Меры прокурорского реагирования при осуществлении надзора за исполнением законов о несовершеннолетних | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №8 (194) февраль 2018 г.

Дата публикации: 26.02.2018

Статья просмотрена: 4153 раза

Библиографическое описание:

Кириллов, И. С. Меры прокурорского реагирования при осуществлении надзора за исполнением законов о несовершеннолетних / И. С. Кириллов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 8 (194). — С. 84-86. — URL: https://moluch.ru/archive/194/48464/ (дата обращения: 18.11.2024).



Выбор и применение мер прокурорского реагирования при осуществлении надзорной функции за исполнением законов о несовершеннолетних принимается прокурором-руководителем или его заместителем, однако неисполнение законных требований прокурора, изложенных в актах прокурорского реагирования (протесте, представлении, постановлении, предостережении) не во всех случаях ведет к наступлению административной ответственности в соответствии со ст. 17.7 КоАП РФ.

Прокуроры обязаны контролировать процесс исполнения примененных мер прокурорского реагирования, требовать своевременного и полного исполнения содержащихся в актах реагирования требований, в случае необходимости осуществлять проверки устранения нарушений законов.

Меры прокурорского реагирования — это письменно составленные документы, адресованные определенному лицу, с помощью которых определяются и формулируются требования и решения прокурора, соответственно его полномочиям.

Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации» определены следующие меры прокурорского реагирования: протест (ст. 23), представление (ст. 24), постановление (ст. 25), предостережение о недопустимости нарушения закона (ст. 25.1).

Вышеперечисленные меры используются прокурором с целью устранения нарушений законов о несовершеннолетних и в защиту их прав. Меры прокурорского реагирования должны соответствовать установленным требованиям, должны быть составлены в соответствии с правилами юридической техники, понятным для восприятия языком. Акты должны содержать процессуально необходимые данные, а именно: наименование прокуратуры, время, место составления документа, должностное положение, классный чин, фамилию, инициалы прокурора, от которого эти акты исходят, адрес прокуратуры.

По структуре любой акт прокурорского реагирования состоит из описательной части, которая содержит описание нарушения конкретных норм закона, фактическую и юридическую характеристики выявленного правонарушения (правонарушений), и резолютивной части, в которой приводятся требование прокурора о принятии мер к устранению нарушения закона, привлечению к ответственности виновных лиц и другие требования либо решение прокурора об освобождении незаконно подвергнутого административному задержанию на основании решений несудебных органов и др. Также акты прокурорского реагирования могут содержать рекомендации вынесшего их прокурора о мерах, которые целесообразно принять для предупреждения правонарушений и их последующего недопущения [7].

Протест прокурора — это акт реагирования прокурора на противоречащий закону акт государственного органа или должностного лица, содержащий мотивированное требование об отмене незаконного правового акта или привидении его в соответствие с законом. Прокурор или его заместитель приносит протест на противоречащий закону правовой акт, который нарушает права несовершеннолетнего, в орган или должностному лицу, которые издали этот акт, либо в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу.

В соответствии со ст. 23 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», протест подлежит обязательному рассмотрению не позднее чем в десятидневный срок с момента его поступления, а в случае принесения протеста на решение представительного (законодательного) органа субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления — на ближайшем заседании. При исключительных обстоятельствах, требующих немедленного устранения нарушения закона, прокурор вправе установить сокращенный срок рассмотрения протеста. О результатах рассмотрения протеста незамедлительно сообщается прокурору в письменной форме. Протест до его рассмотрения может быть отозван принесшим его лицом.

Форма протеста выработана прокурорской практикой. В большинстве случаев обязательными реквизитами протеста являются наименование документа «Протест», указание на орган или должностное лицо, издавшее незаконный правовой акт, наименование незаконного акта, по поводу которого приносится протест, исходящие данные (номер и дата). Описательная часть протеста составояеит цитирование положений, противоречащих закону, юридическое обоснование протеста, раскрывающее суть допущенного противоречия. Заключительная часть содержит требование прокурора об отмене акта полностью или в части, противоречащей закону, указание на необходимость рассмотрения протеста в установленный законом срок и письменного уведомления прокурора о результатах рассмотрения. В случае отклонения протеста прокурор обращается в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов несовершеннолетнего в соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ.

Принесеным протестом прокурор формулирует юридически обоснованное требование об устранении имеющихся противоречий, отмене либо приведении акта в соответствие с действующим законодательством.

Согласно статистическим данным, за 2014 г. и 1 полугодие 2015 года в Волгоградской области прокуратурой вскрыто свыше 14,5 тыс. нарушений прав и интересов несовершеннолетних и молодёжи, с целью устранения которых внесено более 7,3 тыс. актов реагирования, в том числе 1507 протестов [6].

Представление — это акт прокурорского реагирования, вносимый в государственные органы, общественные организации и должностным лицам, содержащий изложение и анализ фактов, послуживших основанием для внесения представлений, а также предложения об устранении нарушений закона, способствующих им условий и подлежащий рассмотрению в установленный законом срок.

Представление является универсальным актом прокурорского реагирования, позволяющим ставить различные вопросы, направленные как на устранение и предупреждение нарушений законодательства, так и на привлечение к ответственности виновных лиц.

Форма представления содержит обязательные реквизиты: название «Представление об устранении нарушений соответствующего законодательства», указание органа или должностного лица, которому вносится представление, его адрес. В описательной части представления раскрывается характер выявленных правонарушений, дается юридический анализ противоправных действий виновных лиц со ссылкой на законодательные акты, излагается позиция прокурора с указанием причин и обстоятельств, способствовавших совершению правонарушений, виновности конкретных лиц. Представление заканчивается требованием прокурора принять конкретные меры по устранению нарушений закона, причин и условий, им способствующих.

На основании и в соответствии с полномочиями, предоставленными прокурору статьей 24 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению. В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме. Согласно практике, представление является наиболее часто используемой мерой прокурорского реагирования.

За 2014 г. и 1 полугодие 2015 года в Волгоградской области прокуратурой вскрыто свыше 14,5 тыс. нарушений прав и интересов несовершеннолетних и молодёжи, с целью устранения которых прокуратурой внесено 3218 представлений [6].

Полномочия по возбуждению дел об административных правонарушениях относятся к числу важнейших элементов компетенции прокурора.

Постановление прокурора — акт прокурорского реагирования на нарушения законов, влекущих административную ответственность.

Постановление прокурора о возбуждении производства об административном правонарушении подлежит рассмотрению уполномоченным на то органом или должностным лицом в срок, установленный законом. О результатах рассмотрения сообщается прокурору в письменной форме.

В соответствии со ст. 25 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», прокурор, исходя из характера нарушения закона должностным лицом, выносит мотивированное постановление о возбуждении производства об административном правонарушении.

Процессуальные данные, требуемые для составления постановления прокурора, перечислены в ст. 28.2. КоАП РФ. Отсутствие в постановлении прокурора сведений, прямо перечисленных в ст. 28.2 КоАП, будет свидетельствовать о существенных недостатках и может служить основанием для его возвращения органом (должностным лицом), рассматривающим дело об административном правонарушении.

За 2014 г. и 1 полугодие 2015 года в Волгоградской области прокуратурой вскрыто свыше 14,5 тыс. нарушений прав и интересов несовершеннолетних и молодёжи, с целью устранения которых внесено 1004 постановления о возбуждении дел об административных правонарушениях.

Статьей 25.1 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурорам предоставлено право в целях предупреждения правонарушений и при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях объявлять в письменной форме должностным лицам предостережение о недопустимости нарушения закона.

Применение предостережения отнесено Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации» к исключительной компетенции прокурора и его заместителей. Другие работники прокуратуры такими полномочиями не обладают [4].

Предостережение объявляется (направляется) должностному лицу для предупреждения возможных правонарушений с его стороны, а также при наличии сведений о готовящихся или противоправных деяниях — с целью потребовать прекращения противоправных действий или отказаться от их совершения и разъяснения ему возможных для него последствий, если эти действия не будут прекращены (привлечение к дисциплинарной, административной, уголовной или гражданско-правовой ответственности). Предостережение не может быть адресовано гражданам и юридическим лицам. Основная цель применения предостережения о недопустимости нарушения закона состоит в пресечении, недопущении, предупреждении противоправного антиобщественного поведения, которое может перерасти в более опасные нарушения закона, в том числе в преступления.

Форма предостережения разработана Генеральной прокуратурой РФ и приводится в Указании Генпрокуратуры РФ от 06.07.1999 N 39/7 (с изм. от 16.10.2000) «О применении предостережения о недопустимости нарушения закона»

В соответствии с данным Указанием Генеральный прокурор РФ обязывает прокуроров применять предостережение только при осуществлении надзора за исполнением законов и законностью правовых актов, обеспечить строгий контроль за исполнением требований, изложенных в предостережении, применять к должностным лицам, уклоняющимся от выполнения законных требований прокурора, предусмотренные меры ответственности. Согласно требованиям Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» предостережение о недопустимости нарушения закона может быть обжаловано вышестоящему прокурору либо в суд. В случае удовлетворения жалобы предостережение признается недействительным, о чем сообщается заявителю органом, принявшим такое решение. Совершение должностным лицом, руководителем общественного (религиозного) объединения и иным лицом противоправного деяния вопреки объявленному предостережению влечет за собой процедуру административного преследования в отношении должностного лица и гражданина в соответствии со ст. 17.7 КоАП РФ за неисполнение законных требований прокурора, если предостережение не было обжаловано в суде.

Среди всех мер прокурорского реагирования, используемых прокурором при осуществлении надзора за исполнением законов о несовершеннолетних, предостережение применяется реже, чем другие.

Так, за 2014 г. и 1 полугодие 2015 года прокуратурой в Волгоградской области выявлено 14,5 тыс. нарушений прав и интересов несовершеннолетних и молодёжи, с целью устранения которых внесено 251 предостережение.

Литература:

  1. Федеральный закон от 17.01.1992 N 2202–1 (ред. от 29.07.2017) «О прокуратуре Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 10.08.2017);
  2. «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 29.07.2017) (с изм. и доп., вступ. в силу с 29.10.2017);
  3. Методические рекомендации Генеральной прокуратуры РФ «Основания наступления административной ответственности за неисполнение законных требований прокурора» от 22.12.2003 г. № 36–12–03;
  4. Указание Генпрокуратуры РФ от 06.07.1999 N 39/7 (с изм. от 16.10.2000) «О применении предостережения о недопустимости нарушения закона»;
  5. «Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации» от 14.11.2002 N 138-ФЗ (ред. от 29.07.2017) (с изм. и доп., вступ. в силу с 10.08.2017);
  6. Официальный интернет-сайт Прокуратуры Волгоградской области (http://volgoproc.ru) Сегодня на заседании коллегии прокуратуры области обсуждены вопросы состояния законности в сфере защиты прав несовершеннолетних и молодежи // Прокуратура Волгоградской области, официальный сайт. URL: http://volgoproc.ru/newversion/cgi-bin/run.pl?mod=news.mod&dirmod=mod&func=view&id=3517;
  7. Т. А. Васильева, Т. Г. Воеводина, О. Б. Качанова, М. Г. Ковалева, Т. Г. Николаева, В. И. Рохлин, И. К. Севастьяник. Прокурорский надзор за исполнением законов о несовершеннолетних . — 2-е изд. — 2005 : Санкт- Петербургский юридический институт Генеральной прокуратуры Российской Федерации, . — 220 с.
Основные термины (генерируются автоматически): прокурорское реагирование, должностное лицо, Российская Федерация, недопустимость нарушения, предостережение, прокурор, Волгоградская область, письменная форма, РФ, устранение нарушений.


Похожие статьи

Особенности прокурорского надзора за расследованием уголовных дел о преступлениях несовершеннолетних

Организация прокурорского надзора за расследованием уголовных дел о преступлениях несовершеннолетних

Прокурорский надзор за исполнением законодательства о территориях опережающего развития

Прокурорский надзор за исполнением законов о мерах государственной поддержки семей, имеющих детей, в части соблюдения прав несовершеннолетних при направлении средств материнского капитала на улучшение жилищных условий

Актуальные проблемы противодействия преступлениям, совершенным против несовершеннолетних

Особенности осуществления оперативно-розыскной деятельности по уголовным делам, связанным с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ. Методика и тактика прокурорского надзора над оперативно-розыскной деятельностью в этой сфере

Основные формы прокурорского надзора за соблюдением законности в административно-юрисдикционной деятельности таможенных органов

О современных задачах прокурорского надзора по защите прав потребителей

Отдельные вопросы рассмотрения комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав дел об административных правонарушениях

Пути повышения эффективности прокурорского надзора за соблюдением трудовых прав граждан

Похожие статьи

Особенности прокурорского надзора за расследованием уголовных дел о преступлениях несовершеннолетних

Организация прокурорского надзора за расследованием уголовных дел о преступлениях несовершеннолетних

Прокурорский надзор за исполнением законодательства о территориях опережающего развития

Прокурорский надзор за исполнением законов о мерах государственной поддержки семей, имеющих детей, в части соблюдения прав несовершеннолетних при направлении средств материнского капитала на улучшение жилищных условий

Актуальные проблемы противодействия преступлениям, совершенным против несовершеннолетних

Особенности осуществления оперативно-розыскной деятельности по уголовным делам, связанным с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ. Методика и тактика прокурорского надзора над оперативно-розыскной деятельностью в этой сфере

Основные формы прокурорского надзора за соблюдением законности в административно-юрисдикционной деятельности таможенных органов

О современных задачах прокурорского надзора по защите прав потребителей

Отдельные вопросы рассмотрения комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав дел об административных правонарушениях

Пути повышения эффективности прокурорского надзора за соблюдением трудовых прав граждан

Задать вопрос