В настоящее время вопросам профессионального развития как основы повышения эффективности системы муниципального управления уделяется значительное внимание, это отражает актуальность темы статьи. Целью исследования является проведение анализа и разработка мер по повышению качественной составляющей кадрового органов местного самоуправления. В статье затрагиваются такие вопросы как профессиональное развитие и совершенствование своих деловых навыков и умений для осуществления службы и повышения, в целом, уровня конкурентоспособности местной власти.
Ключевые слова: муниципальное управление, муниципальные служащие, профессиональное развитие, дополнительное профессиональное образование.
В настоящее время, в современном обществе отмечается возрастающая роль управления. Одним из ключевых аспектов которого выступает совершенствование системы государственного и муниципального управления, в особенности, её кадровой составляющей.
Муниципальные служащие как профессиональная группа реализуют такие функции, как целеполагание и целереализация, а также организация эффективных коммуникаций управленцев с обществом, что требует, в свою очередь, высокого профессионализма лиц, включенных в этот процесс.
Успех проводимых административных реформ на всех уровнях управления напрямую обусловлен адекватным пониманием существа поставленных и решаемых целей и задач, реализуемых мероприятий. Это предполагает необходимость приведения кадровой составляющей органов управления в соответствие с требованиями модернизирующегося общества.
От степени подготовленности и уровня квалификации государственных и муниципальных служащих зависит эффективность принимаемых ими управленческих решений и, как итог — исполнение запросов общества, реализация его интересов и целей.
Так, по славам губернатора Белгородской области Е.С. Савченко, команда современных управленцев должна соответствовать следующим требованиям:
– «системность и творческий подход в решении поставленных задач;
– умение изменять поведение, восприятие людей, направлять их на улучшение среды обитания;
– клиентоориентированность, то есть обладание такими качествами, как дружелюбие, открытость, коммуникабельность, доступность, честность» [2].
Федеральным законодательством закреплен принцип профессионализма и компетентности в качестве единого фундаментального принципа организации и функционирования государственной и муниципальной службы.
В целом, профессионализм муниципальных служащих можно определить как «самый высокий уровень теоретических знаний и практических умений, навыков, кроме того, личностных качеств в профессиональной деятельности служащих, направленной на решение управленческих задач» [4, С. 571].
Согласно законам и квалификационным требованиям муниципальный служащий должен иметь профессиональное образование и соответствовать определенным квалификационным требованиям. Уровень образования и профессионализма муниципальных служащих определяет состояние и перспективы развития муниципального образования, воздействует на общественные отношения и отношения отдельных граждан к институтам власти и органам местного самоуправления, а так же к социально-экономическим процессам общественной жизни.
Анализ кадровой политики города Белгорода показал, что в городе сложились определенные правовые основы муниципальной службы, механизмы управления, адекватные социально-экономическим условиям городского округа «Город Белгород».
Кадровая политика администрации городского округа реализуется в рамках подпрограммы «Формирование и развитие системы муниципального управления и кадровой политики» муниципальной программы «Муниципальное управление и развитие солидарного общества в 2015 — 2016 годах», которая позволила:
– «актуализировать правовые и организационные механизмы муниципальной службы города Белгорода;
– усовершенствовать систему отбора кадров в администрации города, в том числе посредством развития современных кадровых технологий;
– усовершенствовать механизмы формирования и реализации единой кадровой политики между структурными подразделениями администрации города и муниципальными учреждениями и предприятиями;
– сформировать систему мер по предупреждению коррупции, выявлению и разрешению конфликта интересов на муниципальной службе, а также усовершенствовать механизм соблюдения общих принципов служебного поведения муниципальных служащих;
– усовершенствовать систему профессионального развития муниципальных служащих администрации города;
– улучшить качественный состав муниципальных служащих (динамика за последние три года представлена в таблицах 1 — 3);
– организовать научное сопровождение реализации Стратегии развития города Белгорода до 2025 года и плана действий органов местного самоуправления на среднесрочную перспективу;
– провести комплекс семинаров и экспертных обсуждений проблем развития сфер жизнедеятельности города, обеспечить накопление и систематизацию опыта муниципального управления» [3].
Анализируя кадровый состав администрации города Белгорода, можно отметить следующее. Всего в администрации города по итогам 2016 года занято 552 муниципальных служащих, что ниже уровня 2014 года на 1,8 % (см. табл. 1).
Таблица 1
Сведения о возрасте муниципальных служащих администрации города Белгорода
Год |
Всего муниципальных служащих |
Возраст |
|||||||||
До 30 лет |
От 31 до 40 лет |
От 41 до 50 лет |
От 51 до 60 лет |
60 лет и старше |
|||||||
Кол. чел. |
% |
Кол. чел. |
% |
Кол. чел. |
% |
Кол. чел. |
% |
Кол. чел. |
% |
||
2014 |
562 |
126 |
22,4 |
175 |
31,1 |
152 |
27 |
97 |
17,3 |
12 |
2,1 |
2015 |
560 |
117 |
20,9 |
167 |
29,8 |
156 |
27,9 |
102 |
18,2 |
18 |
3,2 |
2016 |
552 |
127 |
23 |
168 |
30,4 |
154 |
27,9 |
88 |
15,9 |
15 |
2,7 |
Из них 30,4 % в возрасте от 31 до 40 лет, 27,8 % — от 41 до 50 лет, 23 % — в возрасте до 30 лет, 16 % — от 51 до 60 лет и только 2,7 % старше 60 лет. нельзя не отметить положительную тенденцию роста молодых специалистов в возрасте до 30 лет.
Следует отметить, что 99,6 % муниципальных служащих имеют высшее образование, из них 2,1 % (11 служащих) — степень кандидата наук.
На муниципальной службе администрации города продолжается совершенствование и развитие современных кадровых технологий. «В 2014 — 2016 (1 полугодие) годы приняты и реализуются 63 правовых акта, которые регламентируют вопросы организации и прохождения муниципальной службы» [3]. Особое внимание уделяется дополнительному профессиональному образованию муниципальных служащих, которое включает в себя профессиональную переподготовку, повышение квалификации и стажировку.
Под повышением квалификации подразумевается формальное и неформальное обучение, целью которого является необходимый рост уровня компетенций для выполнения своих должностных обязанностей на рабочем месте на высоком профессиональном уровне, а также роста профессиональных навыков умений и развития личностных качеств муниципального служащего.
Переподготовка или подготовка понимается как овладение необходимой теорией, а также практического освоения и закрепления ими навыков по исполнению должностных обязанностей.
Существует множество видов данных подготовок — от тематических обучений и проблемных семинаров со стажировками до прохождения семинаров и защиты докторской.
В рамках повышения уровня квалификации, профессиональной компетентности и раскрытия потенциала сотрудников ежегодно разрабатывается и реализуется План обучения работников администрации города Белгорода и лиц, включенных в кадровый резерв. При организации обучения используются различного рода форматы внутриорганизационного обучения, внедряются новые формы: тренинги, круглые столы, тематические семинары по целевым группам должностей, общетематические — для всех работников, а также обучающие мероприятия для вновь принятых сотрудников и молодых специалистов.
Количество работников, получивших дополнительное профессиональное образование, приведено в таблице 2.
Таблица 2
Сведения о муниципальных служащих администрации города, получивших дополнительное профессиональное образование
Год |
Всего муниципальных служащих (кол-во чел.) |
Прошли профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации |
||
Всего (кол-во чел.) |
из них повышены в должности |
|||
кол-во (чел.) |
кол-во (чел.) |
% |
||
2014 |
562 |
14 |
5 |
38 |
2015 |
560 |
43 |
5 |
11 |
на 1 июля 2016 года |
517 |
47 |
10 |
21 |
Однако, до настоящего времени сохраняется ряд проблем формирования и развития кадрового потенциала системы муниципального управления города Белгорода:
– «работа с кадровым резервом на муниципальной службе города требует дальнейшего развития;
– необходимо совершенствовать систему профессионального и личностного роста;
– отсутствуют критерии оценки результативности деятельности муниципальных служащих;
– необходимо совершенствовать механизмы мотивации муниципальных служащих города к высокоэффективной деятельности и профессиональному развитию;
– недостаточное финансовое обеспечение не позволяет в полном объеме осуществлять дополнительное профессиональное образование;
– коррупция по-прежнему затрудняет нормальное функционирование всех общественных механизмов, вызывает у населения недоверие к органам власти;
– снижены роль и престиж муниципальной службы» [3].
Все это требует дальнейшего развития кадровой работы в администрации города Белгорода, одним из направлений работы которой является повышение уровня профессиональной компетентности муниципальных служащих посредством создания комплексной системы обучения, включая организацию дополнительного профессионального и внутриорганизационного обучения.
С этой целью, необходимым представляется обеспечение непрерывной профессиональной подготовки, а также необходимость активнее развивать индивидуальное планирование в отношении профессионального развития муниципальных служащих. Важнейшее условие в данном случае — гибкий, но комплексный подход в применении различных видов и форм общего обучения (профессионального, послевузовского, краткосрочного, дистанционного и др.). Перспективным направлением является использование инновационных образовательных технологий на основе компетентностного подхода с применением инновационных образовательных технологий обучения» [1, С. 230].
Подобный целесообразный подход к развитию потенциала кадров службы позволит добиться повышения качества услуг, оказываемых органами власти населению и организациям; снижения проявлений коррупции, бюрократизма, укрепления престижа государственной и муниципальной службы. Кроме того, это позволит сформировать такую модель развития, согласно которой, с одной стороны, оберегает данную сферу от непрофессионалов, а с другой стороны, привлечет в свою сферу профессионалов.
Наряду с этим, необходимо введение прямой зависимости между оплатой труда государственного служащего и итоговыми отметками за показанный уровень знаний, которые он продемонстрировал при последней аттестации, способны модернизировать образование и совершенствование служащих муниципального служащего, его компетенций.
Таким образом, успешная работа по созданию комплексной системы обучения, включая организацию дополнительного профессионального и внутриорганизационного обучения, позволит преодолеть проблемы, связанные с высокой скоростью изменений в политических и социально-экономических процессах, протекающих не только в конкретном муниципальном образовании, но и регионе и в нашей стране, в целом.
Именно поэтому вопросу профессионального развития муниципальных служащих необходимо уделять достаточное количество времени и средств, осознавая, что только так можно выстроить успешно работающий государственный аппарат с постоянным притоком образованных и квалифицированных специалистов.
Литература:
- Викулина М.П. Развитие профессионально-личностного потенциала государственных служащих в современной России : материалы межвузовской научно-практической конференции «Профессиональные компетенции государственных служащих: формирование и развитие» / М. П. Викулина, Е.Г. Колпакова, Н.Н. Назаренко. — Воронеж : Издательско-полиграфический центр «Научная книга», 2016. — С. 228-235.
- Выступление Евгения Савченко на расширенном заседании Совета при Губернаторе области по развитию Белгородской агломерации. Сайт Губернатора Белгородской области Евгения Степановича Савченко. URL : https://www.savchenko.ru/article/3208.html.
- Об утверждении муниципальной программы «Муниципальное управление и развитие муниципальной кадровой политики городского округа «Город Белгород» на 2017-2020 годы : Постановление Администрации города Белгорода от 8 декабря 2016 года № 224. URL : http://docs.cntd.ru/document/444913830.
- Саралинова Д.С. Развитие инструментов управления профессиональным развитием государственных и муниципальных служащих : труды VIIIнаучно-практической конференции с международным участием «Инновационные кластеры в цифровой экономике: теория и практика» / Под ред. А.В. Бабкина. — СПб. : Изд-во ФГАОУ ВО «Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого», 2017. — С. 569-573.