Данное исследование направлено на анализ текущей ситуации в туристическом бизнесе региона и выявление основных тенденций его развития. Основой анализа стали официальные данные Федеральной службы государственной статистики (http://krasstat.gks.ru/) и Государственного комитета по туризму РХ.
Ключевые слова: туризм, экскурсии, турфирма, экскурсионная деятельность, турпакет, турагентская деятельность, туроператорская деятельность, историко-культурное наследие.
This study «Tourism Development in the Republic of Khakassia» is aimed at analyzing the current situation in the tourism business of the region and identifying the main trends of its development. The analysis was based on the official data of the Federal State Statistics Service (http://krasstat.gks.ru/) and the State Committee for Tourism of the Republic of Khakassia.
Key words: tourism, excursions, travel agency, excursion, tour package, travel agency, tour operator activity, historical and cultural heritage.
Согласно Стратегическим приоритетам социально-экономического развития Республики Хакасия до 2020 года туризм является одним из стратегических направлений развития региона. Он признан важнейшей межотраслевой сферой деятельности современной экономики, нацеленной на повышение уровня и качества жизни населения в республике.
Для Республики Хакасия значимость развития туризма определяется благоприятными природными условиями, богатейшим историко-культурным наследием, географическим положением и наличием ресурсов. Республика богата разнообразными туристскими ресурсами, что создает условия для многих видов туризма: лечебно-рекреационного, культурно-познавательного, делового и событийного, круизного, экологического и приключенческого, сельского, охоты и рыбалки.
Для оценки текущей ситуации используются следующие показатели:
- Количество туристских фирм. Данный показатель учитывает число юридических лиц и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (индивидуальных предпринимателей), занимающихся туристской деятельностью.
- Число турпакетов, реализованных населению. Данный показатель учитывает количество турпакетов, реализованных только населению, включая турпакеты, реализованные организациям, которые приобрели их для своих сотрудников, а не для перепродажи.
- Число отправленных в туры российских туристов. Данный показатель учитывает граждан России, отправленных турфирмами в туры по России и за рубеж.
- Количество туристских фирм
На рисунке 1 представлена динамика изменения количества туристических фирм в Республике Хакасия за период 2004–2012 гг.
Рис. 1. Количество туристских фирм в Республике Хакасия
Данные, представленные на рисунке 1, позволяют сформулировать вывод о постепенном увеличении количества туристских фирм в регионе. За период 2004–2012 гг. их число возросло с 8 до 25 ед., т. е. более чем в три раза. Вместе с тем, выявленная тенденция не является равномерной, поскольку 2006 г., 2009 г. и 2012 г. были периодами сокращения количества юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, занимающихся туристской деятельностью: на 4 ед. (30,8 %), на 6 ед. (27,3 %), на 7 ед. (7,4 %) соответственно. Наибольший прирост отмечен в 2010 г.: количество туристских фирм в Республике Хакасия выросло на 10 ед. в течение года, что составляет 62,5 %.
В настоящее время (по данным Государственного комитета по туризму РХ на 14.12.2017 г.) в регионе осуществляют туристскую деятельность 9 туроператоров и 52 турагентства.
Зарегистрированные в регионе юридические лица и индивидуальные предприниматели, занимающиеся туристской деятельностью, осуществляют ее по следующим направлениям: турагентская деятельность, туроператорская деятельность, сочетание данных направлений, продвижение туров (путевок), экскурсионная деятельность и оказание иных туристских услуг.
Структура направлений туристской деятельности, осуществляемой в Республике Хакасия, представлена в таблице 1.
Данные таблицы 1 позволяют сформулировать вывод о том, что в течение 2007–2015 гг. прослеживается тенденция расширения основных направлений туристской деятельности в регионе. Если на начало анализируемого периода оказывалось лишь два вида услуг (турагентская и туроператорская деятельность), то к окончанию их количество возросло до 3 (в 1,5 раза). Причем в отдельные периоды (2009 г.) перечень туристских услуг сокращался до 1 наименования (турагентская деятельность) или расширялся (2010 г.) до 4 наименований, т. е. в 2 раза.
Таблица 1
Направления туристской деятельности вРХ
Направления туристской деятельности |
Год |
||||||||
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
|
Продвижение туров (путевок) |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
1 |
0 |
0 |
Турагентская деятельность |
4 |
8 |
6 |
12 |
18 |
16 |
17 |
19 |
18 |
Туроператорская деятельность |
4 |
5 |
3 |
5 |
3 |
0 |
4 |
0 |
0 |
Туроператорская и турагентская деятельность |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
1 |
1 |
Экскурсионная деятельность |
0 |
0 |
0 |
0 |
1 |
0 |
4 |
7 |
6 |
Всего |
8 |
13 |
9 |
17 |
22 |
16 |
26 |
27 |
25 |
Анализируя структуру направлений туристской деятельности, осуществляемой в Республике Хакасия, следует отметить преобладание турагентской деятельности на протяжении 2007–2015 г. Ее доля в общем объеме оказанных туристических услуг колебалась от 50 % (2004 г.), до 100 % (2009 г.).
Продвижение туров (путевок) как направление деятельности пользовалось наименьшей популярностью у юридических лиц и индивидуальных предпринимателей региона, занимающиеся туристской деятельностью. Лишь в 2010 г. один из субъектов рынка туристических услуг региона сосредоточил свою деятельность на данном направлении.
Следует также отметить рост популярности экскурсионной деятельности. Если в 2007–2015 г. данное направление не вызывало интереса у субъектов рынка туристических услуг региона, то за период 2008–2012 г. число туристских фирм, осуществляющих свою деятельность по данному направлению, выросло с 1 ед. до 6.
- Число турпакетов, реализованных населению
На рисунке 2 представлена динамика изменения числа турпакетов, реализованных населению в Республике Хакасия за период 2004–2012 гг.
Рис. 2. Число турпакетов, реализованных населению в Республике Хакасия за период 2004–2012 гг.
Данные, представленные на рисунке 2, позволяют сформулировать вывод о том, что 2004 г. стал рекордным по числу реализованных турпакетов населению региона за период 2004–2012 гг. — 9 566 ед. В последующие два года рынок туристических услуг пережил существенное падение спроса. В 2005 г. было реализовано 2 169 турпакетов, что в 4,4 раза меньше, чем в предшествующий год. В 2006 г. спад продолжился, был реализован всего 1 681 турпакет, что в 1,3 раза меньше, чем в 2005 г. В последующий период тенденция спада прекратилась, на рынке отмечается явно оживление в 2007–2012 гг., однако ранее имеющегося уровня реализации турпакетов достигнуть так и не удалось.
Структура реализованных турпакетов в регионе за период 2004–2012 гг., представлена в таблице 2.
Таблица 2
Структура реализованных турпакетов
Туристические направления |
Год |
||||||||
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
|
Гражданам России по другим странам |
324 |
1 168 |
1 198 |
2 539 |
2 229 |
2 810 |
2 932 |
3 497 |
3 058 |
Гражданам России по территории России |
8 873 |
955 |
313 |
3 575 |
4 579 |
2 451 |
1 454 |
1 363 |
2 712 |
Иностранным гражданам по территории России |
369 |
46 |
170 |
149 |
323 |
101 |
46 |
104 |
128 |
Всего |
9 566 |
2 169 |
1 681 |
6 263 |
7 131 |
5 362 |
4 432 |
4 964 |
5 898 |
Данные таблицы 2 позволяют сформулировать вывод о том, что в течение 2007–2015 гг. существенно изменились предпочтения туристов региона, приобретающих турпакеты. В частности, в начале анализируемого периода наибольшим спросом у граждан России пользовались туры по территории нашей страны. Они составили 92,8 % от общего числа реализованных турпакетов. Однако в последующий период их доля стала существенного сокращаться и в 2009–2012 гг. граждане России чаще отдавали предпочтения поездкам за рубеж. К концу анализируемого периода турпакеты по другим странам составили 51,9 % от общего числа реализованных путевок.
Иностранные граждане обращались к услугам турфирм Республики Хакасия нечасто. Доля турпакетов, реализованных иностранным гражданам в течение 2004–2012 гг. колебалась от 1,04 % (2010 г.) до 3,86 % (2004 г.) от общего числа реализованных турпакетов.
Следует отметить то, что выявленные тенденции сохраняются до настоящего времени. Так, согласно данным ежегодного статистического сборника Хакасия в цифрах — 2016, в 2014 г. турфирмами региона было обслужено 13 761 чел., в том числе граждан России — 13 237 (96,2 %). В 2015 г. наблюдается некоторое снижение данного показателя — 13 130 чел., в том числе граждан России — 13 123 (99,9 %).
- Число отправленных в туры российских туристов
На рисунке 3 представлена динамика изменения числа отправленных в туры российских туристов за период 2004–2012 гг.
Рис. 3. Число отправленных в туры российских туристов
Данные, представленные на рисунке 3, позволяют сформулировать вывод о том, что на протяжении анализируемого периода прослеживается тенденция роста числа отправленных в туры российских туристов. За 2004–2012 гг. их количество возросло более, чем в 9,6 раз. Максимальное значение данный показатель имел в 2008 г. — 12 649 российских туристов посетили зарубежные страны.
Структура предпочтений туристов региона за период 2007–2015 гг., представлена в таблице 3.
Таблица 3
Структура предпочтений туристов Республики Хакасия
Страны |
Год |
||||||||
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
|
Австралия и Океания |
0 |
0 |
0 |
3 |
3 |
0 |
8 |
6 |
8 |
Австрия |
0 |
9 |
15 |
0 |
53 |
12 |
15 |
4 |
4 |
Болгария |
0 |
226 |
62 |
140 |
125 |
76 |
107 |
48 |
97 |
Германия |
0 |
569 |
291 |
256 |
299 |
42 |
531 |
39 |
15 |
Греция |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
44 |
45 |
155 |
Египет |
48 |
112 |
109 |
248 |
338 |
384 |
758 |
284 |
399 |
Израиль |
0 |
12 |
8 |
28 |
53 |
12 |
56 |
2 |
19 |
Испания |
37 |
139 |
122 |
163 |
196 |
148 |
368 |
208 |
400 |
Италия |
12 |
63 |
49 |
127 |
104 |
114 |
154 |
117 |
116 |
Кипр |
0 |
23 |
12 |
42 |
15 |
18 |
44 |
65 |
139 |
Китай |
137 |
256 |
359 |
593 |
571 |
516 |
546 |
564 |
535 |
ОАЭ |
40 |
54 |
69 |
69 |
53 |
33 |
200 |
131 |
127 |
Польша |
0 |
18 |
0 |
191 |
195 |
67 |
210 |
0 |
0 |
Россия |
700 |
1 598 |
2 182 |
6 925 |
7 890 |
4 899 |
4 559 |
2 346 |
4 205 |
Соединенное Королевство |
1 |
0 |
3 |
4 |
28 |
8 |
18 |
3 |
4 |
США |
2 |
2 |
11 |
3 |
18 |
2 |
16 |
33 |
10 |
Таиланд |
0 |
208 |
368 |
591 |
565 |
830 |
1 693 |
2 579 |
3 011 |
Тунис |
0 |
8 |
33 |
75 |
38 |
46 |
173 |
37 |
14 |
Турция |
150 |
589 |
493 |
672 |
1 156 |
1 375 |
1 747 |
1 911 |
2 087 |
Финляндия |
0 |
61 |
40 |
22 |
24 |
29 |
62 |
11 |
20 |
Франция |
21 |
100 |
83 |
548 |
277 |
155 |
571 |
161 |
176 |
Япония |
0 |
23 |
36 |
15 |
33 |
26 |
0 |
0 |
0 |
Иные страны |
129 |
313 |
408 |
287 |
615 |
281 |
571 |
489 |
751 |
Всего по странам мира |
1 277 |
4 383 |
4 753 |
11 002 |
12 649 |
9 073 |
12 451 |
9 083 |
12 292 |
Данные таблицы 3 позволяют сформулировать вывод о том, что в течение 2004–2012 гг. существенно изменились предпочтения российских туристов. Во-первых, расширился перечень стран, которые они посетили. Например, в число предпочтений вошли такие государства, как Греция, Кипр, Австралия и Океания. Во-вторых, возможно выявить наиболее популярные у российских туристов места отдыха. Лидером среди зарубежных стран является Таиланд (37–38 % от общего числа зарубежных туров в 2011–2012 гг.). Большим спросом пользуются также туры в Китай (24 % от общего числа зарубежных туров в 2004 г., в последующие годы доля сократилась), в Египет (8–10 % от общего числа зарубежных туров на протяжении всего анализируемого периода). Сократилось число российских туристов, посетивших такие страны как Германия (20 % от общего числа зарубежных туров в 2005 г. и 0 % в 2012 г.), Япония (1 % от общего числа зарубежных туров в 2005 г. и 0 % в 2012 г.).
Подводя итог представленному анализу текущей ситуации в туристическом бизнесе Республики Хакасия, необходимо выделить основные тенденции его развития:
- Наблюдается постепенное увеличение количества туристских фирм в регионе. В настоящее время в регионе осуществляют туристскую деятельность 9 туроператоров и 52 турагентства.
- Прослеживается тенденция расширения основных направлений туристской деятельности. Зарегистрированные в регионе юридические лица и индивидуальные предприниматели, занимающиеся туристской деятельностью, осуществляют ее по следующим направлениям: турагентская деятельность, туроператорская деятельность, сочетание данных направлений, продвижение туров (путевок), экскурсионная деятельность и оказание иных туристских услуг.
- В течение длительного времени наибольшим спросом у граждан России пользовались туры по территории нашей страны. Однако в настоящее время туристы чаще отдают предпочтения поездкам за рубеж. Из года в год расширяется перечень стран, которые они посещают. Лидером среди зарубежных стран является Таиланд.
Литература:
- Реестр турагентств Республики Хакасия [Электронный ресурс] // http://gkt.r-19.ru/register-of-the-republic-of-khakassia-travel-agencies.html — (дата обращения: 15.12.2017).
- Социально-экономическое положение Республики Хакасия в январе-октябре 2017 года: Доклад Управления федеральной службы государственной статистики по Красноярскому краю, Республике Хакасия и Республике Тыва. — Абакан, 2017. — 132 с.
- Стратегия социально-экономического развития Республики Хакасия до 2020 года [Электронный ресурс] // https://r-19.ru/management/economics/strategicheskie-prioritety-sotsialno-ekonomicheskogo-razvitiya-do-2020-goda.php — (дата обращения: 15.12.2017).
- Торговля и услуги: официальная статистика — (дата обращения: 15.12.2017).
- Туристские ресурсы г.Абакана –Абакан, 2015.