Статья посвящена вопросу территориальной дифференциации системы образования России. Образование — это жизненно важная сфера социально-экономической деятельности. Значительная часть ресурсов общества задействована в образовании, к материальному обеспечению сферы образования имеют отношение многие отрасли экономики государства, являющиеся в то же время потребителем ее продукта. Образование является одним из факторов, обеспечивающих развитие общества, сглаживающих и даже нейтрализующих влияние на него негативных составляющих среды обитания экологического, техногенного и экономического порядка.
В современных условиях перед человечеством встала проблема обеспечения устойчивого развития цивилизации в условиях существенных изменений среды обитания, особая роль в решении данной проблемы отводится образованию. Значимость образования для развития цивилизации объективно обусловлена растущей ролью организационных и информационных технологий при снижении роли материального производства, образование становится важнейшим фактором, обеспечивающим развитие общества. Являясь одной из важнейших подсистем социальной сферы государства, обеспечивающей процесс получения человеком систематизированных знаний, умений и навыков с целью их эффективного использования в профессиональной деятельности, образование обеспечивает развитие факторов и результатов производственной деятельности. В наше время образование является одной из самых крупных сфер мировой экономики и одним из наиболее быстро развивающихся секторов мировой торговли услугами, при этом ежегодные мировые расходы на образование по некоторым оценкам превышают триллион долларов. В современном обществе образование выступает и как система экономических отношений, выражающая взаимосвязь, взаимодействие непосредственно образования и сопряженных с ним сфер деятельности. Поэтому система образования на уровне государства представляет собой сектор его экономики со всеми присущими ему характеристиками.
Образование — это длительный процесс, в результате которого человек приобщается к знаниям о природе мироздания, людским ценностям, получает свой личный и накопленный предыдущими поколениями жизненный опыт. Отсюда и произрастает необходимость системы образования. [1]
Понятие системы образования сводится к представлению совокупности функционирующих на территории страны институций образовательно-воспитательного профиля. Образовательная система призвана обеспечивать готовность молодых людей к труду, адекватному восприятию общества и внутренней жизни государства, а потому система должна включать:
- Образовательные организации;
- Гособразовательные стандарты и планы, согласно которым трудятся вышеуказанные учреждения;
- Управленческие органы. [1]
На территории России образовательные организации располагаются не равномерно. Основное сосредоточение учреждений находятся в центральной части РФ. Главными городами, с самым большим количеством образовательных учреждений, являются Москва и Санкт-Петербург т. к. это главные мегаполисы страны. Одним из важнейших факторов размещения организаций является численность населения и его плотность. Следовательно, объекты образования протягиваются по основной зоне территории России. Северная зона расположена севернее с суровым климатом, низкой плотностью населения, малым числом городов. И поэтому число детских садов, школ, университетов и т. д. в разы меньше, чем в основной зоне.
На характер размещения образовательных заведений влияют следующие факторы:
- Тип населенного пункта (село, город);
- Административный статус населенного пункта;
- Численность населения и его плотность;
- Близость к крупному центру (например, ближнее Подмосковье).
Таким образом, после сопоставления данных факторов со страной, можно сделать выводы по Федеральным округам:
Численность образовательных учреждений превосходит в Приволжском Федеральном округе. Так как данный округ прилегает к крупному по численности населения Центральному округу, но имея большую территорию чем Центральный Федеральный округ.
В Центральном федеральном округе размещается около 40 % российских высших учебных заведений, в которых обучается 30 % российских студентов. Это самый высокий показатель обучающихся по стране.
Меньшим показателем обладает Дальневосточный Федеральный округ. Так как численность в округе снижается из-за оттока населения.
В Сибирском Федеральном округе, а именно в Иркутской области, на расположение заведений влияет главный фактор — это административный статус. Поэтому большая часть образовательных учреждений сосредоточена в г.Иркутске.
В настоящее время, число муниципальных, государственных и частных образовательных учреждений ежегодно увеличивается, в связи с ростом населения.
А сети организаций, реализующих программы среднего профессионального и высшего образования, сократились. В связи с этим увеличено количество бюджетных мест.
Литература:
- Об образовании в Российской Федерации [Электронный ресурс]: Федеральный Закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ. — Доступ из справ. — правовой системы «КонсультантПлюс» в локальной сети Науч. б-ки Иркут. гос. ун-та.
- По Министерствам и ведомствам [Электронный ресурс] // Министерство образования РФ: сайт. — URL: http://government.ru/dep_news/19334/ (дата обращения 30.012018)
- Справка о состоянии системы образования Иркутской области [Электронный ресурс] Министерство образования Иркутской области: сайт. — URL: http://minobr.irkobl.ru. (дата обращения 30.01.2018)
- Статистика [Электронный ресурс] // Росстат: сайт. — URL: http://tass.ru/info/1504686 (дата обращения 31.01.2018)