Особенности восприятия интернет-пространства у студентов медицинских вузов | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Завадская М. В. Особенности восприятия интернет-пространства у студентов медицинских вузов // Молодой ученый. — 2018. — №1.1. — С. 14-15. — URL https://moluch.ru/archive/187/47667/ (дата обращения: 18.11.2019).



В данной статье поднимается одна из самых актуальных тем последних десятилетий – проблема интернет-зависимости у взрослых и её влияние на особенности личностной организации у студентов медицинского университета. А также в статье рассматриваются различия между людьми с разной степенью интернет-зависимости.

Ключевые слова: восприятие интернет-пространства, студенты медицинского университета.

В связи с изменившимися за последние десятилетия социально-экономическими и политическими условиями жизни в России, возникли новые социально-психологические проблемы, связанные с самореализацией, организацией времени, повышением интеллектуального уровня и духовным развитием. Одной из причин является неограниченный доступ к интернет-пространству. Современный мир трудно представить без множества компьютеров, смартфонов, планшетов – всё это стало неотъемлемой частью нашего существования. Работа многих людей связана с интернет-ресурсами, юноши и девушки не могут выйти из дома без мобильного устройства, подростков и даже детей поглощает мир онлайн-игр. Такая свобода в использовании виртуальной реальности все чаще становится губительной для молодых людей. Бесконтрольное погружение в мир интернета может иметь самые разные негативные последствия, как для самого «погруженного», так и для его близкого окружения. Таким образом появляется интернет-зависимость.

Интернет-зависимость, как и любой вид зависимости, мешает счастливой и полноценной жизни, в связи с чем зависимому необходима профессиональная психологическая коррекция. Поэтому изучение генезиса, форм и проявлений интернет-зависимости у взрослых людей наиболее актуально в современном обществе.

В связи с вышеизложенным целью нашего исследования является изучение восприятия интернет-пространства у студентов «помогающих» профессий. Для детального изучения проблемы восприятия интернет-пространства мы использовали следующие методики: шкала интернет-зависимости С. Чен (шкала CIAS) в адаптации В.Л. Малыгина и К.А. Феклисова, опросник Е.А. Щепилиной «Восприятие интернета», специально разработанная анкета для изучения особенностей пользования интернетом. Мы использовали методы математической и статистической обработки: выявление различий в уровне исследуемого признака (критерий Крускала-Уоллиса), ранговая корреляция (коэффициент ранговой корреляции rs Спирмена).

В нашем исследовании приняли участие 66 студентов медицинского университета, обучающиеся на двух факультетах (Психолого-социальный, Лечебный) в возрасте от 18 до 22 лет. Всего было три группы: 1 – студенты с интернет-зависимостью, 2 – группа риска, 3 – группа нормы.

Анализ результатов исследования показал, что среди 66 испытуемых количество интернет-зависимых в процентном соотношении составляет 24 %, группа риска – 44 %. Группу нормы в процентном соотношении составили всего 32% от всей выборки. Было выявлено, что особенности восприятия интернета различаются у студентов Лечебного и Психолого-социального факультета. Оказалось, что среди студентов, обучающихся на лечебном факультете чаще встречаются те, кто обращается к интернет-источникам один раз в день(р=0,375). Также стоит отметить, что студенты лечебного факультета значительно чаще используют интернет для чтения новостей в отличие от студентов Психолого-социального факультета(р=0,265).

Результаты нашего исследования показали, что юноши наиболее склонны к принадлежности к сетевой субкультуре, о чем свидетельствует положительная корреляционная связь между показателями пола и принадлежностью к сетевой субкультуре (r=0,252; p=0,001).Стоит отметить также, что представители мужского пола чаще обращаются к интернет-источникам с целью общения, о чем также свидетельствует диагностируемая нами положительная корреляционная связь между показателями пола и уровня общения (r=0,294; p=0,000). Было выявлено, что интернет-зависимые испытуемые меньше пользуются интернетом в учебных целях, об этом свидетельствует отрицательная корреляционная связь между показателем интернет-зависимости и использования интернета для учебы(к=-0,273;р=0,024). Также важно отметить, что студенты с интернет-зависимостью чаще ведут в интернете свой блог, чем студенты группы нормы, об этом свидетельствует устойчивая корреляционная связь между показателями интернет-зависимости и ведения блога(r=0,278;p=0,002). Интернет-зависимые студенты во время каникул проводят больше времени в интернете в отличие от студентов группы нормы, об этом можно судить по диагностируемой нами положительной корреляционной связи между показателями интернет-зависимости и использования интернета во время каникул (r=0,310; p=0,048). Испытуемые с интернет-зависимостью гораздо чаще начинают свой день с проверки почты и социальных сетей, об свидетельствует устойчивая корреляционная связь между показателем интернет-зависимости и показателем начинания дня с проверки электронной почты и социальных сетей (r=0,314; p=0,001)

Математический анализ данных показал, что существуют значимые различия между группами в целях использования интернета в качестве отдыха (р=0,026), обращения к интернет-источникам для ведения блога(р=0,002). Также значимые различия выявлены в уровне большего обращения к интернет-источникам во время отдыха(р=0,048) и более редкого обращения к интернет-источникам на отдыхе(р=0,018). Обнаружены значимые различия в начинании дня с проверки почты и социальных сетей(р=0,001), в количестве источников интернета(р=0,011), в уровне принадлежности к сетевой субкультуре(р=0,001), уроввне не целенаправленности поведения(р=0,000), уровне мотивации пользования интернетом(р=0,003). Также выявлены значимые различия в уровне изменения состояния сознания в результате пользования интернетом(р=0,000), в уровне восприятия интернета как лучшего(р=0,000), в уровне общения с помощью интернет-источников(р=0,000), уровне восприятия пространства в интернете(р=0,037), в уровне восприятия интернета как проективной реальности(р=0,000), в уровне стремления перенести нормы виртуального мира в реальный(р=0,024).

Также анализ результатов нашего исследования показал, что дети из многодетных семей больше склонны к общению через интернет, чем единственные дети в семье. Об этом говорит положительная корреляционная связь между показателями количества детей в семье и общения в интернете (r=0,273; p= 0,027). Единственные дети в семье меньше склонны к изменению состояния сознания и восприятию интернета как лучшего по сравнению с реальностью. Об этом свидетельствуют отрицательные корреляционные связи между соответствующими показателями (r= -0,257; p=0,037; и r= -0,347; р= 0,004). А младшие дети в семье чаще воспринимают интернет как лучшее. Это подтверждается положительной корреляционной связью между показателем порядка рождения ребёнка и показателем восприятия интернета как лучшего по сравнению с реальностью (r= 0,288; p=0,019).

Таким образом, анализируя результаты нашего исследования, можно сделать заключение, что почти у четверти респондентов наблюдается выраженная интернет-зависимость, а в группе риска оказалась почти половина исследуемых студентов. Вне зависимости от уровня интернет-зависимости все студенты примерно одинаково воспринимают время в интернете и не одушевляют интернет-пространство.

Стоит отметить, что приобщение к сетевой субкультуре в большей степени характерно для юношей. Также при изучении связи между показателями пола и цели обращения к интернет-ресурсам, было выявлено, что представители мужского пола чаще обращаются к интернет-источникам с целью общения.

Результаты исследования показали, что существуют статистически значимые различия в особенностях восприятия интернет-пространства между студентами разных факультетов. Оказалось, что студенты Лечебного факультета чаще используют интернет для чтения новостей и заходят в сеть всего один раз в день.

Также были выявлены значимые различия в особенностях восприятия интернет-пространства у студентов с разным уровнем интернет-зависимости. Интернет-зависимые студенты в большей степени склонны к ведению блога, использованию интернета в качестве отдыха. Студенты с ярко выраженной интернет-зависимостью в отличие от студентов, у которых эта зависимость отсутствует склонны к постоянной проверке электронной почты и социальных сетей.

Дети из многодетных семей больше склонны к общению через интернет в отличие от единственных детей в семье. Единственные дети в семье в меньшей степени склонны к изменению состояния сознания в результате пользования интернетом, также для них менее характерен «уход» от реального мира. А младшие дети, наоборот, чаще воспринимают интернет как лучшее, предпочтительнее по сравнению с реальной жизнью.

Результаты исследования могут быть применены в деятельности практических психологов, специализирующихся на помощи людям, страдающим интернет-зависимостью. А также для регуляции условий работы и учёбы студентов с учётом их уровня зависимости.

Основные термины (генерируются автоматически): студент, интернет, положительная корреляционная связь, сетевая субкультура, показатель интернет-зависимости, медицинский университет, Лечебный факультет, использование интернета, группа риска, ведение блога.


Похожие статьи

Отношение к здоровью у студентов с интернет-зависимостью

Об этом свидетельствует положительная корреляционная взаимосвязь между показателями уровня-интернет зависимости и особенностей восприятия интернета.

Педагогическая профилактика интернет-зависимости...

Педагогическая профилактика интернет-зависимости у студентов младших курсов. Авторы: Хентонен Анна Геннадьевна, Турчанинов Станислав

Образ жизни и представление о здоровье студентов младших курсов факультета безопасности жизнедеятельности.

Проблема интернет-зависимости среди подростков

Термин «Интернет-зависимость» ввёл доктор Айвен Голдберг в 1996 году для описания неосознанно долгого пребывания в Интернете.

Поэтому все подростки-пользователи пойманы одной сетью и находятся в одной группе риска.

Проблемы игровой компьютерной интернет-зависимости...

Развитие современных технологий связи, сетевой компьютерной обработки информации освободила человека от написания писем, телеграмм, чтения печатных книжных изданий (в том числе использование библиотечного фонда и личных библиотек)...

Профилактика интернет-зависимости молодежи - путь...

Профилактика интернет-зависимости молодежи - путь преодоления виртуальных девиаций.

Можно привести положительные стороны интернет-взаимодействий, обеспечивающие реализацию

Таковы наиболее типичные проявления патологичного использования Сети [4].

Смысложизненные ориентации студентов-первокурсников...

студент, уровень интернет-зависимости, интернет-зависимое поведение, Шкала интернет-зависимости, Чен, интернет, собственная жизнь, риск, мина, юношеский возраст.

Профилактика интернет-зависимого поведения как одно из...

Таблица 2. Режим использования интернета.

здоровый образ жизни, виртуальная реальность, здоровье, факторы риска, интернет-зависимость, вредные привычки.

Современные представления о факторах, способствующих...

3) компульсивное применение интернета — данное определение сводится к использованию интернета для азартных игр, онлайновых аукционов и электронных покупок

В подростковом возрасте, важным фактором риска развития интернет-зависимости можно считать нарушения...

Похожие статьи

Отношение к здоровью у студентов с интернет-зависимостью

Об этом свидетельствует положительная корреляционная взаимосвязь между показателями уровня-интернет зависимости и особенностей восприятия интернета.

Педагогическая профилактика интернет-зависимости...

Педагогическая профилактика интернет-зависимости у студентов младших курсов. Авторы: Хентонен Анна Геннадьевна, Турчанинов Станислав

Образ жизни и представление о здоровье студентов младших курсов факультета безопасности жизнедеятельности.

Проблема интернет-зависимости среди подростков

Термин «Интернет-зависимость» ввёл доктор Айвен Голдберг в 1996 году для описания неосознанно долгого пребывания в Интернете.

Поэтому все подростки-пользователи пойманы одной сетью и находятся в одной группе риска.

Проблемы игровой компьютерной интернет-зависимости...

Развитие современных технологий связи, сетевой компьютерной обработки информации освободила человека от написания писем, телеграмм, чтения печатных книжных изданий (в том числе использование библиотечного фонда и личных библиотек)...

Профилактика интернет-зависимости молодежи - путь...

Профилактика интернет-зависимости молодежи - путь преодоления виртуальных девиаций.

Можно привести положительные стороны интернет-взаимодействий, обеспечивающие реализацию

Таковы наиболее типичные проявления патологичного использования Сети [4].

Смысложизненные ориентации студентов-первокурсников...

студент, уровень интернет-зависимости, интернет-зависимое поведение, Шкала интернет-зависимости, Чен, интернет, собственная жизнь, риск, мина, юношеский возраст.

Профилактика интернет-зависимого поведения как одно из...

Таблица 2. Режим использования интернета.

здоровый образ жизни, виртуальная реальность, здоровье, факторы риска, интернет-зависимость, вредные привычки.

Современные представления о факторах, способствующих...

3) компульсивное применение интернета — данное определение сводится к использованию интернета для азартных игр, онлайновых аукционов и электронных покупок

В подростковом возрасте, важным фактором риска развития интернет-зависимости можно считать нарушения...

Задать вопрос