Дополнительное музыкальное образование детей как условие для формирования эстетических ориентаций | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №2 (2) февраль 2009 г.

Статья просмотрена: 4742 раза

Библиографическое описание:

Шангутова, М. А. Дополнительное музыкальное образование детей как условие для формирования эстетических ориентаций / М. А. Шангутова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2009. — № 2 (2). — С. 320-324. — URL: https://moluch.ru/archive/2/94/ (дата обращения: 19.11.2024).

В современной действительности наблюдается  значительный спад в области культуры, искусства. В связи с этим понижается общий уровень развитости, как взрослого человека, так и  личности ребенка. Таким образом, наступает духовный кризис общества, который ведет к деградации человека. Одним из путей выхода из сложившейся ситуации духовного кризиса мы видим приобщение  детей к ценностям культуры, приобщение к искусству.  На современном этапе развития действительности дети могут дополнительно заниматься различными видами деятельности.

Слово «дополнение» означает то, что дополняет, служит добавлением к чему – либо, дополнительно, сверх чего – либо. В словаре синонимов «дополнительный» – это добавочный, лишний, прибавочный, сверхштатный, сверхкомплектный, еще один [1, с. 95].   Словарь русского языка Ожегова С. И. трактует «дополнение» как сделать более полным, прибавив к чему – нибудь, восполнить недостающее в чем – нибудь, добавить новые данные, сведения к тому, что сказано другим, то, чем дополнено, прибавление. А дополнительный раскрывает как: «Дополнительный,-ая, -ое. 1. Являющийся дополнением к чему – н. Д. параграф. Д. отпуск. Взять на себя дополнительное обязательство. Сообщить дополнительно (нареч.). 2. В грамматике: выполняющий роль дополнения (в 3 знач.). Дополнительное придаточное предложение».[10, с. 142].

Железнякова О. М. в своем исследовании «Дополнительность как метапринцип педагогики» отмечает, что дополнительность, являясь по существу механизмом синтеза, предполагающий анализ, реализуется через единство двух взаимоисключающих друг друга процессов анализа и синтеза. Она говорит, что «сущность дополнительности заключается во взаимодействии различного рода элементов, категорий, явлений и процессов на основе единства аналитико – синтетических и дифференциально – интегративных процессов, результатом которого является полнота и целостность» [5, с. 57].

Так различается стандартизированный и нестандартизированный вид дополнительности. Стандартизированный вид дополнительности отражает все типы дополнительности в рамках обязательного. Нестандартизированная  дополнительность представляет собой только личностно значимую, вариативную, динамичную дополнительность содержания образования. Нестандартизированный вид дополнительности является содержанием образования, который выбирает сам человек, и который в рамках традиционных представлений называется дополнительным образованием.

Дополнительное образование – это образование, получаемое дополнительно к основному общему или профессиональному образованию через дополнительные образовательные программы и услуги, которые реализуются в целях всестороннего удовлетворения образовательных потребностей граждан, общества, государства.

В научно-педагогической информации отмечается, что  дополнительные образовательные программы – это образовательные программы, реализуемые в целях всестороннего удовлетворения образовательных потребностей граждан, общества, государства.

К дополнительным образовательным программам относятся образовательные программы различной направленности, реализуемые в общеобразовательных и образовательных учреждениях профессионального образования за пределами определяющих их статус основных образовательных программ в образовательных учреждениях дополнительного образования посредством индивидуальной педагогической деятельности. Дополнительное образование, в силу своего своеобразия, стремится к органическому сочетанию видов досуга с различными формами образовательной деятельности и как следствие, сокращает пространство девиантного поведения, решая проблему занятости учащихся.

 Одним из видов дополнительного образование является музыкальное образование детей. Как и любое другое образовательное пространство, дополнительное музыкальное образование может быть рассмотрено как система.

Как правило, под системой понимают определенный порядок в расположении и связи частей чего – нибудь. Это также форма организации, нечто целое, представляющее собой единство закономерно расположенных и находящихся во взаимной связи частей. Краткий словарь современных понятий и терминов определяет систему как: «Система (гр. systema –целое, состоящее из частей, соединение) – 1) нечто целое, сложное единство, объединяющее множество элементов, связанных друг с другом; совокупность, способная делиться на подсистемы; нервная с., филос. с.; с. «человек-машина»-сложная с., в которой  человек-оператор (группа операторов) взаимодействует с техническим устройством в процессе производства материальных ценностей, управления, обработки информации и т. п.; 2) определенный порядок расположения, связи; особенности построения, организации; с. образования; избирательная с.; 3) форма социального устройства, общественный строй; капиталистическая с., социалистическая с.» [53, с. 506]. Философия трактует понятие «система» как объединение некоторого разнообразия в единое и четко расчлененное целое, элементы которого по отношению к целому и другим частям занимают соответствующие им места [52, с. 415]. Социология понимает под системой «1. Упорядоченное множество элементов, взаимосвязанных между собой и образующих некоторое целостное единство. 2. Порядок, обусловленный планомерным, правильным расположением частей в определенной связи, строгой последовательностью действий, направленных в работе, принятый установившийся порядок ч.-л. 3. Форма, способ устройства, организация ч.-л. (напр. с. государственная, с. избирательная). 4. Общественный строй. 5. Совокупность хозяйственных единиц, учреждений, родственных по своим задачам и организационно объединенных в единое целое [11, с.321].

Музыкальное образование – это процесс усвоения знаний, умений, и навыков, необходимых для музыкальной деятельности, а также совокупность знаний и связанных с ними умений и навыков, полученных в результате обучения.  Также под музыкальным образованием нередко понимают и самую систему организации музыкального обучения. Основным путем получения музыкального образования является подготовка под руководством педагога, чаще всего в учебном заведении.

Учитывая то, что практически каждый объект окружающей действительности может быть рассмотрен как система, то дополнительное музыкальное образование также является системой.  

           Так система дополнительного музыкального образования детей рассчитана на 7 лет и 5 лет обучения и содержит такие дисциплины как музыкальный инструмент (сольное пение), сольфеджио, практикум по сольфеджио, музицирование, аккомпанемент и игра (пение для вок.) в ансамбле, слушание музыки, музыкальная литература, коллективное музицирование (хор, оркестр, ансамбль, камерный ансамбль), предмет по выбору. Самыми главными в музыкальном образовании ребенка естественно являются такие исполнительские дисциплины как выбранный специальный инструмент, сольфеджио, хор. Музыкальные дисциплины не только позитивно влияют на творческое развитие детей, но формируют ценностные ориентации, учат наслаждаться красотой, восхищаться духовным богатством, утверждая свою эстетическую функцию. И любая эстетическая информация не оставляет к себе равнодушной, вызывая либо отрицательные, либо положительные эмоции. Также музыка развивает сферу чувств и способствует самопознанию. Гармоническое развитие личности невозможно без постижения гармонии звуков и ритмов. Музыка оказывает одно из самых сильных эмоциональных впечатлений на субъекта: она заставляет радоваться и страдать, мечтать, грустить, думать. Любое восприятие произведения искусства есть его переживание. При творческой деятельности как бы в один узел стягиваются многие процессы эстетического переживания: активизация восприятия, продуктивность практической деятельности, выразительность исполнения, оценочное отношение к своей продукции. Воспроизведение музыкального произведения предполагает эмоционально – оценочное отношение к нему, в котором участвует весь психический мир учащегося, чувства, интеллект, воля. Музыкальные произведения, оцениваемые ребенком, не исчерпывают себя акустическими особенностями звуковысотной последовательности. Воспитанник более или менее адекватно сопереживает воплощенное  в форме музыкального произведения идейно – эмоциональное содержание. Такому содержанию оценку дают не только чувства, но и разум. Интерпретация музыкального произведения не может быть сведена ни к чисто эмоциональному,  ни к чисто мыслительному процессу. Она содержит в себе также эстетическое наслаждение произведением и его рациональную оценку. Отметим, что всякое человеческое действие, кроме интеллектуальной оценки (знания), сопровождается соответствующей чувственной оценкой, эмоциональным суждением. У воспитанника возникает эмоция, сообразная каждой конкретной ситуации.  Эстетическое развитие при этом приобретает новые качества, становится на иную ступень. Таким образом, приобретенное ребенком трансформируется, и возникают новые качественно отличные сдвиги в становлении личности ребенка. То есть в процессе музыкального образования у детей формируются эстетические ориентации.

Как известно эстетикос – это чувственное познание, философская наука о прекрасном, об искусстве.  Словарь русского языка Ожегова С. И. дает нам следующее определение понятия «эстетический»: «Эстетический -1.см. эстетика. 2. Художественный, относящийся к чувству прекрасного, к красоте. Эстетическое воспитание. Эстетическое удовольствие»  [10, с. 744]. Эстетический словарь трактует «эстетическое» следующим образом: «Эстетическое (от греч. aistethetikos- чувствующий, чувственный)- исходная категория эстетики как науки, давшая ей имя и определяющая специфику ее предмета во всех его проявлениях: э. чувство, э. отношение, э. вкус, э. идеал, э. ценность, искусство как вид специфически эстетической деятельности и т. п.» [14, с. 422]. Индивид создан и природой, и обществом, и трудом. Эстетическое же – это определенная форма, тип, критерий общего содержания жизни – ситуация гармонии, ее основных элементов. Г.Д. Гачев утверждает, что  эстетическое опирается на все основные элементы человеческого бытия.

Словарь русского языка Ожегова С. И. трактует  понятие «ориентация» следующим образом: «Ориентация, и, ж. 1.Определение своего местонахождения. О. на местности. 2.Умение разобраться, осведомленность в чем – нибудь. Хорошая о. в вопросах политики. 3. на кого -что и какая. Направленность деятельности в интересах кого – чего-н. (книжн.). Страны социалистической ориентации (развивающиеся страны, вставшие на путь подготовки социалистических преобразований). О. на массового читателя» [10, с.369]. Так же «ориентация» определяет пространственный фактор, то есть ориентированность в окружающем мире, и определяет фактор направленности действий, деятельности.

Среди видов ориентаций наиболее важными являются ценностные ориентации индивида. Ценностным характером могут обладать вещи, созидаемые людьми, сам процесс познания, в частности, эстетические восприятия, переживания, вкус, идеалы, сам человек; продукты духовной деятельности,  произведения искусства, так как их структура оказывается чувственно воспринимаемой и оцениваемой.

Ценность эстетическая  – это особый класс ценностей, существующий наряду с ценностями утилитарными, моральными и т. п. Так связь эстетической ценности с другими классами ценностей обусловлена их общей аксиологической природой: все виды ценностей (добро, польза, справедливость, красота, т. д.) характеризуют значимость объекта для субъекта. Таким образом, в эстетической сфере, как и в других областях, ценностные ориентации человека, понятие «ценность» соотносится с понятием «оценка». Своеобразие эстетических ценностей определяется специфическим характером эстетического отношения человека к действительности, то есть непосредственным, чувственно-духовным, бескорыстным восприятием, ориентируемым на познание и оценку содержательной формы, структуры, меры организации и упорядоченности реальных объектов.

Исходя из сказанного, мы под эстетическими ориентациями в нашем исследовании будем понимать  ценностное отношение субъекта к явлениям окружающего мира, выраженное в чувственной форме, которое создает новообразования в структуре личности, то есть формирование восприятия красоты и эстетического вкуса.

Толковый словарь русского языка дает шесть определений понятия «красота»: «Красота, -ы;- соты; ж. 1. к. Красота среди русского пейзажа. К. рук, К. движений. Душевная, внутренняя к. Мы увидели город во всей его красоте. 2. Красивое, прекрасное. Какая к. кругом! Чувство красоты. К. жизни. Красота спасет мир (Дост.). 3. Красивая привлекательная внешность. Тайна женской красоты. Она была наделена красотой и талантом. Со следами былой кр. 4. Трад.-поэт. Красавица. Дева – красота. 5. мн.: красоты,- сот. (чего) Красивые места (в природе, произведениях искусства). Осиатривать местные красоты. Выразить мысль просто, без стилистических красот. 6. в функц. сказ. Разг. Удивительно, поразительно. Хорошо поработали, к.» [2, с. 467]. Эстетика трактует  понятие «красота» как одну из универсальных форм бытия материального мира в человеческом сознании, раскрывающую эстетический смысл явлений, их внешние или внутренние качества, которые вызывают удовольствие, наслаждение и моральное удовлетворение.  Красивый, Красота  - это доставляющее удовольствие взгляду, то есть такой, на который приятно смотреть. Речь идет об удовольствии от рассмотрения зрительно воспринимаемого объекта. Можно сказать, что мелодия была красивой и тогда,  красота будет исходить от слушания. В процессе музыкального образования, дети начинают ощущать красоту, они начинают ее воспринимать   как нечто целостное, как гармонию целого. Это ощущение красоты в первую очередь исходит из восприятия красоты музыкальной гармонии, лаконичности формы музыкального произведения, от правильного восприятия фразы, ее логичности, иными словами от выразительности музыкального произведения. Красота звучания музыки, красота воспроизведенного  звука, приучение воспитанника к красивому и правильному звукоизвлечению, исполнению, является внутренним и внешним проявлением. Воспитанник  учится представлять будущее  музыкальное звучание сперва в своем сознании, а затем  пытается воспроизвести это звучание на музыкальном инструменте. Педагог постоянно напоминает воспитаннику о том, чтобы звук был красивым, а не жестким и грубым. Постепенно в процессе работы дети начинают оценивать и  воспринимать должную красоту звучания.  То есть красота есть выразительность восприятия окружающей действительности.

Под эстетическим вкусом мы понимаем способность самостоятельной оценки переживания художественного произведения, адекватной его объективно – эстетической ценности. Л.И. Новикова утверждает,  что эстетический вкус имеет генетическое основание, но формируется он на основе социального взаимодействия. В процессе этого взаимодействия субъект не только усваивает эстетические нормы, выработанные на основе всей предшествующей культуры, но имеет возможность проверить их на лучших образцах искусств. Отсюда следует всеобщность эстетического вкуса. Она в свою очередь является одним из критериев вкуса. То есть, оценивая то или иное произведение искусства или красоту природных форм, заранее предполагается, что наше суждение вкуса соответствует восприятию и оценке их всеми другими. Так как эстетический вкус формируется как духовная способность личности под воздействием всего комплекса её душевных переживаний и представлений, жизненных установок, то индивидуальность и избирательность эстетического вкуса – важный критерий и показатель. Формируясь в процессе социального взаимодействия, эстетический вкус закрепляется, переходит в потребность личности ребенка. А потребность в свою очередь становится активной силой. Эстетический вкус – это  система эстетических предпочтений и ориентаций, которое основывается на обобщенной и творческой переработке эстетических впечатлений. В нашем исследовании эту основу составляет музыка. А так как музыка стремится к совершенству, к идеалу, то можно сказать, что понятие эстетического вкуса тесно соприкасается с понятием эстетического идеала как представления о высшей гармонии и совершенстве. Ведь цель преподавателя – добиться от воспитанника правильной игры, точности и доводить ее до совершенства, на каком бы то ни было этапе обучения. Стремление к совершенствованию собственной игры воспитанника постепенно переходит в естественную потребность для него. Естественно, что многие дети в силах отличить изящное от грубого, но какие – либо   нюансы, отличить могут не все.  Восприятие этих нюансов начинает формироваться,  различаться в процессе постоянного и глубокого влияния музыкального образования и все нюансы будут относиться к перцептивной организации личности. Так  мы можем сначала обнаружить внутреннее чувствование предмета или  музыкального произведения, а затем это внутреннее качество переходит во внешнее восприятие. Под внешним восприятием  мы имеем в виду словесную характеристику или суждение о предмете.

Формирование эстетических ориентаций в процессе дополнительного музыкального образования является позитивным новообразованием в личности воспитанника и актуальным источником развития в современных социокультурных условиях.

 

Литература

 

1. Александрова З. Е. Словарь синонимов русского языка. Практический справочник: Ок. 11000 синоним. Рядов. – 6-е изд., перераб. и доп.-М.: Рус. яз., 1989. – 495с.

2. Большой толковый словарь русского языка/ Сост. И гл ред. С. А. Кузнецов.- СПб.: Норинт, 2000.- 1536с.

3. Бычков В. В. Эстетика: учебник/ В. В. Бычков. – 2-е изд., перераб. и доп.- М.: Гардарики, 2006.- 573с.

4. Гачев Г. Д. Воображение и мышление.- М.: Вузовская книга, 1999.- 190с.

5. Железнякова О. М. Дополнительность как метапринцип педагогики. (Опыт не очень популярной монографии). – Ульяновск: «Симбирская книга», 2006. – 186 с.

6. Краткий словарь понятий и терминов.- 3-е изд., дораб. и доп./ Н. Т. Бунимович, Г. Г. Жаркова, Т. М. Корнилова и др. Сост., общ. ред. В. А. Макаренко.-М.: Республика, 2000.- 670с.

7. Новейший философский словарь/ В. А. Кондрашев, Д. А. Чекалов, В. Н. Копорулина, А. П. Ярещенко. Ростов- на Дону: Феникс, 2005. – 668с.

8. Новикова Л. И. Искусство и труд: Учеб. пособие для вузов.- М.: Высшая школа, 1974.- 176с.

9. Примерные учебные планы образовательных программ по видам музыкального искусства для детских школ искусств/ новая ред. –М.: научно-методич. центр по худ. образованию, 2005г. – 30с.

10. Ожегов С. И. Словарь русского языка: Ок. 54000слов/ ред. чл.- корр. АНСССР Ю. Шведова.- 20-е изд. стереотип.- М.: Рус. яз., 1988.- 750с.

11.Социологический энциклопедический словарь. На русском, английском, немецком, французском и чешском языках. Редактор – координатор – академик РАН Г. В. Осипов.-М.: Издательская группа ИНФРА*М – НОРМА, 1998.-488с.

12.Столович Л. Н. Красота, Добро, истина: очерк истории эстетики. аксиологии- М.: Рес-ла, 1994.- 464с.

13.Труды кафедры общего фортепиано по методике, истории и теории исполнительства / Моск. гос. консерватория.- М.: МГК, 1991.- 168с.

14.Эстетика: Словарь/Под общ. Ред. А. А. Беляева и др. – М.: Политиздат, 1989. - 447с.

 

 

 

 

 

 

 

Основные термины (генерируются автоматически): эстетический вкус, русский язык, Красота, музыкальное образование, музыкальное произведение, дополнительное музыкальное образование, дополнительное образование, произведение искусства, процесс, ребенок.


Похожие статьи

Задать вопрос