В статье автор исследует место института мировых судей в структуре судебной системы Российской Федерации
Ключевые слова: мировые судьи, судебная система Российской Федерации
Прежде чем определять место мировых судей в отечественной судебной системе, следует уяснить понятие «судебной системы» и выделить ее характерные черты.
Судебная система — это упорядоченное построение судов, осуществляющих судебную власть путём отправления правосудия, в соответствии с их компетенцией, имеющих общие задачи, цели, организованных и действующих на единых демократических принципах.4,с.86
Судебная система Российской Федерации представляет собой совокупность всех судов, действующих на территории Российской Федерации, и устанавливается Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ «О судебной системе РФ».
Вопросы организации и деятельности судов регулируются также федеральными конституционными законами от 21.07.1994 «О Конституционном Суде Российской Федерации», от 28.04.1995 «Об арбитражных судах в Российской Федерации», от 23.06.1999 «О военных судах Российской Федерации», Законом РФ от 26.06.1992 «О статусе судей в Российской Федерации», от 07.02.2011 № 1-ФКЗ «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации», федеральными законами от 17.12.1998 «О мировых судьях в Российской Федерации», от 30.05.2001 «Об арбитражных заседателях арбитражных судов субъектов Российской Федерации», от 14.03.2002 «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации».
Анализ этих базовых нормативных актов позволяет выделить следующие характерные черты судебной системы:
— единство судебной системы;
— зависимость судебной системы от государственного устройства;
— учет административно-территориального устройства субъекта Федерации и численности населения;
— построение судебной системы с учетом компетенции судов;
— наличие судебных инстанций и звеньев судебной системы.
Действующая судебная система построена в первую очередь на принципе федерализма. Поэтому все суды подразделяются на суды федеральные и суды субъектов РФ.
Федеральные суды создаются и упраздняются на основании федеральных законов. Федеральные суды действуют на основании только федерального законодательства, в то время как деятельность судов субъектов РФ регулируется ещё и законами того субъекта РФ, где они действуют. Федеральные судьи назначаются на должность федеральными органами государственной власти, судьи субъектов РФ — законодательным (представительным) органом субъекта РФ или избираются народом. Материальное обеспечение федеральных судов осуществляется из федерального бюджета, а суды субъектов РФ финансируются за счёт средств субъекта РФ (сами же судьи получают заработную плату из федерального бюджета).
К Федеральным судам относятся:
- Конституционный Суд РФ — является судебным органом конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющим судебную власть посредством конституционного судопроизводства.
- Верховный Суд РФ — является высшим судебным органом по гражданским делам, делам по разрешению экономических споров, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам, образованным на территории РФ.
- Федеральные суды общей юрисдикции: апелляционные суды общей юрисдикции; кассационные суды общей юрисдикции; верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов; районные суды. Осуществляют судопроизводство по уголовным, гражданским, административным делам.
- Военные и специализированные суды — осуществляют судебную власть в Вооруженных силах РФ, других войсках, воинских формированиях федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба.
- Федеральные арбитражные суды: арбитражные суды округов, арбитражные апелляционные суды, арбитражные суды субъектов РФ, суд по интеллектуальным правам — рассматривают экономические споры, а также иные дела, отнесенные к их компетенции.
К судам субъектов Российской Федерации относятся:
- Конституционные (уставные) суды, которые могут создаваться для рассмотрения вопросов соответствия законов субъекта Российской Федерации, нормативных правовых актов органов государственной власти субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления субъекта Российской Федерации, конституции (уставу) субъекта Российской Федерации, а также для толкования конституции (устава) субъекта Российской Федерации.
- Мировые судьи субъектов РФ — рассматривают гражданские, административные и уголовные дела в качестве суда первой инстанции.
Все суды также можно разделить в зависимости от специализации:
Суды общей юрисдикции — разрешающие споры о праве, которые регулируются самыми различными отраслями права: уголовным, гражданским, административным. Согласно Федеральному конституционному закону от 7 февраля 2011 г. № 1-ФКЗ «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации» к ним относятся:
— кассационные суды общей юрисдикции;
— апелляционные суды общей юрисдикции;
— верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов;
— районные суды;
— мировые судьи;
— гарнизонные военные суды;
— окружные (флотские) военные суды;
— кассационные военные суды;
— апелляционные военные суды.
Суды специальной юрисдикции — разрешающие строго определённые споры о праве, т. е. узкую категорию дел (например, экономические споры между юридическими лицами или проверяют законы на соответствие Конституции РФ). Понятие «специальная» юрисдикция не является законодательно закреплённым, однако наличие судов общей юрисдикции даёт основания полагать, что существуют судебные органы со специальной юрисдикцией:
— Конституционный Суд РФ;
— конституционные (уставные) суды;
— арбитражные суды округов;
— арбитражные апелляционные суды;
— арбитражные суды субъектов РФ;
— Суд по интеллектуальным правам.
Упразднение Высшего арбитражного суда РФ в 2014 г. возложило дополнительные полномочия на Верховный Суд РФ, который теперь не относится к судам общей юрисдикции. Верховный Суд Российской Федерации (статья 126 Конституции РФ) является высшим судебным органом по гражданским делам, разрешению экономических споров, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам, образованным в соответствии с законом, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за деятельностью этих судов и даёт разъяснения по вопросам судебной практики.
Судебная система основана на принципе специализации судей, а не судов, поэтому в России отсутствуют ювенальные суды, административные, торговые, налоговые, их наличие существенно изменило бы судебную систему в сторону её расширения и увеличения численности судей. Однако могло бы уменьшить количество дел, рассматриваемых одним судьёй, так как в этом случае каждый суд имел бы свою подсудность и судьи в нём специализировались бы только на одной категории дел.
Одной из главных характеристик судебной системы является понятие «судебное звено». Оно лежит в основе подразделения судов общей юрисдикции и арбитражных судов. Судебным звеном являются суды, наделенные одинаковой компетенцией, с одинаковой структурой и занимающие одинаковое место в судебной системе. К примеру, мировые судьи и районные (городские) суды образуют первое звено судов общей юрисдикции. Но районный суд является вышестоящей инстанцией по отношению к мировым судьям, действующим на территории соответствующего судебного района. Областные и соответствующим им суды — второе звено, Верховный суд РФ — третье и самое высшее звено. Суды первого звена рассматривают основной объем судебных дел. Суды второго и третьего звеньев (вышестоящие) правомочны проверять законность и обоснованность решений судов первого звена (нижестоящего).3,с.215
Суды, имеющие одинаковую компетенцию, занимают равное положение в судебной системе. Такое положение принято называть звеном (уровнем) судебной системы.
В связи с введением института мировых судей ряд ученых не выделяют их в качестве отдельного звена. К. Ф. Гуценко считал: «Суды субъектов Российской Федерации… не образуют подобного рода систем (подсистем), поскольку… учреждаемые там мировые судьи не являются взаимосвязанными или взаимоподчиненными органами».2,с.61 Не обосновывая своей позиции, Э. П. Григонис полагает, что «мировые судьи как суды субъектов РФ не могут быть каким-либо звеном судов общей юрисдикции».1,с.25
Вряд ли следует соглашаться с подобными суждениями. Они противоречат основополагающей идее единства судебной системы и влекут за собой изолированность мировой юстиции. Представляется, что мировые судьи логично вписываются в качестве первоначального звена в судебную систему России. Мировые судьи как судьи общей юрисдикции имеют более чем необходимую организационную и процессуальную взаимосвязь с федеральными судами общей юрисдикции и вне контакта с ними существовать не могут.
Литература:
- Григонис Э. П. Правоохранительные органы. СПб., 2001. С. 25.
- Гуценко К. Ф., Ковалев М. А. Правоохранительные органы. М., 2005. С. 61.
- Климов О. Ю. Судебная реформа в России: Проблемы совершенствования процессуального законодательства / О. Ю. Климов. — М.: Городец, 2013. — 452 с.
- Марьина Е. В. Судебная система Российской Федерации: учебное пособие / Е. В. Марьина. — Самара: Издательство Самарского университета, 2020. — 144 с.