В данной работе представлены результаты исследования феномена больничной клоунады как формы социально-психологической помощи пациентам в условиях стационара. На основе анализа литературы рассмотрены физиологические и психологические эффекты клоунотерапии. Анализируются результаты эмпирических исследований воздействия клоунотерапии, которые подтверждают успешность реализации ряда задач, выдвигаемых больничными клоунами, и обсуждаются их ограничения.
Ключевые слова: больничная клоунада; клоунотерапия; кризис; юмор; реабилитация; социально-психологическая помощь.
На данный момент больничная клоунада становится все более популярным направлением работы в больнице. В России клоунотерапия развивается не только в крупных городах, но и по всей стране. В связи с таким развитием больничной клоунады возникает потребность в более точном изучении эффектов данной терапии на состояние больных пациентов.
Больничная клоунада – это форма оказания социально-психологической помощи детям, проходящим длительное лечение [1]. Что же делает больничный клоун, чтобы помочь пациентам? В первую очередь клоун приходит в больницу, чтобы поиграть с ребенком, развлечь его, помогает ему отвлечься на некоторое время от больничной атмосферы. Реквизит больничного клоуна отличается от того, что используется в цирковой или эстрадной работе. Так, хотя костюм больничного клоуна тоже может включать отличительный красный нос, огромные ботинки, нарядную шапку, они не пользуются традиционным для циркового представления ярким гримом, чтобы не напугать ребенка. Взаимодействие ведется на гораздо более близкой дистанции, чем в варианте сцены. Большую часть реквизита составляют предметы больничного быта и их имитация. Зачастую клоунов можно встретить в халате, у них могут быть игрушки и муляжи шприцов, градусников, которые лишь напоминают настоящие, но совсем не пугающие ребенка, что помогает им справится с тревогой, связанной с болезненными процедурами. Перед первым походом в больницу, будущий больничный клоун проходит специализированное обучение.
Профессиональная больничная клоунада начала развиваться в 1986 году в США. В странах Западной Европы также используется практика больничной клоунады для реабилитации больных. Некоторые из них волонтёрские, некоторые профессиональные, например, Soccorso Clown в Италии, Rire medecin во Франции, Big Apple Circus в США и другие.
В нашей стране данным видом клоунады занимаются две некоммерческие благотворительные организации: – «Доктор клоун» – волонтерская и «Больничные клоуны» – профессиональная. Они работают в Москве, Санкт-Петербурге, Казани, Ростове-на-Дону, Орле и в Рязани. Также они расширяют свои границы и проводят обучающие семинары в других регионах России и СНГ [2].
Всё большее распространение практики клоунотерапии, с одной стороны, и её дискуссионность в контексте клиники, с другой, вызывают потребность в её научном обосновании. Эффективность больничной клоунады может достигаться за счёт различных механизмов: физиологических, психологических, социальных и др.
Ряд исследований, подтверждает влияние юмора и смеха на улучшение физического здоровья человека [3].
Были выявлены различные влияние смеха на артериальное давление. Обнаружили [9], что женщины с более высокими показаниями по шкалам оценки юмора, как правило, имеют более низкие уровни систолического артериального давления. Однако противоположные данные были получены в отношении мужчин. Уровень систолического артериального давления был выше у испытуемых с более высокими показателями по шкалам оценки юмора. Авторы исследования предложили, что данный феномен связан со стилем юмора. Женщины склонны использовать более адаптивные формы юмора, а мужчины предпочитают агрессивный вид юмора, который ведет к повышению артериального давления.
Наиболее определенные данные были получены в отношении болеутоляющего эффекта. В эксперименте [10] испытуемых просили погрузить руку в ледяную воду и засекали, сколько времени человек может терпеть такой болезненный стимул, тем самым измеряли их болевой порог. Образовали четыре группы с разными стимулами: одним предъявляли аудиозапись с обычным повествованием (лекция по этике), другим аудиозапись для мышечной релаксации, третьим аудиозапись юмористического выступление и контрольной группе ничего не предъявляли. В результате обнаружилось, что болевой порог испытуемых из второй и третьей группы оказался выше, чем для контрольной группы и для тех, кто слушал лекцию.
Эмоциональное состояние может влиять на иммунитет. Исследования [11] показывают, что отрицательные эмоции, такие как гнев, депрессия и страх, могут отрицательно влиять на ряд параметров иммунитета, хотя на другие его параметры те же самые эмоции могут влиять положительно. В исследовании [12] изучали влияние просмотра комедийных записей на уровень секреторного иммуноглобулина А. Было обнаружено повышение уровня секреторного иммуноглобулина А после просмотра выбранной записи относительно начального уровня. Данных в этой области исследования немного, и они противоречивые, со многими методологическими ограничениями. Механизмы этих влияний все еще недостаточно изучены, поэтому необходимо продолжать исследования в данной области.
Больничная клоунада оказывает положительное влияние на человека не только с биологической точки зрения, но и с психологической и социальной тоже. Ситуация госпитализации является психотравмирующей для человека, в особенности для ребенка. Исследование [4] была описана моторика таких детей. Они становятся двигательно-пассивными, задерживается моторное развитие из-за ситуации тяжелой эмоциональной депривации. Для успешного преодоления такого кризиса пациент нуждается в правильной организации больничной среды, которая могла бы минимизировать стресс и стимулировать дальнейшее выздоровление.
Больничные клоуны преследуют в своей работе выполнение таких задач, как [2]:
сокращение сроков синдрома «госпитализма»;
сокращение длительности стрессовых состояний у детей при первой и последующих госпитализациях ребенка;
отвлечение и психологическая разгрузка ребенка в предоперационный период и непосредственно после операции; отвлечение и снятие болевого синдрома немедикаментозными методами при проведении медицинских манипуляций.
Другие авторы дополняют список задач [6]:
гармонизировать психологическое состояние ребенка в больнице через игру и интерактивное общение;
мотивировать детей на правильное и при этом веселое принятие лекарств.
Успешность достижения целого ряда из этих задач подтверждается эмпирическими данными. Так, исследование [5] показало, что наиболее эффективно снижается предоперационная тревога и беспокойство у детей медикаментозным методом, но он не лишен недостатков. Многие пациенты могут проявлять сильный стресс и отсутствие готовности к процедуре в процессе введении анестезии. Больничная клоунада помогает избежать медикаментозного воздействия и способствует выстраиванию благоприятных отношений с ребенком.
По данным опроса [6] обнаружилось, что больничная клоунада улучшает самочувствие пациентов, улучшается их адаптация к больничной обстановке.
В результате исследования [7] обнаружилось, что обследуемые не только испытывают веселье, но и чувство, описанное как трансцендентное, которое включает: воодушевление, ценность собственной личности, свою привилегированность, эмоциональный подъем.
Тем не менее, эффективность реализации некоторых задач, декларируемых больничными клоунами, не получила подтверждения в эмпирических исследованиях. В одном из исследований [8] регистрировалась лицевая экспрессия пациента в процессе взаимодействия с больничным клоуном. Сравнивалась частота улыбки Дюшена, которая считается наиболее точным объективным показателем переживания чувства смешного и радости, с количеством других видов улыбки (например, улыбка вежливости и т.п.). Оба типа улыбок проявлялись во время выступления больничного клоуна. Результаты исследования показали наличие индивидуальных различий в эмоциональном реагировании пациентов на вмешательство клоунотерапевта. Терапия была наиболее эффективна с пациентами, у которых более выражена жизнерадостность как черта личности (использовался опросник State Trait Cheerfulness Inventory (STCI-T-60)). Они в большей степени готовы реагировать положительно на юмористические стимулы в разных ситуациях. Таким образом, исследование демонстрирует, что вмешательства больничных клоунов подходят не всем группам пациентов и не всегда вызывают сильные положительные эмоции.
Хотя исследований в данной области становится все больше, по-прежнему существуют пробелы в определении того, какие аспекты наиболее эффективно приводят к положительным результатам. Возможно, работа больничного клоуна лишь повторяет работу с другими специалистами, будь то психолога, социального работника, врача или эффект их работы больше напоминает семейную поддержку. Несомненно, юмор и смех – важный аспект для выздоровления, но их влияние все еще нужно исследовать.
Литература:
- Гурьева Е. С. Теоретические аспекты больничной клоунады – анализ отечественной и зарубежной литературы // Казанский педагогический журнал. — 2016. — С. 139-141.
- Уракова Е. С., Седов К. С. Больничные клоуны: игра или профессия? // Российский журнал детской гематологии и онкологии. — 2015. — С. 61-64.
- Мартин Р. Психология юмора. — СПб: Питер, 2009. — 480 с.
- Ribble M. A. The rights of infants. N. Y., 1943.
- Vagnoli L., Caprilli S., Messeri A. Parental presence, clowns or sedative premedication to treat preoperative anxiety in children: what could be the most promising option? // Europe's Journal of Psychology. — 2010. — С. 937-943.
- Сиротина Т. В. Больничная клоунада как технология адаптации и реабилитации ребенка в больничном учреждении / Сиротина Т. В., Миллер С. М. // Baikal Research Journal. – 2015. — Т. 6, № 6. — DOI.
- Auerbach S., Hofmann J., Platt T., Ruch W. An investigation of the emotions elicited by hospital clowns in comparison to circus clowns and nursing staff // European Journal of Humour Research. — 2013. — С. 26-52.
- Auerbach S. Are Clowns Good for Everyone? The Influence of Trait Cheerfulness on Emotional Reactions to a Hospital Clown Intervention // Frontiers in Psychology. — 2017. — С. 1-8.
- Crawford M., Gressley D. (1991). Creativity, caring, and context: Women`s and men`s accounts of humor preferences and practices. Psychology of Women Quarterly, 15(2), 217-231.
- Cogan R., Cogan D., Waltz W., McCue M. (1987). Effects of laughter and relaxation on discomfort thresholds. Journal of Behavioral Medicine, 10(2), 139-144.
- Booth R. J., Pennebaker J.W. (2000). Emotions and immunity. In Lewis M., Haviland-Jones J.M. (Eds.), Handbook of emotions (2nd ed., pp. 558-570). New York: Guilford.
- Lefcourt H.M., Davidson-Katz K., Kueneman K. (1990). Humor and immunesysrem functioning. Humor: International Journal of Humor Research, 3(3), 305-321.