Органы конституционной (уставной) юстиции субъектов Российской Федерации в сфере защиты прав и свобод человека и гражданина | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №4 (190) январь 2018 г.

Дата публикации: 29.01.2018

Статья просмотрена: 1839 раз

Библиографическое описание:

Бобкина, Н. В. Органы конституционной (уставной) юстиции субъектов Российской Федерации в сфере защиты прав и свобод человека и гражданина / Н. В. Бобкина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 4 (190). — С. 132-134. — URL: https://moluch.ru/archive/190/48085/ (дата обращения: 16.11.2024).



Согласно Конституции Российской Федерации, Россия является правовым государством. Одной из главных характеристик правового государства является то, что оно должно обеспечивать безопасность граждан, а также охрану и защиту основных прав и свобод. В настоящее время существует немало институтов защиты прав и свобод такие, как органы государственной власти, прокуратура, Уполномоченный по правам человека и т. д. Однако именно судебная власть является и остается наиболее эффективным защитником основных прав и свобод человека и гражданина.

Согласно ч.4 статьи 4 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации», правозащитная деятельность в судебной форме в субъектах РФ осуществляется конституционными (уставными) судами субъектов, а также мировыми судьями.

Деятельность конституционных (уставных) судов субъектов по защите прав и свобод граждан можно рассматривать в узком и широком смысле. В узком смысле — это субъективное право конкретного индивида обращаться в органы конституционной юстиции с жалобой на нарушение основных прав и свобод. Широкое понимание правозащитной деятельности органов конституционного правосудия основывается на том, что защита основных прав и свобод человека и гражданина составляет одну из важнейших задач органов конституционной юстиции, которая осуществляется при рассмотрении всех категорий дел. [3]

На сегодняшний день существует немало проблем, связанных с деятельностью конституционных (уставных) судов субъектов РФ. Однако основной и главной проблемой остается проблема отсутствия в большинстве субъектов РФ конституционных (уставных) судов.

Права и свободы человека и гражданина являются самым важным атрибутом демократического правового государства. Для защиты основных прав и свобод государством должна проводиться определенная политика для создания таких механизмов защиты и конституционные суды не являются исключением.

Органы конституционного правосудия существенную роль играют в трех сферах: защита Конституции (устава) субъекта, толкование конституции (устава) субъекта, защита прав и свобод человека и гражданина. В узком смысле деятельность конституционных (уставных) судов субъектов можно рассматривать, как деятельность по рассмотрению судами дел о конституционности законов и нормативных актов субъекта по жалобам граждан на нарушение прав и свобод человека.

Граждане, обращаясь в конституционный (уставной) суд субъекта РФ с жалобой на нарушение их прав и свобод выступают против органа, принявшего нормативный акт, с целью признания данного акта утратившим юридическую силу. Поскольку данный нормативный акт субъекта адресован неопределенному кругу лиц, то соответственно, при признании данного нормативно правового акта или закона недействительным, юридическую защиту получат и другие граждане, в отношении которых данный акт применил или возможно мог быть применен.

В настоящее время в Российской Федерации работают шестнадцать конституционных (уставных) судов субъектов РФ. Отсутствие в большинстве субъектов конституционных (уставных) судов негативно сказывается на защите прав и свобод граждан. В зависимости от места жительства, граждане наделены разным набором правомочий, выражающих право на судебную защиту. Поэтому, на наш взгляд целесообразно создать конституционные (уставные) суды во всех субъектов РФ.

На наш взгляд, отсутствие в большинстве субъектов конституционных (уставных) судов субъектов РФ ограничивает право граждан на защиту прав и свобод. Ведь, при отсутствии конституционного (уставного) суда в субъекте РФ, граждане вынуждены обращаться за защитой своих прав и свобод в Конституционный суд РФ, либо в иные суды. Однако Конституционный суд РФ не вправе проверять нормативно-правовые акты субъектов, если они отнесены к исключительному ведению субъекта РФ на предмет соответствия конституциям (уставам) субъектов.

Для раскрытия проблемы, которая представлена в данной научной работе, необходимо рассмотреть практику конституционных (уставных) судов субъектов РФ, которая подтверждает, что их деятельность направлена на защиту прав и свобод.

Уставным судом Свердловской области 8 ноября 2013 года по просьбе гражданина Новикова Н.В было признано соответствующим Уставу Свердловской области Постановление от 28 марта 2012 г «О предоставлении гражданам, получающим пенсии по старосте, мер социальной поддержки по оплате в размере 50 процентов стоимости проезда по территории Свердловской области на железнодорожном транспорте пригородного сообщения в период с 1 апреля по 31 октября», поскольку оно не обязывает предоставлять гражданам иные документы, кроме пенсионного удостоверения с отметкой о назначении пенсии по старости и паспорта гражданина РФ. [9]

Уставным судом Калининградской области в 2013 году по обращению гражданина В. Т. Султанова, признаны недействительными положения п.2.17.3 Приложения к Постановлению администрации городского округа «город Калининград» от 29 июня 2012 года «Об утверждении Административного регламента администрации «города Калининград» по оказанию муниципальной услуги «Прием заявлений, постановка на учет и зачисление детей в образовательное учреждение, реализующие основную образовательную программу дошкольного образования», которое предусматривало внеочередное занятие мест детям, родители которых работают в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях или являются педагогами данных учреждений. Данные положения противоречат п.3 и 4 статьи 15, п. 3 ст. 59, п. 1,2 ст.74 Уставу Калининградской области в которых закреплено право граждан на равное получение образования. [7]

Таким образом, рассмотрев практику конституционных (уставных) судов субъектов можно сделать вывод том, что защита прав и свобод конституционными (уставными) судами субъектов стала пользоваться популярностью среди граждан, ведь они в действительности осуществляют свою главную задачу — защита прав и свободы граждан.

Однако, противники создания конституционных (уставных) судов во всех субъектах к основным причинам, препятствующим становлению в большинстве субъектах конституционных (уставных) судов, относят материально-финансовую проблему. Мы провели анализ бюджетной отчетности некоторых субъектов РФ, в которых на сегодняшний день работают конституционные (уставные) суды. В среднем, доля затрат из общей суммы доходов субъекта на содержание конституционных (уставных) судов субъектов составляет в среднем 0,06 %. Данный показатель не является весьма большой долей расходов субъектов, поэтому субъекты вполне способны принять такие расходные обязательства для создания в своем субъекте органов конституционной (уставной) юстиции.

На наш взгляд, появление во всех субъектов конституционных (уставных) судов будет содействовать приведению в порядок законодательства субъектов с федеральным законодательством, а также поможет разгрузить деятельность Конституционного суда РФ. Органы конституционной (уставной) юстиции развивают конституционную доктрину, а также обогащают правоприменительную практику. С появлением конституционных (уставных) судов во всех субъектах, у граждан появится возможность защиты своих прав и свобод посредством подачи жалобы в конституционный (уставной) суд субъекта РФ на нормативно — правовые акты, принимаемые органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, которые нарушают их права и свободы.

Литература:

  1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12.12.1993.-М.:Проспект, 2016
  2. Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 № 1-ФКЗ (ред. от 05.02.2014) «О судебной системе Российской Федерации»// Официальный интернет — портал правовой информации Государственная система правовой информации. Режим доступа: http://www.pravo.gov.ru/ Дата обращения (15.10.17)
  3. Портнова Е. В. Защита основных прав и свобод человека и гражданина конституционными (уставными) судами субъектов РФ: Автореф. Дисс.к.ю.н. Саратов.,2010.С.31
  4. Хазешук Н. А. О возможности модернизации конституционной (уставной) юстиции субъектов Российской Федерации // Журнал конституционного правосудия. 2008. № 2.
  5. Худолей К. М. Нужен ли конституционный (уставный) суд в субъекте РФ? // Вестник Пермского университета. Юридические науки. — 2016. — № 34. — С. 393–394.
  6. Официальный сайт Уставного суда Калининградской области.URL: http://www.ustavsudklgd.ru/judgement/regulations/post0913.htm. Дата обращения (10.10.17)
  7. Официальный сайт конституционного суда Республики Саха (Якутия). URL: https://ks.sakha.gov.ru. Дата обращения (10.10.17)
  8. Официальный сайт Уставного суда Свердловской области.URL: http://ustavsud.ur.ru/index.php?ind=rechenia&catalog=rechenia&id=1#2012. Дата обращения (10.10.17)
  9. Официальный сайт Уставного суда Санкт-Петербурга. URL:http://www.spbustavsud.ru. Дата обращения (10.10.17)
Основные термины (генерируются автоматически): суд субъектов, свобода человека, гражданин, защита, субъект РФ, суд, суд субъектов РФ, Конституционный суд РФ, Российская Федерация, свобода граждан.


Похожие статьи

Правосудие как деятельность судов, направленная на обеспечение защиты прав, свобод и законных интересов граждан Российской Федерации

Понятие, сущность и содержание прокурорского надзора в сфере защиты прав граждан

Международно-правовые гарантии прав и свобод человека при применении мер уголовно-процессуального принуждения

Особенности правовой защиты смежных прав на территории Российской Федерации

Конституционное и законодательное регулирование права граждан РФ на свободу передвижения и выбор места пребывания и жительства в пределах РФ

Место, роль и особенности правового положения органов прокуратуры в системе органов конституционного надзора

Международно-правовые стандарты регулирования юридической ответственности судей при отправлении правосудия и их реализация в действующем законодательстве Российской Федерации

Особенности наделения полномочиями судей конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации

Правовой статус субъектов Российской Федерации как предмет конституционного (уставного) регулирования

Участие органов прокуратуры в правотворческой деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации

Похожие статьи

Правосудие как деятельность судов, направленная на обеспечение защиты прав, свобод и законных интересов граждан Российской Федерации

Понятие, сущность и содержание прокурорского надзора в сфере защиты прав граждан

Международно-правовые гарантии прав и свобод человека при применении мер уголовно-процессуального принуждения

Особенности правовой защиты смежных прав на территории Российской Федерации

Конституционное и законодательное регулирование права граждан РФ на свободу передвижения и выбор места пребывания и жительства в пределах РФ

Место, роль и особенности правового положения органов прокуратуры в системе органов конституционного надзора

Международно-правовые стандарты регулирования юридической ответственности судей при отправлении правосудия и их реализация в действующем законодательстве Российской Федерации

Особенности наделения полномочиями судей конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации

Правовой статус субъектов Российской Федерации как предмет конституционного (уставного) регулирования

Участие органов прокуратуры в правотворческой деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации

Задать вопрос