В статье рассмотрены особенности правового положения и статуса мирового судьи в Российской Федерации.
Ключевые слова: мировой судья, правовое положение, статус судьи, компетенция судьи.
Правовой статус судей — это правовое положение судьи как государственного деятеля, закрепленное в законодательстве. Прежде чем преступить к анализу правового статуса и положения той или иной категории судей, необходимо раскрыть точное определение терминов, а также выделить свойственные им черты.
Действующее законодательство Российской Федерации закрепляет определение — «Мировой судья». Мировой судья — это судья общей юрисдикции, осуществляющий правосудие по некоторым гражданским делам, а также по административным и уголовным делам, за исключением дел, наказание за которые превышает три года лишения свободы.
Вопрос о том какое место занимает мировой судья в судебной системе подлежит разрешению двумя способами. В первом случае мировые судьи рассматриваются как мелкие государственных чиновники, т. е. судьи «второго сорта», поскольку мировой суд можно считать нижним звеном системы судов общей юрисдикции. Во втором случае мировые судьи рассматриваются как представители местного суда, являясь особенной частью, которая входит в единую судебную систему государства.
Воссоздание в России мировой юстиции было продиктовано потребностью разрешения выявленных в обществе проблем при осуществлении правосудия. В конце XX века перед российскими мировыми судьями стояли следующие задачи: 1) упростить доступ населения к правосудию; 2) реализовать идею судебного федерализма; 3) разгрузить районное звено судебной системы; 4) улучшение оперативности судопроизводства.
Возрождение института мировых судей непосредственно связано именно с принятым Законом РФ N 3132-I «О статусе судей в Российской Федерации» от 26 июня 1992 г. Именно этот акт заложил основы деятельности мировых судей, закрепил правовое положение мирового судьи.
ФЗ «О статусе судей в Российской Федерации» заложил фундамент для принятия закона закрепляющий непосредственно статус мирового судьи. Таковым является ФЗ «О мировых судьях в Российской Федерации» от 17.12.1998г. № 188. Несмотря на разграничения прав, и обязанностей судей появляются трудности с их очень большой загруженностью и иногда невыгодным правовым положением. Ограниченность правового, положения мирового судьи обусловлена, как и его компетенцией, так и спецификой рассматриваемых дел.
Правовой статус мирового судьи обуславливается в первую очередь их местом в системе государственных, а также требованиями предъявляемым к кандидатам на должность мирового судьи, порядком назначения на должность, его компетенцией и т. д.
Согласно действующему законодательству о мировых судьях гражданин желающий занять эту должность должен достигнуть 25 лет, имея при этом высшее юридическое образование и соответственно стаж работы по юридической специальности не менее 5 лет, а так же не иметь порочащих его поступков.
Кандидат должен сдать квалификационный экзамен и получить рекомендацию квалификационной комиссии.
Мировой судья назначается на должность двумя способами: законодательным органом государственной власти субъекта РФ или избраться населением конкретного избирательного участка. В обоих случаях порядок назначения устанавливается законодательством субъекта РФ, например Закон Краснодарского края от 11 мая 2000 г. N 265-КЗ «О мировых судьях Краснодарского края».
Компетенция, которая отводится мировому судье, является одной из значимых составляющих его правового статуса. В настоящее время законодатель делает огромные шаги к облегчению деятельности мировых судей. Так, например, дела о разделе совместно нажитого имущества ранее разрешались ими независимо от того какова цена иска, а на сегодняшний день законодателем установлены рамки цены иска до пятидесяти тысяч рублей. Что касаемо дел, которые затрагивают трудовые споры, то сегодня они полностью исчезли из полномочий мировых судей. В данном случае следует понимать, что такие изменения, которые облегчают работу мировых судей, в то же время усложняют её федеральным судьям.
Урезанный в достаточном размере список подсудных дел мировому судье закреплен в ст. 3 закона «О мировых судьях в Российской Федерации».
Законодательное определение компетенции мировых судей позволяет говорить о разделении полномочий между районными судами, которые являются основным звеном судебной власти, и мировыми судьями. Мировые судьи являются судьями общей юрисдикции и входят в единую судебную систему Российской Федерации. В соответствии с требованиями Закона «О статусе судей в Российской Федерации» мировые судьи независимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации и закону. В своей деятельности по осуществлению правосудия они никому не подотчетны. Целью института мировых судей является обеспечение доступности правосудия, приближения суда к населению, упрощению процедуры рассмотрения несложных дел, создание необходимых условий для реального и свободного использования каждым гражданином конституционного права на судебную защиту.
Мировые судьи единолично рассматривают гражданские, уголовные дела и дела об административных правонарушениях в качестве суда первой инстанции, а также рассматривают дела по вновь открывшимся обстоятельствам в отношении решений, принятых ими в первой инстанции и вступивших в законную силу.
Таким образом, можно говорить о том, что мировые судьи занимают нижестоящее звено судебной системы, по отношению к районным судам, а также получают часть их полномочий. Следует добавить, что решения и постановления мировых судей, которые не вступили в законную силу пересматриваются в апелляционном порядке в районном суде.
На современном этапе российского законодательства институт мировых судей в полной мере отвечает целям его создания, а именно формирование фактической возможности для свободного обращение каждого гражданина в суд. Таким образом, облегчение производства в мировом суде представляется закономерным и необходимым явлением.