В Уголовном кодексе РФ законодатель закрепил, что к несовершеннолетним, совершившим преступления, могут быть применены принудительные меры воспитательного воздействия либо им может быть назначено наказание, а при освобождении от наказания судом они могут быть также помещены в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа. Таким образом, принудительные меры воспитательного воздействия в России считаются первоочередными из мер, применяемых к несовершеннолетним. Данные меры являются альтернативными наказанию [1].
Принудительные меры воспитательного воздействия — это вид иных мер уголовно-правового характера, назначаемых судом несовершеннолетнему, достигшему возраста уголовной ответственности и совершившему деяние, запрещенное уголовным законом. Они заключаются в оказании на подростка специфического психолого-педагогического влияния, направленного на его исправление, ресоциализацию и предупреждение новых преступлений. Принудительные меры воспитательного воздействия не являются наказанием за совершенное подростком деяние, не содержат в себе кары или ее элементов, но в этих мерах так же, как и в наказании, присутствует в различном объеме элемент принуждения [2].
Ст. 90 УК РФ среди принудительных мер воспитательного воздействия выделяет:
‒ предупреждение;
‒ передачу под надзор родителей или лиц, их заменяющих, либо специализированного государственного органа;
‒ возложение обязанности загладить причиненный вред;
‒ ограничение досуга и установление особых требований к поведению несовершеннолетнего
‒ помещение в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа
Приоритет принудительных мер воспитательного воздействия обусловлен особенностями несовершеннолетнего возраста преступников, которые определяют целесообразность применения именно данных мер.
Так, несовершеннолетние характеризуются еще не устоявшейся психикой. Они более подвержены внешнему воздействию. В связи с этим воспитательное воздействие может принести свои результаты. В данном возрасте еще есть шанс привить несовершеннолетнему преступнику навыки правового поведения, внушить ему необходимость соблюдения правовых, а также моральных норм.
Несовершеннолетний возраст является очень сложным для ребенка, особенно это возраст от 11 до 15 лет. С уголовно-правовой точки зрения из этого периода нас интересует возраст от 14 до 15 лет. Данный период является переходным. Несовершеннолетний начинает сопоставлять себя со взрослыми. Он пытается показать, что он уже не ребенок, из-за чего могут возникать проблемы различного характера. Так, ребенок может прогуливать занятия, у него может снизиться успеваемость. На фоне конфликтов с родителями он может уходить из дома. Проводя время вне дома, несовершеннолетний может связаться с «плохой компанией», которая может подтолкнуть его на противоправное поведение. Таким образом, воспитательное воздействие на несовершеннолетнего преступника является необходимым для предотвращения дальнейшего его поведения, отклоняющегося от норм закона.
Также, в несовершеннолетнем возрасте ребенок перенимает образцы своего поведения из своего ближайшего окружения. В первую очередь таким окружением являются его родители. Таким образом, детерминантом преступного поведения могут являться родители несовершеннолетнего. Так, например, в семье могут происходить постоянные ссоры, из-за которых ребенок будет стараться уходить из дома. Вне дома, как было указано ранее, подросток может связаться с отрицательно характеризующейся компанией. Кроме того, конфликты в семье могут сопровождаться применением физической силы, и затем данное поведение может отложиться в сознании ребенка как допустимое. Особую опасность вызывает семьи, характеризующиеся распитием алкогольных напитком, употреблением наркотических веществ, а главное склонностью к совершению преступлений. Воспитание ребенка в таких семьях является недопустимым.
Таким образом, не все несовершеннолетние преступники характеризуются общей противоправной направленностью. Для многих из них преступное поведение явилось единичным случаем, либо было вызвано рядом причин, устранение которых исключит возможность совершение несовершеннолетним преступления.
Анализируя преступление, которое относится к категории небольшой или средней тяжести, совершенное несовершеннолетним, суд одним из первоочередных моментов должен обращать внимание на возможность исправления несовершеннолетнего путем применения мер воспитательного воздействия.
Для наиболее объективной картины личности несовершеннолетнего, ее изучение подлежит с помощью различных способов. Необходимо изучать характеристики подростков от педагогов, одноклассников, друзей, родственников, соседей. Необходимо изучать данные об административной ответственности, приводов в полицию. Кроме того, важным моментом является привлечение к работе с несовершеннолетним преступником психологов. Сотрудники полиции не обладают достаточной квалификацией в области психолого-педагогических знаний, поэтому найти точный подход к ребенку могут именно психологи. Они могут выяснить черты характера, свойственные или несвойственные подростку. Например, склонность ко лжи, агрессивность, повышенная внушаемость, равнодушие. Данные характеристики могут стать проблемой при исправлении несовершеннолетнего преступника лишь принудительными мерами воспитательного воздействия.
Также, психолог может выяснить истинные причины совершения преступления. Если причиной стала не общая преступная направленность, не жестокость, не азарт, не интерес к совершению противоправных действий и не иные причины, имеющие антисоциальный характер.
Таким образом, применение принудительных мер воспитательного воздействия к подросткам является необходимой мерой. Принуждение способствует формированию у тех, к кому оно применяется, самокритичного отношения к своим антиобщественным действиям, интересам и мотивам, а также пересмотру антиобщественных взглядов, отказу от вредных привычек [3].
Несовершеннолетняя преступность влияет на динамику преступности взрослых. Для того, чтобы исключить пополнение рядов преступников за счет несовершеннолетних, необходимо прививать им необходимость соблюдения закона и разъяснять отрицательные последствия противоправного поведения. Это возможно при распространении применения принудительных мер воспитательного воздействия.
Литература:
- Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (в ред. от 19.02.2018) // Собрание законодательства РФ. — 1996. — № 25. — Ст. 2954.
- Боровиков, С. А. Принудительные меры воспитательного воздействия в отношении несовершеннолетних как альтернатива уголовному наказанию: диссертация... кандидата юридических наук: 12.00.08 / С. А. Боровиков. — Вологда, 2007. — 234 с.
- Тюрина И. Н. Целесообразность применения принудительных мер воспитательного воздействия в Уголовном праве России // Восточно-Сибирский институт Министерства внутренних дел Российской Федерации. — Иркутск. — 2017. — С.170–174.