Фольклор и музыка как средство коррекции тяжелых нарушений речи у дошкольников | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №19 (205) май 2018 г.

Дата публикации: 10.05.2018

Статья просмотрена: 555 раз

Библиографическое описание:

Вдовицына, Е. Я. Фольклор и музыка как средство коррекции тяжелых нарушений речи у дошкольников / Е. Я. Вдовицына, Т. В. Панкова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 19 (205). — С. 187-189. — URL: https://moluch.ru/archive/205/50147/ (дата обращения: 26.04.2024).



Любите музыку, и она вам поможет.

О. Лунгстрем

Одной из важнейших задач нашего общества является формирование жизнеспособного, здорового подрастающего поколения. Педагоги дошкольных образовательных организаций комплексно решают задачи физического, интеллектуального, эмоционального и личностного развития ребенка, активно внедряют в образовательный процесс эффективные технологии здоровьесбережения. Решение проблем здоровья детей — работа не одного дня и одного человека, а целенаправленная, систематическая деятельность всего коллектива образовательной организации на длительный период, осуществляемая в тесном контакте с родителями дошкольников. В последние годы отмечается увеличение количества детей, имеющих тяжелые нарушения речевого развития. В связи с этим для нас, музыкальных руководителей детского сада, актуальной и важной является проблема изучения и применения приемов коррекции речи дошкольников на занятиях музыкой.

Н. Ветлугина пишет, что пение развивает голосовой аппарат, речь, укрепляет голосовые связки, регулирует дыхание. Ритмика улучшает осанку ребенка, координацию, уверенность движений. Музыка — это одно из средств развития голоса и артикуляционного аппарата.

Именно музыка, музыкальное воспитание может оказать большую помощь в коррекционной работе. Однако успех коррекционной работы невозможен без взаимодействия музыкального руководителя, логопеда и педагога, в рамках которого воспитатель и музыкальный руководитель закрепляют приобретённые на логопедических занятиях навыки и умения, автоматизируют их в самостоятельной и совместной деятельности в течение дня. Музыкальный руководитель с целью развития артикуляционного аппарата организует в ходе занятия музыкой следующие виды деятельности.

Валеологические песенки-распевки

С них мы начинаем каждое музыкальное занятие. Несложные, добрые тексты и мелодия: «Доброе утро», «Трямди-песенка», «Здравствуй», состоящие из звуков мажорной гаммы, поднимают настроение, задают позитивный фон к восприятию окружающего мира, улучшают эмоциональный климат на занятии, подготавливают голос к пению.

Распевки даём больше на гласные звуки, чтобы лучше отработать дыхание и раскрепостить зажатую нижнюю челюсть.

Дыхательная гимнастика

Упражнения на развитие дыхания играют важную роль в развитии голоса и артикуляционного аппарата. Нарушением функции речевого дыхания считается: подъем грудной клетки вверх и втягивание живота на вдохе; слишком большой вдох; учащенность дыхания; укороченность выдоха; неумение делать незаметный добор воздуха; неправильная осанка. Суть методик по восстановлению и развитию этой функции — в осознанном управлении всеми фазами акта дыхания через тренировку дыхательных мышц и регулировку работы дыхательного центра.

Основными задачами дыхательных упражнений на занятиях музыкой являются:

– укрепление физиологического дыхания детей (без речи);

– тренировка силы вдоха и выдоха;

– развитие продолжительности выдоха.

В результате организации дыхательной гимнастики у ребенка улучшается качество вдоха и выдоха. От правильного вдоха (одновременно через нос и рот) зависит качество звука при пропевании и проговаривании фразы. Качество выдоха (спокойный и медленный) влияет на умение четко проговорить фразу так, чтобы дыхания хватило до конца предложения.

Укрепление навыков дыхания — одна из основных задач в вокальном воспитании детей. Техника дыхания — короткий бесшумный вдох, опора дыхания и спокойное постепенное его расходование. Брать дыхание нужно раньше, чем оно израсходовано. Дети нередко «перебирают» дыхание и «запирают» его, зажимая тем самым звук. Музыкальная фраза должна быть плавной и если делать много вдохов, то мелодия будет как будто разорванная на кусочки. Чтобы дети почувствовали влияние дыхания на качество речи и пения, мы в качестве примера рассматриваем варианты правильного и неправильного пения русской народной песни «Во поле береза стояла».

1) Вдох — Во по-ле. Вдох — бе-ре-за. Вдох — сто-я-ла. 2) А теперь на одном дыхании: вдох — Во по-ле бе-ре-за сто-я-ла….

Слишком большое количество вдыхаемого воздуха часто приводит к напряженному звучанию, мешает точности интонации. Поэтому на первых порах мы подбираем песенки с короткими музыкальными фразами. В старшем дошкольном возрасте помогает пение по фразам (цепочкой). Чтобы достичь свободы и равномерности в дыхании, применяем специальные упражнения.

Упражнения на развитие дикции

Дикция в пении несколько отличается от речевого произношения. Условием хорошей дикции является не только умение четко произносить гласные и согласные звуки, но и понимание смысла слов песни. Для становления дикции мы используем следующие приемы:

– выразительное чтение песни;

– коллективное проговаривание текста нараспев так, чтобы все слова звучали ясно;

– коллективное проговаривание текста шепотом на высоком звучании;

пропевание мотива песни на разных слогах (ле, ля, ли, лю и т. д.).

Успехом пользуются скороговорки, потешки, то, что детям доступней и ближе.

Работу по формированию дикции делим на несколько этапов.

I этап — пропевание гласных. На занятиях обращаем особое внимание на правильное дыхание во время пения. Постановку голоса, темп и ритм речи. После этого отрабатываем выразительность исполнения. Основная задача этого этапа — развитие мышц речевого аппарата, правильное пропевание гласных и выделение их на слух.

II этап — чистоговорки с пением на постановку шипящих свистящих звуков.

III этап — чистоговорки с пением на постановку сонорных звуков.

IV этап — закрепление всех звуков в свободной речи.

Для того, чтобы дети лучше усваивали материал, надо заинтересовать их, увлечь. Поэтому в каждой предлагаемой нами песенке-попевке короткий текст, создающий яркий образ. Этот образ, как правило, близок и знаком детям, и поэтому вызывает различные эмоции.

Работа по развитию дикции в пении не ограничивается одной узкой задачей — правильной постановкой звуков. Она отличается одним важным аспектом — развитием эмоциональной сферы ребенка, затрагивает его чувства, которые проявляются в мимике лица и жестах. Для достижения положительного эффекта важно на одном занятии давать песенки разного характера, чтобы дети могли почувствовать разницу в настроении и выразить его своим поведением.

Артикуляционная гимнастика

Артикуляционная гимнастика — это система упражнений, совершенствующая движения артикуляционного аппарата. Она является эффективным средством профилактики и коррекции некоторых речевых нарушений. Детский голосовой аппарат — нежный материал и здесь нужно помнить заповедь врачей — «не навреди!».

В работе используем упражнения: «Машинка», «В горку и с горки», «Лошадка», «Беззвучное пение» и т. д. Предлагаем повторить приемом «Эхо», как «разговаривают» животные: уточки, лягушки, гуси, мышки, котята и т. д.

Организуем артикуляционную гимнастику по системе В. Емельянова («Фонопедическая система В.Емельянова»), который обратился к проблеме артикуляции и с медицинской точки зрения, и с педагогической, и с вокальной. В данной системе представлено много упражнений, которые классифицированы по разделам:

1) артикуляционная гимнастика;

2) интонационно-фонетические упражнения;

3) голосовые сигналы доречевой коммуникации;

4) упражнения на развитие дыхания, вибрато, грудного и головного регистра.

Все упражнения из этой области используются на занятиях в ассоциативном восприятии, доступны и понятны детям.

На занятиях музыкой мы используем пословицы, поговорки, сказки, которые помогают раскрыть нравственно-этические понятия добра и зла, честности, уважение к старости, взаимопомощи. Дети проговаривают пословицы и поговорки на народных фольклорных праздниках, придумывают мелодии колыбельных песен и поют их куклам. При знакомстве с прибаутками, календарным, потешным и игровым фольклором обогащается внутренний мир ребенка.

В своей работе отдаем предпочтение использованию народных игр с пением и движением. «У медведя во бору», «Гуси-гоготошки», «Заинька, серенький». Эти игры развивают интерес к пению, память, чувство ритма, умение правильно передавать мелодию. В играх такого плана дети не только передают в движении художественный образ, но и общаются, приобщаются к народным традициям, проявляют взаимовыручку.

Важной составляющей музыкально-оздоровительной работы является музыкотерапия. Она способствует коррекции психофизического статуса детей в процессе их двигательной и игровой деятельности. Слушание правильно подобранной музыки повышает иммунитет детей, снимает напряжение и раздражительность, головную и мышечную боль, восстанавливает спокойное дыхание. Нами сформирована фонотека, в состав которой входят:

– музыка для релаксации;

– музыка для танцев и хороводов;

– музыка для игр;

– музыка для слушания;

– фоновая и шумовая подборка.

Фонотека записана на цифровые носители, что дает возможность воспитателям использовать ее в каждодневной практике. Детей встречают, укладывают спать, поднимают после дневного сна под соответствующую музыку, используют ее в качестве фона для занятий, свободной деятельности.

Мы привлекаем воспитателей и родителей к участию в праздниках, развлечениях, к исполнению песенных номеров, частушек, напевов, участию в инсценировках небольших сюжетов сказок, в обрядовых праздниках. Например, в таком развлечении как «Посиделки» используются поговорки, припевки, русские напевы, песни. На 8 Марта дети, воспитатели, родители пришли к Матрёшке в магазин, где за товар расплачивались частушками, песнями, народными играми с напевами, исполнением р. н.м. на музыкальных инструментах. Тесный педагогический контакт музыкального руководителя, воспитателя и логопеда дает положительный результат в развитии певческих навыков детей и в коррекции речевых нарушений.

Литература:

  1. Боромыкова О. С. Коррекция речи и движения с музыкальным сопровождением. — СПб.: «Детство — Пресс», 1999.
  2. Емельянов В. В. Фонопедический метод развития голоса: Методическая разработка / Составитель Трифонова И. — СПб., 2000.
  3. Мельников М. Н. Русский детский фольклор. — М.: Просвещение, 1987.
  4. Орлова Т. М., Бекина С. М. Учите детей петь. Песни и упражнения для развития голоса у детей 6–7 лет.- М., 1988.
  5. Пожиленко Е. А. Артикуляционная гимнастика. — СПб.: КАРО, 2004.
  6. Сухин И. Г. Веселые скороговорки для «непослушных» звуков. — Ярославль: Академия развития, 2005.
Основные термины (генерируются автоматически): артикуляционная гимнастика, артикуляционный аппарат, музыкальный руководитель, ребенок, дыхание, занятие музыкой, музыка, пение, упражнение, дыхательная гимнастика.


Похожие статьи

Развитие музыкальных способностей детей старшего...

ребенок, старший дошкольный возраст, способность, пение, игра, музыкальная способность детей, артикуляционная гимнастика, музыка, развитие, упражнение.

Практика проведения артикуляционной гимнастики...

артикуляционная гимнастика, упражнение, ребенок, описание, активизация мышц кончика языка, артикуляционный аппарат, кончик языка, выработок подвижности губ, бусина, чайная ложка. Самомассаж – как средство коррекционно-логопедического...

Формирование устойчивых певческих навыков у детей старшего...

Артикуляционная гимнастика. — Развитие речевых, музыкальных, двигательных

Музыкальный руководитель с целью развития артикуляционного аппарата организует в ходе занятия музыкой следующие виды деятельности.

Артикуляционная гимнастика.

Музыкальное занятие как средство коррекционного развития при...

Исходя из особенностей детей, на музыкальном занятии решаются как общие, так и коррекционные задачи

 развитие дыхания и артикуляционного аппарата, развитие мелкой моторики и мозговой деятельности

Коррекция звукопроизношения и музыкальное развитие детей...

Дыхательная гимнастика: — Вводная ходьба

Артикуляционная гимнастика

Пение, песенное творчество. Пальчиковые игры: — Восприятие музыки

— Восприятие музыки. Оздоровительные и фонопедические упражнения

Певческие возможности дошкольников: певческие диапазоны...

Ход занятия. Дети свободно входят в музыкальный зал.

М.р. Для красивого четкого пения нужна артикуляционная гимнастика, чтобы все звуки и слова артикуляционная произносились четко и точно.

Музыкально-оздоровительная работа ДОУ посредством...

Артикуляционная гимнастика, способствующая тренировке мышц речевого аппарата. В результате этой работы повышаются показатели уровня развития речи детей, певческих навыков, улучшаются музыкальная память, внимание.

Особенности развития певческого аппарата детей дошкольного...

Приобщение детей к музыкальному искусству через пение, один

Голосовой и дыхательный аппарат детей раннего дошкольного возраста в 2–3 года жизни развит очень слабо.

В этом возрасте дети уже понимают, как можно управлять частями артикуляционного аппарата.

«В гостях у Белоснежки и гномов». Конспект развлечения...

Дыхательная гимнастика «Воздушный шарик». Музыкальная распевка «Эхо» музыка Андреевой.

Дыхательное упражнение «Листочки» (дети дуют на осенние листочки, стараясь соблюдать правила дыхания).

Похожие статьи

Развитие музыкальных способностей детей старшего...

ребенок, старший дошкольный возраст, способность, пение, игра, музыкальная способность детей, артикуляционная гимнастика, музыка, развитие, упражнение.

Практика проведения артикуляционной гимнастики...

артикуляционная гимнастика, упражнение, ребенок, описание, активизация мышц кончика языка, артикуляционный аппарат, кончик языка, выработок подвижности губ, бусина, чайная ложка. Самомассаж – как средство коррекционно-логопедического...

Формирование устойчивых певческих навыков у детей старшего...

Артикуляционная гимнастика. — Развитие речевых, музыкальных, двигательных

Музыкальный руководитель с целью развития артикуляционного аппарата организует в ходе занятия музыкой следующие виды деятельности.

Артикуляционная гимнастика.

Музыкальное занятие как средство коррекционного развития при...

Исходя из особенностей детей, на музыкальном занятии решаются как общие, так и коррекционные задачи

 развитие дыхания и артикуляционного аппарата, развитие мелкой моторики и мозговой деятельности

Коррекция звукопроизношения и музыкальное развитие детей...

Дыхательная гимнастика: — Вводная ходьба

Артикуляционная гимнастика

Пение, песенное творчество. Пальчиковые игры: — Восприятие музыки

— Восприятие музыки. Оздоровительные и фонопедические упражнения

Певческие возможности дошкольников: певческие диапазоны...

Ход занятия. Дети свободно входят в музыкальный зал.

М.р. Для красивого четкого пения нужна артикуляционная гимнастика, чтобы все звуки и слова артикуляционная произносились четко и точно.

Музыкально-оздоровительная работа ДОУ посредством...

Артикуляционная гимнастика, способствующая тренировке мышц речевого аппарата. В результате этой работы повышаются показатели уровня развития речи детей, певческих навыков, улучшаются музыкальная память, внимание.

Особенности развития певческого аппарата детей дошкольного...

Приобщение детей к музыкальному искусству через пение, один

Голосовой и дыхательный аппарат детей раннего дошкольного возраста в 2–3 года жизни развит очень слабо.

В этом возрасте дети уже понимают, как можно управлять частями артикуляционного аппарата.

«В гостях у Белоснежки и гномов». Конспект развлечения...

Дыхательная гимнастика «Воздушный шарик». Музыкальная распевка «Эхо» музыка Андреевой.

Дыхательное упражнение «Листочки» (дети дуют на осенние листочки, стараясь соблюдать правила дыхания).

Задать вопрос