Основные направления деятельности государства в области образования | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №2 (449) январь 2023 г.

Дата публикации: 13.01.2023

Статья просмотрена: 789 раз

Библиографическое описание:

Воробьева, И. Ю. Основные направления деятельности государства в области образования / И. Ю. Воробьева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 2 (449). — С. 266-269. — URL: https://moluch.ru/archive/449/98846/ (дата обращения: 16.11.2024).



Система образования в Российской Федерации обширна и охватывает все молодое население нашей страны. Государство уделяет особое внимание образованию, поскольку оно напрямую влияет на дальнейшее развитие страны и формирование гражданского общества в будущем. Демографическая ситуация оказывает серьезное влияние на сферу образования в целом.

Основными направлениями деятельности государства в сфере образования в России являются: дошкольное, общее, дополнительное образование. В последние годы наблюдалось увеличение числа граждан, получающих каждый из видов образования. Как отмечается в докладе Правительства РФ Федеральному собранию в период с 2018 г. отмечалось увеличение количество детей дошкольного возраста (увеличилось на 0,3 % в 2019 г.) и учащихся школ (увеличилось на 3,1 %). Более того, увеличивается и количество обучающихся в учреждениях среднего профессионального образования. Единственным направлением, отличающимся сокращением числа студентов, является высшее образование [1]. Ситуация с увеличением обучающихся, безусловно, имеет положительное влияние на демографическую ситуацию в стране, однако она способствует увеличению нагрузки на образовательную систему, в которой значительный период времени наблюдается нехватка кадров.

Первым направлением деятельности государства является дошкольное образование. Ст. 64 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» определяет в качестве основной функции дошкольного образования создание интеллектуальных, физических, нравственных и иных личностных качеств, развитие культуры и предпосылок к обучению, улучшение физических данных и здоровья в целом [2]. Стоит отметить, что поскольку дошкольное образование входит в систему образования в РФ, к нему применяются все требования, предусмотренные для общего образования. Однако дошкольное образование, в соответствии с действующим законодательством, не является обязательным уровнем образования.

Деятельность всех дошкольных образовательных организаций осуществляется в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом № 1155 от 17.10.2013 г. Конституция РФ также закрепляет принцип общедоступности и бесплатности данного вида образования для всех граждан. Правом на бесплатное дошкольное образование пользуются большинство граждан нашей страны, и, в связи с увеличением числа рождаемости, возникает проблема нехватки образовательных учреждений. Несмотря на постепенное увеличение количества детских садов и иных дошкольных учреждений, проблема на данный период времени так и не решена, в результате чего многим семьям с детьми приходится вставать в очередь на получение места в дошкольном образовательном учреждении [3]. В данном случае рушится принцип общедоступности образования, так как родители не могут получить место в детском саду и, следовательно, вынуждены, либо воспитывать ребенка самостоятельно до получения места, либо обращаться в частный детский сад.

Детское образование, по мнению А. Н. Новоселовой, строится на таких базовых принципах, как: постепенное развитие ребенка, взросление ребенка путем прохождения всех детских этапов, формирование образовательного процесса, исходя из индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором у ребенка есть права выбора на содержание образования, помощь в выстраивании отношений между взрослыми и детьми, знакомство ребенка с культурой, традициями и обычаями семьи и государства в целом, помощь в формировании активности и инициативности ребенка и некоторые другие принципы [4].

Работа всех дошкольных учреждений регламентируется Приказом Минобрнауки, который определяют, в какой форме можно получить дошкольное образование. Исходя из данного нормативно-правового акта такой вид образования можно получить в специальных образовательных учреждениях, а также в форме семейного образования. Руководствуясь особенностями лиц, получающих дошкольное образование, при окончании дошкольных организаций не предусмотрена процедура итоговой аттестации или иной формы проверки знаний. Стоит отметить, что внутри дошкольной образовательной организации существуют различные группы, например, общеразвивающая, в рамках которой осваивается образовательная программа для дошкольников, компенсирующая, где происходит обучение лиц с ограниченными возможностями с учетом их психоэмоционального состояния, индивидуальных особенностей, позволяя адаптироваться в социуме и скорректировать нарушения в развитии. Существуют также группы оздоровительной, комбинированной направленности, а также группы для детей раннего возраста для детей в возрасте от 2 мес. до 3 лет.

Следующим, но не менее важным направлением деятельности государстве в сфере образования является общее образование. Система общего образования в РФ состоит из: начального, основного и среднего общего образования. Право на получение общего образования также как и право на получение дошкольного образования прямо предусмотрено Конституцией РФ, а также иными нормативно-правовыми актами, ФГОС. Поскольку данное право гражданина является одним из важнейших, законодательством предусмотрена обязательность получения основного общего образования.

Ст. 66 ФЗ № 273-ФЗ определяет, что целью начального образования является формирование личности ученика, его индивидуальных возможностей, осваивание основ учебной деятельности и умений, способностью себя вести в обществе и иными навыками. Основное общее образование позволяет личности становится, привить здоровый образ жизни, чувство вкуса, формировать нравственные установки, культуру общения в межэтническом обществе, получать обучение по основным науками, изучать государственный язык и так далее. Среднее общее образование позволяет сформировавшейся личности проходить путь дальнейшего становления, привить заинтересованность к познанию и развитию своих творческих способностей, помочь развить навык самостоятельного обучения на основе индивидуальных качеств и профессиональной ориентации и решить некоторые иные задачи.

Как и в рамках другого направления образования основной целью общего образования в РФ является повышение его доступности при сохранении качества образования и соответствия требованиям и потребностям современного общества. В рамках данной цели можно выделить следующие задачи, направленные на ее достижение: 1) внедрение инновационных технологий в образовательный процесс; 2) улучшение кадрового вопроса, путем повышения оплаты труда педагогам, периодического обновления информационных материалов, и др.; 3) улучшение процесса непрерывного образования, повышения квалификации, подготовки новых и переподготовки уже имеющихся кадров; 4) сформировать эффективный инструмент для оценки качества предоставления образования с участием обучающихся лиц, мониторинга востребованности образовательных услуг [5].

Обучение в образовательных организациях общего образования завершается сдачей государственных экзаменов как по основным предметам, так и по профильным предметам по выбору ученика. Целью экзамена, на наш взгляд, является проверка результата обучения ученика и освоения им образовательной программы. В настоящее время одной из проблем, помимо нехватки преподавателей, является ограничение доступности образования для определенных категорий граждан. Зачастую образовательные учреждения не готовы к обучению детей с ограниченными возможности. В частности, это касается оборудования зданий пандусами и иными специальными приспособлениями для людей с ограниченными возможностями. Данную проблему необходимо решать для возможности каждого гражданина воспользоваться своим конституционным правом на доступность образования.

Среди направлений деятельности государства в области образования нельзя не выделить дополнительное образование. Длительное время дополнительное образование не получало должного внимания по сравнению с дошкольным и общим образованием. Первые сдвиги в правовом регулировании начались после Президентской программы повышения квалификации инженерных кадров 2012–2014 г., которая подтвердила необходимость совместных усилий государства, образовательных организаций и предпринимателей в формировании высококвалифицированных кадров. Основной целью дополнительного образования можно считать формирование и дальнейшее развитие творческого потенциала разновозрастного населения, удовлетворение нравственных, физических и иных потребностей граждан, организацию их досуга и поддержания здорового образа жизни. Дополнительное образование помогает социализироваться в обществе, выявить талантливых детей и раскрыть их потенциал. Стоит отметить, что процесс дополнительного образования детей достаточно детально регламентирован государством, в отличие от аналогичного процесса для взрослых.

Федеральный закон об образовании подразделяет дополнительные общеобразовательные программы на два вида: 1) общеразвивающие, предназначенные для взрослых и детей; 2) дополнительные предпрофессиональные, предусмотренные только для детей, к которым относятся рассматриваемые программы в области искусства, спорта.

Основной целью дополнительного образования является удовлетворение граждан в профессиональной сфере, повышение уровня соответствия человека его специальности.

Благодаря федеральному закону «Об образовании в РФ» дополнительное образование получило значительную правовую регламентацию. Законодательно закреплено, что сроки обучения и сами образовательные программы определяются организацией, предоставляющей данные услуги. Теперь после прохождения обучения по программе дополнительного профессионального образования человек получает документ о квалификации. Соответственно, для получения документа об образования необходимо успешно сдать итоговые экзамены для проверки знаний по пройденному обучающему материалу. Однако до настоящего времени наиболее распространенной формой итогового документа является сертификат, который выдается при прохождении однодневного обучения или при отсутствии у обучающегося профессионального образования [6]. Если рассматривать непосредственно дополнительное профессиональное образование, то по его окончании предусмотрена выдача диплома о профессиональной подготовке и удостоверения о повышении квалификации. Удостоверение выдается при прохождении обучения в объеме до 16 часов, а диплом при обучении свыше 250 часов.

При проведении обучения в рамках дополнительного профессионального образования необходимо руководствоваться профессиональными стандартами, а также квалификационными требованиями. Несмотря на это, организации, оказывающие услуги по дополнительному профессиональному образованию также самостоятельно разрабатывают методические пособия, на основании которых происходит процесс обучения. Поскольку законодатель предоставил образовательным организациям право на самостоятельный выбор формы обучения, оно может проходить в форме семинаров, круглых столов, консультаций, мастер классов и традиционных формах обучения. Для данного направления деятельности, также как и для других, характерен недостаток квалифицированных кадров. Как полагают М. А. Фельдман, Н. Д. Басова, данные проблемы являются следствием недостаточного участия государства в развитии и привлечении кадров [7].

Таким образом, рассмотрев основные направления деятельности государства в области образования, можно отметить, что все рассматриваемые направления имеют как схожие черты, так и значительные отличия. Так, например, дошкольное и общее образование возможно получить на безвозмездной основе, поскольку право на получение закреплено Конституцией РФ. В то же время дошкольное и профессиональное образование не являются обязательными для получения. Все три направления имеют общую проблему — отсутствие квалифицированных кадров для обучения, а в образовательных учреждениях дошкольного образования, помимо рассматриваемой проблемы, отмечается также нехватка мест для обучающихся по данному направлению. Однако, несмотря на имеющиеся проблемы, стоит отметить, что государство пытается решить данные проблемы, разрабатывая меры поддержки для педагогов, открывая новые образовательные учреждения и, внедряя современные информационные технологии.

Литература:

  1. Доклад правительства Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации о реализации государственной политики в сфере образования: электронный ресурс URL: http://static.government.ru/media/files/GcesxuJAI13AntFYxDYzpnoNgsv7T1vX.pdf (дата обращения 15.12.2022 г.)
  2. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ (ред. От 05.12.2022 г.) // Собрание законодательства РФ. — 2012. — № 53 (ч. 1). — Ст. 7598.
  3. Кичалок О. Н., Богданова В. В. Конституционно-правовое регулирование права на общедоступность и бесплатность дошкольного образования в Российской Федерации // Science Time. — 2014. — № 12(12). — С. 216–220.
  4. Новоселова А. Н. Актуальные аспекты правового регулирования дошкольного образования как основа управления дошкольной образовательной организацией // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. — 2016. — № 4–3. — С. 1–5.
  5. Дик М. А. Основные тенденции и перспективы развития нормативно-правового регулирования сферы общего образования России // Вопросы науки и образования. — 2019. — № 5 (50). — С. 1–10.
  6. Барабанова С. В. Правовое регулирование дополнительного образования в Российской Федерации: новые тенденции // Правовое государство: теория и практика. — 2015. — № 1(39). — С. 70–75.
  7. Фельдман М. А., Басова Н. Д. Регулирование дополнительного образования для детей и подростков в регионе: проблема эффективности и инструменты регулирования // Вопросы управления. — 2015. — № 5(17). — С. 179–185.
Основные термины (генерируются автоматически): общее образование, дошкольное образование, дополнительное образование, дополнительное профессиональное образование, РФ, вид образования, Конституция РФ, основная цель, ребенок, сфера образования.


Похожие статьи

Основные направления социальной политики государства

Основные направления инновационного развития экономики в Республике Узбекистан

Основные направления инновационной деятельности в Республике Узбекистан

Основные направления структурной политики в экономике Узбекистана

Основные направления государственной политики в сфере природопользования и охраны окружающей среды

Основные направления антикоррупционной политики государства

Основные направления государственной поддержки инновационных процессов в сфере связи и информатизации Узбекистана

Основные направления развития банковско-финансового сектора Узбекистана

Основные направления организации дистанционного обучения в общеобразовательной деятельности

Основные направления развития экологического туризма в системе общего образования

Похожие статьи

Основные направления социальной политики государства

Основные направления инновационного развития экономики в Республике Узбекистан

Основные направления инновационной деятельности в Республике Узбекистан

Основные направления структурной политики в экономике Узбекистана

Основные направления государственной политики в сфере природопользования и охраны окружающей среды

Основные направления антикоррупционной политики государства

Основные направления государственной поддержки инновационных процессов в сфере связи и информатизации Узбекистана

Основные направления развития банковско-финансового сектора Узбекистана

Основные направления организации дистанционного обучения в общеобразовательной деятельности

Основные направления развития экологического туризма в системе общего образования

Задать вопрос