Неиспользуемый резерв повышения конкурентоспособности российской промышленности | Статья в журнале «Молодой ученый»

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №9 (195) март 2018 г.

Дата публикации: 04.03.2018

Статья просмотрена: 20 раз

Библиографическое описание:

Белковский Е. В. Неиспользуемый резерв повышения конкурентоспособности российской промышленности // Молодой ученый. — 2018. — №9. — С. 80-82. — URL https://moluch.ru/archive/195/48592/ (дата обращения: 20.06.2018).



В современное время санкции со стороны западных государств нацелены на основные аспекты отечественной экономики, а также и на высокотехнологичные промышленные компании. В данной ситуации у государства ставится задача найти какие-либо внутренние резервы с целью поддержания инновационного развития российской индустрии. Для экономики одним из вариантов выявления скрытых внутренних запасов считается исследование экономических аспектов деятельности промышленности отечественных и иностранных компаний, которых следует превосходить по эффективности. Изучение сведений о специфике инновационной деятельности российских промышленных компаний и их аналогов в государствах Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) [2] демонстрирует то, что организационные инновации предполагают значительный запас повышения интенсивности инновационной деятельности в сфере технологических инноваций.

Рис. 1. Доля технологических инноваций в России и странах ОЭСР за 2015 год.

Рис. 2. Соотношение между организационными и инновациями в области технологий развитых стран за 2015 год

Интенсивность технологических инноваций в обрабатывающей промышленности

(рис. 1), отображена как процентная доля промышленных компаний, осуществляющих технологические новинки, от их общего количества. Вполне ожидаемы и заключительные позиции нашего государства в данной области. Российские эксперты многократно отмечали неудовлетворительную интенсивность инновационной деятельности, в связи с чем были предприняты меры по ее стимулированию на микро-, мезо- и макроуровнях, в частности, появляется Стратегия инновационного развития РФ до 2020 г. [1]

Второстепенное значение занимала еще одна важная проблема — невысокая активность в сфере организационных инноваций. На диаграмме (рис. 2) представлено соотношение организационных и технологических инноваций в индустрии, которое оказалось низким для отечественных компаний. В случае, если по технологическим инновациям мы отстаем от лидеров в 2,5 раз, то в области организационных инноваций практически в 5 раз. Исходя из анализа можно предположить, что малый интерес к организационным инновациям задерживает инновационную деятельность в целом. Эта проблема трудно решаема, и требует особого внимания со стороны специалистов.

Отставание в области организационных инноваций может являться одним из основных факторов, объясняющих недостаточную эффективность прямого государственного финансирования проектов НИОКР в индустрии. Согласно результатам сравнительного анализа, за исследуемый промежуток времени Российская Федерация значительно опередила другие индустриальные державы согласно прямой государственной поддержке торговых НИОКР (рис. 3) [5].

Рис. 3. Прямое государственное финансирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ % от ВВП за 2015 год.

Тем не менее данная помощь никак не стимулировала увеличение интенсивности инновационной деятельности в промышленной индустрии. Результаты НИОКР воплощаются в производство с возникновением технологических инноваций, однако видно, что Российская Федерация отстает по интенсивности этого процесса от других государств. Разумно предположить, что одним из условий может считаться непропорциональность между организационных и технологических инноваций. Формирование эффективных организационно-экономических механизмов считается важным условием для инвестиции государственных средств, по-другому, даже при наличии многообещающей технологии и общественной потребности вложенные средства будут потрачены впустую. С целью формирования подобных элементов зачастую нужны организационные инновации. Впрочем, численные сведения говорят, что организационных инноваций в Российской федерации значительно меньше, нежели в любом государстве ОЭСР. С целью изменения сложившейся ситуации необходимы совместные усилия науки, образования, индустрии и правительственного управления. В 1984 г. была аргументирована непосредственная взаимосвязь между организационной и технологической инновацией [4]. Но ученые оставили это без внимания, невзирая на дальнейшие результаты исследований того же автора, опубликованных международных журналах [3]. Объяснить это возможно проблемой междисциплинарности: «инженерам» интересны в большей степени технические новинки, а «стратегам» малоинтересны проблемы изготовления и технологий. Так как управленческая и организационная инновации обеспечивают технологические инновации, то при формировании программ инновационного развития промышленных компаний все 3 типа инноваций, обязательно должны разрабатываться совокупно. Нельзя допускать ситуацию, проявляющуюся в отдельных программах инновационного развития отечественных предприятий, когда внедрение новейших способов, конфигураций и структур управления никак не учтено. А так же данные события должны являться спланированными равно как планы осуществления организационно-управленческих инноваций.

Исследование и изучение организационно-управленческих инноваций, создание и обоснование соответствующих элементов, стратегий и механизмов должны быть на одном из первых мест в проблематике экономики и управления промышленным предприятием. В отсутствии этого невозможна реиндустриализация, национальная экономическая модель может реализоваться только лишь посредством осуществления организационно-управленческих инноваций (наравне с иными их разновидностями). Данные нововведения приводят к увеличению экономической эффективности посредством снижения мнимых затрат, экономию на транзакционных издержках и т. д. Но в основном они направлены на результативность стратегических мероприятий в индустрии, так как обеспечивают технологические инновации. Так, через организационно-управленческие инновации будет реализована интеграция образования науки и производства.

Литература:

  1. Карлик А. Е., Платонов В. В. Организационно-управленческие инновации: резерв повышения конкурентоспособности российской промышленности // Экономическое возрождение России. — 2015. — № 3(45). — С. 34–44.
  2. Экономика. Экономические обзоры // OECD лучшая политика для лучшей жизни. URL: http://www.oecdru.org/index.html (дата обращения: 28.02.2018
  3. Camisón, C. Organizational innovation as an enabler of technological innovation capabilities and rm performance / C. Camisón, A. Villar-López // Journal of Business Research. — 2014. — Vol. 67. — № 1. — Р. 2891‒2902
  4. Damanpour, F. Organizational innovation and performance: The problem of organizational lag / F. Damanpour, W. M. Evan // Administrative Science Quarterly. — 1984. — Vol. 29. — Р. 392–409
  5. R&D tax incentives questionnaires January 2013 and June 2011/OECD Science, Technology and Industry Scoreboard, Paris: OECD Publishing, 2014. — 206 p
Основные термины (генерируются автоматически): инновация, инновационная деятельность, инновационное развитие, Российская федерация, государство, компания, прямое государственное финансирование.


Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос