В статье рассматривается государственная поддержка малого предпринимательства в сфере сельского хозяйства в Иркутской области. Рассматривается форма развития интеграционных процессов в АПК региона.
Ключевые слова: сельское хозяйство, государственная поддержка, функции государства, интеграция АПК.
На сегодняшний день главным стимулом развития экономики страны является состояние и перспективы развития малого и среднего предпринимательства. Агропромышленный комплекс является стратегически важным комплексом страны, в связи, с чем развитие малого и среднего предпринимательства именно в агропромышленном комплексе является приоритетным направлением решения продовольственной безопасности государства в целом, и каждого региона — в частности.
В настоящее время основным содержанием аграрной политики большинства экономически развитых стран является государственная поддержка аграрного сектора посредством разного рода субсидий, дотаций и льгот. В некоторых странах государственные финансовые вложения в сельское хозяйство в 1,5–2 раза превышают рыночную стоимость его продукции. Государственная поддержка сельского хозяйства и пищевой промышленности сыграла основную роль в резком увеличении производства продовольствия в странах, являющихся в настоящее время его крупнейшими экспортерами: в США, Канаде, странах ЕС [1].
Проблемы развития российского агропромышленного комплекса, требующие комплексного, системного решения множества производственно-экономических, организационных, эколого-экономических, социальных и правовых вопросов, сложны и многогранны. Вместе с тем, при всем многообразии освещаемых в отечественной экономической литературе проблем развития АПК они в подавляющем большинстве затрагивают отдельные стороны функционирования агропромышленного производства, в них недостаточно уделяется внимание теории и практике функционирования аграрного сектора экономики в целом, с учетом специфических особенностей и тенденций его формирования и развития в изменившихся условиях хозяйствования, а также как приоритетному объекту государственного регулирования.
Малое предпринимательство в сельском хозяйстве имеет свою специфику и особенности. Это обусловлено самой спецификой сельского хозяйства по отношению к другим отраслям, а именно: сезонным характером получения продукции при постоянном спросе на продовольствие в течение года, что проявляется в нерегулярности получения выручки и ее зависимости от цикла производства, значительном углублении отраслевой, внутрихозяйственной и региональной специализации производства, необходимостью комплексного подхода к производству, переработке, транспортировке, сохранению качества, особенно скоропортящейся продукции, а также зависимости результатов деятельности от погодных условий [2].
Наряду с отраслевыми особенностями сельского хозяйства, сам сектор малого предпринимательства в нём, характеризуется рядом других моментов:
- В рамках одного малого предприятия происходит совмещение нескольких видов деятельности, невозможность, в большинстве случаев, ориентироваться на однопродуктовую модель развития.
- Стремление к максимальной самостоятельности.
- Не всегда имеющаяся возможность функционирующих малых предприятий выйти за рамки локальных рынков, в том числе и на международные рынки [3].
Агропромышленный комплекс является важнейшей отраслью экономики Иркутской области, который призван обеспечивать население Иркутской области разнообразными продуктами питания в объемах и ассортименте, достаточном для формирования правильного и сбалансированного питания.
На территории области развиты молочное и мясное скотоводство, свиноводство, птицеводство, овцеводство, производство зерна, картофеля, овощей (открытого и закрытого грунта). В незначительной степени — коневодство, пчеловодство, звероводство, прудовое рыбоводство, производство рапса.
Произведенная продукция сельского хозяйства реализуется в основном на рынках Иркутской области, хотя в небольших объемах товаропроизводители выходят и на внешний рынок. Организация и регулирование агропромышленного комплекса осуществляется в соответствии с государственной программой Иркутской области «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия» на 2014–2020 годы [4], которая охватывает весь спектр направлений развития агропромышленного комплекса, продовольственного обеспечения и развития сельских территорий.
Для достижения цели государственной политики в сфере малого и среднего предпринимательства должны быть решены задачи:
– формирования правовой среды, обеспечивающей беспрепятственное развитие сферы малого предпринимательства; предоставления правовой, судебной и физической защиты субъектам малого и среднего предпринимательства, осуществляемой на основе федеральных законов и законов субъектов РФ;
– финансового обеспечения государственной поддержки малого и среднего предпринимательства;
– формирования инфраструктуры, обеспечивающей доступность для субъектов малого и среднего предпринимательства необходимых услуг и ресурсов;
– повышения эффективности деятельности органов государственной власти РФ, субъектов РФ и органов местного самоуправления по поддержке малого и среднего предпринимательства.
Эффективность государственной поддержки — это результат взаимодействия государственных ресурсов для достижения цели государства при наиболее полном использовании ресурсов. Следовательно, рассматривая исключительно результат деятельности, можно говорить лишь о ее результативности, а для определения эффективности необходимо сравнение полученных результатов и затрат на их достижение (рисунок 1.1).
Рис. 1. Виды эффективности государственной поддержки малого и среднего предпринимательства (составлено автором)
Необходимо расширение мероприятий по стимулированию инвестирования в агропромышленный комплекс. Этому может способствовать применение законодательной нормы по налогу на прибыль, действовавшей до 2002 года. Суть ее заключается в предоставлении льготы при исчислении налога на прибыль для организаций, которые полученную прибыль направляют на финансирование капитальных вложений в АПК, на погашение кредитов на эти цели, а также на природоохранные мероприятия [5].
Предоставление инвестиционной льготы по налогу на прибыль должно быть обременено следующими условиями:
1) в случае инвестирования в сторонний субъект АПК — наличием инвестиционного договора;
2) срок осуществления инвестиционного проекта — не более 3 лет при условии ежегодного инвестирования денежных средств инвестором в субъект АПК;
3) наличием документов, подтверждающих факт осуществления капитальных вложений (акты приема передачи, накладные, договора подряда и иные документы, подтверждающие инвестиционные расходы инвестируемой компании).
Следует отметить, что юридически понятие «инвестиционный договор» не закреплено», поэтому форму и конкретное содержание такого договора инвестор и заказчик должны определять самостоятельно, однако в договоре обязательно должны прописываться участники инвестиционного процесса, объект, предмет, размер и порядок инвестирования, а также ответственность сторон.
В целом можно рекомендовать следующие средства воздействия на участников агропромышленной интеграции в Иркутской области:
– организационные
– экономические
– научно-методические
– правовые
На уровне Иркутской области необходимо принять законодательные, нормативные и правовые акты по вопросам создания и деятельности агропромышленных формирований с учетом местных условий; разработать и реализовать региональные программы развития агропромышленной интеграции и сельскохозяйственной кооперации; осуществлять меры поддержки за счет средств регионального бюджета; отработать экономические механизмы деятельности агропромышленных формирований; осуществлять пропаганду и внедрение опыта развития агропромышленных формирований.
На уровне муниципальных образований Иркутской области целесообразно оказывать содействие в отработке моделей агропромышленных формирований; определять перспективы их развития с учетом местных условий; осуществлять содействие агропромышленным формированиями в приобретении техники, оборудования, племенного скота; привлекать агропромышленные формирования к выполнению заказов на производство и поставку продукцию для государственных нужд.
Таким образом, эффективное развитие агропромышленной интеграции в Иркутской области потребует широкого применения мер государственной поддержки, способствующих обеспечению паритета межотраслевых отношений, развитию материально-технической базы участников регионального АПК.
Литература:
- Лопухова М. А., Крупнова А. А. Современное состояние и тенденции развития предприятий малого предпринимательства // Молодой ученый. — 2016. — № 8. — С. 578.
- Хабыев Я. Малый бизнес — факторы роста и развития / Я. Хабыев // Молодой ученый. — 2014. — № 11. — С. 242.
- Купрякова А. В. Малый бизнес в современной России [Текст] // Проблемы и перспективы экономики и управления: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2016 г.). — СПб.: Свое издательство, 2016. — С. 117.
- Постановление правительства Иркутской области от 9 декабря 2013 года № 568-пп «Об утверждении Государственной программы Иркутской области «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия» на 2014–2020 годы.
- Сатторкулов О. Т. Роль и значение малого предпринимательства в современных условиях / О. Т. Сатторкулов, Р. А. Обидов, Ш. О. Турдикулова // Молодой ученый. — 2015. — № 2. — С. 318.