопольного...

ФАС РФ, орган, исполнительная власть, Санкт-Петербург, антимонопольный орган, нарушение, антимонопольное законодательство, Российская Федерация, субъект, антимонопольная служба.

Развитие антимонопольного законодательства в Российской...

антимонопольное законодательство, Федеральная антимонопольная служба России, антимонопольный закон «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности», закон «О

Развитие области использования кредитных карт в Российской Федерации.

Антимонопольное регулирование антиконкурентных соглашений

ФАС России, Федеральная антимонопольная служба, картель, соглашение, Россия, Российская Федерация, картельный сговор, антимонопольное законодательство, Методическое обеспечение...

Основные характеристики антимонопольной политики в России

Федеральная антимонопольная службаФАС России.

Основные термины (генерируются автоматически): антимонопольная политика, антимонопольное законодательство, контроль, антимонопольное регулирование, Российская Федерация, оказание услуг, малое...

Правовой статус, цели и задачи Федеральной антимонопольной...

Ключевые слова: антимонопольное законодательство, орган исполнительной власти, развитие конкуренции, контроль за размещением государственных заказов.

Эффективность антимонопольного законодательства.

Российскому антимонопольному законодательству и Федеральной антимонопольной службе предстоит еще долгая работа, чтоб достигнуть общемировых стандартов по данному вопросу. Литература

Антимонопольное законодательство | Статья в журнале...

В статье автором рассматриваются ключевые преимущества и недостатки конкуренции и монополии. Обозначены проблемы конкуренции и монополии в юридическом и экономическом аспектах в условиях российской действительности.

Антимонопольное законодательство и основания для...

Антимонопольное законодательство, основным источником которого является Федеральный закон «О защите конкуренции» определяет организационные и правовые основы защиты конкуренции.

Некоторые вопросы злоупотребления хозяйствующего субъекта...

и не требует доказывания антимонопольным органом. Для выявления случаев недопущения, ограничения или устранения конкуренции, в том числе при рассмотрении дел о нарушениях антимонопольного законодательства...

Задать вопрос