Компании обладают не только материальными активами, такими как основные средства, запасы сырья и материалов, денежные средства, но и нематериальными активами, а также деловой репутацией, которую довольно сложно оценить, однако при покупке и продаже компании, при проведении сделок по слияниям и поглощениям, а также для грамотного управления стоимостью компанией необходимо грамотно оценивать стоимость деловой репутации компании.
Ключевые слова: гудвилл, деловая репутация, доходный подход к оценке активов, сравнительный подход к оценке активов, МСФО, РСБУ, нематериальные активы.
По данным КПМГ несмотря на незначительный рост количества сделок на рынке слияний и поглощений в России в 2016 году общая сумма сделок увеличилась на 46 % и достигнув 75.8 млрд долл. США. В основном рост был обеспечен тремя сделками в нефтегазовой отрасли: продажа 19,5 % доли НК «Роснефть», приобретение значимых миноритарных пакетов акций в индийской компании Essar Oil и приватизации компании «Башнефть». Аналитики отмечают, что объём сделок по слияниям по поглощениям продолжит свой рост в ближайшем будущем.
Всё большее распространение получают международные стандарты финансовой отчётности (МСФО), пользователи этой отчётности могут столкнуться с таким понятием как гудвилл, которое может трактоваться как деловая репутация компании.
Существует несколько способов оценки стоимости гудвилла: по разность рыночной стоимости всех активов компании и стоимости компании как бизнеса; посредством избыточной прибыли; по объёму реализации, выбор метода оценки гудвилла зависит от того, какой информацией обладаем аналитик.
Оценка гудвилла требует значительных затрат, следует понимать, что выгоды, которая получает компания от понимания стоимости своей деловой репутации, должны превышать затраты на оценку стоимости компании.
Бухгалтерский баланс каждой компании независимо от сферы её деятельности состоит из активов и пассивов (капитал и обязательства). Активы в свою очередь подразделяются на оборотные и внеоборотные (основные средства, нематериальные активы и долгосрочные финансовые вложения). К основным средствам можно отнести здания, сооружения, оборудование и т. д., к нематериальным активам относится деловая репутация, торговая марки, репутация на рынке, клиентская база.
Традиционно оценка нематериальных активов вызывает сложности при составлении финансовой отчётности ввиду сложности определения будущих экономических выгод, которая компания может получить от использования нематериального актива в своей операционной деятельности. При продаже или покупке компаний, слияниях и поглощениях, а также для экономически обоснованного управления компанией и ей стоимостью необходимо понимать методику оценки нематериальных активов и их справедливую стоимость.
В 2016 году российской экономики активизировались сделки по слияниям и поглощениям. Данная тенденция происходит на фоне увеличения авторитета Международных стандартов финансовой отчётности среди (МСФО) инвесторов и финансистов. Пользователи отчётности, составленной в соответствии с МСФО могут столкнуться с таким понятием как «гудвилл» или «деловая репутация». Гудвилл включается в бухгалтерском балансе в состав внеоборотных активов и раскрывается отдельно от нематериальных активов. Происходит это в связи с тем, что несмотря на то, что учёт гудвилла регулируется МСФО 38 «Нематериальные активы» гудвилл не обладает не всеми свойствами нематериальных активов (идентифицируемость, контроль, возможность корректной оценки и признания), он появляется на балансе компании в момент покупки бизнеса как обоснование превышение цены, уплаченной за приобретаемую компанию, над стоимостью чистых активов приобретаемой компании. [5, c. 10–12]
В профессиональной литературе не существует единого определения понятия «гудвилл», однако его можно охарактеризовать как оценку рынком, аналитиками, менеджментом активов приобретаемой компании, её бизнес-процессов, внедрённых технологий, клиентской базы, потенциальной синергии от объединения с приобретаемой компанией (сокращения затрат, увеличение объёма рынка, оптимизация бизнес-процессов).
Согласно стандарту BVS-1, разработанным в 1991 году Американским обществом оценщиков, гудвилл характеризуется как «доброе имя фирмы» и включает нематериальные активы компании, которые складываются из престижа компании, его деловой репутации, взаимоотношений с клиентами, местонахождения, номенклатуры производимой продукции и т. д. Эти факторы не выделяются в отчётности компании, но служат драйвером получения прибыли. [5, c. 115]
По мнению некоторых специалистов, гудвилл — это преимущества, которые получает покупатель компании при покупке уже работающей на рынке фирмы, по сравнению с созданием новой фирмы. Однако стоит отметить, что для того, чтобы оценить стоимость гудвилла продажа фирмы не является обязательным условием.
Так нематериальным активы, которые отражены на балансе компании можно разделить на следующие группы:
- Первая группа
Нематериальные активы, которые неотделимы от компании: преимущества расположения производственных мощностей, торговых площадей; достижения в области рекламы; репутация бизнеса; постоянная клиентская база. Срок службы данных активов сложно оценить, в связи в эти данные активы считаются неамортизируемыми. Активы этой группы не отражаются на балансе компании.
- Вторая группа
Нематериальные активы, неотделимые от сотрудника предприятия. К ним относятся профессиональная компетенция, специализированные знания конкретного сотрудника, его опыт. В соответствии с определением нематериального актива согласно МСФО 38 «Нематериальные активы» сотрудники организации и их опыт не являются нематериальным активам, так как компания не имеет постоянного контроля за своими сотрудниками, в любой момент сотрудник может уволится из компании. Однако профессиональные знания сотрудников создают будущие экономические выгоды для компании и влияют на оценку компании в глазах инвесторов. Активы этой группы не отражаются на балансе компании.
- Третья группа
Нематериальные активы, которые могут быть отделены от компании — это права на патенты, торговые марки, фирменный стиль и другие подобные активы. Активы этой группы могут быть оценены отдельно от компании и как правило имеют срок полезного использования, который сложно поддаётся оценке, однако все же может быть идентифицирован. Такие активы отражаются на балансе компании.
В профессиональном сообществе не существует единого мнения относительного того, какие активы входят в состав гудвилла. На наш взгляд, под гудвиллом можно понимать только активы, относящиеся в первой группе приведённой выше классификации, так как эти активы неотделимы от производства, обеспечивают будущие экономические выгоды и в то же время не отражаются на балансе компании, так как не соответствуют критериям актива согласно стандартом МСФО и РСБУ, в то же время при покупке компании эти активы будут оцениваться инвесторами, в результате цена, которую инвесторы будут готовы заплатить за покупаемую компанию превысит стоимость чистых активов покупаемой компании.
В каких случаях перед менеджментом компании встаёт вопрос оценки стоимости гудвилла? Прежде всего при проведении сделок по покупке (продаже) бизнеса, управление стоимостью компании.
В основном гудвилл оценивается при проведении сделок по покупке и продаже бизнеса (организации). При этом следует помнить, что организация обладает не только теми активами, которые учтены на её бухгалтерском балансе, но и другими активами, такими как компетентный, опытный персонал, удачное расположение, эффективная организационная структура, постоянная клиентская база. При продаже компании, обладающей вышеперечисленными активами, которые не учитываются на балансе компании, владелец компании заинтересовав в получении суммы большей, чем стоимость активов, которые отражены на бухгалтерском балансе.
В российских реалиях чаще всего применяются следующие способы оценки стоимости гудвилла компании:
- Разность рыночной стоимости всех активов компании и стоимости компании как бизнеса;
- Посредством избыточной прибыли;
- По объёму реализации
Рассмотрим каждый из способов оценки стоимости гудвилла более подробно:
- Оценка разности стоимости компании и рыночной стоимости всех её активов:
Данный метод можно разделить на два этапа. На первом этапе рассчитывается рыночная (справедливая стоимость) всех активов компании, исходя из того, что активы используются максимально полезно для компании. Например, если рассчитывается рыночная стоимость оборудования, то подразумевается, что оно максимально загружено, производит максимально возможный объём продукции.
На втором этапе рассчитывается стоимость всего бизнеса с помощью сравнительного или доходного метода оценки
При применение доходного подхода стоимость бизнеса зависит от будущих денежных потоков, которые будут создаваться компанией, дисконтированных по ставке равной средневзвешенной стоимости привлечения собственного капитала (WACC). Как правило при применении доходного подхода используется прогнозный период равный 5–10 годам, в странах с нестабильной экономической ситуацией прогнозный период может быть сокращен до 3–5 лет.
Сущность сравнительного подхода заключается в том, что цена компании определяется исходя из стоимости сходных фирм на рынке. То есть при оценке предприятия используется предположение, что инвестор или покупатель не потратит больше средств, чем мог бы вложить в аналогичный бизнес.
Выбор метода оценки зависит от того какая именно компания оценивается и доступом к какой информации обладает оценщик. Если существуют данные о продажах аналогичных компаний. Которые произошли недавно, то вероятнее всего будет использоваться сравнительный подход, если же такой информации нет, то более релевантным методом оценки будет доходный подход.
Разница между рыночной стоимостью компании и активами (в том числе нематериальными), которые могут быть отражены на балансе компании — это гудвилл или деловая репутация компании.
- Оценка гудвилла с позиции избыточной прибыли.
Данный вид оценки гудвилла основывается на предположении, что если одно предприятие может генерировать больший объём прибыли на одну единицу актива, чем аналогичное предприятие, работающее в той же отрасли, то это означает, что дополнительную прибыль предприятию обеспечивает именно его деловая репутация.
В основе метода оценки гудвилла путём определения избыточной прибыли лежит концепция, разработанная налоговым управлением США и введённая Минфином США в 1920 году. Согласно данному подходу, определив нормативную прибыль на единицу активов, её нужно сопоставить с показателем прибыльности активов, который имеет место фактически и рассчитать объём неучтённых активов, который можно назвать гудвиллом. Ставки дохода для активов были установлены положением налоговой инспекции США в 1968 году.
На данный момент в России на законодательном уровне не установлены подобного рода коэффициенты, соответственно подобный метод оценки широко не применяется.
- Оценка гудвилла по объёму реализации
Для того, чтобы оценить гудвилл компании методом объёма реализации необходима информация о среднеотраслевых коэффициентах рентабельности. Стоимость гудвилла компании можно определить по следующей формуле:
GV=(NOI-Of xRq):Rg
где:
NOI — чистый операционный доход от работы организации;
Of — стоимость реализованных товаров и услуг;
Rq –среднеотраслевой коэффициент рентабельности реализации продукции;
Rg — коэффициент капитализации нематериальных активов, определяется как отношение прибыли к стоимости нематериальных активов, записанных на балансе).
Так же, как и при использовании метода оценки с позиции избыточной прибыли связана со сложностью определения коэффициента среднеотраслевой рентабельности. Как уже упоминалась выше выбор метода оценки гудвилла зависит прежде всего от наличия необходимой информации.
Следует помнить, что определение стоимости гудвилла может потребовать значительных затрат денежных средств, времени и других ресурсов. Затраты на оценку не должны превышать потенциальной выгоды от полученной информации.
Приобретённая деловая репутация согласно ПБУ «Учёт нематериальных активов» 14/2000 от 16 октября 2000 года учитывается на бухгалтерском балансе компании и подлежит амортизации линейным методом в течение 20 лет.
Согласно МСФО 3 «Объединение бизнеса», гудвилл — будущие экономические выгоды от использования активов, которые невозможно индивидуально идентифицировать и признавать по отдельности.
Если другая организация планирует купить эту компанию, то гудвилл — это премия, которую покупатель должен выплатить сверх стоимости активов компании, поскольку помимо активов, которые учитываются на балансе, компания обладает другими активами, которые также могут создавать стоимость, например, доверие клиентов, налаженные связи с поставщиками, выгодного заключённые длительные контракты, торговые марки и так далее. Иногда компания может покупаться по цене, которая ниже стоимости её активов, в этом случае гудвилл компании будет отрицательной величиной.
В случае полного приобретения другой компании в ходе сделки покупатель отражает в своей консолидированной отчётности активы и обязательства приобретаемой компании, в том числе гудвилл по их справедливой стоимости на дату приобретения.
В России практика эффективной оценки гудвилла и использование результатов полученной оценки в управлении компанией недостаточно развита. В первую очередь это может быть связано с отсутствием достоверной информации о деятельности предприятий, что может затруднить работу аналитиков. Большее внимание оценке гудвилла может быть уделено в случае если руководители компаний будут ориентироваться на увеличение стоимости компаний как на одну из важнейших задач.
Литература:
- Гражданский кодекс Российской Федерации.
- Международное руководство по оценке № 4 (МР 4) Оценка стоимости неосязаемых (нематериальных) активов.
- Федеральный закон РФ от 29.07.98 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».
- Абрамов А. Коммерческие бумаги — новый финансовый инструмент на российском фондовом рынке / А. Абрамов // — 1999. — № 2.5. — С. 17–21.
- Беленькая О. Анализ корпоративных слияний и поглощений / О. Беленькая // Управление компанией. — 2001. — № 2. — С. 49–54.
- Бернэм Л. Необходимость МСФО и «справедливой оценки» / Л. Бернэм, Л. Нечаева // Accounting report. Russian edition. — 1999. — № 2.5. — С. 11–13.