Статья затрагивает пробелы законодательства, касающегося принудительных мер медицинского характера, соединенных с исполнением наказания, а также варианты исключения этих пробелов. Вносятся предложения по модернизации уголовно- исполнительной системы и Уголовно-исполнительного кодекса.
Ключевые слова: принудительные меры медицинского характера, соединенные с исполнением нака зания; законодательство, регулирующее применение принудительных мер медицинского характера.
Основной материал. В настоящее время не только уголовное законодательство, регламентирующее применение принудительных мер медицинского характера, но и медицинское нуждается во внесении изменений. Уголовный закон регулирует на данный момент не только основы принудительных мер медицинского характера — цели, виды, основания, но и порядок применения данных мер. Так, ст. 102 УК РФ содержит нормы продления, изменения и прекращения принудительных мер медицинского характера, которые перекликаются со ст. 104 УК РФ — о принудительных мерах, соединенных с исполнением наказания [2]. Нам кажется, что было неверным с законодательной точки зрения сделать УК ведущим законом в регламентации именно применения принудительных мер медицинского характера, соединенных с исполнением наказания. Основным в данном вопросе, как нам кажется, должно являться уголовно- исполнительное законодательство, которое в данное время требует полной замены норм, касающихся принудительных мер.
Кроме Уголовно-исполнительного кодекса, мы не нашли ни одного документа, в котором был бы закреплен порядок исполнения наказания, соединенного с принудительными мерами медицинского характера, а также применения принудительных мер медицинского характера к осужденным, заболевшим во время отбывания наказания тяжелым психическим расстройством, хотя наличие такового документа, как нам кажется, является обязательным. Свою точку зрения мы можем подтвердить тем, что принудительные меры медицинского характера — это единственный вид лечения достаточно сложного в определении, специфического заболевания — психического расстройства, который назначается именно судом, а не медицинской комиссией после осмотра осужденного. Именно в этом заключается их особенность, требующая к себе особого внимания, отделения от общих норм медико- санитарного обеспечения осужденных в отдельном правовом акте.
Ранее действовали Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений Министерства юстиции Российской Федерации от 14 ноября 2005 г. (утверждены приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 3 ноября 2005 г. No 205), сейчас утратили силу. В настоящее же время, кроме законодательства о здравоохранении России, существуют нормативно- правовые акты, касающиеся именно медико- санитарного обеспечения осужденных в местах лишения свободы, такие как: Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ и Министерства юстиции РФ от 17 октября 2005 г. No 640/190 «Порядок организации медицинской помощи лицам, отбывающим наказание в местах лишения свободы и заключенным под стражу» [5], Приказ Минюста РФ от 16 августа 2006 г. No 263 «Об утверждении перечней лечебно- профилактических и лечебно-исправительных учреждений уголовно- исполнительной системы для оказания медицинской помощи осужденным» [6], Положение о психиатрической больнице учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, Приказ Министерства юстиции РФ от 1 декабря 2005 г. No 235 (в ред. Приказов Минюста РФ от 10.02.2006 No 20, от 25.09.2007 No 193) «Об утверждении инструкции о порядке направления осужденных к лишению свободы для отбывания наказания, их перевода из одного исправительного учреждения в другое, а также направления осужденных на лечение и обследование в лечебно- профилактические и лечебные исправительные учреждения» [7]. Этот список считается исчерпывающим.
Они восполняют некоторые пробелы в исполнении наказания, соединенного с принудительными мерами медицинского характера и применении принудительных мер медицинского характера к осужденным, заболевшим во время отбывания наказания психическим расстройством, не исключающим вменяемости или тяжелым психическим расстройством, но больше, по в силу своей специфики, они, конечно, регулируют общее оказание медицинской помощи в системе исполнения наказания, регламентируют медицинское освидетельствование поступивших осужденных, некоторые аспекты оказания психиатрической помощи в исправительных учреждениях и т. д.
Эти нормативные акты содержат ряд проблем. Не уделено, как мы видим, должного внимания выявлению психических расстройств и исследованию психического состояния осужденных. Законодатель посчитал необходимым внести его в виде замечания «при необходимости применяются другие методы исследований». Ограничившись необходимостью проведения исследования психического состояния осужденного, он свел к нулю возможность выявления как реальных психических расстройств у осужденных, так и определения групп риска на ранних стадиях. Проблемой является не обязательность наличия врача специалиста, что напрямую закреплено в данных нормативных актах в словах «при наличии в штатах медицинской части врачей специалистов», хотя его наличие должно быть безоговорочным и необходимым для грамотной работы медицинской части. При наличии психических расстройств у подозреваемых, обвиняемых и осужденных лечебные мероприятия проводятся только в соответствии с назначениями врача психиатра. На практике наличие не только таких специалистов, но и должностей в штате во многих колониях просто не предусмотрено.
Хотелось также пояснить, что в данных законодательных актах различные психические расстройства во всех случаях включены в «другие заболевания», хотя это в корне неправильно, так как эти расстройства в большинстве своем могут являться более тяжелыми, чем все перечисленные законодателем заболевания, возникающие у лиц, отбывающих наказание и наносить больший вред как лицу, страдающему таким расстройством, так и окружающим.
Еще одним недостатком является регламентирование некоторых норм, касающихся освидетельствования. В данной части эти нормы должны быть исправлены в сторону обязательного медицинского освидетельствования всех прибывающих в исправительные учреждения осужденных. В связи с этим хотелось бы подчеркнуть, что на основании ч. 1 ст. 34 «основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан», утвержденных Верховным Советом РФ в 1993 г. [4], «оказание медицинской помощи (медицинское освидетельствование, госпитализация, наблюдение и изоляция) без согласия граждан или их законных представителей допускается в отношении лиц, страдающих заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, лиц, страдающих тяжелыми психическими расстройствами, или лиц, совершивших общественно- опасные деяния, на основаниях и в порядке, установленных законодательством Российской Федерации».
Мы считаем, что лицам, к которым судом были применены принудительные меры медицинского характера, также можно оказывать вышеуказанную медицинскую помощь без их согласия, что не нарушит их прав, закрепленных в основном законе государства — Конституции РФ, в которой говорится, что «каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь» [1], а также «права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства».
Такое лечение не может быть неэффективным, даже если оно осуществляется против желания пациента, способного к осознанно волевой регуляции.
Учитывая все вышесказанное, все же самой, по нашему мнению, сложной проблемой является то, что в настоящее время в Уголовно-исполнительном кодексе РФ предусмотрены лишь две статьи, в которых есть упоминание о лечении преступников, страдающих психическими расстройствами, не исключающими вменяемости — ст. 18, 101 УИК РФ [3].
Не ставя целью комментирование текста статей, считаем необходимым отметить, что в ст. 18 УИК нет никакого свойственного исполнению наказаний, обширного деления норм. В данной статье отсутствует упоминание о лицах, которые могут заболеть тяжелым психическим расстройством и стать невменяемыми во время отбывания наказания, что является очень грубой ошибкой законодателя.
Часть 3 ст. 18 УК РФ содержит в своем составе следующее: «по решению медицинской комиссии применяется обязательное лечение». Здесь хотелось бы обратить внимание на несколько проблем. Во -первых, законодатель в данной формулировке не пояснил, о какой комиссии идет речь и когда она проводится. Также ни в одной статье УИК ни в сопутствующих нормативных актах не раскрыты порядок работы, состав комиссии, полномочия и права врачей и т. д. Во -вторых, такое понятие, как «обязательное лечение» — это, как нам кажется, совершенно новая категория лечения, его раскрытое определение не встретилось нам ни в одном законодательном акте.
Что касается ст. 101 УИК РФ, то ее пятая часть не содержит каких -либо существенных норм; часть вторая данной статьи говорит о трех видах учреждений исполнительной системы, созданных для лечения больных, отбывающих наказание, которыми являются лечебно-профилактические учреждения и медицинские части, а также лечебно-исправительные учреждения. Граница между ними обозначена законодателем настолько зыбко, что, согласно данной норме, правильное определение на лечение в определенное заведение невозможно даже в случае урегулирования этого вопроса иными подзаконными актами. В первую очередь трактовка любого лечения, а в особенности оказания психиатрической помощи внутри учреждений, исполняющих наказания, должна быть максимально четко и полно прописана, прежде всего, в основном законе об исполнении наказаний — Уголовно-исполнительном кодексе. То же касается закрепления и раскрытия в УИК понятий учреждений, занимающихся лечением осужденных, отбывающих наказание, четкого разделения больных, имеющих как различные виды заболеваний, так и различные формы психических расстройств, не только в зависимости от их видов, но и, что самое главное, в зависимости от тяжести заболевания или расстройства.
В свою очередь, в ч. 1 ст. 104 УК РФ го ворится, что в случаях, когда наряду с наказанием назначается амбулаторное принудительное наблюдение и лечение у психиатра, «принудительные меры медицинского характера исполняются по месту отбывания лишения свободы, а в отношении осужденных к иным видам наказаний — в учреждениях органов здравоохранения, оказывающих амбулаторную психиатрическую помощь» [2].
Оказанием данной помощи в учреждениях здравоохранения занимаются деятели медицины, это является темой многочисленных трудов и исследований медицинских специальностей, а в УИК РФ применение данных мер недостаточно полно раскрыто, не систематизировано и по большей части разбросано по главам кодекса, как, собственно, и оказание общей медицинской помощи при исполнении наказаний.
Подводя итоги рассмотрения некоторых законодательных актов, регулирующих оказание медицинской помощи в системе УИС, затрагивающих непосредственно оказание и психиатрической помощи, хотелось бы указать, что они должны быть приведены в соответствие с медицинскими нормами, а именно Законом Российской Федерации «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании».
Одновременно с этим должны быть устранены следующие проблемы:
1) проведение психиатрического освидетельствования комиссией врачей психиатров всех без исключения поступающих для отбывания наказания лиц;
2) пенитенциарная психиатрия должна начинаться не в исправительных колониях, а в СИЗО, где о психическом состоянии лица можно получить достаточно информации;
3) оказание медицинской помощи в местах лишения свободы должно улучшиться не только за счет совершенствования системы финансирования и роста квалификации медицинских работников, которым в последнее время уделяется огромное внимание, а в большей степени за счет увеличения штата медицинских работников (психологи, психиатры и др.) в медицинских частях исправительных учреждений, чтобы искоренить в законодательстве такие пункты, как «в случае отсутствия в штатах учреждения врача психиатра лечебные мероприятия осуществляются начальником медицинской части или врачом терапевтом по рекомендациям врача психиатра лечебно- профилактических учреждений и лечебных исправительных учреждений УИС или специализированных учреждений психиатрического профиля государственной и муниципальной систем здравоохранения»;
4) должен быть создан закон, который, не противореча существующим уголовному, уголовно- исполнительному и медицинскому законодательству и дополняя его, регулировал бы оказание именно психиатрической помощи в учреждениях исполнения наказания, с выделенными в нем разделами, регулирующими как общие нормы применения принудительных мер медицинского характера, соединенных с исполнением наказания, применения обязательного лечения в лечебных исправительных учреждениях, а также применения принудительных мер медицинского характера к лицам, страдающим тяжелыми психическими расстройствами в УИС, так и их мельчайшие части, при этом данный закон должен распространяться на мужчин и женщин в отдельности;
5) с учетом вышеизложенного материала, представляется необходимым внести изменения в Уголовно-исполнительный кодекс РФ, так как, как мы уже упоминали, он является основой реализации принудительных мер медицинского характера. Нужно учесть, что УИК содержит главу 3 «Учреждения и органы, исполняющие наказания и контроль за их деятельностью», статья 18 которой — «Применение к осужденным принудительных мер медицинского характера» — совершенно не вписывается в ее положения. То же касается и содержания ст. 101 «Медико- санитарное обеспечение осужденных к лишению свободы», расположенной в главе 13 «Условия отбывания на казания в исправительных учреждениях», а в особенности ч. 2 этой статьи, касающейся опять же учреждений, оказывающих медицинскую помощь.
Данная редакция принудительных мер медицинского характера является наиболее удачной, так как решает несколько наиболее важных проблем:
– Во-первых, улучшает порядок и качество оказания медицинской помощи, а также применения принудительных мер, соединенных с исполнением наказания, в местах его отбывания;
– Во-вторых, УИК РФ теперь действительно является основным законом, не считая конституцию, регулирующим исполнение принудительных мер медицинского характера, соединенных с исполнением наказания;
– В-третьих, данная глава впервые содержит в своем составе норму, регулирующую применение принудительной меры медицинского характера в виде стационарного лечения к осужденному, заболевшему тяжелым психическим расстройством во время отбывания наказания;
– В-четвертых, данная редакция содержит грамотное и четкое, как мы думаем разграничение медицинских учреждений уголовно- исполнительной системы, таким образом в очередной раз решая как проблему разделения диспансерного и стационарного лечения, так и четкого разграничения данных учреждений по категориям лиц, для лечения которых они предназначены.
Таким образом, данная глава впервые за крепляет то, что должно производиться освидетельствование всех осужденных лиц, а не только тех, кому судом были назначены принудительные меры медицинского характера, в момент прибытия их к месту отбывания наказания.
Учитывая все вышесказанное, а также то, что УИК, по нашему мнению, должен являться основным законом, регламентирующим лечение лиц, страдающих психическими расстройствами, не исключающими вменяемости, а также заболевших тяжелыми психическими расстройствами во время отбывания наказания, считаем необходимым систематизировать нормы УИК, касающиеся оказания общей медицинской помощи и исполнения принудительных мер медицинского характера, соединенных с исполнением наказания, а также применения принудительных мер медицинского характера к лицам, заболевшим тяжелыми психическими расстройствами во время отбывания наказания. Предлагаем объединить в одну главу ст. 18 и ст. 101, исключив их соответственно из гл. 3 УИК РФ и гл. 13 УИК РФ. Вновь образованную главу изложить в следующей редакции: основным в устранении проблем является решение вопроса с контролем. Должен осуществляться контроль за добросовестностью отношения медицинских работников исправительных учреждений к изучению личных дел поступивших осужденных, к самим осужденным; контроль за добросовестным выявлением и лечением должностными лицами и медперсоналом психических расстройств в УИС; контроль за ведением учета заболевших психическими расстройствами в местах отбывания наказания, выявленных психических расстройств только во время отбывания наказания, психически больных лиц, находящихся в УИС с улучшением психического состояния после лечения или его ухудшением; контроль за такими лицами после отбывания наказания.
Как пишет С. Х. Шамсунов, «нельзя не сказать о том, что деятельность ФСИН России при всей ее достигнутой самостоятельности отнюдь не бесконтрольна. Более того, имеются все основания говорить о разностороннем, постоянном и многоуровневом контроле» [9]. Автор указывает, что этот контроль осуществляют, во первых, международные организации разного уровня (ООН, европейские структуры и т. д.); во вторых, это государственный контроль, осуществляемый президентом и правительством Российской Федерации; третьим, по его мнению, имеется широкий общественный контроль, осуществляемый со стороны Общественной палаты РФ, Общественного совета по проблемам деятельности уголовно- исполнительной системы (с 2007 г.), Федеральным законом «Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания» (No 76 ФЗ от 10 июня 2008 г.), в соответствии с которым контроль осуществляют наблюдательные комиссии.
Чтобы осуществить предлагаемый нами контроль, необходимо создать организацию, в обязанности которой он должен входить. Данная организация должна осуществлять контроль за лицами с психическими расстройствами не только в момент отбывания наказания, но и после его завершения.
Кроме того, к ней должны перейти обязанности по контролю за применением принудительных мер медицинского характера к лицам, страдающим тяжелыми психическими расстройствами, а также обязанности по контролю за исполнением принудительных мер медицинского характера, соединенных с исполнением наказания. Это позволит не только устранить некоторые недостатки в сфере оказания психиатрической медицинской помощи в учреждениях исполнения наказания, но и решить более важную и серьезную проблему — подчиненность врача психиатра начальнику учреждения исполнения наказания.
Заключение.На сегодняшний день не все социально- правовые проблемы должны решаться и могут быть решены за счет законодательного регулирования и закрепления. Но нововведения в сфере уголовного, а также уголовно- исполнительного законодательства смогут позитивно повлиять на положение лиц, отбывающих наказание, особенно это касается лиц с психическими расстройствами, не исключающими вменяемости.
Литература:
- Конституция Российской Федерации [Электронный ресурс]: Федеральный конституционный закон от 12.12.1993г. (ред. от 21.07.2014г.) // Справочно-правовая система 'Консультант плюс'.
- Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 07.03.2017) (с изм. и доп., вступ. в силу с 30.03.2017) УК РФ, Ст.102. Продление, изменение и прекращение применения принудительных мер медицинского характера, Ст. 18. Рецидив преступлений// Гарант [Электронный ресурс]:Режим доступа http://www.garant.ru справочная правовая система.
- Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации от 08.01.1997 N 1-ФЗ (ред. от 28.11.2015, с изм. от 15.11.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2016) Раздел IV. Исполнение наказания в виде лишения свободы Гл. 13. Условия отбывания наказания в исправительных учреждениях Ст. 101. Медико-санитарное обеспечение осужденных к лишению свободы
- Постановление ВС РФ от 22 июля 1993 г. N 5489-I «О порядке введения в действие Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан»// Гарант [Электронный ресурс]: справочная правовая система Режим доступа http://www.garant.ru
- Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ и Министерства юстиции РФ от 17 октября 2005 г. No 640/190 «Порядок организации медицинской помощи лицам, отбывающим наказание в местах лишения свободы и заключенным под стражу»// Гарант [Электронный ресурс]: справочная правовая система Режим доступа http://www.garant.ru
- Приказ Минюста РФ от 16 августа 2006 г. No 263 «Об утверждении перечней лечебно- профилактических и лечебно-исправительных учреждений уголовно- исполнительной системы для оказания медицинской помощи осужденным» приказ Минюста РФ от 16 авг. 2006 г. No 263 // Гарант [Электронный ресурс]: справочная правовая система Режим доступа http://www.garant.ru
- Приказ Министерства юстиции РФ от 1 декабря 2005 г. No 235 (в ред. Приказов Минюста РФ от 10.02.2006 No 20, от 25.09.2007 No 193) «Об утверждении инструкции о порядке направления осужденных к лишению свободы для отбывания наказания, их перевода из одного исправительного учреждения в другое, а также направления осужденных на лечение и обследование в лечебно- профилактические и лечебные исправительные учреждения»
- Уголовно-процессуальное право Российской Федерации: учебник / Т. Ю. Вилкова и др. — Москва: Юрайт, 2013. — 859 с.
- Шамсунов С. Х. Самодержавная Россия / С. Х. Шамсунов, Г. В. Алексушин, П. В. Ященко, В. И. Селиверстов. М.: ИД «Юриспруденция», 2009. С. 283.