Статья посвящена рассмотрению и анализу новых экономических угроз для национальной безопасности России в ХХIвеке, формам их проявления и возможностям нейтрализации. Рассмотрено понятие «угрозы» экономической безопасности и возможности их реализации, предложена классификация «угроз» экономической безопасности.
Особое внимание уделено состоянию российской экономики и ее адаптации в условиях ограничительных мер, которые ввели в отношении России некоторые государства, в частности ЕС и США. Сделан вывод о положительной тенденции развития экономики РФ в результате эффективной экономической политики, проводимой Правительством РФ.
Ключевые слова: национальная безопасность, угрозы экономической безопасности, экономические санкции, экономический кризис, адаптация экономики.
Обеспечение экономической безопасности национальной экономики является первостепенной и главной задачей любого государства. Однако, экономическая безопасность — основной структурный элемент национальной безопасности. Следовательно, без определения сущности национальной безопасности невозможно рассмотреть проблему обеспечения экономической безопасности.
Категория национальной безопасности чётко определена в Стратегии национальной безопасности РФ до 2020 г. Под ней понимается защищённость личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. Также в данном документе чётко определены цели национальной безопасности — это, прежде всего, обеспечение конституционных прав, свобод, достойного качества и уровня жизни граждан.
Удовлетворение национальных интересов происходит через процессы взаимодействия государств на международной арене, а также путём взаимодействия различных социальных сил внутри них. Данные процессы, как правило, проявляются в виде различных форм противоборства и сотрудничества, что даёт возможность рассматривать их в качестве одной из разновидностей борьбы за существование. Именно борьба предполагает прямое и косвенное соревнование государств между собой, тем самым, заставляя их учитывать интересы друг друга. В сфере экономики данное соревнование чётко проявляется в форме конкуренции, а во внеэкономических сферах — в форме военно-политического и культурно-информационного противоборства. Именно данные противоборства в виде столкновения и удовлетворения интересов и порождают угрозы национальной безопасности страны.
Под угрозами национальной безопасности понимается прямая или косвенная возможность для нанесения ущерба конституционным правам, свободам, достойному качеству и уровню жизни граждан, суверенитету и территориальной целостности, устойчивому развитию Российской Федерации, обороне и безопасности государства.
В определении термина «угроза» выделяют несколько составных элементов, характеризующих её сущность [1, с. 8–9].
Во-первых, понятие «угроза» определяется национальными интересами страны, которые были затронуты в той или иной степени, что в очередной раз доказывает высокую степень значимости данной категории.
Во-вторых, обусловленными обстоятельствами, что определяет степень защищённости от данной угрозы, т. е. потенциальный ущерб при действии угрозы.
В-третьих, местом и временем проявления негативных факторов и условий, что определяет конкретный период действия угроз.
В-четвертых, возможностями (намерениями) и волей субъекта угрозы (потенциального противника или конкурента), что определяет степень угроз национальной безопасности.
Таким образом, именно последние два пункта в большей степени и определяют вероятность реализации угрозы. Исходя из этого наряду с уже имеющейся распространенной классификацией угроз по видам, мы предлагаем классифицировать угрозы в зависимости от природы возникновения и степени актуальности для национальной экономики: во — первых, угрозы экономической безопасности; во — вторых, угрозы информационной безопасности; в — третьих, угрозы экологической безопасности; в — четвертых, угрозы военной безопасности и другие.
Поскольку угрозы экономического характера первостепенны, и экономика страны является отражением поступательного развития и благосостояния граждан, а также движущей силой в любом государстве, то возникает необходимость рассмотреть именно экономическую безопасность Российской Федерации как важнейшую составляющую национальной безопасности, выделить основные угрозы экономической безопасности России, которые в совокупности подрывают и её национальную безопасность.
На сегодняшний день наиболее острой проблемой и угрозой экономической безопасности России, и как следствие, национальной безопасности страны, многие экономисты считают антироссийские санкции со стороны стран Запада и США. Некоторые считают [8, с. 58], что это давление связано с украинским конфликтом и военными действиями на территории Украины. С самого начала это давление приобрело характер всесторонних экономических санкций против России. Эти санкции стали наиболее масштабным комплексом мер за последние годы.
Первый пакет санкций ЕС был введён до 1 августа 2014 г. Основной причиной многие считают именно возвращение Крыма в состав России и начало боевых действий на востоке Украины.
Второй блок санкций был введён после 1 августа 2014 г. Как известно, причиной послужила катастрофа Боинга 777 в Донецкой области. Результатом данных ограничений стал запрет ЕС импорта в еврозону товаров крымского происхождения и экспорт из еврозоны товаров из отраслей транспорта, телекоммуникаций и энергетики. Второй пакет санкций ограничил поставку технологий для некоторых высокотехнологичных сфер, таких как нефтеразработка, нефтяная промышленность, а также ввёл запрет для ряда банков на выпуск, покупку и торговлю акциями и другими финансовыми инструментами преимущественно с длительным сроком обращения, свыше 90 дней. В состав таких банков вошли Сбербанк, ВТБ, Внешэкономбанк, Россельхозбанк, Газпромбанк.
Вслед за санкциями ЕС США ввели секторальные ограничения, которые были направлены на энергетический и финансовый комплекс России. Также дополнился список ограничений в области операций с долларом США, операций с товарами, произведённых в США, введён запрет на экспорт товаров в Россию для нефтяной промышленности. Таким образом, «Чёрный список» в отношении российских банков ещё больше пополнился.
Трудно не согласиться, что действие антироссийских санкций значительно ухудшило экономическое положение России. Высокой уровень инфляции, ослабление курса национальной валюты, рост уровня бедности населения, сокращение уровня экспорта и импорта, и как следствие снижение уровня ВВП — всё это означало углубление экономического кризиса в стране.
Так, если в 2013 г. уровень инфляции составлял 6,5 %, то в 2014 г. уже — 11,4 %, а к 2015 г. данный показатель вырос практически вдвое, достигнув отметки в 12,9 % [5].
По данным Росстата [6], уровень бедности в России достиг своего максимума в 2008 г., а в 2013 г. — доход ниже прожиточного минимума наблюдался у 12,5 млн. чел., т. е. у 9 % населения, в 2014 г. — у 19,8 млн. чел., т. е. у 14 % населения. В 2015 г. этот показатель достиг 16 % (без учёта сведений по Крыму и Севастополю). В первом полугодии 2016 г. официальный уровень бедности населения России достиг отметки 14,6 %, что составляет 21,4 млн. чел. Как можно заметить по рис. 1 несмотря на тяжелую экономическую ситуацию в 2017 г. за аналогичный период произошло незначительное сокращение данного показателя на 0,2 % и составило 14,4 %. Доход ниже прожиточного минимума имели 21,1 млн. чел. Поскольку, в 2017 г. рост прожиточного минимума приблизился к уровню инфляции, поэтому уровень бедности оказался близок к показателю 2016 г. Показатель уровня бедности наглядно представлен на рисунке 1.
Рис. 1. Структура уровня бедности, зарегистрированного в России за период 2013–2017 гг., % (Источник: Федеральная служба государственной статистики. Примечание: составлено автором)
Как уже отмечалось выше, 2014 г. стал периодом назревания экономического кризиса, в который погрузилась страна. На смену экономическому росту пришло резкое сокращение квартального уровня ВВП. Сокращение квартального ВВП с учетом сезонности всё больше и больше ускорялось с 0,7 % в 4 квартале 2014 г. до 1,2 % и 1,3 % в 1 и 2 кварталах 2015 г. соответственно [7]. В результате чего, российская экономика впала в период продолжительной рецессии.
Таким образом, 2015 г. стал началом сложной адаптации российской экономики к воздействию экономических санкций, введённых в июле 2014 г., и падению мировых цен на нефть в конце 2014 г. Такой двойной шок привёл к резкому сокращению национального дохода, а также падению потребительского и инвестиционного спроса.
Экономические тенденции 2015 г. складывались под воздействием усилий России по преодолению шокового воздействия, вызванного падением цен на нефть и действием экономических санкций, на экономику и государственные финансы. Адаптация российской экономики проходила в два этапа.
В течение первого этапа адаптации резко снизились доходы населения, что привело к снижению потребительского и инвестиционного спроса. В результате, в 2015 г. реальный ВВП России сократился на 3,7 %. Второй шок был спровоцирован резким падением цен на нефть и на начало августа 2015 г., в результате этого планируемое восстановление экономики оказалось отложенным.
Второй этап характеризовался ухудшением условий торговли путём введения ограничения на импорт продовольствия, который привёл к дальнейшему ослаблению курса российской рубля. Следовательно, негативное воздействие девальвации на потребление домохозяйств сохранилось. В результате чего, потребление домохозяйств в первом полугодии 2015 г. сократилось на 7,5 % по сравнению с предыдущим годом. Резкое падение реальных доходов населения в сочетании с высокими процентными ставками осложнило возможности домохозяйств по обслуживанию долга, а также стало основным сдерживающим фактором по привлечению новых кредитов. Это проявилось, как правило, в росте уровня невозвратности кредитов домашних хозяйств с 8,9 % в 2014 г. до 11,6 % в 2015 г., что привело банки к вынужденной мере сокращения объёмов потребительского кредитования. В сложившихся условиях, возросла уязвимость банковского сектора к макроэкономическим рискам.
Падение реальных доходов населения это и есть результат сокращения внутреннего спроса. В результате чего, рецессия, начавшаяся в середине 2014 г. продолжилась и в первом полугодии 2016 г.
Однако, благодаря, предпринятым, Правительством РФ ответным мерам экономической политики, темп рецессии в 2016 г. значительно снизился: в первом полугодии 2016 г. реальный ВВП сократился лишь на 0,9 % к соответствующему периоду 2015 г., где сокращение наблюдалось в 3,7 %. Однако, благодаря повышению цен на нефть и стабилизации макроэкономической ситуации, в 2017 г. возобновился незначительный рост экономики страны, преимущественно за счёт добычи полезных ископаемых и неторгуемых секторов экономики. За девять месяцев 2017 г. ВВП увеличился на 1,6 %. Во II квартале рост был более уверенным и составил 1,2 % к соответствующему кварталу 2016 г. с учетом сезонности. Однако по сравнению с высокой базой во II квартале и на фоне низкого роста инвестиций темпы роста в III квартале замедлились.
О смене продолжительного периода рецессии российской экономики постепенным восстановлением экономических показателей свидетельствует и такой важнейший макроэкономический показатель, как уровень инфляции. Таким образом, в январе-декабре 2017 г. годовая инфляция замедлялась, и по итогам 2017 г. «застыла» на отметке 2,5 % (в годовом исчислении). Так, за период с январь по октябрь 2016 г. уровень инфляции составил 7,4 %, а по состоянию на январь-декабрь 2016 г. в годовом выражении сократился на 0,2 % и составил 5,4 %, что практически вдвое ниже (15,9 %) по сравнению с периодом 2015 г. И как видим, в 2017 г. уровень инфляции сократился еще вдвое.
Согласно оценке Банка России отклонение показателя инфляции ниже 3 % связано в основном с влиянием временных факторов и будет постепенно приближаться к 4 % к концу 2018 г. [5]. Наглядно уровень инфляции представлен на рисунке 2.
Рис. 2. Уровень зарегистрированной инфляции за 2012–2017гг., % (Источник: Центральный Банк РФ. Примечание: составлено автором)
Положительная динамика макроэкономических показателей привела хотя и к незначительному, но — сокращению уровня бедности населения (рисунок 1).
На фоне низкой инфляции продолжился рост заработной платы в реальном выражении. За 2017 г. заработная плата населения в реальном выражении выросла на 3,1 % по сравнению с 2016 г. Также за этот период были проиндексированы пенсии на величину, близкую к уровню инфляции.
Так в 2017 г., по данным Росстата [6], 21,1 млн. человек имели доходы ниже национальной границы бедности, что составило 14,4 % населения по сравнению с 2016 г. где этот показатель составлял 14,6 %.
Рецессия национальной экономики 2014–2016 гг. усилила уязвимости, накопленные в банковской сфере. В результате, в августе-сентябре 2017 г. были подвергнуты санации (ФК Открытие, ПАО Бинбанк, Пересвет) или лишены лицензии несколько банков, входящих в 50 крупнейших банков по размеру активов. За прошедший год из 50 крупнейших банков были закрыты — Югра, Татфондбанк. Но, несмотря, на потерю финансовой устойчивости ряда банков в 2017 г. общие показатели банковского сектора остались стабильными. Основные показатели сектора улучшались совместно с улучшением ситуации в экономике вплоть до 3 квартала 2017 г., за счет чего и увеличились темпы роста кредитования.
Проведённый анализ свидетельствует, что на фоне сложившихся неблагоприятных внешних условий в России продолжается оздоровление экономики, что отражается в постепенном росте. Следовательно, можно утверждать, что в целом ситуация выглядит позитивно и что российская экономическая политика является эффективной, т. е. справляется с многочисленными шоками, хотя и имеет реагирующий характер. Именно благодаря чёткой и слаженной политике, проводимой Правительством РФ, постепенно Российской Федерации удастся достичь экономического роста и как следствие — укрепления экономической безопасности.
По мнению многих исследователей [10, с. 27], развитие партнерского сотрудничества двух мировых держав путем совместной борьбы с Исламским государством может стать важнейшим шагом к дальнейшему развитию и укреплению экономических отношений между Россией и США, что послужит фактором нейтрализации угроз экономической безопасности Российской Федерации.
Литература:
- Андреев С. Ю., Варюха А. О., Апанащенко А. А. Современная наука: теоретический и практический взгляд // Сборник статей Международной научно-практической конференции. — Вологда: Научный центр Диспут, 2015. — С. 8–12.
- Безверхая О. Н. Основы обеспечения экономической безопасности России в условиях глобализации // Сборник статей международной научно-практической конференции «Вопросы безопасности России и постсоветского пространства: история и современность». — Пенза: РИО ПГСХА, 2011. — С. 22–26.
- Волобуева Д. В. Актуальные вопросы экономической безопасности // Молодой ученый. — 2016. — № 9.2. — С. 16–18.
- Официальный сайт ЦБ РФ // Электронный ресурс. URL: http://www.cbr.ru. (дата обращения: 19.03.2018).
- Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики РФ // Электронный ресурс. URL: http://www.gks.ru. (19.03.2018).
- Официальный сайт Всемирного Банка // Электронный ресурс. Доклад об экономике России № 36, 37,38 ноябрь 2015, 2016, 2017.. URL: http://www5.worldbank.org. (19.03.2018).
- Официальный портал Информационного агентства WordYou // Электронный ресурс. URL: http://www.wordyou.ru. (19.03.2018).
- Краснов Ю. К. Угрозы национальной безопасности России в XXI веке // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. — 2015. — № 10. — С. 55–61.
- Кротов М. И., Мунтиян В. И. Экономическая безопасность России: Системный подход. — Санкт — Петербург: НПК РОСТ, 2016. — 336 с.
- Юшкевич О. С. Современная наука: актуальные проблемы теории и практики // Экономика и право. — 2016. — № 5. — С. 23–28.