В статье автор рассматривает вопрос о системе профессионального развития муниципальных служащих администрации Орехово-Зуевского городского округа.
Ключевые слова: муниципальная служба, профессиональное развитие, профессиональный рост, повышение квалификации, проблемы и перспективы развития.
Обеспечение эффективного управления и качество работы муниципальных служащих неразрывно связано с постоянной работой по повышению квалификации, стажировками, обучениями — одним словом с самосовершенствованием служащих. Их профессиональное развитие и обучение представляет собой сложную и многогранную задачу, важность которой сложно переоценить, поскольку именно от качества работы муниципальных служащих будет зависит эффективность функционирования органов местного самоуправления и уровень жизни населения.
К. К. Горбунова в своей статье «Профессиональное развитие муниципальных служащих: проблемы и пути решения» отмечает, что: «Для того, чтобы развитие было качественным необходимо серьёзно отнестись к подбору инструментов, технологий и методик, ориентированных на комплексность, инновационность и наращивание кадрового потенциала организации. Без такого современного подхода система профессионального развития будет находиться в состоянии стагнации, что в условиях современности является деструктивным явлением» [2].
Одним из основных пунктов развития структуры управления муниципальным образованием выступает периодическое совершенствование ЗУНов муниципальных служащих. Важно отметить, что профессиональная подготовка муниципальных служащих включает в себя следующие элементы:
- Аттестация. Сегодня в муниципальных образованиях одним из самых распространенных решений по профессиональному развитию сотрудников является проведение аттестаций или квалификационных экзаменов, которые проводятся раз в год-два или реже.
- Повышение квалификации. Необходимо для обновления имеющихся ЗУНов, в соответствии с образовательными стандартами с целью поддержания квалификации, позволяющей качественно выполнять должностные обязанности. Порядок повышения квалификации на муниципальной службе производится в соответствии с муниципальным правовым актом за счёт средств местного бюджета в соответствии с п. 7 ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 02.03.2007 г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» «… муниципальный служащий имеет право на повышение квалификации в соответствии с муниципальным правовым актом за счёт средств местного бюджета» [1].
- Самообразование. Наряду с вышесказанным, согласно п. 5 ч. 1 ст. 12 ФЗ № 25, муниципальный служащий обязан сам постоянно осуществлять самообразование и самообучение, изучать современные формы, методы и технологии муниципального управления в сфере его профессиональной деятельности [1].
- Стажировка. Процесс, посредством которого профессиональные ЗУНы, приобретенные муниципальными служащими в ходе теоретической подготовки, формируются и закрепляются на практике. Целью является изучение передового опыта и приобретение профессиональных и организационных навыков для выполнения обязанностей на текущих или более высоких должностях.
Таким образом, приходим к выводу о том, что непрерывный процесс профессионального развития и обучения муниципальных служащих повышает эффективность местного самоуправления и качество жизни населения. Чтобы решить эту проблему, необходимо использовать системный подход, который включает в себя оценку специфики профессии, использование современных подходов и методов обучения, а также решение проблем, существующих в организации процесса профессионального развития. Только в этом случае можно обеспечить подготовку высококвалифицированных специалистов, способных управлять современными местными органами власти.
Однако, несмотря на важность и обязательность систематического совершенствования своих знаний и умений, на практике муниципальные служащие администрации Орехово-Зуевского городского округа сталкиваются с рядом проблем в системе профессионального развития. Рассмотрим ключевые проблемы:
- Основная проблема — постоянно растущая нагрузка муниципальных служащих. Необходимо рассчитывать уровень текущей нагрузки служащих, применять делегирование полномочий, внедрить информационные технологии, оптимизировать документооборот.
- Одной из ключевых проблем профессионального развития муниципальных служащих выступает совмещение текущих рабочих задач с обучением. Как правило, служащий одновременно решает несколько задач с разным уровнем важности и срочности, и если до него не донести ценность обучения, то он скорее всего отодвинет обучение на задний план. Из этого следует, что очень важно, чтобы руководители мотивировали своих сотрудников. При правильном подходе к мотивации сотрудники будут самостоятельно заниматься своим профессиональным развитием.
- Низкая мотивация. Отсутствие стимулов для повышения квалификации и профессионального роста также приводит к низкой заинтересованности сотрудников в обучении. Если муниципальный служащий повысит свою квалификацию, то в рамках его полномочий не изменится оплата труда, а количество задач и нагрузка будет только возрастать.
- Отсутствие четких стандартов и требований организации профессионального развития муниципальных служащих. Нехватка единых стандартов и критериев оценки качества образовательных программ приводит к неэффективному обучению и недостаточной подготовке сотрудников администрации.
- Необходимость адаптации к новым требованиям. Стремительное изменение законодательства, появление новых стандартов и требований, внедрение новых технологий требуют непрерывного обновления знаний, умений и навыков, что создает дополнительные вызовы для системы обучения.
Таким образом, решение вышеупомянутых проблем требует комплексного подхода, включающего как финансовые, так и организационные меры, направленные на создание эффективной системы профессионального развития муниципальных служащих как на местном уровне, так и на областном.
Литература:
- Федеральный закон «О муниципальной службе в Российской Федерации» от 02.03.2007 № 25-ФЗ (последняя редакция). — [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_66530/ (дата обращения: 17.12.2024).
- Горбунова К. К. Профессиональное развитие муниципальных служащих: проблемы и пути решения // Мировая наука. 2021. № 4 (49). С. 101–106.