Постсоветская историография паломничества мусульман Средней Азии (вторая половина XIX — начало XX века) | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: История

Опубликовано в Молодой учёный №15 (201) апрель 2018 г.

Дата публикации: 15.04.2018

Статья просмотрена: 250 раз

Библиографическое описание:

Иванов, Т. Н. Постсоветская историография паломничества мусульман Средней Азии (вторая половина XIX — начало XX века) / Т. Н. Иванов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 15 (201). — С. 90-92. — URL: https://moluch.ru/archive/201/48276/ (дата обращения: 22.11.2024).



Историография паломничества мусульман Средней Азии в святые места ислама (Мекка и Медина) хронологически делится на четыре периода: 1) паломничество мусульман в святые места до вхождения Средней Азии в состав Российской империи; 2) паломничество мусульман с 1865 по 1917 г.; 3) паломничество мусульман Средней Азии в советский период; 4) паломничество в постсоветской Средней Азии. В статье мы постараемся рассмотреть историографию паломничества мусульман в святые места в российской Средней Азии. Нужно отметить, что некоторые исследователи этого вопроса чрезмерно политизируют и идеологизируют контроль российской имперской администрации над среднеазиатским исламом. Мы считаем, что имперская бюрократия, в частности, местная туркестанская администрация способствовала паломничеству исходя из внешнеполитических соображений. Известно, что Российская империя проводила политику «невмешательства» по отношению к среднеазиатскому исламу. Также нужно учитывать тот факт, что после завоевания Российской империей Средней Азии, пути, ведущие в Аравию, поменяли свой маршрут. Если раньше, паломники в основном использовали морской путь через Индию, и сухопутный путь через Иран и Ирак, то в начале XX века маршрут среднеазиатских паломников переместилась на юг России через порт Одессы. Приходится отметить еще один немаловажный факт, что увеличение товарности хлопка в ферганской долине привело к резкому увеличению паломников. К сожалению, не все историки и востоковеды, пишущие о среднеазиатском паломничестве, не учитывают все факторы, влиявшие на этот феномен. Мы считаем, что при изучении этого вопроса нужно подходить комплексно и учитывать мнения сторон, то есть как администрации, так и паломников. Проблемой историографии среднеазиатских мусульман частично занимались такие исследователи как Д. Ю. Арапов [1], В. П. Литвинов [2] и А. Т. Сибгатуллина. Мы постараемся на примере труда А. Т. Сибгатуллиной проследить подходы и модели объяснения к мусульманскому паломничеству.

Одной из исследовательниц, всесторонне изучавших и продолжающая изучать среднеазиатское паломничество является А. Сибгатуллина [3]. Она критически относится к политике Российской империи в области паломничества. Она пишет, что по мнению представителей российской власти XIX- XX вв., «хадж служил одним из могущественных средств возбуждения и укрепления мусульманского фанатизма в смысле стремления к религиозно-политической обособленности, в основу которой положено скрытое признание заветным главой вех мусульман суннитов, к какой бы народности и государству они не принадлежали. Турецкого падишаха как духовного и светского повелителя правоверных» [3, c. 17]. Наличие такого политического фона создавало нередко препятствия для российских подданных в совершении хаджа. Также нужно отметить, что, по ее мнению, Российское правительство почти не занималось проблемами мусульманского паломничества. Не было выработано четкого регламента по выдаче заграничных паспортов. Многие паломники, как и прежде, в начале XX в. бесконтрольно и неорганизованно пересекали границу без паспорта. Не была урегулирована продажа билетов на российские и иностранные пароходы, отсутствовал контроль по взиманию различных сборов и т. д. [3, c. 29] После открытия железной дороги из Ташкента до Самары паломники рассчитывали на то, что поездка будет быстрой и удобной при таком способе передвижения. Но вагоны были переполнены и не приспособлены для пассажиров — мусульман. А. Сибгатуллина также делала упор на эпидемии и карантин во время паломничества. Нужно отметить, что ежегодно паломничество мусульман в Мекку с давних пор привлекало внимание медицинских служб как возможный путь занесения в Европу повальных болезней, особенно холеры и чумы. Поэтому государства, которые имели в своем составе мусульманское население, старались разными мерами предотвратить или уменьшить опасность распространения болезней. В период 1881–1893 гг., в связи с усилением опасности холеры в Хиджазе, Османская империя была вынуждена увеличивать количество карантинов и реформировать имеющиеся [3, c. 39]. Муссировалась идея о передаче медицинского контроля в Хиджазе европейцам, но султан АбдульхамидII, не желавший иностранного вмешательства, обращал особое внимание на то, чтобы своими силами добиться улучшения условий паломничества и профилактики инфекционных болезней в Хиджазе.

Не обошла вниманием исследовательница руководителя паломнического движения в Средней Азии Саидгани Саидазимбаева. Как известно, Саидазимбаев старался взять в свои руки организацию отправки паломников в Аравию. Как отмечает А. Сибгатуллина личность Саидгани Саидазимбаева и его роль руководителя паломнического движения из России однозначно оценить сложно. С одной стороны, он — инициатор и неустанный организатор благотворительности среди российских мусульман; и он, как думается, действительно хотел улучшить условия передвижения паломников по железным дорогам России и по морю до Джидды. Другое дело, таким образом и какими средствами он добивался этого, и как на это реагировало само мусульманское общество. Тот факт, что за свое усердие Саидазимбаев был удостоен государственных наград, также говорит о том, что он — личность незаурядная и достойная внимания и памяти [3, c. 65]. В 1908 году Саидазимбаев решил заняться проблемами своих единоверцев. Недостаток помещений на станционных вокзалах, неприспособленность их для мусульман — паломников и отсутствие буфетов с национальной пищей, по мнению Саидазимбаева, особенно тяжело сказывалось на здоровье паломников. Поэтому он и решил в первую очередь устранить этот недостаток. Прежде всего, нужно было построить несколько остановочно-продовольственных пунктов (мусульманских вокзалов) на пути паломников: в Ташкенте, Одессе, Феодосии. От центрального сборного пункта мусульманских паломников в Средней Азии — Ташкенте — до одесского порта пассажирские поезда проходили весь путь приблизительно за 8 суток. «Если паломнические поезда, в составе 8–9 вагонов, будут принимать ежедневно не менее 300 человек паломников, — считал Саидазимбаев, — понадобится 27 поездов или 216 вагонов. Но это количество вагонов в действительности уменьшается, т. к. поезда в течении всего периода перевозки могут обращаться между определенными пунктами 2–3 раза; для перевозки паломников вполне достаточно 70 вагонов, или каждая из дорог — участниц должна предоставить для перевозки паломников по 5 вагонов» [3, c. 49].13 марта 1908 г. Саидазимбаев официально был назначен руководителем паломнического движения. Одухотворенный успехом Саидазимбаев планировал строительство таких же «туземных» вокзалов в Одессе, Феодосии и остановочно-продовольственных пунктов в 14 местах на пути паломничества. Он получил от нескольких пароходных обществ предложения по оказанию услуг в транспортировке паломников. Саидазимбаев, в качестве генерального агента, заключил договор с Комитетом Добровольного флота, в котором, в частности, оговаривались условия и время доставки паломников от Одессы до Джидды (ближайший порт от Мекки) и обратно до Феодосии. В соответствие с договором, на пароходах Добровольного флота должны были быть предоставлены различные удобства для мусульман, например: снабжение продуктами питания, разрешенными к употреблению законами мусульманской религии, отдельные помещения для женщин, для исполнения религиозных обрядов и омовений, бесплатная медицинская помощь с выдачей лекарств и проч. Кроме того, Добровольный флот, из желаний со своей стороны помочь паломникам, решил выдавать 5 % бесплатных билетов для беднейших мусульман. Приближался сезон паломничества 1908 г., и дела Саидазимбаева продвигались довольно успешно. Но вдруг возникли осложнения с уже построенным «туземным» вокзалом в Ташкенте. Когда пассажиры — мусульмане остановились там, то за одну ночь умерли, задохнувшись, 5 человек. В результате осмотра назначенная комиссия по проверке нашла новый вокзал непригодным к эксплуатации [3, c. 51]. Несмотря на все неудачи, С. Саидазимбаев продолжил свое «благое» дело по отправке мусульман в святые места поклонения.

В заключении нужно отметить, что исследовательница паломнического вопроса А. Т. Сибгатуллина смогла раскрыть механизмы и основные аспекты среднеазиатского паломничества.

Литература:

  1. Арапов Д. Ю. Система государственного регулирования ислама в Российской империи (последняя треть — начало XXв.). М.: МПГУ, 2004.
  2. Литвинов В. П. Внерегиональное паломничество мусульман Туркестана (эпоха Нового времени). Елец, 2006.
  3. Сибгатуллина А.Т Контакты тюрок –мусульман Российской и Османской империй на рубеже XIX-XX вв. М.: Институт востоковедения РАН, 2010.
Основные термины (генерируются автоматически): Азия, паломничество мусульман, Российская империя, Ташкент, Добровольный флот, Мекка, Одесса, паломническое движение, среднеазиатское паломничество, Феодосия.


Похожие статьи

Историография становления библиографического дела в Узбекистане (конец XIX — середина XX в.)

Вопросы государственного управления Хивинским ханством в востоковедческой литературе конца ХIX — начала ХХ века (историография проблемы)

История развития отечественного политехнического образования (конец XIX — начало XX в.)

Актуальная задача изучения истории освободительного движения конца ХIХ — начала ХХ века на примере Сурханского оазиса

Различные аспекты социально-экономического и политического развития Чечни (2-я половина XIX — начало XX в.) в трудах А. И. Хасбулатова

Культурно-просветительская деятельность украинцев в Иркутской области (XX — начало XXI вв.)

Из истории медресе в городе Ташкенте (конец XIX — начало ХХ в.)

Быт и культура народов Узбекистана (XVI – первая половина XIX в.)

Архивные материалы как источник для изучения этнографии туркмен (30-е годы XX в.)

Феномен женского меценатства первой половины XIX — конца XX века

Похожие статьи

Историография становления библиографического дела в Узбекистане (конец XIX — середина XX в.)

Вопросы государственного управления Хивинским ханством в востоковедческой литературе конца ХIX — начала ХХ века (историография проблемы)

История развития отечественного политехнического образования (конец XIX — начало XX в.)

Актуальная задача изучения истории освободительного движения конца ХIХ — начала ХХ века на примере Сурханского оазиса

Различные аспекты социально-экономического и политического развития Чечни (2-я половина XIX — начало XX в.) в трудах А. И. Хасбулатова

Культурно-просветительская деятельность украинцев в Иркутской области (XX — начало XXI вв.)

Из истории медресе в городе Ташкенте (конец XIX — начало ХХ в.)

Быт и культура народов Узбекистана (XVI – первая половина XIX в.)

Архивные материалы как источник для изучения этнографии туркмен (30-е годы XX в.)

Феномен женского меценатства первой половины XIX — конца XX века

Задать вопрос