Использование графических редакторов в воспитательном пространстве центра помощи детям | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 2 ноября, печатный экземпляр отправим 6 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №1 (187) январь 2018 г.

Дата публикации: 09.01.2018

Статья просмотрена: 599 раз

Библиографическое описание:

Сарыева, Р. П. Использование графических редакторов в воспитательном пространстве центра помощи детям / Р. П. Сарыева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 1 (187). — С. 154-157. — URL: https://moluch.ru/archive/187/47609/ (дата обращения: 19.10.2024).



В статье рассматривается практический опыт применения графических редакторов в воспитательном пространстве центра помощи детям.

Ключевые слова: графический редактор, персональный компьютер, центр помощи детям, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей.

В современных условиях существует необходимость поиска нестандартных подходов к решению педагогических задач, возникающих в образовательно-воспитательной системе центра помощи детям. Это обусловлено рядом факторов. В первую очередь тем, что современное поколение воспитанников родилось «с кнопкой на пальце», фактически с рождения впитав тягу к гаджетам, любовь к компьютеру и прочей технике. В благоприятных условиях даже дети младшего школьного возраста довольно свободно владеют персональным компьютером: умеют включить и выключить его, запустить программы, распечатать документ с помощью принтера.

Поскольку воспитание процесс сложный и многогранный, то он налагает на воспитателей центра помощи детям большую ответственность за то, какими качествами будет обладать ребенок к моменту выпуска из стен учреждения. Именно от воспитателей в большей степени зависит, будет ли это социально адаптированная личность, способная нести ответственность за свои поступки, ориентироваться в условиях постоянно меняющегося мира либо же человек, который может лишь «плыть по течению», попадая в плохую компанию. Воспитатель проводит с ребенком больше времени по сравнению с остальными педагогами учреждения, он лучше знает индивидуальные особенности своих воспитанников, с ним дети делятся проблемами и маленькими радостями. Поэтому в условиях доминирования визуальной среды именно воспитателю следует способствовать целенаправленному формированию у воспитанников особых умений визуализации информации.

Относительно аудиовизуальной информации преимущественное значение приобретает процесс восприятия информации.

Созерцание следует рассматривать как чувственное проникновение человека в сущность предмета при помощи всех органов чувств. В основе чувственного познания лежат первичные познавательные процессы: ощущение и восприятие.

Восприятие — это наглядно-образное отражение действующих в данный момент на органы чувств предметов и явлений действительности в совокупности их различных свойств и частей [1, с. 99].

Зрительное восприятие обычно определяется как процесс построения видимого образа окружающей действительности. Рабочим органом зрительного восприятия является глаз [1, с. 101].

В исследованиях говорится о том, что 90 % информации об окружающем мире человек получает через зрительный анализатор.

При организации восприятия как целенаправленной деятельности, то есть наблюдения, необходимо исходить из того, что наибольшей пропускной способностью обладает зрительный анализатор. Однако пропускную способность регулирует не сам анализатор, а мозг, поэтому, как установлено в экспериментах и подтверждено опытным путем, на одну единицу информации, подлежащей усвоению, необходимо давать две единицы пояснений, т. е. дополнительной информации.

По типу ведущего анализатора восприятие (чувственная модальность) подразделяется на визуальное (зрительное), аудиальное (слуховое), кинестетическое (двигательное) [2].

Тем не менее, грамотная визуализация информации позволяет решить целый ряд педагогических задач:

‒ обеспечение интенсификации процесса обучения и воспитания;

‒ активизации учебной и познавательной деятельности;

‒ формирование и развитие критического и визуального мышления;

‒ зрительного восприятия;

‒ образного представления знаний и учебных действий;

‒ передача знаний и распознавания образов и, как следствие, социокультурная адаптация воспитанников;

‒ повышения визуальной грамотности и визуальной культуры.

Приобщать детей к достижениям современного общества, в том числе и к компьютерным технологиям, наравне с педагогами дополнительного образования должен и воспитатель. Это возможно только в том случае, если он сам владеет этими технологиями и готов делиться накопленным опытом с детьми. Одной их информационно-коммуникационных технологий, успешно применяемой на практике в деле визуализации информации, в наше время стали графические редакторы.

В широком смысле под графическим редактором понимают любую компьютерную программу, с помощью которой можно просматривать и редактировать цифровые изображения.

В более узком смысле графический редактор — программа (или пакет программ), позволяющая создавать, просматривать, обрабатывать и редактировать цифровые изображения (рисунки, картинки, фотографии) на компьютере [3].

Принято выделять два типа графических редакторов: векторные и растровые. Наиболее известный растровый графический редактор — это платный Adobe Photoshop. В своей практической деятельности мы рекомендуем использовать его бесплатный аналог GIMP, довольно хорошо работающий с операционной системой Windows. Среди векторных графических редакторов популярностью пользуются платные Adobe Illustrator и Corel Draw (для операционных систем Microsoft Windows и Mac OS X). Однако в педагогической деятельности стоит посоветовать применить свободно распространяемый и бесплатный графический редактор Inkscape.

Говоря о важности грамотного представления визуальной информации, стоит отметить, что она воспринимается человеком по-разному. Зависит это в большей степени от того, в каком обрамлении информация попадает в поле нашего внимания. Очень большое значение в зрительном восприятии играет цвет, размер, расположение объектов. Работа в графических редакторах помогает педагогу создавать такие дидактические материалы, которые будут отвечать требованиям современной визуальной коммуникации.

Для того чтобы оценить масштаб проникновения в педагогическую деятельность различных средств визуального представления данных, предлагаем проанализировать, с какими блоками информации работает воспитатель в центре помощи детям. Нами были выделены следующие блоки визуальной информации.

  1. Объекты в оформлении интерьера семейно-воспитательных групп:

‒ различные уголки, стенды;

‒ плакаты;

‒ тематические стенгазеты.

  1. Поздравительные открытки воспитанникам.

Например, в центре помощи детям каждый ребенок получает на День рождения открытку, изготовленную воспитателем. В Интернете можно найти большое количество изображений со свободной лицензией, которые можно использовать для изготовления открыток, отражающих индивидуальность каждого воспитанника. Подобные поздравления положительно влияют как на личностные субъект-субъектные взаимоотношения типа воспитатель — воспитанник, так и в целом способствуют созданию благоприятного психологического микроклимата в семейно-воспитательной группе.

  1. Раздаточный материал (памятки, буклеты). Актуальной для ребят является информация о противопожарной безопасности, правилах дорожного движения, правилах безопасного поведения в сети Интернет и так далее.
  2. Дидактические игры.

Так, графические редакторы позволяют создавать авторские настольные игры при относительно небольших временных затратах.

  1. Разработка дизайна грамот и наградных материалов для победителей различных конкурсов, проводимых внутри учреждения.

В соответствии с целью и задачами, а также направленностью конкурсов можно изготовить тематические дипломы и грамоты на основе бесплатных шаблонов, скачанных в сети Интернет.

  1. Обработка изображений, размещаемых на официальном сайте учреждения.

Информация на сайте должна регулярно обновляться, соответствовать нормативно-правовой базе и при этом соответствовать законам зрительного восприятия. Безусловно, графические редакторы помогают в достижении вышеперечисленных задач.

  1. Обработка и представление данных для различных статистических отчетов.

Представление статистических данных используется педагогом при проведении различных занятий с воспитанниками, а также при составлении отчетов о проделанной работе. Современная тенденция в образовании такова, что сейчас происходит уход от стандартных графиков и диаграмм в сторону повышения их наглядности с помощью использования различных вспомогательных изображений. Такой объект, выходящий за рамки обыденных стандартных способов представления статистических данных, позволяют получить графические редакторы.

  1. Работа над портфолио воспитателя.

Портфолио современного педагога — это уже не просто папка с файлами, в которую складывают дипломы, грамоты и благодарственные письма. Педагогическая действительность диктует нам новые требования, поэтому для грамотного создания хорошо структурированного портфолио, которое можно также разместить в сети Интернет, необходимо использование графических редакторов.

Безусловно, наиболее эффективно визуальную информацию будут воспринимать воспитанники, относящиеся к визуалам, поэтому, стоит подчеркнуть, что даже грамотное представление визуальных данных, не освобождает воспитателя от использования аналоговых способов передачи информации, чтобы она была доступна также остальным детям — аудиалам и кинестетикам.

Однако применение графических редакторов в воспитательном пространстве центра помощи детям позволяет сделать вывод о том, что на современном этапе — это не просто дань моде, а объективно необходимое условие эффективной социокультурной адаптации воспитанников, что является залогом их дальнейшей успешной самостоятельной жизни.

Литература:

  1. Ступницкий В. П. Психология: Учебник для бакалавров / В. П. Ступницкий, О. И. Щербакова, В. Е. Степанов. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2013–520 с.
  2. http://studopedia.org/1–3235.html
  3. https://ru.wikipedia.org/wiki/Графический редактор
Основные термины (генерируются автоматически): зрительное восприятие, ребенок, визуальная информация, воспитанник, воспитатель, графический редактор, редактор, центр помощи, грамотное представление, зрительный анализатор.


Похожие статьи

Применение наглядной информации в повышении педагогической культуры родителей

В статье автор показывает порядок применения наглядной информации в повышении педагогической культуры родителей.

Арт-терапия в работе с младшими дошкольниками

В предоставленной статье рассмотрены важность арт — терапии для младших дошкольников, арт — терапевтические техники и способы, применяемые в работе педагога — психолога в детских дошкольных учреждениях.

Использование инфографики на уроках истории при работе с детьми-инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

В статье автор рассматривает возможность использования инфографики на уроках истории для детей инвалидов и лиц с ОВЗ.

Детская книга как средство ранней профессионализации младших школьников

В статье рассматриваются особенности использования детской книги в ранней профессионализации детей в возрасте от 7 до 11 лет, посещающих начальную школу. Представлены результаты опытно-экспериментальной работы по ранней профессионализации младших шко...

Использование арт-терапевтических техник в работе с детьми дошкольного возраста

В данной статье рассмотрены арт-терапевтические техники и методики используемые в работе педагога-психолога в детских дошкольных учреждениях.

Взаимодействие образовательного учреждения и семьи в современных условиях

В статье автор раскрывает суть взаимодействия образовательного учреждения с родителями.

SMART-технологии в профессиональной деятельности учителя-дефектолога

В статье рассмотрены вопросы, связанные с возможностью применения технологии SMART в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством использования дидактических игр и пособий

В данной статье автор описывает педагогический опыт работы в МБДОУ «Детском саду № 2» г. Меленки Владимирской области по созданию условий для сенсорного развития детей раннего возраста посредством использования дидактических игр и пособий.

Роль дидактических игр в развитии детей старшего дошкольного возраста

В статье раскрываются возможности использования дидактических игр в развивающем пространстве детского сада. Даются методические рекомендации по использованию дидактических игр с детьми старшего дошкольного возраста, описывается опыт работы.

Современная игровая технология «лэпбук» как средство познавательного развития дошкольников

В статье рассматривается вопрос об использовании современной игровой технологии «Лэпбук» при организации занятий с дошкольниками.

Похожие статьи

Применение наглядной информации в повышении педагогической культуры родителей

В статье автор показывает порядок применения наглядной информации в повышении педагогической культуры родителей.

Арт-терапия в работе с младшими дошкольниками

В предоставленной статье рассмотрены важность арт — терапии для младших дошкольников, арт — терапевтические техники и способы, применяемые в работе педагога — психолога в детских дошкольных учреждениях.

Использование инфографики на уроках истории при работе с детьми-инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

В статье автор рассматривает возможность использования инфографики на уроках истории для детей инвалидов и лиц с ОВЗ.

Детская книга как средство ранней профессионализации младших школьников

В статье рассматриваются особенности использования детской книги в ранней профессионализации детей в возрасте от 7 до 11 лет, посещающих начальную школу. Представлены результаты опытно-экспериментальной работы по ранней профессионализации младших шко...

Использование арт-терапевтических техник в работе с детьми дошкольного возраста

В данной статье рассмотрены арт-терапевтические техники и методики используемые в работе педагога-психолога в детских дошкольных учреждениях.

Взаимодействие образовательного учреждения и семьи в современных условиях

В статье автор раскрывает суть взаимодействия образовательного учреждения с родителями.

SMART-технологии в профессиональной деятельности учителя-дефектолога

В статье рассмотрены вопросы, связанные с возможностью применения технологии SMART в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством использования дидактических игр и пособий

В данной статье автор описывает педагогический опыт работы в МБДОУ «Детском саду № 2» г. Меленки Владимирской области по созданию условий для сенсорного развития детей раннего возраста посредством использования дидактических игр и пособий.

Роль дидактических игр в развитии детей старшего дошкольного возраста

В статье раскрываются возможности использования дидактических игр в развивающем пространстве детского сада. Даются методические рекомендации по использованию дидактических игр с детьми старшего дошкольного возраста, описывается опыт работы.

Современная игровая технология «лэпбук» как средство познавательного развития дошкольников

В статье рассматривается вопрос об использовании современной игровой технологии «Лэпбук» при организации занятий с дошкольниками.

Задать вопрос