Техника гравюра по линолеуму появилась достаточно давно, в начале 20 века. Линогравюра относится к старейшему способу печати — высокой печати. Предшественником линогравюры в высокой печати была ксилография или гравюра по дереву. Но с развитием промышленности, на замену такому сложному материалу в работе как дерево, пришел линолеум. Таким образом, в художественном многообразии возник новый вид гравюры, который сохранил выразительные свойства и технику исполнения.
Работы, выполненные в линогравюре лаконичны, содержат явный контраст, четкий штрих, при необходимости, имеется возможность выполнения цветной печати. [1]
В данном виде гравюры изображение вырезается на плоскости линолеума или иной, схожей по своим свойствам, полимерной основе штихелями различных размеров и сечений, затем валиком наносится типографская краска и оттиск отпечатывается на бумаге. В результате вырезанные части линолеума остаются белыми, а фон окрашивается черным.
Тиражирование оттисков при разработке всего одной доски, отвечают требованиям современного ритма жизни. Несмотря на то, что линогравюра изобретена давно, она пользуются большой популярностью в работе у современных дизайнеров, иллюстраторов и художников. Примером тому служит статья команды блога о дизайне Tutdesign, которая выделила самые модные тенденции среди логотипов. Выделяется тенденция к современной типографике в винтажном исполнении, скрещивающиеся элементы и тонкие живописные цветовые решения. Среди всех изобразительных средств оказалась и гравюра. Логотипы, которые имитируют эту технику, зачастую хотят сказать о премиальности бренда, его исключительности, дороговизне и традициях. Как правило, имитацию под печатную графику используют на гербах, классической одежде и алкогольных напитках. [2]
Существует очень много современных мастеров линогравюры, которые с удовольствием используют эту технику в своей работе. Так, например, на личном сайте и странице в Instagram Виктория Эстрем приглашает в свой мир оттисков. Она художник, иллюстратор и аниматор с северного полуострова недалеко от Гетеборга, Швеция.
Для любого творческого человека очень важна самореализация. Викторию можно назвать успешной в этом плане, она имеет интернет магазин Etsy, где любой желающий может заказать ее иллюстрации и открытки с оттисками. Все рисунки в магазине ограничены тиражом, пронумерованы и подписаны вручную. Все отпечатки взяты с оригинальной работы и напечатаны с использованием профессионального принтера и дизайнерской мелованной матовой бумаги и имеют сертификат подлинности.
Виктория начинает работу с перевода рисунка с помощью кальки. Она использует мягкий карандаш 4B, он не слишком мягкий и не смазывается на резиновом блоке, когда происходит процесс резьбы. Затем чертеж тщательно переносится на резиновый блок. Как только рисунок переносится, начинается процесс вырезания с помощью резаков. Далее Виктория моет болванку в теплой воде с мылом. Затем с помощью чернильной подушки вырезанное тонируется и переносится на бумагу благодаря ручному прессу вместо станка с валами. Интересно, что именно использование чернильных подушечек дает уникальные плавные переходы цвета при печати цветной линогравюры. [3]
Иллюстрации Эстрем, созданные с помощью линогравюры имеют свой неповторимый стиль. Она придумывает целый рассказ о своих персонажах, помещая их в окружение природы. В работах видно, что художница вдохновляется природой и животными. Но нередко в иллюстрациях можно встретить и мультипликационных персонажей, которые неизменно улыбаются.
Работы отличаются иллюстративным характером, если дело не доходит до пернатых персонажей. Многочисленные изображения птиц, которые присутствуют в портфолио Виктории, с легкостью могли бы быть использованы для иллюстрирования книг по орнитологии. В данной тематике чаще всего Виктория использует цветную линогравюру и подробно прорабатывает оперения птиц с элементами декоративности. Так же детально прорабатываются персонажи насекомого мира.
Еще один художник-самоучка, которая занимается линогравюрой Афтин Ша. Она начала рисовать еще в колледже, но искусство, как карьеру, никогда не рассматривала. В конце 2013 года автомобильная катастрофа изменила всю ее жизнь, в конечном итоге побудив целую семью искать более спокойную жизнь в Сент-Луисе, где будущая художница начала изучать свое творчество как арт-терапию.
Она создала проект Rise + Wander как личное напоминание о том, что нужно двигаться дальше и надеется, что благодаря ее искусству, созданию красивых и причудливых образов, многие вдохновятся делать то же самое. Проект, который начинался как личное напоминание о том, чтобы просто встать и выйти на улицу, превратился в миссию, вдохновить других отказаться от рутины, испытать этот невероятный мир и попробовать новые вещи. Результат не будет выглядеть одинаково для всех — кто-то станет добровольцем, кто-то начнет путешествовать с другом, найдет новое увлечение, главное жить с целью, изучать и испытывать немного больше, чем можешь.
Гравюры, которые Афтин создает в своей домашней студии сосредоточены на разнообразных текстурах и деталях природы, где каждая часть является оригиналом с непосредственным соединением духа художника. Она создает оригинальные, доступные пониманию обычных людей иллюстрации, которые вызывают чувство любопытства. Большая часть работ связана с прекрасными пейзажами, реальными и воображаемыми, поскольку природа всегда обеспечивала ее вдохновением. Афтин Ша так преподносит свои работы, будто они наполнены жизнью и свежим дыханием леса.
Н. Куприянов писал в своей статье: «Выдающийся советский психолог П. Я. Гальперин дал в свое время неожиданно простое определение предмета художественного произведения: «каждое по-настоящему художественное произведение раскрывает чью-нибудь судьбу, судьбу своего «героя». Если согласиться с этим определением, тогда то, что изображается в искусстве — не просто объект, подлежащий описанию, а непременно живой, действующий субъект, — даже если его жизнь передается косвенно: через неподвижные вещи в натюрморте или через настроение пейзажа». [4] Так и работы Афтин, иногда не имея конкретного персонажа, в любом случае, наделены своим настроением и силой, передающей положительную эмоциональную нагрузку наблюдателю произведения.
Периодически Афтин выбирает организации для поддержки, создающие позитивные изменения в обществе и во всем мире, и жертвует часть средств от продаж своего проекта. Как правило, организации сосредоточены на охране окружающей среды, проблемах женщин или образовании. [5]
Линогравюра, как современная техника исполнения творческих произведений, пользуется популярностью не только у зарубежных художников.
Ия и Миша Гаас — семейный и творческий союз из Петербурга. Ия — иллюстратор, дизайнер, кулинар-любитель, мечтатель и вдохновитель.
Миша — инженер-конструктор, ответственный за печать на линогравюрном станке, собранном им вручную. [6] Несколько лет назад они собрали чемоданы и переехали из Екатеринбурга в Санкт-Петербург, где им пришла в голову идея сделать собственный творческий проект, который так и назвали, «Ия и Миша Гаас».
Ежедневно Ия сама практиковала линогравюру, а способ печати был достаточно изобретателен: с помощью ложки, скалки и даже ног. После чего Миша самостоятельно сконструировал домашний пресс. В какой-то момент вырезанных персонажей стало настолько много, что пара решила отпечатать открытки и отослать друзьям и знакомым в разные города. После этого появилась идея создать свой проект, который будет охватывать не только друзей. Сейчас многие иллюстрации тех времен стали принтами и паттернами.
Ия создает наивные, по-детски искренние и непосредственные иллюстрации, которые никого не могут оставить равнодушным.
В ее портфолио на behance есть детские гирлянды из флажков с собственными иллюстрациями, постер-азбука с необычными животными, карта залов книжного магазина «Подписные издания» в Петербурге. Среди этого многообразия находится место для линогравюры в виде паттерна для оберточной бумаги, открытки и принтов для ткани.
И. О. Фаворского писал о средствах выразительности линогравюры: «В гравюре все состоит из черных и белых пятен и штрихов. Даже серого в ней нет. Казалось бы, что такими средствами можно изобразить только зиму, снег, черные деревья без листьев и, может быть, еще ворон. Но это не так. Художник разными штрихами и разным соотношением черного и белого стремится изобразить все цвета, все, что он видит. Белым штрихом на черном легко передать яркую молнию, блеск воды, мелькание освещенных листьев, блеск оружия и кольчуг. Легкими белыми штрихами можно передать туман, идущий от реки, и воздух, заслоняющий от нас далекие предметы. Передавая живые лучи солнца, их движение, перемешиваешь белые и черные линии, и они как бы шевелятся. Черным пятном и штрихом передаешь и мрачную тучу, и темную зелень дуба, и масть коня, и плащ воина, и темно-красное знамя. И если приглядеться, то видишь, что черное и белое все время кажется разным; то тяжелым и грузным, то легким и воздушным» [7]. А благодаря приведенным в статье и многим другим представителям современного творческого сообщества интерес к необычным техникам возрастает и позволяет перейти им в более широкое и массовое применение.
Литература:
- Кузнецова М. Р. Техники графики и принципы современного дизайна // Методические указания для студентов специальности 54.03.01 − Дизайн. — СПб.: ФГБОУВО «СПбГУПТД», 2015. — С. 1–24.
- 8 самых интересных трендов в логотипах // Tutdesign. URL: https://tutdesign.ru/cats/brand/1739–8-samyh-interesnyh-trendov-v-logotipah.html (дата обращения: 9.12.2017).
- ViktoriaAstrom // Etsy. URL: https://www.etsy.com/shop/ViktoriaAstrom (дата обращения: 9.12.2017).
- Два жанра говорящей графики и художественная педагогика // Graphic. URL: http://graphic.org.ru/kuprianov-gogr.html#2 (дата обращения: 10.12.2017).
- Rise + Wander // Riseandwander. URL: http://www.riseandwander.com/our-story (дата обращения: 16.01.2018).
- Ия и Миша Гаас // Gaas-mi. URL: https://www.gaas-mi.com/ (дата обращения: 10.12.2017).
- Фаворский В. А. Об искусстве, о книге, о гравюре. — М.: Книга, 1986. — 216 с.