Анализ современного состояния выездного туризма в России | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №10 (114) май-2 2016 г.

Дата публикации: 18.05.2016

Статья просмотрена: 4230 раз

Библиографическое описание:

Сайбель, Н. Ю. Анализ современного состояния выездного туризма в России / Н. Ю. Сайбель, А. А. Пахиева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 10 (114). — С. 857-860. — URL: https://moluch.ru/archive/114/29908/ (дата обращения: 21.11.2024).



В статье раскрыты основные проблемы развития выездного туризма; показана динамика развитии туристского рынка в России; проведен анализ современного состояния выездного туризма и представлены перспективы его дальнейшего развития.

Ключевые слова: рынок туристских услуг, выездной туризм, туристические потоки, глобализация мировой туристской индустрии.

Как показывают исследования, прошлое столетие означалось феноменальным продвижением международного туризма. Это проявилось не только в повсеместном распространении и глобализации мировой туристской индустрии, но и включением России в международные туристические потоки. Современному туристскому рынку чуть более 20 лет, но за этот небольшой период практически полностью оформлена нормативно-правовая база отечественного туризма, сформировались крупные туристские операторы и агентские сети, расширены формы поставщиков туристских услуг.

Особенно стремительно развивался рынок выездного туризма, что определялось, прежде всего, колоссальным отложенным спросом на иностранный туристский продукт. В настоящее время размер выездного туристского потока (около 20 млн. чел. в год) почти в четыре раза превосходит аналогичный показатель въездного туризма [7]. Несмотря на это, в выездном туризме существует ряд важных проблем, которые в последние годы заметно усложнились.

Вместе с тем для туристской отрасли, завершившиеся 2014–2015 годы, выдались еще более сложными, чем кризисные 2008–2009 гг. Падение спроса, рост курса валют, банкротство туроператоров, переориентация на внутренний туризм с выездного, поправки в законодательство — все эти события определят дальнейшее развитие отрасли [1].

Снижения спроса на туры заграницу начались еще в конце зимы 2014 г. и продолжаются до сих пор, спровоцировано это было сразу несколькими причинами. Первые причины начались у туроператоров, после того, как в апреле появился негласный запрет на выезд за рубеж для сотрудников силовых ведомств. У многих турфирм на клиентов, работающих в этих сферах, приходилась значительная часть продаж. Напряженные отношения с Турцией, временный запрет въезда в Египет также поспособствовали замедлению темпов роста выездного туризма. Так как эти две страны входят в десятку стран — лидеров по посещаемости российских граждан. И наконец, самый серьезный удар выездному туризму нанесло падение курса рубля — к декабрю 2014 г. рубль обесценился по отношению к доллару и евро почти на 50 %, что привело к двукратному росту цен на туры за рубеж для россиян.

Для сравнения нами был проведен анализ показателей выездного туризма, рассмотрена его динамика за последние десять лет, начиная с 2005 г., дабы показать, как заметно снизилось количество российских граждан, выезжающих за рубеж.

За 2005 г. любителей попутешествовать незначительно повысилось, сравнивая этот год с предыдущим. Число туристов, выехавших из Российской Федерации с целью туризма, составило 6 млн. 785 тыс. чел. По сравнению с прошлым годом отдыхающих увеличилось всего лишь на 228 тыс. чел. В этом году туристы охотно ехали в Европу: Испанию, Францию, Италию, Австрию, Хорватию, Венгрию. По всем этим направлениям зафиксирован рост. Как объясняют туроператоры, это связано, прежде всего, высоким транспортным предложением, невысокими ценами, а также стабильным интересом к Европе со стороны самих россиян [6].

По сравнению с 2005 г., 2006 г. показал неплохие результаты. Число туристов повысилось на 968 тыс. Безусловно, повышение числа туристов, выезжающих за пределы Российской Федерации, с каждым годом радует, но по сравнению с предыдущими годами скачек совсем небольшой. Так, например, с целью туризма за 2006 г. выехало 7 753 тыс. российских туристов, получается всего на 12 % больше, чем за 2005 г.

А вот число туристов за 2007 г. заметно увеличилось по сравнению с предыдущими годами. За рубежом в этом году побывало 9 369 тыс. российских граждан, что на 1 616 тыс. больше, чем в 2006 г.

Рекордсмены 2007 г. по динамике роста, в основном, экзотические страны: Израиль (91 %), Мальдивы (79 %), Вьетнам (69,5 %), Таиланд (60 %). Из европейских стран, в лидерах Австрия (44 %), Литва (43 %), Нидерланды (37 %), Хорватия (36 %), Кипр (33 %) [2].

2008 г. выдался для туроператоров неплохим, он дал хороший результат в сфере выездного туризма. В 2008 г. россияне совершили 11,3 млн. поездок за границу. Сравнивая этот год с предыдущим, следует отметить, что на 17,7 % число поездок увеличилось. Что касается популярных туристических направлений среди наших соотечественников, то можно отметить высокий спрос на Турцию, Китай, Египет и Финляндию [3].

Не успели порадоваться хорошему результату за 2008 г., как наглядно видно изменение в худшую сторону за 2009 г. в численности российских граждан, выехавших за границу. В этом году в целях туризма отдыхающих составило 9 542 тыс., а это значит, что число туристов снизилось на 15,7 %.

Лишь треть из 30 популярных направлений в 2009 г. показали положительную динамику. Лидирует в этой десятке Израиль (+36,5 %). На втором месте неожиданно расположилась Доминиканская Республика (+29 %). Третий лидер — США (+28,6 %). В течение года низкий курс доллара к евро, специальные предложения гостиниц и авиакомпаний также приблизили стоимость туров в США к европейским [6]. Параллельно этому американское консульство немного упростила процедуру получения визы, которая сейчас оформляется без проблем. Так же стоит отметить, что повышения спроса в США, как ни странно, произошло из-за закрытия игорных заведений в России ‒ наши соотечественники стали больше интересоваться поездками в азартный Лас-Вегас.

Швейцария (+28,2 %), несмотря на кризис, весь прошедший год туристов не теряла, а только привлекала. Объясняется это тем, что в данной стране активная кампания по летнему отдыху, относительно недорогие цены и отличное качество сервиса.

Черногория (+27,2 %) показала высокий рост по сравнению с Хорватией (-36,8 %). Причиной того стало повышение цен в хорватских отелях в тяжелые кризисные месяцы.

Поездки в Египет по-прежнему продолжают расти (+13 %), что нельзя сказать о Турции, в 2009 году число поездок в эту страну сократилось на 11 %. Ситуация подобна хорватской.

С каждым годом, как мы видим, показатели меняются, то в лучшую, то в худшую сторону. 2010 г. так же не стал исключением, не смотря на предыдущий год, показал неплохой результат. Исходя из данных, взятых с сайта Федерального агентства по туризму, в этом году российские туристы совершили 39323 тыс. поездок за границу — на 50046 тыс. больше, чем в 2009 г. В тройку стран ‒ лидеров по популярным туристическим направлениям за 2010 г. попадают: Турция, Египет, Китай. Всего за этот год число граждан в целях туризма составило 12 млн. 605 тыс. чел., больше на 32 %, чем в 2009 г.

Что касается 2011 г., то количество поездок заграницу увеличились на 15 % больше, чем в предыдущем. Результат положительный, но динамика роста заметно снизилась, по сравнению с 2010 г. Всего за этот год число туристов, покинувших страну в целях туризма, составило 13 млн. 239 тыс. чел., что на 1 млн. 836 тыс. больше, чем за 2010 г. И соответственно изменилась численность российских граждан на 16 %.

2012 г. по сравнению с предыдущими годами также дает положительные результаты. Всего наших соотечественников за рубеж по разным направлениям выехало 47 млн. 812 тыс.‒ это на 9 % больше, чем в 2011 г. Первое место по количеству выехавших граждан за границу заняла Финляндия. Всего эту страну за 2012 г. поехало 5 млн. 118 тыс. чел. Серебро в этом году получила Турция. Число российских туристов посетивших эту страну составило 3 млн. 334 тыс. На третьем месте Египет. За 2012 г. страну посетили по разным направлениям 2 млн. 246 тыс. чел.

По данным Росстата, в 2013 г. россияне совершили за рубеж 54 млн. 69 тыс. поездок, это на 13 % больше, чем в 2012 г. С целью туризма количество наших сограждан выехавших за пределы РФ составило 18 млн. 292 тыс., по сравнению с предыдущим годом динамика увеличилась на 19,3 % [4]. И этот показатель значительно выше среднего за 5 лет, который составляет 11 %. В 2013 г. произошли небольшие изменения. Финляндия и Турция по-прежнему на своих местах, но Египет вытеснила Эстония. За этот год в Эстонии побывало 2 млн. 252 тыс. наших граждан.

А вот 2014 г. для туроператоров выдался не из легких, в значительной степени снизилось количество выездов за рубеж. В общем количестве за этот год туристов составило 45 млн. 888 тыс., это значит, что число граждан по сравнению с предыдущим годом сократилось на 15 %. С целью туризма выехало 17 млн. 611 тыс. чел., падение численности граждан понизилось на 4 %. Лидирующие места по-прежнему занимают Финляндия, Турция, Египет также в 2014 г. вошел в тройку лидеров.

На этом трудности для туроператоров не закончились, 2015 г. не оправдал ожидаемых результатов, а наоборот еще больше снизилось количество выездных туристов. К сожалению, за весь период 2015 г., Федеральное агентство по туризму не предоставило данных, но имеется статистика за 9 месяцев, ссылаясь на них и сравнивая 2014 и 2015 гг. за этот период, можно наглядно увидеть сокращение выезда российских граждан на 25 %.

На основании анализа рядов динамики туристских отбываний из РФ за рубеж, по данным Федерального Агентства по туризму РФ были рассчитаны прогнозные значения туристских отбытий за рубеж за период 2016–2019 гг.

Так, согласно данным, полученным с помощью корреляционно-регрессионного анализа, в 2016 г. ожидаемый объем туристских отбытий за рубеж составит 55 млн. 600 тыс. чел., в 2017 г. — 57 млн. 960 тыс. чел., в 2018 г. — 60 млн.320 тыс., а в 2019 г. — 62 млн. 680 тыс. чел.

Несмотря на то, что 2014–2015 гг. года выдались не из легких, число туристов сократилось во много раз по сравнению с предыдущими годами. Однако согласно полученным данным можно сказать, что в перспективе, с 2016 г. по 2019 г. туристский поток российских граждан увеличивается с каждым годом. Но это всего лишь предполагаемые прогнозы, стоит не забывать, что положение в стране также влияет на туристский поток [5].

Хотелось бы отметить, что по-прежнему одной из перспектив остается приход в страну крупных иностранных туристских компаний, волнующих российский туристский бизнес, т. к. Россия привлекательная страна для иностранных инвесторов и партнеров в первостепенную очередь своими фактически неограниченными возможностями для привлечения большого потока клиентов и продвижение компаний внутри страны.

Таким образом, несмотря на временные проблемы, выездной туризм сегодня является одной из наиболее успешно развивающих отраслей мирового хозяйства. В России туристский бизнес вырабатывается преимущественно с ориентацией на выезд. Подавляющее большинство действующих турфирм предпочитают заниматься направлением соотечественников за рубеж. Но как показывает статистика, за последние годы, к сожалению, идет падение рынка выездного туризма. Можно только надеяться на то, чтобы экономическое и политическое положение в стране улучшилось, курс валют стабилизировался, и, как результат, поток выездных туристов увеличился.

Литература:

  1. Александрова А. Ю. Международный туризм / А. Ю. Александрова. − М.: Аспект-пресс, 2014. — 82 с.
  2. Федеральное Агентство по туризму: официальный сайт Федерального Агентства по туризму [Электронный ресурс]. ‒ Режим доступа:http://www/russiatourism.ru (дата обращения 10.05.2016).
  3. Ушаков Д. С. Технологии выездного туризма: учеб. пособие / Д. С. Ушаков.– Ростов на Дону: Феникс, 2010. ‒ 444 с.
  4. Сайбель Н. Ю., Сайбель Я. В. Финансовая поддержка малого и среднего бизнеса в России // Актуальные проблемы экономической теории и практики: сборник научных трудов / под ред. В. А. Сидорова. Выпуск 18. Краснодар: Кубанский государственный университет, 2015. С. 75–83.
  5. Сайбель Н. Ю., Емтыль Ф. К. Проблемы и перспективы инновационного развития экономики России // Актуальные проблемы экономической теории и практики: сборник научных трудов / под ред. В. А. Сидорова. Выпуск 15. Краснодар: Кубанский государственный университет, 2013. С. 63–72.
  6. Спирина С. Г., Калайдин Е. Н. Проблемы финансовой устойчивости в туристическом бизнесе // Актуальные проблемы экономической теории и практики: сборник научных трудов / под ред. В. А. Сидорова. Выпуск 17. Краснодар: Кубанский государственный университет, 2014. С. 174–181.
  7. Спирина С. Г., Меликсатян Л. А. Туристско-рекреационный комплекс Краснодарского края как фактор финансовой устойчивости региона // Актуальные проблемы экономической теории и практики: сборник научных трудов / под ред. В. А. Сидорова. Выпуск 17. Краснодар: Кубанский государственный университет, 2014. С. 95–102.
Основные термины (генерируются автоматически): выездной туризм, Египет, Турция, цель туризма, число туристов, Россия, рубеж, сравнение, Финляндия, Федеральное Агентство.


Ключевые слова

рынок туристских услуг, выездной туризм, туристические потоки, глобализация мировой туристской индустрии., глобализация мировой туристской индустрии

Похожие статьи

Анализ современного состояния туризма в России

В статье дана характеристика современного состояния туризма в России; рас-смотрен потенциал российского въездного и внутреннего туризма и определены перспективы развития туризма.

Современные тенденции развития международного туризма и место России на мировом рынке туристических услуг

В данной статье рассмотрена и проанализирована сфера международного туризма за период 2000–2014 года. Проанализированы характерные особенности туристического кризиса каждого промежутка времени. Также приводится анализ динамики развития мировых турист...

Современное состояние и перспективы развития туристского рынка в Республике Крым

В статье анализируется современное состояние туристского рынка в Республике Крым. На основе проведенного анализа выявлены проблемы туристской отрасли и разработаны предложения по ее совершенствованию.

Анализ гостиничного рынка Республики Башкортостан и перспективы его развития

Статья посвящена развивающемуся гостиничному бизнесу в Республике Башкортостан, его анализу. Проанализированы основные проблемы гостиничного рынка Башкирии, и выявлены перспективы его развития.

Современное состояние российского туризма

В статье рассматривается современное состояние российского туризма. Автор изучает проблемы в секторе внутреннего туризма, причины ее неразвитости, анализирует состояние выездного туризма, прогнозирует изменения в структуре туризма России на 2015 год.

Анализ и функционирование рынка информационных услуг в Узбекистане

В статье рассмотрены механизмы формирования и современное состояние рынка информационных услуг в Узбекистане, раскрыты особенности исследования рыночного взаимодействия, представлены основные тенденции развития рынка информационных услуг.

Современные аспекты управления предпринимательской деятельностью в туристических компаниях

В данной научной статье рассмотрены основные аспекты управления предпринимательской деятельностью в туристской сфере, описаны механизмы и принципы эффективного управления, определены тенденции текущего состояния управленческой деятельности в этой обл...

Развитие малого бизнеса в сфере туризма в России

Статья посвящена оценке и анализу перспектив развития малого предпринимательства в сфере туризма России, приводятся теоретические и нормативно-правовые понятия и сведения, связанные с деятельностью малого бизнеса в России в целом и в отрасли туризма ...

Туристские перевозки — важный элемент инновационного развития туризма Казахстана

В статье рассмотрены проблемы туристских перевозок Республики Казахстан, роль туристских перевозок в инновационном развитии туризма.

Актуальные тенденции развития событийного маркетинга как инновационной отрасли в России

В статье подчеркивается особая значимость событийного маркетинга в условиях усиления конкуренции на рынке. Автор статьи затрагивает различные аспекты развития событийного маркетинга в России. Проанализированы основные проблемы и тенденции развития ev...

Похожие статьи

Анализ современного состояния туризма в России

В статье дана характеристика современного состояния туризма в России; рас-смотрен потенциал российского въездного и внутреннего туризма и определены перспективы развития туризма.

Современные тенденции развития международного туризма и место России на мировом рынке туристических услуг

В данной статье рассмотрена и проанализирована сфера международного туризма за период 2000–2014 года. Проанализированы характерные особенности туристического кризиса каждого промежутка времени. Также приводится анализ динамики развития мировых турист...

Современное состояние и перспективы развития туристского рынка в Республике Крым

В статье анализируется современное состояние туристского рынка в Республике Крым. На основе проведенного анализа выявлены проблемы туристской отрасли и разработаны предложения по ее совершенствованию.

Анализ гостиничного рынка Республики Башкортостан и перспективы его развития

Статья посвящена развивающемуся гостиничному бизнесу в Республике Башкортостан, его анализу. Проанализированы основные проблемы гостиничного рынка Башкирии, и выявлены перспективы его развития.

Современное состояние российского туризма

В статье рассматривается современное состояние российского туризма. Автор изучает проблемы в секторе внутреннего туризма, причины ее неразвитости, анализирует состояние выездного туризма, прогнозирует изменения в структуре туризма России на 2015 год.

Анализ и функционирование рынка информационных услуг в Узбекистане

В статье рассмотрены механизмы формирования и современное состояние рынка информационных услуг в Узбекистане, раскрыты особенности исследования рыночного взаимодействия, представлены основные тенденции развития рынка информационных услуг.

Современные аспекты управления предпринимательской деятельностью в туристических компаниях

В данной научной статье рассмотрены основные аспекты управления предпринимательской деятельностью в туристской сфере, описаны механизмы и принципы эффективного управления, определены тенденции текущего состояния управленческой деятельности в этой обл...

Развитие малого бизнеса в сфере туризма в России

Статья посвящена оценке и анализу перспектив развития малого предпринимательства в сфере туризма России, приводятся теоретические и нормативно-правовые понятия и сведения, связанные с деятельностью малого бизнеса в России в целом и в отрасли туризма ...

Туристские перевозки — важный элемент инновационного развития туризма Казахстана

В статье рассмотрены проблемы туристских перевозок Республики Казахстан, роль туристских перевозок в инновационном развитии туризма.

Актуальные тенденции развития событийного маркетинга как инновационной отрасли в России

В статье подчеркивается особая значимость событийного маркетинга в условиях усиления конкуренции на рынке. Автор статьи затрагивает различные аспекты развития событийного маркетинга в России. Проанализированы основные проблемы и тенденции развития ev...

Задать вопрос