Антимонопольное законодательство | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №23 (209) июнь 2018 г.

Дата публикации: 07.06.2018

Статья просмотрена: 1891 раз

Библиографическое описание:

Рассказова, А. К. Антимонопольное законодательство / А. К. Рассказова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 23 (209). — С. 123-127. — URL: https://moluch.ru/archive/209/51165/ (дата обращения: 25.04.2024).



В статье автором рассматриваются ключевые преимущества и недостатки конкуренции и монополии. Обозначены проблемы конкуренции и монополии в юридическом и экономическом аспектах в условиях российской действительности. Сделан вывод, что что в целях обеспечения экономической безопасности национального хозяйства, необходимо осуществление государственного регулирования экономических процессов, способных гарантировать нормальное функционирование рыночной экономики.

Ключевые слова: антимонопольное законодательство, монополия, конкуренция, обоснованность, запрет, рынок, цена, экономическая безопасность.

In the article the author considers the key advantages and disadvantages of competition and monopoly. Marked the problems of competition and monopoly in the legal and economic aspects in the conditions of Russian reality. It is concluded that in order to ensure the economic security of the national economy, it is necessary to implement state regulation of economic processes that can guarantee the normal functioning of a market economy.

Keywords: antimonopoly legislation, monopoly, competition, validity, prohibition, market, price, economic security.

Одним из основных условием существования рыночной системы является соперничество, или как принято называть это явление — конкуренция. Важность наличия стабильных и созидательных отношений на рынке между субъектами конкуренции, монополии, потребителями, иными гражданами и их объединениями для развития социально-экономических отношений, экономической и даже политической безопасности только усиливает публичную значимость регулирования государством конкуренции и монополии. Конкуренция и монополия дополняют друг друга и не могут существовать отдельно, поскольку они синтезированы между собой.

Рыночной конкуренции характерны определенные преимущества и недостатки. К основным преимуществам конкуренции, главным образом, следует отнести создание условий по оптимальному использованию научно-технических достижений в области создания новых видов товаров, внедрения новой техники и технологий, разработке более совершенных методов организации и управления производством. Конкуренция не содержит четко определённых механизмов, препятствующих возникновению социальной несправедливости и расслоению общества на богатых и бедных. Монополия, в свою очередь, представляет собой тип рыночных отношений, при котором всю отрасль производства товара одного вида контролирует лишь один продавец 2. Вместе с тем, государственная национальная политика должна заключаться в использовании антимонопольного законодательства для предотвращения возможности получения монополиями избыточной рыночной власти. Инициативность крупных организаций (предприятий), заинтересованных в максимальном извлечении прибыли и упрочнении своего положения на рынке, неотвратимо порождает угрозы конкуренции 3. Тесное переплетение конкурентных и монопольных отношений в современном мире обусловливают актуальность исследования данной проблемы.

Проблема монополизма и самого процесса конкуренции в целом, вызывает серьёзные научные дискуссии в среде нескольких поколений учёных — экономистов, по праву считаясь одним из наиболее сложных и неоднозначных направлений современной экономической науки 2.

Следует отметить, что на сегодняшний день, большая роль в обеспечении экономической безопасности страны отводится монополистическим образованиям и механизмам борющихся с ними. Для некоторых публично значимых целей государство защищает определённые сферы хозяйствования от конкуренции, устанавливая там режим монополии. В то же время следует отметить, что чрезмерное увлечение созданием легальных монополий, особенно не имеющих никаких объективных предпосылок для монополизации, может нарушить баланс конкурентных и монопольных рынков и принести вред развитию экономики и интересам потребителей.

В соответствии со ст. 8 и ст. 34 Конституции Российской Федерации 1 государство защищает экономическую деятельность страны, не допуская ее монополизации. Место ФАС России в системе федеральных органов исполнительной власти определяется Указом Президента РФ от 21.05.2012 № 636 «О структуре федеральных органов исполнительной власти», который включает эту Службу в перечень органов исполнительной власти, непосредственно отнесенных к ведению Правительства РФ.

Установленные в рамках данной подпрограммы целевые индикаторы, касающиеся деятельности антимонопольного ведомства, также, как и рассмотренные выше показатели, отражают долю устраненных нарушений, место ведомства в рейтинге. Кроме этого, в подпрограмме установлены индикаторы, характеризующие прозрачность процесса закупок — доля контрактов с единственным поставщиком, среднее количество участников процедуры определения поставщиков. Однако все эти показатели могут быть отнесены к группе показателей непосредственного результата 4.

Особенностью современного этапа государственной политики в области защиты конкуренции является необходимость ее выхода за пределы охранительной функции с ориентацией на мероприятия системного макроэкономического характера, которые должны привести к формированию проконкурентной правовой и институциональной среды в ключевых отраслях российской экономики.

Таким образом, в целях обеспечения экономической безопасности национального хозяйства, необходимо осуществление государственного регулирования экономических процессов, способных гарантировать нормальное функционирование рыночной экономики.

В настоящее время разработаны и действуют документы, направленные на повышение экономической безопасности антимонопольного регулирования товарных рынков. Ключевые нормативно-правовые акты, касающиеся данного направления, рассмотрим далее по тексту. Именно для развития конкуренции Правительством РФ было принято распоряжение от 28.12.2012 N 2579-р «Об утверждении плана мероприятий («дорожной карты») «Развитие конкуренции и совершенствование антимонопольной политики».

Предметом плана мероприятий («дорожной карты») являются направления развития конкуренции, которые, с одной стороны, не охвачены иными «дорожными картами», разрабатываемыми в рамках национальной предпринимательской инициативы, а с другой стороны, имеют специальное, системное и существенное значение для развития конкуренции.

В «дорожной карте» устанавливается принцип развёртывания работы по развитию конкуренции, который предусматривает формирование перечня приоритетных отраслей и системных мероприятий на регулярной основе.

В рамках целей, поставленных «дорожной картой» разработан план мероприятий по реализации системных мер развития конкуренции в Российской Федерации, в который входит: включение функций по развитию конкуренции в приоритеты деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ, внедрение лучших практик развития конкуренции в субъектах РФ, снижение доли государственного сектора в экономике, развитие конкуренции в инфраструктурных отраслях, включая сферы естественных монополий, развитие конкуренции при осуществлении закупок, упрощение деятельности предпринимателей в рамках антимонопольного регулирования, повышение уровня защиты прав потребителей, создание механизма реализации «дорожной карты» по развитию конкуренции.

ФАС России во многом остается ориентированной на показатели непосредственного, а не конечного результата — результата, выраженного в положительном вкладе в состояние конкуренции и развитие экономики, что, например, встречается в зарубежных антимонопольных ведомствах. Так, одним из индикаторов достижения цели ведомства по защите и развитию конкуренции на товарных рынках является «доля крупных аэропортов, имеющих не менее 2 поставщиков отдельных видов услуг по наземному обслуживанию воздушных судов». Наличие такого точечного показателя для отдельного рынка среди трех целевых индикаторов достижения цели защиты и развития конкуренции вызывает вопросы. Две из девяти целей ФАС России касаются сферы закупок (с 4 целевыми показателями), еще 2 цели касаются закупок в сфере ГОЗ и торгов. При этом вопросами торгов и контрактной системы, в том числе развитием необходимой инфраструктуры, которая в значительной степени влияет на значение выбранных показателей, занимается также иное федеральное ведомство — Минэкономразвития России. Кроме того, 5 показателей связаны с популяризацией работы ведомства и их деятельности 9, с. 591.

Еще одним источником целевых индикаторов для ФАС России является государственная программа Российской Федерации «Экономическое развитие и инновационная экономика», утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. № 316, привязывающая финансирование ФАС России как одного из соисполнителя к показателям результативности. ФАС России является участником подпрограммы 1 «Формирование благоприятной инвестиционной среды», ответственным исполнителем которой выступает Минэкономразвития России.

Можно отметить положительную тенденцию увеличения случаев устранения нарушения антимонопольного законодательства до возбуждения антимонопольного дела или вынесения антимонопольным органом предупреждения. Органы власти г. Москвы во втором полугодии 2017 г. по 17 заявлениям устранили нарушения антимонопольного законодательства после получения соответствующих запросов Управления.

За второе полугодие 2017 г. Управлением выявлено 27 картельных сговоров, из которых 13 на рынке медицинских услуг, 3 на рынке ЖКХ. Основная доля взысканных Московским УФАС России штрафов приходится на нарушения по сговорам на торгах: 36,6 млн руб. за первое полугодие 2016 г. и 36 млн руб. за первое полугодие 2017 г. Еще одним из направлений деятельности Московского УФАС России является контроль за соблюдением антимонопольного законодательства хозяйствующими субъектами, осуществляющими свою деятельность в условиях естественной монополии. Управлением рассмотрено более десятка дел о неправомерности действий энергосбытовых (ПАО «Мосэнергосбыт») и сетевых организаций (ПАО «МОЭСК») при проверке системы учета электрической энергии абонентов, к которым, в том числе, относятся субъекты малого и среднего предпринимательства. В рамках вышеуказанных проверок в случае выявления нарушения, установленного договором энергоснабжения и Основными положениями порядка учета электрической энергии потребителем, составляются акты, по результатам которых выставляются счета на суммы, значительно превышающие оплату за фактическое годовое потребление 5, с. 293.

Кроме того, в случае неоплаты стоимости неучтенного потребления возможно введение ограничения режима потребления электрической энергии. В данных правоотношениях потребитель является слабой стороной в силу незнания законодательства в сфере электроэнергетики, чем и пользуются монополисты. Контроль за рекламной деятельностью и пресечение недобросовестной конкуренции является не менее важным направлением деятельности Московского УФАС России.

Также наиболее частыми нарушениями Закона о рекламе Управление отмечает распространение рекламы, содержащей некорректное сравнение объекта рекламирования с другими товарами (п. 1 ч. 2 ст. 5 Закона о рекламе) или не соответствующие действительности сведения об объекте рекламирования (ч. 3 ст. 5 Закона о рекламе), рекламы, в которой отсутствует часть существенной информации об объекте рекламирования (ч. 7 ст. 5 Закона о рекламе). Исходя из анализа возбужденных дел, отмечается, что основная их часть связана с рекламой табака, табачной продукции, табачных изделий и курительных принадлежностей, в том числе трубок, кальянов, сигарной бумаги, зажигалок. Под особое внимание антимонопольного органа подпадают также рекламные конструкции, поскольку существенная информации относительно того или иного продукта (например, кредитных ставок) размещена мелким, трудно читаемым шрифтом, который водители транспортных средств не воспринимают во время движения 6, с. 46

Для повышения экономической безопасности антимонопольного контроля товарных и финансовых рынков необходимо принятие комплекса мер, направленных на минимизацию и нейтрализацию негативных тенденций, которые препятствуют развитию товарных и финансовых рынков и снижают их экономическую безопасность, а также мероприятий, направленных на повышение конкурентоспособности вышеуказанных рынков 7, с. 34.

Антимонопольное законодательство и законодательство о конкуренции — одна из относительно новых и динамично развивающихся отраслей права, не только для России, но и на международном уровне. Необходимо отметить тот факт, что совсем недавно были усовершенствованы мероприятия по регулированию конкурентной среды на рынке финансовых услуг. Согласно перечня документов стратегического планирования, по которым ФАС России является ответственным соисполнителем, с указанием ожидаемых результатов деятельности, а также в целях реализации п. 76 Плана деятельности Федеральной антимонопольной службы на период 2016–2021 годы от 25.05.2016 г., 10 мая 2017 года был утвержден ФАС России совместно с Центральным банком Российской Федерации — План мероприятий («Дорожная карта») «Развитие конкуренции на рынке финансовых услуг».

Таким образом, рынок финансовых услуг не нуждается во внедрении новых, усовершенствованных, более действенных методов регулирования конкуренции и определения эффективности предложенных методов. Важно отметить, что на этапе совершенствования системных мероприятий по развитию конкурентной среды наиболее важными является — создание обучающих программ по антимонопольному регулированию и конкурентному праву.

Наиболее приемлемым для повышения экономической безопасности товарного рынка является план мероприятий по развитию конкурентной среды на рынках товаров, работ, услуг. Реализация «дорожной карты» приведёт к повышению экономической безопасности антимонопольного контроля товарных рынков, к минимизации и нейтрализацию негативных тенденций, которые препятствуют развитию товарных рынков и снижают их экономическую безопасность, а также к повышению конкурентоспособности вышеуказанного рынка.

Конкуренция является основой рыночных отношений и развития экономики, так как обеспечивает доступ многих производителей и продавцов на различные товарные рынки 8, с. 58. Покупатель получает возможность выбирать из множества предложений производителей и продавцов, идет своеобразная «борьба» за потребителя, в результате которой производители и продавцы стремятся удовлетворить спрос на определенные группы товаров (работ, услуг).

Отсутствие конкуренции ведет к завышению цен на определенные товары, возникновение дисбаланса между спросом и предложением товара, установлению монопольно высоких либо монопольно низких цен, снижению качества товара при сохранении цены на него.

Таким образом, в любом государстве на любой стадии развития экономики законодательство о конкуренции является необходимым условием для развития рыночных механизмов регулирования экономики и существования конкуренции на товарных рынках. Результаты, которые мы получили в ходе нашего исследования, могут служить основой для разработки прогнозов и формирования перспективного развития товарного рынка, с учетом влияния на него различных факторов и угроз. Анализируя вышеизложенное, можно сделать вывод, что проблема конкуренции и монополии на сегодняшний день является одной из наиболее актуальных и злободневных для российской и мировой экономики.

Основные принципы разработанной «дорожной карты» могут применяться государственными органами законодательной и исполнительной власти для внедрения и обоснования программных мероприятий, которые будут направлены на повышение уровня экономической безопасности на товарном рынке. Таким образом, реализация предложенных теоретических и практических разработок позволит повысить экономическую безопасность товарного рынка, а также улучшить состояние конкурентной среды.

Литература:

  1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12.12.1993 (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // СЗ РФ. — 2014. — № 31. — Ст. 4398.
  2. О естественных монополиях: Федеральный закон от 17.08.1995 № 147-ФЗ (в ред. от 05.10.2015) [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://ivo.garant.ru/#/document/10104442/paragraph/43639:0 (дата обращения 12.05.2017);
  3. О защите конкуренции: Федеральный закон от 26.07.2006 № 135 — ФЗ (в ред. от 03.07.2016) [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://ivo.garant.ru/#/document/12148517/paragraph/234791:1; (дата обращения 12.05.2017);
  4. О некоторых вопросах государственного управления и контроля в сфере антимонопольного и тарифного регулирования: Указ Президента РФ от 21.07.2015 N 373 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_183227/ (дата обращения 12.05.2017)
  5. Анашенко И. К. Антимонопольное законодательство и основания для рассмотрения дела о его нарушении // Молодой ученый. — 2016. — № 30. — С. 293–295. — URL https://moluch.ru/archive/134/37656/ (дата обращения: 23.05.2018)
  6. Комаров А. В., Пилюк К. А. Антимонопольная политика РФ на современном этапе: проблемы и пути их разрешения // Экономика и современный менеджмент: теория и практика: сб. ст. по матер. LX междунар. науч.-практ. конф. № 4(58). — Новосибирск: СибАК, 2016. — С. 46–53.
  7. Котова, Н. Н. Дорожная карта инструмент принятия стратегических решений // Вестник ЮУрГУ. Серия: Экономика и менеджмент. — 2015. — № 1. — С.34–39.
  8. Тагирова А. В. Государственное регулирование конкуренции в РФ // Экономика и современный менеджмент: теория и практика: сб. ст. по матер. XLIV междунар. науч.-практ. конф. № 12(44). — Новосибирск: СибАК, 2014. — С. 58–63.
  9. Шастина Н. В. Процесс формирования понятия «Финансовый рынок» // Фундаментальные научные исследования: теоретические и практические аспекты: сб. материалов III Международной научно-практической конференции (Кемерово, 29–30 января 2017г.). — Кемерово: Изд-во ООО «Западно-Сибирский научный центр», 2017. — С. 590–595.
Основные термины (генерируются автоматически): экономическая безопасность, ФАС России, Развитие конкуренции, антимонопольное законодательство, рынок, исполнительная власть, конкурентная среда, Российская Федерация, товарный рынок, Дорожная карта.


Похожие статьи

Развитие антимонопольного законодательства в Российской...

антимонопольное законодательство, Федеральная антимонопольная служба России

ФАС РФ, орган, исполнительная власть, Санкт-Петербург, антимонопольный орган, нарушение, антимонопольное законодательство, Российская Федерация, субъект...

Основные характеристики антимонопольной политики в России

ФАС России, Федеральная антимонопольная служба, картель, соглашение, Россия, Российская Федерация, картельный сговор, антимонопольное законодательство, Методическое обеспечение...

Правовой статус, цели и задачи Федеральной антимонопольной...

Ключевые слова: антимонопольное законодательство, орган исполнительной власти, развитие конкуренции, контроль за размещением государственных заказов.

Проблемы доказывания нарушений антимонопольного...

ФАС РФ, орган, исполнительная власть, Санкт-Петербург, антимонопольный орган, нарушение, антимонопольное законодательство, Российская Федерация, субъект, антимонопольная служба.

Особенности антимонопольного контроля за соглашениями...

ФАС России, Федеральная антимонопольная служба, картель, соглашение, Россия, Российская Федерация, картельный сговор, антимонопольное законодательство, Методическое обеспечение...

Пути повышения конкурентоспособности России в мировой...

Именно в указанных отраслях Российская Федерация имеет преимущества, по сравнению с другими странами, однако именно здесь

Основные термины (генерируются автоматически): IMD, Россия, нефтегазовая отрасль, мировой рынок, конкурентная стратегия, конкурентная...

Анализ конкурентной среды банковского сектора

Анализ конкурентного развития коммерческих банков России. банк, РФ, банковский сектор, банковская система, Россия, банковский сектор РФ, банковский рынок, банковская конкуренция, кредит, лицензия. Обзор ситуации в банковском секторе Российской Федерации.

Конкурентная среда: методы исследования | Статья в сборнике...

Для отслеживания текущего положения конкуренции на рынке Федеральная антимонопольная служба создала методику анализа и оценки конкурентной среды.

Антимонопольное регулирование антиконкурентных соглашений

Федеральная антимонопольная службаФАС России. антимонопольная политика, антимонопольное законодательство, контроль, антимонопольное регулирование, Российская Федерация, оказание услуг, малое...

Похожие статьи

Развитие антимонопольного законодательства в Российской...

антимонопольное законодательство, Федеральная антимонопольная служба России

ФАС РФ, орган, исполнительная власть, Санкт-Петербург, антимонопольный орган, нарушение, антимонопольное законодательство, Российская Федерация, субъект...

Основные характеристики антимонопольной политики в России

ФАС России, Федеральная антимонопольная служба, картель, соглашение, Россия, Российская Федерация, картельный сговор, антимонопольное законодательство, Методическое обеспечение...

Правовой статус, цели и задачи Федеральной антимонопольной...

Ключевые слова: антимонопольное законодательство, орган исполнительной власти, развитие конкуренции, контроль за размещением государственных заказов.

Проблемы доказывания нарушений антимонопольного...

ФАС РФ, орган, исполнительная власть, Санкт-Петербург, антимонопольный орган, нарушение, антимонопольное законодательство, Российская Федерация, субъект, антимонопольная служба.

Особенности антимонопольного контроля за соглашениями...

ФАС России, Федеральная антимонопольная служба, картель, соглашение, Россия, Российская Федерация, картельный сговор, антимонопольное законодательство, Методическое обеспечение...

Пути повышения конкурентоспособности России в мировой...

Именно в указанных отраслях Российская Федерация имеет преимущества, по сравнению с другими странами, однако именно здесь

Основные термины (генерируются автоматически): IMD, Россия, нефтегазовая отрасль, мировой рынок, конкурентная стратегия, конкурентная...

Анализ конкурентной среды банковского сектора

Анализ конкурентного развития коммерческих банков России. банк, РФ, банковский сектор, банковская система, Россия, банковский сектор РФ, банковский рынок, банковская конкуренция, кредит, лицензия. Обзор ситуации в банковском секторе Российской Федерации.

Конкурентная среда: методы исследования | Статья в сборнике...

Для отслеживания текущего положения конкуренции на рынке Федеральная антимонопольная служба создала методику анализа и оценки конкурентной среды.

Антимонопольное регулирование антиконкурентных соглашений

Федеральная антимонопольная службаФАС России. антимонопольная политика, антимонопольное законодательство, контроль, антимонопольное регулирование, Российская Федерация, оказание услуг, малое...

Задать вопрос