Обеспечительный оксюморон: регулирование независимой гарантии нормами о поручительстве | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №19 (205) май 2018 г.

Дата публикации: 12.05.2018

Статья просмотрена: 264 раза

Библиографическое описание:

Андрейченко, А. К. Обеспечительный оксюморон: регулирование независимой гарантии нормами о поручительстве / А. К. Андрейченко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 19 (205). — С. 261-263. — URL: https://moluch.ru/archive/205/50302/ (дата обращения: 26.04.2024).



Независимая гарантия представляет собой новеллу, введенную Федеральным законом от 08.03.2015 N 42-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации» [1] (далее — ФЗ № 42). Данная новелла являет собой модернизацию банковской гарантии, предшествующего ей способа обеспечения исполнения обязательств. В п. 1 ст. 368 ГК РФ установлена дефиниция независимой гарантии, по которой гарант принимает на себя по просьбе другого лица (принципала) обязательство уплатить указанному им третьему лицу (бенефициару) определенную денежную сумму в соответствии с условиями данного гарантом обязательства независимо от действительности обеспечиваемого такой гарантией обязательства.

Анализ норм § 6 главы 23 ГК РФ позволяет сделать вывод, что независимая гарантия базируется на нормах о банковской гарантии, однако введенные новеллы оставляют ряд вопросов, в частности, отсутствует представление о применении норм о поручительстве при выдаче независимой гарантии. Так, абзац 2 п. 3 ст. 368 ГК РФ содержит норму, указывающую на применение правил о поручительстве, когда на стороне гаранта при выдаче независимой гарантии выступает некоммерческая организация, физическое лицо, в том числе со статусом индивидуального предпринимателя.

Следует начать с того, что поручительство и независимая гарантия отличные друг от друга способы обеспечения исполнения обязательств. Поручительством является правоотношение, возникающее из договора поручительства, в силу которого поручитель обязывается перед кредитором другого лица отвечать за исполнение последним его обязательства полностью или в части (п.1 ст. 361 ГК РФ).

Для аргументации отличия рассматриваемых способов обеспечения исполнения обязательств, достаточно привести в пример несколько критериев: поручительство носит акцессорный характер (п.1 ст. 367 ГК РФ), в то время как независимая гарантия не имеет такового (п. 1 ст. 368 ГК РФ); основанием применения поручительства служит неисполнение обязательства, независимая гарантия применяется в других случаях, которые устанавливаются бенефициаром и гарантом без привязки к неисполнению обеспечиваемого обязательства; поручительство возникает из договора поручительства, а независимая гарантия из односторонней сделки — выдачи данной независимой гарантии; по общему правилу, по договору поручительства поручитель и должник по основному обязательству несут солидарную ответственность перед кредитором, а в независимой гарантии принципал, как должник не несет ответственности перед бенефициаром наравне с гарантом; у гаранта отсутствует право на возражения по основному обязательству в отличии от поручителя (ст. 364, ст. 370 ГК РФ); после исполнения обязательств гарантом перед бенефициаром, к гаранту не переходит право кредитора по основному обязательству, в том числе, право залогодержателя, что имеет место быть в поручительстве (ст. 365 ГК РФ); по общему правилу гарант может получить вознаграждение за оказанное обеспечение по соглашению с принципалом лишь в пределах суммы, выданной по гарантии (ст. 379 ГК РФ).

То есть, возникает ситуация, когда два разных способа обеспечения исполнения обязательств будут сочетаться для урегулирования гражданских правоотношений (напомним, что согласно абз. 2 п. 3 ст. 368 ГК РФ в случае выдачи независимой гарантии иными лицами нежели чем кредитная или коммерческая организация, будут применяться правила о договоре поручительства). Сложившаяся ситуация образует явление, именуемое «обеспечительный оксюморон», так как законодатель не указал частности применения вышеназванной коллизии. Представляется, что применение правил о договоре поручительства при выдаче независимой гарантии возможно в нескольких комбинациях.

Во–первых, создается конкуренция норм через подмену понятий: название у односторонней сделки, служащей юридическим фактом для возникновения правоотношений — независимая гарантия, а комплекс прав и обязанностей, который она порождает полностью заимствуются из параграфа 5 главы 23 ГК РФ (поручительство). Выходит, что гарант остается гарантом, но будет совершать действия так, как поручитель, фактически становясь им. Тоже самое произойдет и с бенефициаром. Получается, гаранту необходимо выдавать независимую гарантию, которая будет называться «договор о поручительстве», что в свою очередь неверно, так как выдача гарантии — сделка односторонняя, а слово «договор» понимает под собой соглашение двух и более лиц. Как итог, происходит подмена понятий, выражающаяся в несовпадении ключевых характеристик независимой гарантии и фактически сложившихся отношений.

В судебной практике встречались казусы, когда происходила аналогичная подмена понятий, а именно не совпадала цель либо сущность сделки: договор купли — продажи содержал в себе элементы договора лизинга (одна и также сторона одновременно являлась лизингодателем и продавцом) [2], название договора подряда не совпадало с содержанием [3]. Спор разрешался следующим образом: стороны имеют право заключить не предусмотренный ГК РФ договор (п.1 ст. 421 ГК РФ), однако при этом необходимо учитывать, что в случае, если название заключенной субъектами хозяйственной деятельности сделки не соответствует ее фактическому содержанию, то сторонам такой сделки и иным лицам следует учитывать юридическую природу сложившихся правоотношений. По итогу, стороны могут заключить смешанный договор (п.3 ст. 421 ГК РФ), права и обязанности по которому будут реализовываться по правилам § 5 и 6 главы 23 ГК РФ настолько, насколько ближе к поручительству или независимой гарантии его отдельная часть. Тем не менее, поручительство и независимая гарантия отличные друг от друга способы обеспечения исполнения обязательств

Во–вторых, правила о договоре поручительства будут применяться в той мере, насколько они не противоречат нормам о независимой гарантии как способу обеспечения исполнения обязательств.

В–третьих, поручительство полностью заменит независимую гарантию, от которой останется только название самих правоотношений. При буквальном толковании нормы абз. 2 п. 3 ст. 368 ГК РФ: «к обязательствам лиц, не указанных в абзаце первом настоящего пункта и выдавших независимую гарантию, применяются правила о договоре поручительства», складывается ситуация, что независимая гарантия станет поручительством, когда лицо уже выдаст гарантию (глагол «выдавших» в прошедшем времени). Соответственно, до момента выдачи независимой гарантии будут действовать нормы § 6 главы 23 ГК РФ, которые «уступят» регулирование правоотношений § 5 главы 23 ГК РФ. Интересным представляется: а) будет ли тогда презюмироваться наличие связи между принципалом и гарантом на стороне должника перед бенефициаром, ведь § 6 главы 23 ГК РФ делает гарантию полностью автономной (отношения по независимой гарантии не связаны между отношениями гаранта и принципала, бенефициара и принципала)? б) сохранит ли возникшее правоотношение отсутствие акцессорного характера? Теоретически, ответ лежит в моменте наступления преемственности норм § 6 и § 5 главы 23 ГК РФ: как только независимая гарантия станет поручительством (момент выдачи гарантии бенефициару), то произойдет смена правового регулирования, следовательно, правоотношения из независимой гарантии станут носить акцессорный характер, и принципал будет отвечать наравне с гарантом.

В–четвертых, если соединить три вышеназванных варианта взаимодействия норм § 5 и 6 главы 23 ГК РФ, складывается впечатление, что законодатель подталкивает на создание непоименованного договора.

Представляется, что среди сказанных рассуждений, ближе к смыслу, который был вложен законодателем в абз. 2 п. 3 ст. 368 ГК РФ, является точка зрения о полной замене независимой гарантии поручительством. Гарант и принципал станут солидарными должниками. Таким образом, самого факта выдачи независимой гарантии недостаточно, необходимо надлежащее оформление между гарантом и бенефициаром. Следовательно, должна усиливаться роль соглашения между принципалом и гарантом: соглашение должно быть похоже на договор о поручительстве, либо он будет заключен после выдачи независимой гарантии. Должно обращаться внимание на существо возникающего правоотношения. Не исключено, что соглашение между гарантом и принципалом может стать непоименованным договором.

Примечательно, но на настоящий момент отсутствует судебная практика по рассматриваемому соотношению норм § 5 и 6 главы 23 ГК РФ, хотя имеет место быть «обеспечительный оксюморон». Данная ситуация объясняется тем, что независимая гарантия была недавно легализована в правовом поле, ведь указанному гарантийному обязательству, как и любой другой новелле, необходимо время.

Литература:

  1. О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации: федер. закон от 08.03.2015 N 42-ФЗ // Российская газета. 13.03.2015. N 52. (с посл. изм. и доп. от 09.03.2015).
  2. Суд частично удовлетворил исковые требования о применении последствий ничтожной сделки купли-продажи, поскольку сторона не может быть одновременно и лизингодателем, и продавцом оборудования, являющегося предметом действующего и исполняющегося договора лизинга с условием перехода к лизингополучателю права собственности на оборудование: постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 13.02.2006 N А19–11342/05–46-Ф02–193/06-С2 // [Электронный ресурс] Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
  3. Обобщение практики рассмотрения судами Российской Федерации дел по спорам между гражданами и организациями, привлекающими денежные средства граждан для строительства многоквартирных жилых домов (от 19 сентября 2002 г.): сайт Верховного суда РФ. 2016. [Электронный ресурс]. URL: http://www.vsrf.ru/catalog.php?c1= %CE %E1 %E7 %EE %F0 %FB %20 %F1 %F3 %E4 %E5 %E1 %ED %EE %E9 %20 %EF %F0 %E0 %EA %F2 %E8 %EA %E8 %20 %C2 %E5 %F0 %F5 %EE %E2 %ED %EE %E3 %EE %20 %D1 %F3 %E4 %E0 %20 %D0 %EE %F1 %F1 %E8 %E9 %F1 %EA %EE %E9 %20 %D4 %E5 %E4 %E5 %F0 %E0 %F6 %E8 %E8&c2=2002&c3=&id=169 (дата обращения: 16.05.2016).
Основные термины (генерируются автоматически): независимая гарантия, ГК РФ, поручительство, способ обеспечения исполнения обязательств, гарант, договор поручительства, акцессорный характер, глава, принципал, банковская гарантия.


Похожие статьи

Обеспечение исполнения обязательств | Статья в журнале...

Согласно ст. 329 ГК РФ в число способов обеспечения исполнения обязательств входит неустойка, залог, поручительство, независимая гарантия, удержание вещи должника, задаток, обеспечительный платеж.

История возникновения института независимой гарантии как...

При этом Гражданский кодекс не давал определения гарантии как способа обеспечения исполнения обязательства, и, в то время, на данный способ обеспечения исполнения обязательств распространялись правила поручительства.

Способы обеспечения исполнения обязательств

Данный способ обеспечения исполнения обязательств возникает на основании заключения договора, который является односторонним, и создает между сторонами поручительства дополнительное акцессорное обязательство по отношению к основному.

Проблема определения специфических черт способов...

Глава 23 ГК РФ посвящена обеспечению исполнения обязательств, однако легальное определение способов обеспечения исполнения обязательств в законодательстве не содержится. Новое понимание акцессорности в свете изменений ст. 329 ГК РФ.

Роль и место непоименованных способов обеспечения...

Глава 23 ГК РФ посвящена обеспечению исполнения обязательств, однако легальное определение способов обеспечения исполнения обязательств в законодательстве не содержится.

Государственный контракт: способы обеспечения исполнения

В статье рассматриваются проблемы обеспечения исполнения государственного контракта. В частности, возможность выдачи банковской гарантии в электронной форме; возможность применения нескольких способов обеспечения исполнения контракта.

Обеспечение исполнения обязательств и титульное...

Данный способ обеспечения исполнения обязательств возникает на основании заключения договора, который является односторонним, и создает между сторонами поручительства дополнительное акцессорное обязательство по отношению к основному.

Новое понимание акцессорности в свете изменений ст. 329 ГК РФ

ГК РФ, основное обязательство, РФ, Высший Арбитражный суд, Российская Федерация, способ обеспечения исполнения обязательства, уж, акцессорное обязательство, незаключенное соглашение...

Некоторые проблемы прекращения акцессорных обязательств

Способы обеспечения исполнения обязательства подразделяются на акцессорные (дополнительные) и неакцессорные. Задаток, поручительство, залог, являются акцессорными способами. Соглашение об установлении какого-либо из перечисленных...

Похожие статьи

Обеспечение исполнения обязательств | Статья в журнале...

Согласно ст. 329 ГК РФ в число способов обеспечения исполнения обязательств входит неустойка, залог, поручительство, независимая гарантия, удержание вещи должника, задаток, обеспечительный платеж.

История возникновения института независимой гарантии как...

При этом Гражданский кодекс не давал определения гарантии как способа обеспечения исполнения обязательства, и, в то время, на данный способ обеспечения исполнения обязательств распространялись правила поручительства.

Способы обеспечения исполнения обязательств

Данный способ обеспечения исполнения обязательств возникает на основании заключения договора, который является односторонним, и создает между сторонами поручительства дополнительное акцессорное обязательство по отношению к основному.

Проблема определения специфических черт способов...

Глава 23 ГК РФ посвящена обеспечению исполнения обязательств, однако легальное определение способов обеспечения исполнения обязательств в законодательстве не содержится. Новое понимание акцессорности в свете изменений ст. 329 ГК РФ.

Роль и место непоименованных способов обеспечения...

Глава 23 ГК РФ посвящена обеспечению исполнения обязательств, однако легальное определение способов обеспечения исполнения обязательств в законодательстве не содержится.

Государственный контракт: способы обеспечения исполнения

В статье рассматриваются проблемы обеспечения исполнения государственного контракта. В частности, возможность выдачи банковской гарантии в электронной форме; возможность применения нескольких способов обеспечения исполнения контракта.

Обеспечение исполнения обязательств и титульное...

Данный способ обеспечения исполнения обязательств возникает на основании заключения договора, который является односторонним, и создает между сторонами поручительства дополнительное акцессорное обязательство по отношению к основному.

Новое понимание акцессорности в свете изменений ст. 329 ГК РФ

ГК РФ, основное обязательство, РФ, Высший Арбитражный суд, Российская Федерация, способ обеспечения исполнения обязательства, уж, акцессорное обязательство, незаключенное соглашение...

Некоторые проблемы прекращения акцессорных обязательств

Способы обеспечения исполнения обязательства подразделяются на акцессорные (дополнительные) и неакцессорные. Задаток, поручительство, залог, являются акцессорными способами. Соглашение об установлении какого-либо из перечисленных...

Задать вопрос