В данной статье говорится о сущности устной монологической речи. Проведен анализ литературы, в которой дано определения понятий. Демонстрируется структура, типы, формы устной монологической речи. Также приводятся общие черты с устной диалогической речью.
Ключевые слова: устная монологическая речь, монолог, информационная речь, убеждающая (побуждающая) речь, развлекательная речь, повествовательная речь, формы устной монологической речи.
Устная монологическая речь является сложной формой коммуникативного процесса. Устная монологическая речь — устное повествование или развернутое высказывание на заданную тему [5].
Неизменной частью устной монологической речи, включающей рассказ о событии или рассуждение, является мотив высказывания и общий замысел, формирующийся говорящим. Обе эти части должны содержать достаточную прочность и оказывать постоянное влияние на протекание всего развернутого монологического высказывания. Программа высказывания обязана тормозить все побочные ассоциации, которые могут привести к отвлечениям и удерживать говорящего от многократных повторений. На ранних этапах развития речевого высказывания и в случаях его патологии, возникающих при мозговых поражениях можно наблюдать нарушения «замкнутой семантической системы» высказывания [6].
Лурия А. Р. отмечает, что «формой речевого высказывания является самостоятельная монологическая речь, которая может как возникать в ответ на поставленный извне вопрос, так и быть реализацией замысла самого субъекта. В основе монологической, развернутой речи лежит и самостоятельный мотив, и самостоятельный замысел, которые должны быть достаточно устойчивы, определяя создание программы активного самостоятельного речевого высказывания» [1].
Следует отметить, что устная монологическая речь состоит из трех частей:
- вступление;
- основная часть;
- заключение.
Перед вступлением вводится тема и заявляется главная мысль, они соотносятся с конкретной речевой ситуацией. Вступление необходимо для того, чтобы установить связь между говорящим и слушателем. «Вступление включает в себя: зачин — подготовка аудитории к восприятию, привлечение внимания; завязку — объясняет тезис, заинтриговывает постановкой проблемы, показывает актуальность обсуждения вопроса. В основной части раскрывается суть темы, приводятся аргументы и доказательства. Для полного раскрытия темы сообщения используются: Логические формы изложения: анализ; синтез; сравнение; обобщение. Приемы структурирования: последовательное изложение одного вопроса за другим; расположения материала вокруг главной проблемы. Основным требованием к композиции речи является логичность. Заключение — это итог речи, где содержатся выводы и призыв к аудитории» [2].
Рассмотрим, что собой представляет определение понятия «монолог», а также, разберем типы устной монологической речи. Понятие «монолог» можно определить, как развернутое высказывание одного лица, обращенное к слушателям [3]. Существует мнение, что монолог, который обращен к аудитории, можно считать скрытым диалогом. Монологическая речь считается процессом целенаправленного сообщения и сознательного воздействия на людей при помощи языка.
Что касается говорящего, то у оратора есть определённые цели: предоставить информацию собеседнику; убедить и развлечь слушателей; побудить слушателей к определенным действиям; довести до сознания слушателей «внутренний смысл» и эмоциональный контекст. В соответствии с целями, представленными выше, устную монологическую речь разделяют на следующие типы: информационную; убеждающую (побуждающую); развлекательную и повествовательную.
Информационная речь предназначается для передачи знаний. Существуют следующие виды информационной речи: лекции; отчеты; сообщения; доклады. Задача говорящего заключается в том, чтобы предоставить излагаемый материал в наиболее последовательном и логически построенном виде, выделив наиболее значительные части и сохраняя четкий логический переход от одной части излагаемого материала к другой. Информационная речь должна иметь следующие характеристики: новизну; доступность для восприятия и понимания; актуальность; логичность; эмоциональность.
Убеждающая (побуждающая) речь направлена на чувства, эмоции и опыт слушателя. Цель данного типа — заставить слушателя поменять свои мысли, свои убеждения, подтолкнуть его к тем или иным поступкам. Речи этого типа, как правило, очень выразительны и эмоциональны. Хороший оратор обязан употреблять образные средства языка и уметь презентовать речь, используя многообразные средства речевого воздействия, а также избегать лишней сентиментальности при выражении уважения, радости и тд. Существуют следующие виды убеждающей речи: политическая речь; речь, которая направлена на призыв к действию; речь, которая направлена на протест; судебная речь (одна из самых выразительных и эмоциональных по силе воздействия).
Примером судебной речи можно привести дело адвоката Фёдора Плевако о старушке, которая украла жестяной чайник стоимостью 30 копеек. Прокурор решил выбить почву у него из-под ног, и сам описал присяжным тяжелую жизнь подзащитной, заставившую ее пойти на такой шаг. Прокурор даже подчеркнул, что преступница вызывает жалость, а не негодование. «Но, господа, частная собственность священна, на этом принципе зиждется мироустройство, так что если вы оправдаете эту бабку, то вам и революционеров тогда по логике надо оправдать». Присяжные согласно кивали, и тут свою речь начал Плевако. «Много бед, много испытаний пришлось претерпеть России за более чем тысячелетнее существование. Печенеги терзали ее, половцы, татары, поляки. Двунадесять языков обрушились на нее, взяли Москву. Все вытерпела, все преодолела Россия, только крепла и росла от испытаний. Но теперь… Старушка украла старый чайник ценою в 30 копеек. Этого Россия уж, конечно, не выдержит, от этого она погибнет безвозвратно…» [4]. В итоге старушку оправдали.
После анализа различных источников, можно отметить, что развлекательная речь представляет собой анекдоты и тосты, а также торжественные, напутственные речи.
Использование повествовательной речи происходит тогда, когда целью спикера является не только передача знания, а доведение до сознания слушателя «внутреннего замысла» излагаемого. Пример такой речи проявляется в речи актера, который играет определенную роль. Это продолжительный процесс, в течение которого текст играемой роли становится неотъемлемой частью созданного образа ранее.
Представленные выше особенности отличают устную монологическую речь от диалогической речи. Можно выделить ряд особенностей, общих для устной диалогической и устной монологической речи. Устная монологическая речь абсолютно всегда, обращена к живому собеседнику. Реакции собеседника дают спикеру возможность корректировать свою речь по ходу беседы (разговора/выступления). Таким образом, устная монологическая речь становится скрытой формой диалогической речи и корректируется снаружи, показывая разнообразные стадии развернутости. Устная монологическая, как и устная диалогическая, речь располагает рядом дополнительных выразительных средств: интонация; выделение голосом отдельных компонентов текста; использование системы пауз. Внеязыковые средства: мимика; выразительные жесты. Устная монологическая речь может допускать неполноту высказывания, и тогда ее грамматическое строение может приближаться к грамматическому строению диалогической речи [7].
Рассмотрим формы устной монологической речи. Принято распознавать две формы устной монологической речи, которые некоторые психологи определяют понятиями «драма» и «эпос».
«Драма». Лурия А. Р. в своей работе отмечает следующее, «драматическое строение устной монологической речи является воспроизведением реальной ситуации передаваемого сообщения, в которое наряду с грамматическими структурами развернутого речевого высказывания включены жесты, интонации и действия, воспроизводящие передаваемые события. Грамматическая этой драматизирующей речи имеет ряд существенных особенностей:
- Изобилие прямых форм речи, воспроизводящих бытовую диалогическую речь
- Существенную роль играют интонационно-мелодические, просодические компоненты» [1].
Что касается понятия «Эпос», то Лурия А. Р. отмечает следующее, «в эпической речи почти не используются прямые формы, никогда не воспроизводятся типичные структуры диалогической речи, не применяются внеязыковые маркеры и грамматические сокращения. В этой речи чаще используются грамматически полные развернутые формы, приемы косвенной речи, сложные формы управления, которые отсутствуют в драматической речи. Примером эпической речи является эпос Гомера, который монотонно, внешне однообразно вел свое повествование. У человека, пользующегося эпической речью, почти нет обращения к выразительным средствам» [1].
После анализа понятий, можно отметить следующее, что термин «драма» может сблизить устную монологическую речь с действием и диалогом, соответственно. «Эпос» позволяет сблизить устную монологическую речь с письменной речью. Обе формы устной монологической речи обладают абсолютно различным грамматическим строением.
В данной статье было раскрыто понятие «устная монологическая речь»; была рассмотрена структура устной монологической речи; были рассмотрены типы устной монологической речи. В данной статье мы рассмотрели отдельно черты монологической речи, а также, рассмотрели общие черты устной монологической и диалогической речи.
Литература:
- Лурия А. Р. Язык и сознание. Под редакцией Е. Д. Хомской. — М.: МГУ, 1979. — 320 с.
- Трофимова Г. К. Русский язык и культура речи. Курс лекций. — М.: Флинта: Наука, 2007. — 160 с.
- Рудь, Л. Г. Культура речи: учебное пособие для студентов учреждений, обеспечивающих получение высшего образования / Л. Г. Рудь, И. П. Кудреватых, В. Д. Стариченок; под ред. В. Д. Стариченка. — 2-е изд. — Минск: Высшая школа, 2010. — 271 с.
- Лучшие речи гениального адвоката Федора Плевако // Интересно знать. URL: https://interesnoznat.com/interesno/luchshie-rechi-genialnogo-advokata-fedora-plevako.html (дата обращения: 3.05.2018).
- Лекции // Устная монологическая речь. URL: https://lektsii.org/10–49921.html
- Студалл.Орг — Вся помощь студенту и школьнику // Письменная речь. URL: http://studall.org/all2–156145.html
- Глухов В. П. Основы психолингвистики: учеб. пособие для студентов педвузов. — М.: ACT: Астрель, 2005. — 351 с.