Статья посвящена актуальной проблеме ненадлежащего соблюдения санитарно-гигиенических условий обучения в школе. Показано теоретическое обоснование проблемы, а также результаты анализа уровня заболеваемости школьников 2-9-х классов.
Ключевые слова: уровень заболеваемости, санитарно-гигиенические условия, гигиена школьного обучения.
Согласно закону Республики Казахстан «О здоровье народа и системе здравоохранения» одним из принципов реализации государственной политики в области здравоохранения является охрана материнства и детства [1].
Подростки — особый контингент в составе населения, состояние здоровья которого является «барометром» социального благополучия и уровня медицинского обеспечения предшествующего периода детства, а также предвестником изменений в здоровье населения в последующие годы [2].
Дети и подростки являются одной из уязвимых частей общества по отношению к основным поведенческим факторам риска. Требует детального анализа состояния заболеваемости психическими и поведенческими расстройствами у школьников для принятия адекватных мер на государственном уровне. Необходимо активное привлечение родителей, учителей, специалистов в области здравоохранения и психологии, общественности к реализации всех совместных мероприятий [3].
В стратегии развития страны «Казахстан-2030» одним из долгосрочных приоритетов Президент определил «Здоровье, образование и благополучие граждан», важнейшим компонентом которого отмечено предупреждение заболеваний и стимулирование здорового образа жизни. Во исполнение задач, вытекающих из данной стратегии, Президентом Республики Казахстан издан Указ «О первоочередных мерах по улучшению состояния здоровья граждан Республики Казахстан» [4].
Охрана здоровья подрастающего поколения — важнейшая стратегическая задача государства, т. к. фундамент здоровья взрослого населения страны закладывается в детском возрасте. Все перспективы социального и экономического развития государства, высокого уровня жизни населения, уровень развития науки и культуры являются итогом достигнутого здоровья детьми сегодня [5].
Неблагоприятные сдвиги в состоянии здоровья детей и подростков, наблюдаемые в последние годы, наносят большой социальный и экономический ущерб государству. Это обусловлено следующими причинами:
Дети и подростки являются одной из уязвимых частей общества по отношению к основным поведенческим факторам риска, включая желание испытать на себе воздействие наркотиков, табака и алкоголя.
Усугублением сложившейся ситуации такими социально-экономическими проблемами, как прекращение существования прежних и бурное развитие новых развлекательных организаций с новой идеологией и субкультурой, слабая экономическая база государственных физкультурно-оздоровительных комплексов, низкая платежеспособность населения на фоне высоких расходов на досуг и дополнительное (по интересам) образование детей [6].
В процессе обучения на каждом последующем этапе процесс адаптации школьников имеет свои особенности. Это связано, в частности, с тем, что человек в данном возрастном периоде находится в стадии формирования. Этот этап связан с дополнительными нагрузками на организм, преимущественно социально-психологического плана. Проблема адаптации школьников к внешним условиям в школе тесно связана с вопросами их здоровья, профилактики заболеваний, вызванных условиями обучения и разработки способов коррекции состояния организма [7].
Срез результатов исследования в рамках магистерского проекта был проведен в период январь-апрель 2018 года с целью выявления зависимости уровня заболеваемости школьников от условий обучения в Железинской общеобразовательной средней школе № 1 (Павлодарская область).
В исследовании приняли участие 129 учащихся 2-х-10-х классов с русским языком обучения, из них: 65 девочек и 64 мальчика. Возраст учащихся от 8 до 16 лет.
Первым этапом исследования было проведение анализа заболеваемости школьников Железинского района на основании данных медицинского осмотра за 2017 год.
Полученные данные представлены в таблице 1.
Таблица 1
Анализ заболеваемости школьников Железинского района
Класс |
% выявленных хронических заболеваний |
2 (26 детей) |
15,4 (4 ребенка) |
Мальчики |
3,8 (1 мальчик) |
Девочки |
11,5 (3 девочки) |
5 (23 ребенка) |
21,7 (5 детей) |
Мальчики |
13 (3 мальчика) |
Девочки |
9,2 (2 девочки) |
7 (31 ребенок) |
16, 1 (5 детей) |
Мальчики |
12,9 (4 мальчика) |
Девочки |
3,2 (1 девочка) |
9 (20 человек) |
50 (10 детей) |
Мальчики |
20 (4 мальчика) |
Девочки |
30 (6 девочек) |
10 (29 детей) |
48, 3 (14 детей) |
Мальчики |
27,6 (8 мальчиков) |
Девочки |
20,7 (6 девочек) |
Из таблицы 1 можно сделать вывод, что 15,4 % школьников 9-ти лет (2 класс) страдают хроническими заболеваниями, но уже к 9–10 классу (15–16 лет) уровень заболеваемости возрастает до 48–50 %.
Последующая обработка данных производилась путем вычисления процента встречаемости тех или иных видов заболеваний (таблица 2).
Таблица 2
Встречаемость заболеваний ушкольников
№п/п |
Вид заболевания |
% встречаемости |
1 |
ВЧГ (внутричерепная гипертензия мозга) |
32 |
2 |
ВСД (вегетососудистая дистония) |
18,9 |
3 |
Гипертензионный синдром |
7,5 |
4 |
РОП ЦНС (Резидуально-органическое поражение центральной нервной системы) |
7,5 |
5 |
Миопия |
7,5 |
6 |
ВПС (врожденный порок сердца) |
3,8 |
7 |
Пиелонефрит |
3,8 |
8 |
Нарушение ритма сердца |
1,9 |
9 |
Хронический тонзиллит |
1,9 |
10 |
Элементарное ожирение |
1,9 |
11 |
ДЖВП (дискинезия желчевыводящих путей) |
1,9 |
12 |
Гипотиреоз |
1,9 |
13 |
Гломерулонефрит |
1,9 |
14 |
Церебрастенический синдром |
1,9 |
15 |
Хронический синусит |
1,9 |
16 |
Диффузный зоб |
1,9 |
17 |
Аднексит |
1,9 |
18 |
Пиелонефрит |
1,9 |
Исходя из таблицы 2, наиболее распространенными заболеваниями являются ВЧГ (внутричерепная гипертензия мозга) — 32 %, ВСД (вегетососудистая дистония) — 18, 9 %, гиперетензионный синдром, РОП ЦНС (Резидуально-органическое поражение центральной нервной системы), миопия — 7, 5 %, ВПС (врожденный порок сердца), пиелонефрит — 3,8 %, другие заболевания по 1,9 %.
В таблице 3 представлен анализ заболеваемости по видам.
Таблица 3
Анализ заболеваемости школьников по видам
Вид заболевания |
% встречаемости |
Болезни сердца и сосудов |
64 |
Болезни нервной системы |
9,4 |
Болезни органов зрения |
9,4 |
Заболевания мочеполовой системы |
7,5 |
Заболевания эндокринной системы |
5,6 |
Болезни дыхательной системы, горла |
1,9 |
Болезни органов пищеварения |
1,9 |
Согласно данным, представленным в таблице 3, подавляющую часть хронических заболеваний у школьников (64 %) занимают болезни сердца и сосудов; на втором месте (9,4 %) болезни нервной системы, болезни органов зрения; 7,5 % занимают заболевания мочеполовой системы; 5,6 % — заболевания эндокринной системы; с частотой 1,9 % встречаются болезни дыхательной и пищеварительной систем.
Таким образом, по результатам проведенного исследования предварительные данные показали действительно высокий уровень хронической заболеваемости школьников уже в возрасте 9–10 лет (15,4 %), и рост данного показателя до 48–50 % к 15–16 годам.
Таким образом, в системе образования должное место должно занимать сохранение здоровья учащихся. При этом необходимо уделять внимание гигиенической направленности, недопущению соматической заболеваемости в результате ненадлежащих условий обучения.
Важным направлением в процессе обучения должна стать систематическая работа, направленная на соблюдение санитарно-гигиенических правил, на индивидуальный подход к каждому учащемуся в зависимости от его физических, психологических особенностей и состояния здоровья.
Литература:
- «О здоровье народа и системе здравоохранения» Кодекс Республики Казахстан от 18 сентября 2009 года № 193-IV.;
- Тубчинова В. С. кандидат социологических наук — Проблема формирования здорового образа жизни среди подростков — автореферат по ВАК 2004 — с. 10;
- http://gp21.kz/ru/patsientu/k-vnimaniyu/;
- Турдалиева Б. С., Аимбетова Г. Е., Абдукаюмова У. А., Байсугурова В. Ю., Мусаева Б. А. — Вестник КазНМУ — Здоровье детей и подростков Рес-публики Казахстан: проблемы и пути решения — 2012 — с. 54;
- https://articlekz.com/article/12017;
- Нуридинова Г. А., Сулейменова С. Н. — Особенности внеклассной работы, позволяющие активизировать процесс формирования здорового образа жизни школьников — ЮКГУ им. М. Ауэзова, Шымкент, Казахстан — с. 1;
- http://ekolog.org/books/43/5_8.htm