Возрождение Хабаровского кадетского корпуса имени графа Муравьева-Амурского | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №52 (186) декабрь 2017 г.

Дата публикации: 26.12.2017

Статья просмотрена: 311 раз

Библиографическое описание:

Антонова, Е. В. Возрождение Хабаровского кадетского корпуса имени графа Муравьева-Амурского / Е. В. Антонова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 52 (186). — С. 210-213. — URL: https://moluch.ru/archive/186/47480/ (дата обращения: 18.12.2024).



Кадетские корпуса — одно из самых значительных явлений в истории военно-учебных заведений России, да и в истории российского просвещения в целом. Они являлись первоначальной ступенью к подготовке офицеров и гражданских служащих. Значение накопленного в кадетских корпусах опыта выходит далеко за рамки только военной сферы, поскольку эти учебные заведения давали своим воспитанникам наряду со специальным военным и широкое гражданское образование. Но первостепенное место в процессе воспитания кадет исконно принадлежало Церкви, и даже весь уклад жизни корпусов покоился на православном календаре. Религиозное воспитание, лежавшее в основе нравственного воспитания, достигая глубины юношеских сердец, взращивало и укрепляло веру, прививало любовь к Богу, преданность Отечеству и Государю.

В России появление учреждений кадетского образования прямо связано с царствующей фамилией Дома Романовых, которые образовали в 1701 году Навигаторскую Школу (Петр I), в 1732 году Сухопутный шляхетный кадетский корпус (императрица Анна Иоанновна). В 1778 году Императрица Екатерина Великая основала в Москве 1-й Московский кадетский корпус.

Эти старейшие военно-учебные заведения были родоначальниками последовавшим за ними корпусами, которые создавались по всей необъятной территории России. В царствование Александра I были созданы пять корпусов, при Николае I — восемь корпусов, при Александре II — девять, при Александре III — два, при Николае II — семь корпусов.

От Варшавы до Хабаровска, от Санкт-Петербурга до Тифлиса, по всему протяжению Российской империи, в различных местностях и окруженные различными условиями жизни, кадетские корпуса жили совершенно одинаковой внутренней жизнью и имели совершенно одинаковую систему образования и воспитания кадет. Кадетские корпуса в России были ни с чем несравнимым, особым миром, из которого выходили крепкие духом, сплоченные между собой, образованные и дисциплинированные будущие офицеры, воспитанные в идеях православной веры, преданности царю и Отечеству.

Кадетское образование являлось отдельной, очень важной, ветвью системы образования дореволюционной России.

В 1943 году сразу после стратегической победы Красной армии над войсками немецкого вермахта под Курском, у нас в стране была создана система из 7 суворовских военных и нахимовских военно-морских училищ, созданных по «типу старых кадетских корпусов».

Хабаровский кадетский корпус имени графа Муравьева-Амурского был основан императором Николаем II в 1900 году. История его возникновения тесно связана с постепенным развитием и увеличением военных сил России в Приамурском крае и потребностью в высокообразованных и благочестивых офицерах и чиновниках, способных преданно служить Отчизне. Только создание кадетского корпуса было способно решить эту жизненно важную задачу дальневосточного региона.

Традиции, существовавшие в кадетском образовании дореволюционной Росси, соблюдались и в Хабаровском кадетском корпусе имени графа Муравьева-Амурского:

– нахождение под патронажем царствующих особ, причастность к событиям российского уровня;

– сочетание лучшего светского образования и военной подготовки;

– глубокая преданность Вере, Царю и Отечеству, высокий патриотизм и гражданственность;

– выделение в воспитании следующих основных направлений: военно-патриотического, духовно-нравственного, эстетического, трудового, физического;

– высокая требовательность к себе, дисциплина и самоорганизация, целеустремленность и ответственность кадет;

– бережное отношение к женщине;

– любовь к родному корпусу, верность кадетскому братству.

Благодаря этому из стен Хабаровского кадетского корпуса вышли сотни юных офицеров, которые не дрогнули перед наступающей угрозой, не оставили своей Православной веры, с глубоким чувством патриотизма защищали Отечество. Ни один кадет не изменил Клятве и остался верен Богу и Отчизне.

Несмотря на это, корпус постигла та же самая участь, которая постигла практические все кадетские корпуса послереволюционной России. 90 лет назад в Югославии был расформирован Хабаровский кадетский корпус имени графа Муравьева-Амурского, история которого к 1925 году насчитывала всего 25 лет.

История показывает, что формирование личности гражданина-патриота любой страны является определяющим элементом в деятельности государства, его важнейшей функцией.

В условиях изменение духовных, нравственных ценностей современного российского общества система подготовки офицерских кадров и государственных служащих должна отвечать требованиям государственной политики.

Патриотическое воспитание нации определено нашим Президентом В. В. Путиным в качестве приоритетной задачи государства и общества, и это накладывает на нас особую ответственность. В России есть существенный ресурс национального развития — ресурс нравственного, профессионального и национально-ориентированного государственного управления, который возможно использовать при подготовке кадров управленческой элиты с детства.

Поэтому в настоящий момент, исторический опыт прошлого по формированию личности офицера для общества и государства востребован. В современных условиях очень важно сохранить преемственность славных традиций офицерства, чтоб не только не растерять опыт, накопленный столетиями, но и приумножить достижения.

Система учреждений кадетского образования России существует и развивается. И сегодня, она существенно пополняется путем образования десятков новых кадетских корпусов, школ, классов в субъектах Российской Федерации. При этом их предназначение, количество, программы и сроки обучения были и остаются различными.

Возрождение кадетского образования в современной России началось в середине девяностых годов. В разных уголках России один за другим создавались профильные корпуса, клубы, школы и классы.

В 2006 году в Хабаровске на базе школы № 17 была открыта первая и единственная в регионе кадетская школа № 1 имени Федора Федоровича Ушакова. В ней действует восемнадцать классов и обучается 540 кадет. Воспитанники школы занимаются по уникальной программе, основанной на лучших военных традициях России. Регулярно проводятся встречи с ветеранами и офицерами армии и флота, строевые смотры.

Обязательные дисциплины в расписании школьников — начальная военная, строевая и огневая подготовка, рукопашный бой, хореография. В числе факультативов — занятия по истории казачества.

Все ученики кадетской школы носят военную форму.

На протяжении нескольких лет своего существования жизнь Кадетской школы неразрывно связана с приходом святого благоверного князя Александра Невского. Не только в православные праздники кадеты приходят в храм и участвуют в службах, но и любое важное дело для ребят теперь начинается с молебна. На регулярных встречах со священниками учащиеся школы узнают жития святых благоверных воинов — защитников нашего Отечества, поют патриотические песни под руководством дьякона храма, участвуют в восстановлении храма.

Сегодня невозможно представить военно-патриотическое воспитание человека без важнейшей составной — Православия. Понимание того, что в этой деятельности необходимо опираться на традиционные духовные ценности находит свое отражение и в словах президента и верховного главнокомандующего В. В. Путина: "... без христианства, без Православия, без возникшей на их базе культуры вряд ли состоялась бы Россия. Поэтому сегодня, когда мы вновь обретаем себя, ищем нравственные основы нашей жизни, очень важно, очень полезно и своевременно возвратиться к этим первоистокам... Для России это принципиальный вопрос, и, опираясь на православные принципы, мы в состоянии будем укреплять нашу страну сегодня и в будущем».

2015 год стал знаковым для кадетского образования в крае. 9 мая в День Победы ученики кадетской школы имени Ф. Ушакова были удостоены чести впервые пройти в праздничном параде.

А в сентябре 2015 года, впервые в современной России, в Хабаровске прошла неделя кадет, по итогам которой было принято решение, что к 2020 году в крае откроет свои двери возрожденный кадетский корпус имени графа Муравьева-Амурского. Этот комплекс планируется разместить на 102 гектарах. И учиться в нем по программе с элементами военной дисциплины будут около семисот человек с первого по одиннадцатый класс.

Одним из самых запоминающимся мероприятием за эти дни стал губернаторский кадетский смотр, в котором торжественным маршем прошли более пятисот школьников в военной форме. Здесь же Восточному военному округу и возрождаемому Хабаровскому кадетскому корпусу был передан ковчег с частицами праха Георгия Победоносца, святых мощей Федора Ушакова и Димитрия Солунского.

Губернаторский смотр завершил цикл мероприятий, которые проходили в течение недели кадет. Она началась с престольного праздника в храме святого благоверного князя Александра Невского, после которого прошел субботник по благоустройству прихрамовой территории в Парке Победы. Затем были проведены соревнования по программе ГТО, и прошла выездная сессия общественной палаты России по теме кадетского образования в Хабаровском крае.

Также во время кадетской недели Хабаровскому краю было передано уникальное издание — книга прошлого века. Её преподнес в знак признательности за вклад в работу по развитию кадетского образования главе региона, Вячеславу Шпорту, Александр Владимиров — почетный председатель «Всероссийского союза кадетских объединений».

Это уникальный рукописный экземпляр издания кадетского корпуса Хабаровска, написанный ещё в 1919–1920 годах ее выпускником. В ней — вся история учебного заведения, фамилии всех учеников и преподавателей. А также фотографии, которые были вывезены хабаровскими кадетами в годы гражданской войны, в том числе и в Аргентину. Сегодня они вернулись в дальневосточную столицу, чтобы начать историю нового корпуса.

А финальным аккордом кадетской недели в Хабаровске стал бал.

Интерес к кадетскому образованию в крае продолжает расти. С каждым годом увеличивается количество профильных классов. За пять лет количество обучающихся в таких классах возросло более чем в пять раз. В этом учебном году в Хабаровском крае в двадцати семи образовательных организациях двенадцати муниципальных районов открыто сто десять кадетских классов. В них учатся две тысячи шестьсот сорок девять школьников.

Параллельно с кадетскими классами развивается в крае и дополнительное военное образование во внеурочное время. Сегодня в Хабаровском крае работают сто сорок три военно-патриотических клуба. В них занимаются больше десяти с половиной тысяч человек.

В 2015 при губернаторе Хабаровского края был создан Совет по кадетскому образованию, призванный разработать программы и планы военно-патриотического и духовно нравственного воспитания, и способы их реализации через систему возрождения кадетского образования.

Вошедшие в состав совета представители краевых министерств образования, спорта и культуры, военных ведомств и Хабаровской епархии, призваны объединить усилия государства и Русской православной церкви в подготовке будущих защитников Отечества и гражданских государственных служащих на основе вековых ценностей, что крайне необходимо для успешного развития Дальнего Востока России в XXI веке.

Сегодня невозможно игнорировать исторический опыт. Поэтому общественный совет при губернаторе становиться местом, способным создать условия для возрождения русских традиций, направленных на укрепление нашего Отечества, через воспитание лучших людей, выходящих в погонах из детства.

Литература:

  1. Авдулова Т. П. Возрастная психология: учебное пособие / [Т. П. Авдулова и др.]. — Москва: Академия, 2014. — 329 с.
  2. Гиппенрейтер, Ю. Б. Введение в общую психологию: [курс лекций]: учебное пособие / Ю. Б. Гиппенрейтер. — Москва: АСТ, 2013–351 с.
  3. Доценко Е. Л. Психология личности: Учебное пособие. — Тюмень. 2009. — 512 с.
  4. Калина Н. Ф. Психология личности: Учебник для ВУЗов / Н. Ф. Калина. — М.: Академический проект, 2015. — 214 c.
  5. Нартова-Бочавер С. К. Дифференциальная психология: учебное пособие / С. К. Нартова-Бочавер. — Москва: Флинта: МПСУ, 2015. — 280 с.
  6. Нуркова В. В. Общая психология: Учебник / В. В. Нуркова, Н. Б. Березанская. — Люберцы: Юрайт, 2016. — 524 c.
  7. Рабочая книга практического психолога: технология эффективной профессиональной деятельности / Науч. ред. А. А. Деркач. — М.: Красная площадь, 1996. — 397с.
  8. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии — СПб: Издательство «Питер», 2000–712 с.
  9. Савина Н. В. Деятельность педагога-психолога в инновационном процессе общеобразовательной школы // Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. — Омск, 2003. — 16 с.
  10. Фельдштейн Д. И. Психология современного подростка / Д. И. Фельдштейн. — М.: Педагогика, 1987. — 15 с.
  11. Чемерилова И. А. Теория и методика воспитательной работы. -Чебоксары, 2010. — 139 с.
  12. Шадриков В. Д. Общая психология: Учебник для академического бакалавриата / В. Д. Шадриков, В. А. Мазилов. — Люберцы: Юрайт, 2016. — 411 c.
  13. Шикун А. Ф. Управленческая психология / А. Ф. Шикун, И. М. Филинова. — М.: Аспект Пресс, 2002. — 332с.
Основные термины (генерируются автоматически): кадетское образование, Хабаровский край, имя графа, корпус, Россия, Хабаровск, Хабаровский кадетский корпус, Кадетская школа, военная форма, Православная вера.


Задать вопрос