Исследования влияния температурно-влажностных режимов на структуру ткани | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 2 ноября, печатный экземпляр отправим 6 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Технические науки

Опубликовано в Молодой учёный №17 (203) апрель 2018 г.

Дата публикации: 01.05.2018

Статья просмотрена: 87 раз

Библиографическое описание:

Кадирова, Д. Н. Исследования влияния температурно-влажностных режимов на структуру ткани / Д. Н. Кадирова, Ф. С. Садиков. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 17 (203). — С. 50-56. — URL: https://moluch.ru/archive/203/49679/ (дата обращения: 19.10.2024).



В статье приведены результаты экспериментальных исследований влияния температуры и влажности среды для транспортирующих лент. Также освещены исследование этих свойств и изучение их закономерностей на основе разработки математических моделей. Получены закономерности изменения толщины и массы транспортирующей ленты изготовленной из обработанной ткани, из суровой ткани и нетканого полотна в зависимости от времени эксплуатации.

Results of pilot studies of influence of term of operation and humidity of the environment for the conveyor tapes made of the processed fabric, of severe fabric and of a nonwoven cloth are given in article. The research of these properties and studying of their regularities on the basis of development of mathematical models are also covered. Regularities of change of weight are received (in kg.) the conveyor tape of the processed fabric mad, from severe fabric and a nonwoven cloth depending on operation time.

Повышенные требования к параметрам структуры и эксплуатационным свойствам. предъявляют тканям полученных из нитей большой линейной плотности технического назначения.

В настоящее время на рынках Республики Узбекистан практически отсутствует продукция данного вида. Большинство предприятий-изготовителей производства транспортерных лент находятся на территории ближнего зарубежья, и они переориентированы на внутренние нужды.

Используемые в настоящее время на хлебопекарных предприятиях транспортирующие ленты, которые изготовлены в основном из нетканого полотна, по своим качественным характеристикам не удовлетворяют потребителя. Основной недостаток — низкий срок службы транспортера, вследствие влияния температурно-влажностного режима производства и вытягивания ленты в процессе эксплуатации. Нами проведены экспериментальные исследования влияния срока эксплуатации и влажности среды для транспортирующих лент изготовленных из обработанной ткани, из суровой ткани и из нетканого полотна. Поэтому исследование этих свойств и изучение их закономерностей на основе разработки математических моделей целесообразно. [1].

Для технологических процессов математические модели представляют собой степенные показательные, гиперболические, логарифмические и другие функции, которые приводятся к линейным, если использовать некоторые простые функциональные преобразования переменных Y и X.

В работе проведены экспериментальные исследования влияния температурно-влажностного режима производства на массу и толщину транспортирующих лент, изготовленных из суровой ткани, обработанной ткани и из нетканого полотна, установленных на тесто-раскатывающих машинах. Эксперимент проводили в течение 36 месяцев, где контроль результатов эксперимента проводили через каждые 3 месяца,при этом температура цеха 20оС и влажность цеха 65 %.

В результате экспериментального исследования зависимости массы ленты из обработанной ткани Y (килограмм) от времени эксплуатации Х (месяцы) получены следующие данные (таблица 1).

Таблица 1

3

6

9

12

15

18

21

24

27

30

33

36

1,99

2,05

2,09

2,11

2,12

2,13

2,14

2,15

2,16

2,17

2,18

2,18

Рассчитываем промежуточные переменные ,, и полученные значения сводим в таблицу 2. Сравнивая величины полученных разниц

и

где: - масса ленты полученная в эксперименте, замечаем для первой модели она наименьшая. Поэтому для описания рассматриваемых данных эксперимента можно условно принять модель № 1. (табл. 2), которая после преобразования имеет вид.

или

Таблица 2

Модель, функция исходных переменных

Вид уравнения прямой после преобразо-вания

Координаты промежуточной точки исходных переменных

Раз-но-сть

эксперимент

расчет

1

Степенная

2,100

0,02

2

Показательная

2,140

0,06

3

Гиперболическая

0,045

2,04

4

Гиперболическая

2,140

0,06

5

Гиперболическая

0,041

2,04

6

Логарифмическая

2,195

0,11

7

Показательная

2,140

0,06

Установив условный вид математической модели, переходим к определению коэффициентов регрессии. Для этого приведем результаты расчетов в таблицу 3.

Таблица 3

1

3

0,4771

-0,7234

0,523307

1,99

0,2988

-0,216152

2

6

0,7781

-0,4224

0,178422

2,05

0,3118

-0,131704

3

9

0,9542

-0,2463

0,060664

2,09

0,3201

-0,078841

4

12

1,0792

-0,1213

0,014714

2,11

0,3243

-0,039338

5

15

1,1761

-0,0244

0,000595

2,12

0,3263

-0,007962

6

18

1,2553

0,0548

0,00300

2,13

0,3284

0,017996

7

21

1,3222

0,1217

0,014811

2,14

0,3304

0,040210

8

24

1,3802

0,1797

0,032292

2,15

0,3324

0,059732

9

27

1,4314

0,2309

0,053315

2,16

0,3344

0,077212

10

30

1,4771

0,2766

0,076507

2,17

,03365

0,093076

11

33

1,5185

0,3180

0,101124

2,18

0,3385

0,107643

12

36

1,5563

0,3558

0,126594

2,18

0,3385

0,120438

14,4057

-

1,182645

25,47

3,9204

0,042340

Затем на основе таблицы находим коэффициенты регрессии:

;

а искомое уравнение

В рассматриваемом эксперименте повторные опыты не проводили, следовательно, оценку дисперсии воспроизводимости не осуществляли. Поэтому для статистической оценки значимости и точности модели определяют значимость коэффициентов регрессии и доверительные интервалы для истинного среднего значения выходного параметра при любом уровне фактора. Расчет параметров для определения дисперсикоэффициентов регрессии и полученной модели приведены в таблице 4 и 5. [1,2].

Таблица 4

Результаты расчета параметров для определения дисперсии коэффициентов регрессии иполученной модели

1

-0,7234

-0,025319

0,259681

0,2988

-0,03912

0,008

2

-0,4224

-0,014784

0,270216

0,3118

-0,041584

0,001729229

3

-0,2463

-0,008621

0,2763790

0,3201

-0,043721

0,001911525

4

-0,1213

-0,004246

0,2807540

0,3243

-0,043546

0,001896254

5

-0,0244

-0,000854

0,284146

0,3263

-0,042154

0,001776959

6

0,0548

0,001918

0,286918

0,3284

-0,041482

0,001720756

7

0,1217

0,004260

0,28926

0,3304

-0,04114

0,001692499

8

0,1797

0,006290

0,29129

0,3324

-0,04111

0,001690032

9

0,2309

0,008082

0,293082

0,3344

-0,041318

0,001707177

10

0,2766

0,00968

0,29468

0,3365

-0,04182

0,001748912

11

0,3180

0,01113

0,29613

0,3385

-0,04237

0,001795217

12

0,3558

0,012453

0,297453

0,3385

-0,041047

0,001684856

-

-

-

-

-

0,02088379

Дисперсия, характеризующая неадекватность линеаризированной модели, по экспериментальным данным равна

Таблица 5

Результаты расчета параметров для определения дисперсии коэффициентов регрессии иполученной модели

u

1

0.2988

0.3267

-0.0279

0.000778

2

0.3118

0.3267

-0.0149

0.000222

3

0.3201

0.3267

-0.0066

0.000044

4

0.3243

0.3267

-0.0024

0.000006

5

0.3263

0.3267

-0.0004

0.0000002

6

0.3284

0.3267

0.0017

0.0000003

7

0.3304

0.3267

0.0037

0.000014

8

0.3324

0.3267

0.0057

0.000032

9

0.3344

0.3267

0.0077

0.000059

10

0.3365

0.3267

0.0098

0.000096

11

0.3385

0.3267

0.0118

0.000139

12

0.3385

0.3267

0.0118

0.000139

3.9204

0.001532

Дисперсии коэффициентов регрессии и уравнении определяем по данным таблицы 4 и 5.

Подставляя найденные значения и в формулу расчетного значения критерия Фишера получаем

Табличное значение критерия Фишера . Так как то линеаризированная модель обладает достаточной информационной полезностью прием использовании.

Аналогично обработаны экспериментальные исследования влияния срока эксплуатации на массу (кг.) транспортирующей ленты изготовленной из обработанной ткани, из суровой ткани и из нетканого полотна получены математические модели, имеющие следующий вид:

для транспортирующей ленты изготовленной из обработанной ткани

для транспортирующей ленты изготовленной из суровой ткани

для транспортирующей ленты изготовленной из нетканого полотна

А также в результате экспериментальных исследований влияния срока эксплуатации на толщину (мм.) транспортирующей ленты, изготовленной из суровой ткани и нетканого полотна, получены математические модели, имеющие следующий вид:

для транспортирующей ленты изготовленной из обработанной ткани

для транспортирующей ленты изготовленной из суровой ткани

для транспортирующей ленты изготовленной из нетканого полотна

На рис. 1 представлены закономерности изменения массы (в кг.) транспортирующей ленты изготовленной из обработанной ткани, из суровой ткани и нетканого полотна в зависимости от времени эксплуатации. а на рис. 2 представлены закономерности изменения толщины транспортирующей ленты (в мм.) изготовленной из обработанной ткани, из суровой ткани и нетканого полотна в зависимости от времени эксплуатации.

Рис. 1. Закономерности изменения массы транспортирующей ленты в зависимости от времени эксплуатации: ряд 1 — лента, изготовленная из суровой ткани; ряд 2 — лента, изготовленная из нетканого полотна; ряд 3 — лента, изготовленная из обработанной ткани

Рис.2. Закономерности изменения толщины транспортирующей ленты в зависимости от времени эксплуатации: ряд 1 — лента, изготовленная из суровой ткани; ряд 2 — лента, изготовленная из обработанной ткани; ряд 3 — лента, изготовленная из нетканого полотна

Из графиков, рис. 1 и 2, следует то, что срок эксплуатации транспортирующей ленты, изготовленной из нетканого полотна, составляет не более трех месяцев, транспортирующей ленты, изготовленной из суровой ткани, составляет около двух лет, а транспортирующей ленты, изготовленной из обработанной ткани, — три года. Это обусловлено тем, что степень прилипаемости транспортируемого материала в ленте, изготовленной из суровой ткани, ниже на 58 % и в ленте, изготовленной из обработанной ткани, ниже на 71 %, чем в ленте, изготовленной из нетканого полотна. Структура суровой ткани содержит только крученые нити взаимно переплетаемые, а обработанная ткань дополнительно водоотталкивающие препараты, которые снижают прилипаемость транспортируемого материала к ленте. Наоборот структура нетканого полотна содержит волокна, прошитые кручеными нитями, которые повышают прилипаемость транспортирующего материала к ленте.

Литература:

  1. Кадирова Д. Н. Исследования влияния срока эксплуатации ленты на структуру ткани. Журнал “Проблемы текстиля” Ташкент 2017 № 2.
  2. Кадырова Д. Н., Рахимходжаев С. С. Исследование свойств технических бельтингов. Журнал “Проблемы текстиля” Ташкент 2010 № 2.
Основные термины (генерируются автоматически): транспортирующая лента, нетканое полотно, обработанная ткань, суровая ткань, время эксплуатации, лента, модель, влияние срока эксплуатации, дисперсия коэффициентов регрессии, закономерность изменения толщины.


Похожие статьи

Анализ энергоэффективности мясокомбината в зависимости от природно-климатических условий и объема производства

В данной статье рассмотрены проблемы энергоэффективности холодильной техники мясокомбинатов, эксплуатация холодильного оборудования в режимах, отличных от оптимальных (например, в условиях повышенных температур окружающей среды), влияние на экономичн...

Учет поврежденности монолитных и дискретных материалов при проектировании дорожных конструкций

Выполнен обзор и анализ критериев прочности и условий пластичности монолитных и дискретных материалов, применяемых для устройства дорожных конструкций, и их методов расчета. Рассмотрены наиболее часто применяемые решения, в том числе полученные в пос...

Изучение характеристик влажно-тепловой обработки и методы их контроля

В статье изложен технологический процесс ВТО изготовления швейных изделий, так как основная задача влажно-тепловой обработки — это придание деталям одежды требуемой формы, обеспечивающей хорошую посадку изделий на фигурах потребителей в соответствии ...

Разработка и исследовательские испытания механических свойств экспериментальных образцов двухкомпонентного композиционного материала

Данная статья посвящена исследованию влияния наноразмерных наполнителей на физико-механические свойства АБС-пластика. В статье описан метод изготовления образцов для проведения испытаний, в основе которого лежит 3D-прототипирование. Результаты испыта...

Изучение процесса влажно-тепловой обработки тканей

В статье изложен технологический процесс влажно-тепловой обработки изготовления швейных изделий, так как основная задача влажно-тепловой обработки — это придание готовым изделиям товарного вида, формы, обеспечивающей хорошую посадку изделий на фигура...

Печатно-технические свойства печатных красок, основанных на смесях загусток на основе карбоксиметилкрахмала и акрилатов

В статье изучены физико-механические свойства набивных тканей и рН среда традиционных и смешанных загустителей, а также печатных красок, которые играют важную роль для печатания хлопчатобумажных тканей.

Восстановление деталей машин из полимерных материалов

В статье описываются методы и технология восстановления и ремонта изделий из композиционных материалов на основе пластических масс (термопластов, реактопластов). Анализируются основные факторы, влияющие на выбор типа соединений деталей. Обосновываетс...

Термодинамика процессов растрескивания покрытий от действия влаги

Приведены сведения о вероятности разрушения защитно-декоративных покрытий от действия влаги. Рассмотрен механизм разрушения покрытий от действия давления воздуха в порах материала при конденсации влаги. Предложено процессы, происходящие в покрытиях в...

Обеспечение работы мобильных машин в условиях отрицательных температур

В статье анализируются факторы, влияющие на эффективную работу таких ответственных систем мобильных машин как трансмиссия и гидропривод, и в особенности под действием низких температур окружающего воздуха. Раскрывается методика и результаты проведенн...

Исследование интенсивности изнашивания ресурсоопределяющих сопряжений гидронасосов

В статье описывается методика проведения и результаты реализованного эксперимента экстремального характера по определению величины износа образцов поверхностей трения, имитирующих поверхности деталей гидропривода транспортно-технологических машин, в ...

Похожие статьи

Анализ энергоэффективности мясокомбината в зависимости от природно-климатических условий и объема производства

В данной статье рассмотрены проблемы энергоэффективности холодильной техники мясокомбинатов, эксплуатация холодильного оборудования в режимах, отличных от оптимальных (например, в условиях повышенных температур окружающей среды), влияние на экономичн...

Учет поврежденности монолитных и дискретных материалов при проектировании дорожных конструкций

Выполнен обзор и анализ критериев прочности и условий пластичности монолитных и дискретных материалов, применяемых для устройства дорожных конструкций, и их методов расчета. Рассмотрены наиболее часто применяемые решения, в том числе полученные в пос...

Изучение характеристик влажно-тепловой обработки и методы их контроля

В статье изложен технологический процесс ВТО изготовления швейных изделий, так как основная задача влажно-тепловой обработки — это придание деталям одежды требуемой формы, обеспечивающей хорошую посадку изделий на фигурах потребителей в соответствии ...

Разработка и исследовательские испытания механических свойств экспериментальных образцов двухкомпонентного композиционного материала

Данная статья посвящена исследованию влияния наноразмерных наполнителей на физико-механические свойства АБС-пластика. В статье описан метод изготовления образцов для проведения испытаний, в основе которого лежит 3D-прототипирование. Результаты испыта...

Изучение процесса влажно-тепловой обработки тканей

В статье изложен технологический процесс влажно-тепловой обработки изготовления швейных изделий, так как основная задача влажно-тепловой обработки — это придание готовым изделиям товарного вида, формы, обеспечивающей хорошую посадку изделий на фигура...

Печатно-технические свойства печатных красок, основанных на смесях загусток на основе карбоксиметилкрахмала и акрилатов

В статье изучены физико-механические свойства набивных тканей и рН среда традиционных и смешанных загустителей, а также печатных красок, которые играют важную роль для печатания хлопчатобумажных тканей.

Восстановление деталей машин из полимерных материалов

В статье описываются методы и технология восстановления и ремонта изделий из композиционных материалов на основе пластических масс (термопластов, реактопластов). Анализируются основные факторы, влияющие на выбор типа соединений деталей. Обосновываетс...

Термодинамика процессов растрескивания покрытий от действия влаги

Приведены сведения о вероятности разрушения защитно-декоративных покрытий от действия влаги. Рассмотрен механизм разрушения покрытий от действия давления воздуха в порах материала при конденсации влаги. Предложено процессы, происходящие в покрытиях в...

Обеспечение работы мобильных машин в условиях отрицательных температур

В статье анализируются факторы, влияющие на эффективную работу таких ответственных систем мобильных машин как трансмиссия и гидропривод, и в особенности под действием низких температур окружающего воздуха. Раскрывается методика и результаты проведенн...

Исследование интенсивности изнашивания ресурсоопределяющих сопряжений гидронасосов

В статье описывается методика проведения и результаты реализованного эксперимента экстремального характера по определению величины износа образцов поверхностей трения, имитирующих поверхности деталей гидропривода транспортно-технологических машин, в ...

Задать вопрос