Ч. Бернард утверждал, что «когда формальные организации начинают действовать, они создают неформальные организации, так как в них нуждаются» [1]. Параконституционные политические институты стали удобным средством решения тактических задач политического управления государством конституционными институтами [5].
Параконституционные политические институты всегда в той или иной форме присутствовали и/или присутствуют в различных исторических условиях различных стран. С позиций политического анализа важной проблемой в данной тематике является определение роли параконституционных институтов в функционировании политической системы, рассмотрение их в конкретном социальном и политическом контекстах.
Параконституционные политические институты характеризуются следующими признаками:
1 усложнение институциональной конструкции политической системы [4];
2 взаимосвязь с конституционными политическими институтами на различных уровнях;
3 оказание влияния на законодательный процесс путем разработки законопроекты и представления их на рассмотрение в органы государственной власти [3];
4 оказание поддержки и мобилизация людей в реализации государственных программ и так далее.
Важно отметить, что параконституционные политические институты обладают рядом достаточно выраженных качественных институциональных характеристик:
‒ не будучи закрепленными в Конституции, они тем не менее участвуют в государственном управлении;
‒ юридически они учреждены конституционными институтами и посредством принятия соответствующих нормативных правовых актов включены в политическую систему государства;
‒ в функциональном отношении участвуют в управлении процессами социально-политической, экономической и даже духовной трансформации общества.
Существование параконституционных институтов, действующих в сфере государственного управления, не соответствует требованиям, предъявляемым к правовому государству. Они являются нормативными производными от конституционных институтов, не обладают собственной юридической легитимностью и в юридическом отношении полностью зависят от конституционных властных структур, инициировавших их появление в политической системе России.
Параконституционные политические институты выполняют такие функции, как:
- функция закрепления и воспроизводства общественных отношений. Каждый параконституционный институт обладает системой норм и правил поведения, закрепляющих поведение своих членов и делающих это поведение предсказуемым [6];
- регулятивная функция, которая состоит в том, что функционирование параконституционных политических институтов обеспечивает регулирование взаимоотношений между членами социума путем выработки шаблонов поведения;
- интегративная функция, включающая в себя процессы сплочения, взаимоответственности и взаимозависимости членов социальных групп, происходящие под воздействием социальных норм, правил и систем ролей [6];
- транслирующая функция (в каждом параконституционном институте предусмотрен механизм, позволяющий индивидам социализироваться к его ценностям и социальным нормам);
- коммуникативная функция (информация, произведенная в параконституционном институте, должна распространяться как внутри института с целью управления и контроля за соблюдением норм, так и во взаимодействиях между различными институтами) [2].
В настоящее время параконституционные институты стали удобным средством решения тактических задач политического управления государством конституционными институтами. Параконституционные институты, очевидно, ситуативны в политическом отношении и свидетельствуют о текущей не решаемости управленческих задач только лишь силами политических институтов, предусмотренных Конституцией. Кроме того, они в большой степени снимают политическую ответственность с конституционных властных политических институтов, действуя «параллельно» последним и «обслуживая» их. В этом заключается их сущностное предназначение как политического явления [5].
Таким образом, параконституционные институты связаны с конституционными. Функционально им отведена роль «приводных ремней» властных государственных органов, осуществляющих реальную власть в современной России.
Параконституционые политические институты выполняют функцию закрепления и воспроизводства общественных отношений, регулятивную, интегративную, транслирующую и коммуникативную функции.
Литература:
- Бернард Ч. Неформальные организации и их отношения с формальными организациями // Классики теории государственного управления: американская школа/ Под ред. Дж. Шафритца, А. Хайда. М., 2003. С. 129.
- Кошкин А. П. Власть и общество: проблемы российской коммуникации // Среднерусский вестник общественных наук. 2014. № 2. С. 118–123.
- Лебедева Н. В., Огурцов А. Ю. Теоретические подходы к определению конституционного строя РФ и его основ // Общество: политика, экономика, право. 2017. № 1. С. 87–90.
- Нечаев В. Д. «Институциональная организация» как концептуальный инструмент институционального анализа в политологии // Локус: люди, общество, культуры, смыслы. 2011. № 9. С. 97–105.
- Сергеев С. Г. Внеконституционные политические институты: правовой феномен и политическая реальность // Вестник Поволжского института управления. 2009. № 3. С. 57–65.
- Шубников Ю. Б. Признаки и функции социальных институтов // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2013. № 6. С. 44–49.