Развитие туризма в Республике Хакасии | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Коняхина, Т. Б. Развитие туризма в Республике Хакасии / Т. Б. Коняхина, И. В. Панасенко, О. Н. Недзельская, Е. В. Бабич. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 14 (200). — С. 184-189. — URL: https://moluch.ru/archive/200/49268/ (дата обращения: 19.11.2024).



Данное исследование направлено на анализ текущей ситуации в туристическом бизнесе региона и выявление основных тенденций его развития. Основой анализа стали официальные данные Федеральной службы государственной статистики (http://krasstat.gks.ru/) и Государственного комитета по туризму РХ.

Ключевые слова: туризм, экскурсии, турфирма, экскурсионная деятельность, турпакет, турагентская деятельность, туроператорская деятельность, историко-культурное наследие.

This study «Tourism Development in the Republic of Khakassia» is aimed at analyzing the current situation in the tourism business of the region and identifying the main trends of its development. The analysis was based on the official data of the Federal State Statistics Service (http://krasstat.gks.ru/) and the State Committee for Tourism of the Republic of Khakassia.

Key words: tourism, excursions, travel agency, excursion, tour package, travel agency, tour operator activity, historical and cultural heritage.

Согласно Стратегическим приоритетам социально-экономического развития Республики Хакасия до 2020 года туризм является одним из стратегических направлений развития региона. Он признан важнейшей межотраслевой сферой деятельности современной экономики, нацеленной на повышение уровня и качества жизни населения в республике.

Для Республики Хакасия значимость развития туризма определяется благоприятными природными условиями, богатейшим историко-культурным наследием, географическим положением и наличием ресурсов. Республика богата разнообразными туристскими ресурсами, что создает условия для многих видов туризма: лечебно-рекреационного, культурно-познавательного, делового и событийного, круизного, экологического и приключенческого, сельского, охоты и рыбалки.

Для оценки текущей ситуации используются следующие показатели:

  1. Количество туристских фирм. Данный показатель учитывает число юридических лиц и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (индивидуальных предпринимателей), занимающихся туристской деятельностью.
  2. Число турпакетов, реализованных населению. Данный показатель учитывает количество турпакетов, реализованных только населению, включая турпакеты, реализованные организациям, которые приобрели их для своих сотрудников, а не для перепродажи.
  3. Число отправленных в туры российских туристов. Данный показатель учитывает граждан России, отправленных турфирмами в туры по России и за рубеж.
  1. Количество туристских фирм

На рисунке 1 представлена динамика изменения количества туристических фирм в Республике Хакасия за период 2004–2012 гг.

Рис. 1. Количество туристских фирм в Республике Хакасия

Данные, представленные на рисунке 1, позволяют сформулировать вывод о постепенном увеличении количества туристских фирм в регионе. За период 2004–2012 гг. их число возросло с 8 до 25 ед., т. е. более чем в три раза. Вместе с тем, выявленная тенденция не является равномерной, поскольку 2006 г., 2009 г. и 2012 г. были периодами сокращения количества юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, занимающихся туристской деятельностью: на 4 ед. (30,8 %), на 6 ед. (27,3 %), на 7 ед. (7,4 %) соответственно. Наибольший прирост отмечен в 2010 г.: количество туристских фирм в Республике Хакасия выросло на 10 ед. в течение года, что составляет 62,5 %.

В настоящее время (по данным Государственного комитета по туризму РХ на 14.12.2017 г.) в регионе осуществляют туристскую деятельность 9 туроператоров и 52 турагентства.

Зарегистрированные в регионе юридические лица и индивидуальные предприниматели, занимающиеся туристской деятельностью, осуществляют ее по следующим направлениям: турагентская деятельность, туроператорская деятельность, сочетание данных направлений, продвижение туров (путевок), экскурсионная деятельность и оказание иных туристских услуг.

Структура направлений туристской деятельности, осуществляемой в Республике Хакасия, представлена в таблице 1.

Данные таблицы 1 позволяют сформулировать вывод о том, что в течение 2007–2015 гг. прослеживается тенденция расширения основных направлений туристской деятельности в регионе. Если на начало анализируемого периода оказывалось лишь два вида услуг (турагентская и туроператорская деятельность), то к окончанию их количество возросло до 3 (в 1,5 раза). Причем в отдельные периоды (2009 г.) перечень туристских услуг сокращался до 1 наименования (турагентская деятельность) или расширялся (2010 г.) до 4 наименований, т. е. в 2 раза.

Таблица 1

Направления туристской деятельности вРХ

Направления туристской деятельности

Год

2007

2008

2009

2010

2011

2012

2013

2014

2015

Продвижение туров (путевок)

0

0

0

0

0

0

1

0

0

Турагентская деятельность

4

8

6

12

18

16

17

19

18

Туроператорская деятельность

4

5

3

5

3

0

4

0

0

Туроператорская и турагентская деятельность

0

0

0

0

0

0

0

1

1

Экскурсионная деятельность

0

0

0

0

1

0

4

7

6

Всего

8

13

9

17

22

16

26

27

25

Анализируя структуру направлений туристской деятельности, осуществляемой в Республике Хакасия, следует отметить преобладание турагентской деятельности на протяжении 2007–2015 г. Ее доля в общем объеме оказанных туристических услуг колебалась от 50 % (2004 г.), до 100 % (2009 г.).

Продвижение туров (путевок) как направление деятельности пользовалось наименьшей популярностью у юридических лиц и индивидуальных предпринимателей региона, занимающиеся туристской деятельностью. Лишь в 2010 г. один из субъектов рынка туристических услуг региона сосредоточил свою деятельность на данном направлении.

Следует также отметить рост популярности экскурсионной деятельности. Если в 2007–2015 г. данное направление не вызывало интереса у субъектов рынка туристических услуг региона, то за период 2008–2012 г. число туристских фирм, осуществляющих свою деятельность по данному направлению, выросло с 1 ед. до 6.

  1. Число турпакетов, реализованных населению

На рисунке 2 представлена динамика изменения числа турпакетов, реализованных населению в Республике Хакасия за период 2004–2012 гг.

Рис. 2. Число турпакетов, реализованных населению в Республике Хакасия за период 2004–2012 гг.

Данные, представленные на рисунке 2, позволяют сформулировать вывод о том, что 2004 г. стал рекордным по числу реализованных турпакетов населению региона за период 2004–2012 гг. — 9 566 ед. В последующие два года рынок туристических услуг пережил существенное падение спроса. В 2005 г. было реализовано 2 169 турпакетов, что в 4,4 раза меньше, чем в предшествующий год. В 2006 г. спад продолжился, был реализован всего 1 681 турпакет, что в 1,3 раза меньше, чем в 2005 г. В последующий период тенденция спада прекратилась, на рынке отмечается явно оживление в 2007–2012 гг., однако ранее имеющегося уровня реализации турпакетов достигнуть так и не удалось.

Структура реализованных турпакетов в регионе за период 2004–2012 гг., представлена в таблице 2.

Таблица 2

Структура реализованных турпакетов

Туристические направления

Год

2007

2008

2009

2010

2011

2012

2013

2014

2015

Гражданам России по другим странам

324

1 168

1 198

2 539

2 229

2 810

2 932

3 497

3 058

Гражданам России по территории России

8 873

955

313

3 575

4 579

2 451

1 454

1 363

2 712

Иностранным гражданам по территории России

369

46

170

149

323

101

46

104

128

Всего

9 566

2 169

1 681

6 263

7 131

5 362

4 432

4 964

5 898

Данные таблицы 2 позволяют сформулировать вывод о том, что в течение 2007–2015 гг. существенно изменились предпочтения туристов региона, приобретающих турпакеты. В частности, в начале анализируемого периода наибольшим спросом у граждан России пользовались туры по территории нашей страны. Они составили 92,8 % от общего числа реализованных турпакетов. Однако в последующий период их доля стала существенного сокращаться и в 2009–2012 гг. граждане России чаще отдавали предпочтения поездкам за рубеж. К концу анализируемого периода турпакеты по другим странам составили 51,9 % от общего числа реализованных путевок.

Иностранные граждане обращались к услугам турфирм Республики Хакасия нечасто. Доля турпакетов, реализованных иностранным гражданам в течение 2004–2012 гг. колебалась от 1,04 % (2010 г.) до 3,86 % (2004 г.) от общего числа реализованных турпакетов.

Следует отметить то, что выявленные тенденции сохраняются до настоящего времени. Так, согласно данным ежегодного статистического сборника Хакасия в цифрах — 2016, в 2014 г. турфирмами региона было обслужено 13 761 чел., в том числе граждан России — 13 237 (96,2 %). В 2015 г. наблюдается некоторое снижение данного показателя — 13 130 чел., в том числе граждан России — 13 123 (99,9 %).

  1. Число отправленных в туры российских туристов

На рисунке 3 представлена динамика изменения числа отправленных в туры российских туристов за период 2004–2012 гг.

Рис. 3. Число отправленных в туры российских туристов

Данные, представленные на рисунке 3, позволяют сформулировать вывод о том, что на протяжении анализируемого периода прослеживается тенденция роста числа отправленных в туры российских туристов. За 2004–2012 гг. их количество возросло более, чем в 9,6 раз. Максимальное значение данный показатель имел в 2008 г. — 12 649 российских туристов посетили зарубежные страны.

Структура предпочтений туристов региона за период 2007–2015 гг., представлена в таблице 3.

Таблица 3

Структура предпочтений туристов Республики Хакасия

Страны

Год

2007

2008

2009

2010

2011

2012

2013

2014

2015

Австралия и Океания

0

0

0

3

3

0

8

6

8

Австрия

0

9

15

0

53

12

15

4

4

Болгария

0

226

62

140

125

76

107

48

97

Германия

0

569

291

256

299

42

531

39

15

Греция

0

0

0

0

0

0

44

45

155

Египет

48

112

109

248

338

384

758

284

399

Израиль

0

12

8

28

53

12

56

2

19

Испания

37

139

122

163

196

148

368

208

400

Италия

12

63

49

127

104

114

154

117

116

Кипр

0

23

12

42

15

18

44

65

139

Китай

137

256

359

593

571

516

546

564

535

ОАЭ

40

54

69

69

53

33

200

131

127

Польша

0

18

0

191

195

67

210

0

0

Россия

700

1 598

2 182

6 925

7 890

4 899

4 559

2 346

4 205

Соединенное Королевство

1

0

3

4

28

8

18

3

4

США

2

2

11

3

18

2

16

33

10

Таиланд

0

208

368

591

565

830

1 693

2 579

3 011

Тунис

0

8

33

75

38

46

173

37

14

Турция

150

589

493

672

1 156

1 375

1 747

1 911

2 087

Финляндия

0

61

40

22

24

29

62

11

20

Франция

21

100

83

548

277

155

571

161

176

Япония

0

23

36

15

33

26

0

0

0

Иные страны

129

313

408

287

615

281

571

489

751

Всего по странам мира

1 277

4 383

4 753

11 002

12 649

9 073

12 451

9 083

12 292

Данные таблицы 3 позволяют сформулировать вывод о том, что в течение 2004–2012 гг. существенно изменились предпочтения российских туристов. Во-первых, расширился перечень стран, которые они посетили. Например, в число предпочтений вошли такие государства, как Греция, Кипр, Австралия и Океания. Во-вторых, возможно выявить наиболее популярные у российских туристов места отдыха. Лидером среди зарубежных стран является Таиланд (37–38 % от общего числа зарубежных туров в 2011–2012 гг.). Большим спросом пользуются также туры в Китай (24 % от общего числа зарубежных туров в 2004 г., в последующие годы доля сократилась), в Египет (8–10 % от общего числа зарубежных туров на протяжении всего анализируемого периода). Сократилось число российских туристов, посетивших такие страны как Германия (20 % от общего числа зарубежных туров в 2005 г. и 0 % в 2012 г.), Япония (1 % от общего числа зарубежных туров в 2005 г. и 0 % в 2012 г.).

Подводя итог представленному анализу текущей ситуации в туристическом бизнесе Республики Хакасия, необходимо выделить основные тенденции его развития:

  1. Наблюдается постепенное увеличение количества туристских фирм в регионе. В настоящее время в регионе осуществляют туристскую деятельность 9 туроператоров и 52 турагентства.
  2. Прослеживается тенденция расширения основных направлений туристской деятельности. Зарегистрированные в регионе юридические лица и индивидуальные предприниматели, занимающиеся туристской деятельностью, осуществляют ее по следующим направлениям: турагентская деятельность, туроператорская деятельность, сочетание данных направлений, продвижение туров (путевок), экскурсионная деятельность и оказание иных туристских услуг.
  3. В течение длительного времени наибольшим спросом у граждан России пользовались туры по территории нашей страны. Однако в настоящее время туристы чаще отдают предпочтения поездкам за рубеж. Из года в год расширяется перечень стран, которые они посещают. Лидером среди зарубежных стран является Таиланд.

Литература:

  1. Реестр турагентств Республики Хакасия [Электронный ресурс] // http://gkt.r-19.ru/register-of-the-republic-of-khakassia-travel-agencies.html — (дата обращения: 15.12.2017).
  2. Социально-экономическое положение Республики Хакасия в январе-октябре 2017 года: Доклад Управления федеральной службы государственной статистики по Красноярскому краю, Республике Хакасия и Республике Тыва. — Абакан, 2017. — 132 с.
  3. Стратегия социально-экономического развития Республики Хакасия до 2020 года [Электронный ресурс] // https://r-19.ru/management/economics/strategicheskie-prioritety-sotsialno-ekonomicheskogo-razvitiya-do-2020-goda.php — (дата обращения: 15.12.2017).
  4. Торговля и услуги: официальная статистика — (дата обращения: 15.12.2017).
  5. Туристские ресурсы г.Абакана –Абакан, 2015.
Основные термины (генерируются автоматически): туристская деятельность, Хакасия, общее число, гражданин России, анализируемый период, деятельность, тур, экскурсионная деятельность, продвижение туров, число.


Ключевые слова

туризм, историко-культурное наследие, экскурсии, турфирма, экскурсионная деятельность, турпакет, турагентская деятельность, туроператорская деятельность

Похожие статьи

Формирование туристско-рекреационного кластера в Республике Крым

В статье рассмотрены особенности создания и развития туристско-рекреационного кластера в Республике Крым; показаны факторы, влияющие на его успешное функционирование; проанализирована федеральная программа по развитию кластеров в Крыму.

Современное состояние и перспективы развития туристского рынка в Республике Крым

В статье анализируется современное состояние туристского рынка в Республике Крым. На основе проведенного анализа выявлены проблемы туристской отрасли и разработаны предложения по ее совершенствованию.

Туризм в Узбекистане и роль маркетинга в его развитии

В статье рассмотрены особенности развития туризма в Узбекистане, а также даны общие характеристики достопримечательностям и исторических местам страны, раскрыта роль маркетинга в сфере туризма, особенности маркетинговых услуг, турпродукта и предложен...

Формирование новых подходов и туристских продуктов в рамках организации туристской деятельности в Удмуртии

В статье анализируется один из наиболее динамично растущих секторов мировой экономики — туризм. Уровень развития туристской индустрии может оцениваться как один из показателей качества жизни в Удмуртской Республики. Анализируются основные показатели ...

Предпринимательская активность населения Новосибирской области

Исследование направлено на исследование интереса жителей Новосибирской области к предпринимательской деятельности. Актуальность данного исследования состоит в получении обратной связи от населения относительно информации о существующих формах и мерах...

Перспективные направления развития событийного туризма в Республике Дагестан

В статье рассмотрены перспективные направления развития событийного туризма в Дагестане. Специфика развития регионов для привлечения туристов заключается в их уникальности и богатом разнообразии природных и рекреационных ресурсов, которые необходимо ...

Тенденции оценочной деятельности в Приморском крае

Оценочная деятельность в России — это один из элементов процесса реструктуризации экономики и соответствия государства требованиям мирового сообщества. Оптимальное представление результатов оценки должно учитывать особенности ценообразования в строит...

Перспективы использования интернета для развития «ON-LINE» туризма в Казахстане

Автор статьи в рамках магистерской диссертации рассматривает использование интернета для развития «ON-LINE» туризма в Казахстане на основе статистических данных по Республике Казахстан об использовании интернета и повышении компьютерной грамотности н...

Анализ строительной отрасли и градостроительной политики в муниципальном образовании на примере города Улан-Удэ

Данная статья посвящена вопросам анализу функционалу государственных органов управления строительного образования Российской Федерации. В данной статье авторы анализируют современную архитектуру государственного управления строительной отрасли. В рам...

Современные тенденции развития международного туризма и место России на мировом рынке туристических услуг

В данной статье рассмотрена и проанализирована сфера международного туризма за период 2000–2014 года. Проанализированы характерные особенности туристического кризиса каждого промежутка времени. Также приводится анализ динамики развития мировых турист...

Похожие статьи

Формирование туристско-рекреационного кластера в Республике Крым

В статье рассмотрены особенности создания и развития туристско-рекреационного кластера в Республике Крым; показаны факторы, влияющие на его успешное функционирование; проанализирована федеральная программа по развитию кластеров в Крыму.

Современное состояние и перспективы развития туристского рынка в Республике Крым

В статье анализируется современное состояние туристского рынка в Республике Крым. На основе проведенного анализа выявлены проблемы туристской отрасли и разработаны предложения по ее совершенствованию.

Туризм в Узбекистане и роль маркетинга в его развитии

В статье рассмотрены особенности развития туризма в Узбекистане, а также даны общие характеристики достопримечательностям и исторических местам страны, раскрыта роль маркетинга в сфере туризма, особенности маркетинговых услуг, турпродукта и предложен...

Формирование новых подходов и туристских продуктов в рамках организации туристской деятельности в Удмуртии

В статье анализируется один из наиболее динамично растущих секторов мировой экономики — туризм. Уровень развития туристской индустрии может оцениваться как один из показателей качества жизни в Удмуртской Республики. Анализируются основные показатели ...

Предпринимательская активность населения Новосибирской области

Исследование направлено на исследование интереса жителей Новосибирской области к предпринимательской деятельности. Актуальность данного исследования состоит в получении обратной связи от населения относительно информации о существующих формах и мерах...

Перспективные направления развития событийного туризма в Республике Дагестан

В статье рассмотрены перспективные направления развития событийного туризма в Дагестане. Специфика развития регионов для привлечения туристов заключается в их уникальности и богатом разнообразии природных и рекреационных ресурсов, которые необходимо ...

Тенденции оценочной деятельности в Приморском крае

Оценочная деятельность в России — это один из элементов процесса реструктуризации экономики и соответствия государства требованиям мирового сообщества. Оптимальное представление результатов оценки должно учитывать особенности ценообразования в строит...

Перспективы использования интернета для развития «ON-LINE» туризма в Казахстане

Автор статьи в рамках магистерской диссертации рассматривает использование интернета для развития «ON-LINE» туризма в Казахстане на основе статистических данных по Республике Казахстан об использовании интернета и повышении компьютерной грамотности н...

Анализ строительной отрасли и градостроительной политики в муниципальном образовании на примере города Улан-Удэ

Данная статья посвящена вопросам анализу функционалу государственных органов управления строительного образования Российской Федерации. В данной статье авторы анализируют современную архитектуру государственного управления строительной отрасли. В рам...

Современные тенденции развития международного туризма и место России на мировом рынке туристических услуг

В данной статье рассмотрена и проанализирована сфера международного туризма за период 2000–2014 года. Проанализированы характерные особенности туристического кризиса каждого промежутка времени. Также приводится анализ динамики развития мировых турист...

Задать вопрос