Финансовая система Турции на современном этапе | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Быкова, А. В. Финансовая система Турции на современном этапе / А. В. Быкова, Т. Ю. Коломиец, В. В. Маньков, П. С. Полынцев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 50 (184). — С. 141-143. — URL: https://moluch.ru/archive/184/47257/ (дата обращения: 17.12.2024).



Экономика Турции благодаря сочетанию таких факторов как выгодное географическое положение, большое количество отраслей в экономике, молодая и дешевая рабочая силы и приток иностранных инвестиций является одной из сильнейших экономик в регионе, а также одной из наиболее быстро развивающихся экономик в мире.

Экономику страны Международный валютный фонд классифицирует как развивающуюся, в классификации ЦРУ она входит в число развитых стран. Турецкую республику многие мировые экономисты и политологи относят к группе «Новых индустриальных стран», то есть к группе стран, где в последние десятилетия был зафиксирован качественный скачок социально-экономических показателей.

В данном исследовании целью работы является ознакомление с устройством финансовой системы Турции. Для достижения данной цели необходимо решение двух задач, первой из которых является рассмотрение исторических аспектов формирования финансовой системы, а второй — оценка текущего состояния финансовой системы страны.

Под финансовой системой понимают совокупность разных сфер и норм финансовых отношений, которые характеризуются особенностями формирования и использования фондов денежных средств, различной ролью в общественном воспроизводстве. [1, с. 65] На данном этапе развития турецкая финансовая система характеризуется как финансовая система индустриальной страны. В материальную базу общей кредитной системы Турции входят различные виды финансовых учреждений: это государственные, коммерческие и промышленные банки; инвестиционные компании; кредитные объединения. Финансовая структуры Турции представлена следующими составляющими:

  1. Государственная бюджетная система.
  2. Внебюджетные специальные фонды.
  3. Государственный и банковский кредит.
  4. Фонды страхования.
  5. Финансы хозяйствующих субъектов. [1, с. 65]

После завоевания политического суверенитета основным источником финансирования экономической деятельности государства стал государственный бюджет. Финансирование из государственного бюджета осуществлялось на формирование всех звеньев государственного сектора, реализацию инвестиционных программ, субсидирование частного предпринимательство. Возможным это сделала коренная перестройка самой бюджетной системы, которая обеспечила централизацию ресурсов, унификацию важнейших источников доходов, укрепление их базы и введение отчетности о расходовании бюджетных средств для органов исполнительной власти.

Государственная финансовая политика Турции в конце 80-х годов XX века приобрела экспансионистский характер, что оказало воздействие на состояние всех структурных звеньев государственных финансов. Произошло возникновение дефицита даже в такой ранее прибыльно функционирующей структуре, как внебюджетные фонды. Поскольку структура государственных финансов Турции представлена несколькими звеньями, состояние каждого звена влияет на проблему их общей сбалансированности. Дефицит в одном звене системы вызывает увеличение его суммарной величины, которая в Турции практически всегда превосходит дефицит консолидированного бюджета. [3]

Создание внебюджетных фондов в Турции произошло в 1983 году, активность государства в данном направлении российский экономист Е. И. Уразова объясняет необходимостью поиска новых методов и средств финансирования развития, которые могли бы компенсировать ослабление социально-экономических функций государственного бюджета, предусмотренное экономическими реформами восьмидесятых годов, и продолжить решение проблем и задач, касающихся интересов широких слоев населения страны. [2]

Фонды были определены Председателем управления Казначейства по госфинансам Сунай Йылдырым как финансовый источник, который выделяется для выполнения определённой программы или реализации различных целей. Данный специалист видит необходимость создания фондов в стремлении упрощения процедуры проведения финансирования через бюджет, в получении возможности выйти за пределы бюджетных средств и обеспечить скорость принятия и реализации решений о целевом выделении средств, сохраняя при этом финансовую структуру под контролем. Йылдырым упоминал о практике использования банков, чей капитал полностью лежит в ведении нерезидентов Турции, то есть дочерних отделений иностранных банков в стране.

На текущий момент в Турции действует два государственных банка — Сельскохозяйственный банк и Народный, они относятся к крупнейшим коммерческим учреждениям страны. Также к важнейшим турецким банкам можно отнести Деловой банк, имеющий смешанную форму управления, а также три частных банка: строительно-кредитный, Средиземноморский и Гарантийный банки.

Стоит отметить, что кредиты, которые выдают государственные банки Турции, преимущественно идут на финансирование приоритетных отраслей экономики, а именно на промышленность и туризм. Но важной характеристикой является использование кредитов в политических целях в период предвыборных кампаний.

Относительно недавно в Турции был преодолен кризис банковской системы, во время которого множество банков обанкротилось, а другие «проблемные» банки были поглощены более сильными. На текущий день турецкие банки следуют за развитием туристической индустрии страны, расширяя возможности выдачи доступных потребительских кредитов, вводя в широкий обиход кредитные карты и предлагая лизинговые и ипотечные программы.

Система социального страхования в Турции подверглась реформированию в 2007 году, благодаря чему она стала более эффективно и оперативно действующей. В единый орган под названием Управление социального страхования, SSI, были объединены три страховых фонда — SSK, Emekli Sandigi и Bag-Kur. Данный фонд обслуживает около 81 % населения страны, начало функционирования фонда как единого — в 2008 году. Обязанность делать взносы в Фонд страхования, аналогично с российской практикой, лежит на работодателе, но ставка существенно ниже, чем в России — около 1 или 2 %.

Финансы хозяйствующих субъектов Турции, или децентрализованные финансы, являются основой финансовой системы, поскольку именно в этой области формируется преобладающая доля финансов государства. К децентрализованным финансам данной страны можно отнести предприятий и финансовой сферы, и нефинансовой сферы, а также отдельно выделяют финансы домашних хозяйств. Важную роль играют финансы промышленных предприятий, поскольку это одна из приоритетных отраслей страны.

Говоря о финансовой системе Турции, важно отметить, что на экономику страны повлияла попытка государственного переворота лета 2016 года. [6] Сейчас наблюдается восстановление экономики, что связано с увеличением экспорта в связи с обвалом национальной валюты — лиры, и с введением Турецким институтом статистики новой методики подсчета ВВП. Однако, после 2012 года ВВП страны пошел на спад (рис. 1). Также современное состояние экономики и финансовой системы определяют сложности при ведении переговоров с Евросоюзом о вступлении Турции в данное политико-экономическое образование. Эти два фактора должны учитываться при оценке состояния финансовой системы Турции, так как эти политика и экономика тесно связаны друг с другом.

Рис. 1. Динамика изменения номинального ВВП Турции в 1960–2016 гг., в млн долл. США. Источник: The World Bank database [Электронный ресурс] / The World Bank. — Режим доступа: https://data.worldbank.org/

Итак, при стабильном экономическом росте за последние годы и восстановлении экономического роста после событий 2016 года Турция привела в порядок финансовую систему, в частности, государственные финансы. Данный тезис подтверждается снижением предусмотренного ЕС номинального государственного долга с 72,1 % до 28,3 % за период с 2002 по 2016 годы. [4] С 2004 года Турция выполняет маастрихтские критерии ЕС для государственного долга. Аналогично за вышеуказанный период произошло снижение бюджетного дефицита с 10 до 2 % по отношению к ВВП, что также является одним из маастрихтских критериев ЕС по бюджетному сальдо.

Литература:

  1. Финансы, денежное обращение и кредит: Учебник / М. В. Романовский и др.; Под ред. М. В. Романовского, О. В. Врублевской. — М.: Юрайт-Издат, 2006. — 543 с.
  2. Внебюджетные фонды Турции [Электронный ресурс] / Турецкая экономика в XXI веке. — Режим доступа: http://stanbul.ru/content/blogcategory/202/229/
  3. Государственные финансы Турции [Электронный ресурс] / Турецкая экономика в XXI веке. — Режим доступа: http://stanbul.ru/content/blogcategory/202/229/
  4. Официальный сайт International monetary fund [Электронный ресурс] / International monetary fund. — Режим доступа: http://www.imf.org/external/index.htm
  5. Турция: политические последствия финансовых проблем [Электронный ресурс] / Вестник Кавказа. — Режим доступа: http://vestikavkaza.ru/analytics/Turtsiya-politicheskie-posledstviya-finansovykh-problem.html
  6. Экономика Турции: год после попытки переворота [Электронный ресурс] / Вести Экономика. — Режим доступа: https://finance.rambler.ru/news/2017–07–17/ekonomika-turcii-god-posle-popytki/
  7. The World Bank database [Электронный ресурс] / The World Bank. — Режим доступа: https://data.worldbank.org/
Основные термины (генерируются автоматически): Турция, финансовая система, государственный бюджет, финансовая система Турции, SSI, SSK, маастрихтский критерий ЕС, социальное страхование, финансовая структура, Фонд страхования.


Задать вопрос