В статье рассматриваются факторы, которые стали основой современной политической системы Республики Мордовия (РМ). На основании исторических фактов 1990-х годов, которые характеризовали социально-политические и экономические процессы в разрезе региона, показано политическое значение принятия Конституции РМ и избрания нового Главы региона, который смог нейтрализовать сепаратистские настроения в истеблишменте и направить развитие региона в созидательное русло.
Ключевые слова: трансформация политической системы, Республика Мордовия, Конституция, Глава региона.
В современных условиях трансформации политической системы Российской Федерации, который продолжается с начала 1990-х годов, после распада СССР и образования новых независимых государств, актуальным является политологическое рассмотрение роли первых лиц в регионе, которые в «лихие» годы не позволили развиться сепаратистским настроениям, способствуя тем самым созидательному вектору движения Республики Мордовия.
Начало 1990-х годов в Республике Мордовия стало зеркальным отображением основных тенденций регионального развития России. Как и по всей стране, в регионе были сильны криминальные структуры, активно использовалась практика вымогательства (рэкета), были длительные задержки выплат пенсий и заработной платы работникам предприятий. Налицо была неспособность региональной власти навести порядок в Республике Мордовия, регион был на гране банкротства, а федеральная власть рассматривала вариант с внешним управлением. Подобное негативное положение дел было обусловлено трансформацией советского стиля управления в либеральное «правление», следствием чего стало противоборство законодательной и исполнительной ветвей власти в регионе, провозглашенный отказ принимать положения Конституции Российской Федерации (РФ) 1993 года, а также минимизация политических контактов с федеральным центром. В указанный промежуток времени политологи делали неутешительные прогнозы перспектив развития региона на краткосрочную перспективу. На тот момент, в то, что республика от очевидного краха будет поступательно развиваться и демонстрировать всей России образцы проведения гармоничной национальной политики, согласия, порядка и созидания, мало кто верил. Однако переломным стал 1995 год, когда знаковое голосование определило вектор развития республики, столица которой (г. Саранск) со временем даже получила престижный статус города-организатора Чемпионата мира по футболу.
Изначально необходимо отметить, что к концу 1980-х годов Республика Мордовия приобрела репутацию аполитичного, региона с минимально возможным потенциалом для сепаратизма. Экономическая ситуация была стабильной, даже несмотря на перестроечные реформы, которые местная власть поддерживала больше из политических соображений, чем из логики здравого смысла. В 1988 году промышленность и сельское хозяйство республики демонстрировали устойчивый рост. Несмотря на чисто декларативную автономию, политические и национальные конфликты отсутствовали.
Однако общероссийские тенденции сепаратистского толка, которые в полной мере проявили себя в Республике Татарстан, Республике Башкирии, Удмуртской Республике, Чеченской Республики и других регионах постсоветской России, заставили политиков разного уровня всерьез поднять вопрос о выходе из состава государства с целью образования независимой страны. Законодательные предпосылки для этого были более чем весомые. Как отмечает Ж. Д. Кониченко, «в декабре 1990 года Верховный совет принял декларацию о преобразовании МАССР в Мордовскую Советскую Социалистическую Республику, которая фактически стала шестнадцатой республикой Советского Союза. В 1991 году регион одним из первых в стране ввел пост президента. С этого момента начался период острой политической борьбы и конфронтации с федеральным центром…» [1, c. 61].
Выигравший в 1991 году президентские выборы В. Гуслянников начал политику конфронтации с Верховным советом Мордовии, который отвечал симметрично. Спикером Верховного совета Мордовии был Н. Бирюков, который хотел реванша за проигрыш на президентских выборах 1991 года. Руководство города Саранск посчитало правильным шагом не вступать в имеющуюся конфронтацию, поскольку политические амбиции уступили место коммерческой составляющей, позволяющей приватизировать государственную и муниципальную собственность ниже рыночной стоимости.
Следствием кризиса политической власти стал резкий спад экономики региона. Стала накапливаться задолженность по зарплате, рабочие заводов не могли ее получить более 5–8 месяцев, был деактивирован рынок сбыта товаров, заводы массово переходили на трехдневную рабочую неделю, работники отпускались в длительные отпуска без содержания. Многие предприятия начали выдавать зарплату своей продукцией (тонометры, кирпичи, зеленый горошек и т. д.). Спад производства затронул практически все системообразующие секторы экономики Мордовии. К примеру, объем производства химической, нефтехимической, пищевой и легкой промышленности упал в два раза. Наибольший удельный вес убыточных предприятий приходился на транспорт, строительство, жилищно-коммунальное хозяйство и агропромышленный комплекс. В 1993 году в республике цены возросли в 10,6 раза. Население достаточно быстро беднело, а бюджет республики становился все более дефицитным. Шло недовольство политикой региональных властей, которое проявлялось в виде массовых забастовок, митингов, пикетов, голодовок, происходивших на фоне ненадлежащего властью социальных обязательств и веерного отключения электроэнергии. Однако местная элита продолжала бороться не с кризисом переходной экономики, а друг с другом.
Весной 1993 года противостояние Верховного совета Мордовии и Администрации президента региона В. Гуслянникова достигло своего апогея. В начале апреля на 14-й сессии Верховного совета Мордовии депутаты обвинили В. Гуслянникова в «злоупотреблениях и коррупции» и освободили его от занимаемой должности, удалив из местной Конституции статью об институте Президентства МССР. В качестве исполнительного органа был создан Совет министров МССР во главе с В. Швецовым. Но, по факту, республикой руководил спикер Верховного совета Мордовии Н. Бирюков.
Отрешенному от власти президенту В. Гуслянникову было решено выплатить трехмесячное пособие по безработице. Первый и последний президент Республики Мордовия руководил регионом всего 1 год и 1 месяц.
В газете «Коммерсант» от 09 апреля 1993 года появилось следующая заметка: «Президент России издал вчера указ «Об обеспечении единства системы исполнительной власти Российской Федерации на территории Мордовской ССР». Борис Ельцин поручил всенародно избранному президенту Мордовии и возглавляемому им правительству исполнять свои обязанности «до разрешения в установленном порядке вопросов конституционности решений Верховного совета республики об упразднении поста президента». Указ Бориса Ельцина появился после того, как 7 апреля ВС Мордовии решил упразднить пост президента республики. На сессии Гуслянникову слова не дали вообще. Вице-премьеру Сергею Шахраю, прибывшему в Саранск по поручению Ельцина, выступить позволили, однако его призывы проявить благоразумие проигнорировали. По словам Сергея Шахрая, парламент республики допустил серьезные нарушения Конституции России, и Конституционный суд РФ уже изучает это дело в предварительном порядке. Многие наблюдатели оценили мордовские события не иначе как попытку «обкатать» сценарий для Москвы» [2, c. 5].
После выхода статьи в газете «Коммерсант», начался период противостояния Верховного совета Мордовии и федерального центра. После реализации «сценария для Москвы» в августе 1993 г. Б. Ельцин нивелировал все отношения с республикой, прежде всего финансовые. Из-за конфронтации с федеральным центром Мордовия оказалась лишена финансовой помощи из российского бюджета. За 1993–1994 гг. республика не получила ничего из федерального бюджета, следствием чего стал финансовый кризис региона, когда к 1995 году независимая Мордовия по основным социально-экономическим показателям находилась на предпоследнем месте рейтинга российских регионов после Дагестана.
Местное руководство пыталось сократить дефицит регионального бюджета дополнительными налогами и сборами с предприятий. Заводы и организации, испытывающие проблемы с оборотными средствами и продажами продукции, попали под жесткий экономический прессинг. В сложившейся непростой ситуации политической трансформации региона в сторону социально-экономического краха Н. Бирюкову все сложнее удавалось сдерживать социальное напряжение и диктат криминальных структур. Осознавая пагубность подобной политики, руководители промышленных предприятий Мордовии стали объединяться вокруг председателя республиканского фонда Госкомимущества Н. Меркушкина. Руководителей предприятий политические интриги интересовали мало, но они несли ответственность за свои трудовые коллективы, которые необходимо было обеспечить работой и зарплатой. Поэтому они были более чем заинтересованы в политической стабильности и эффективном государственном управлении экономикой. Для решения все возрастающих хозяйственных проблем и прежде всего реального сектора был создан Экономический союз, одним из сопредседателей которого стал Н. Меркушкин. Союз пытался решать те вопросы, которые республиканское правительство решить было не в состоянии. К примеру, наладило тесные связи с председателем российского кабинета министров В. Черномырдиным, который оказывал региону существенную помощь. В скором времени вокруг Экономического союза объединились представители практически всех промышленных отраслей, а также сельские товаропроизводители и фермеры [3].
Наладить «сотрудничество» пытались и лидеры некоторых преступных группировок, которые уже практически полностью контролировали руководство города. Не получив согласия, в 1994 году они предъявили ультиматум Н. Меркушкину, согласно которому тот не должен был выдвигать свою кандидатуру на государственные посты, так как у криминальных авторитетов были свои планы на судьбу республики и высший должностной пост. С другой стороны, возрастало влияние Экономического союза и лично Н. Меркушкина. Главная политическая арена была на выборах председателя нового законодательного органа — Государственного собрания Республики Мордовии. Очевидно, что основным претендентом на тот пост являлся Н. Меркушкин. Но до этого необходимо было избрать первый состав республиканского парламента. Выборы назначили на 27 ноября 1994 года. Несмотря на значимость события, активность избирателей оказалась низкой — все слишком устали от политической неурядицы и уже не верили, что их голоса что-то решат. Н. Бирюков воспользовался ситуацией, и Верховный совет признал выборы состоявшимися только в 44 из 75 избирательных округов, где порог явки превысил 50 %. Это решение шло вразрез с российским законом, который устанавливал минимальную явку избирателей в 25 %. Постоянный пересмотр Конституции РМ и местных законов под себя превзошел все разумные пределы.
Однако 6 января 1995 года состоялось заседание парламента республики. Местный избирательный закон был приведен в соответствие с федеральным, который устанавливал избирательную квоту до 25 %. В результате этого выборы в оставшихся округах признаны состоявшимися, а депутаты — избранными. Государственное собрание Республики Мордовия стало действующим органом, а Верховный совет прекратил свое существование. Председателем Государственного собрания был избран Н. Меркушкин. Эти выборы стали сильной политической победой будущего Главы РМ [3].
Далее необходимо было стать полноправной частью Российской Федерации, а для этого прежде всего принять Конституцию РМ, соответствующую федеральным стандартам, и учредить высший должностной пост в республике. Ключевые вопросы настоящего и будущего Мордовии решались 21–22 сентября 1995 года на Конституционном собрании РМ, членами которого стали депутаты парламента РМ и РФ, районных, городских, представительных органов местного самоуправления, главы местного самоуправления всех уровней Республики Мордовия, представители кабинета министров РМ. Над проектом основного свода местных законов эксперты работали несколько месяцев. В основу изначально была заложена парламентская республика с «сильным Главой РМ и сильным законодательным органом». Правительство Мордовии должно было заняться своими непосредственными обязанностями — обустройством социально-экономической жизни региона. Н. Меркушкин жестко поставил перед Госсобранием вопрос о введении полугодового моратория на импичмент правительству РМ. При этом за отставку кабинета министров должно было проголосовать две трети депутатов Госсобрания. Преодолеть вето было уже невозможно.
После ожесточенных дискуссий, которые длились около полугода, новую Конституцию РМ приняли 1146 голосами из 1173 присутствующих, 24 депутата проголосовали против, трое воздержались. 22 сентября состоялись выборы Главы РМ. По результатам тайного голосования — 1101 за и 68 против — Главой республики был избран Н. Меркушкин. Мордовия стала одним из первых регионов, который сознательно ушел от учреждения местного президентского поста, доказывая, что в России может быть только один Президент, а сама она должна стать единым государством не только юридически, но и фактически.
Избранному Главе РМ и его команде понадобилось более десяти лет, чтобы экономика республики восстановилась после «лихих 90-х», а политическое поле практически очистилось от криминальных элементов. Параллельно шел процесс укрепления связей с Москвой. После длительной политической изоляции в регион стали приезжать первые лица страны (В. Черномырдин, Ю. Лужков и др.). Оказав в 2000 году абсолютную поддержку В. Путину и продолжая ее оказывать все последующие годы, республика стала получать еще более мощную поддержку из федерального центра. Это позволило руководству Мордовии превратить отсталый регион, в будущее которого не верили даже местные жители, в один из перспективных субъектов РФ.
Достижения Республики Мордовия отметил и Президент РФ В. Путин в декабре 2012 года: «В Мордовии нет ни золота, ни нефти, ни газа, но республика развивается хорошими темпами, причем развивается разносторонне. Это касается не только сельского хозяйства, это касается и промышленности, но, что особенно отрадно, это касается гуманитарной сферы. И прежний руководитель Николай Меркушкин, и сегодняшние руководители уделяют развитию физической культуры и спорта столько внимания» [3].
Таким образом, основные трансформационные процессы, которые заложили основу современной политической системы Республики Мордовия, происходили в 1993–1995 году. От исхода противостояния Н. Бирюкова и Н. Меркушкина зависело будущее региона, который стремительно беднел, а производство находилось на минимальном уровне. Победа Н. Меркушкина позволила региону встать на путь порядка и созидания, поступательно развиваться в составе единого российского государства.
Литература:
- Кониченко Ж. Д. Общественно-политическая жизнь Мордовии в первой половине 1990-х годов: дис… канд. ист. наук. — Саранск: Изд-во Морд. ун-та, 2004. — 202 с.
- Президент России издал вчера указ «Об обеспечении единства системы исполнительной власти Российской Федерации на территории Мордовской ССР» // Коммерсант. — 1993. — 9 апреля. — С. 5.
- 22 сентября 1995 года вступила в силу Конституция Мордовии и был избран Глава республики [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://stolica-s.su/policy/18007. — Загл. с экрана (дата обращения 22.01.2018).