В данной статье авторы анализируют неправовые проблемы, связанные с осуществлением государственного управления. Также рассматривается вопрос относительно некомпетентности государственных служащих.
Ключевые слова: неправовые проблемы, государственное управление, некомпетентность государственных служащих.
Среди неправовых проблем, угроз и вызовов, связанных с осуществлением государственной власти, особое место, по мнению ряда авторов [1, с. 12–18], [2, с. 235–242], [3], занимает некомпетентность государственных служащих, осуществляющих управление.
Данный «недуг» также имеет нежелательное продолжение в виде номенклатуры — явления, в результате которого формируется правящая элита, занимающая соответствующие должности не благодаря управленческому таланту и компетентности, а по причинам персональной известности, принадлежности к политической партии и иным факторам, которые не должны влиять на формирование класса управленцев.
Фраза, часто приписываемая Иосифу Сталину, гласит: «Кадры решают всё». С этим утверждением трудно поспорить. Оно также абсолютно справедливо для государственного управления, которое для полноценного своего функционирования требует наличия профессионального кадрового состава, а также личной дисциплины, добросовестности и неукоснительного соблюдения государственными служащими предписаний.
Следующим вызовом государственному управлению является отсутствие консолидации и взаимовлияния практической и научной деятельности в сфере управления. Подавляющее большинство развитых стран возводят государственное управление в ранг научной дисциплины со своими целями, методикой и методологией, а также желаемыми целями и продуктами научно-практической деятельности. Едва ли можно сказать, что управленческая деятельность в России наших дней рассматривается как объект научного изучения, в отличие от развитых зарубежных стран (США, Великобритании, ФРГ, Франции, Японии и других), для которых нормальна такая практика.
Другой угрозой государственному управлению, о которой говорят многие учёные, например, А. Л. Слепышев, является «отсутствие сонаправленности интересов представителей государственного управления разных уровней и разных управляющих субъектов» [4]. Специалисты говорят о том, что органы исполнительной власти в соответствии с проблемой отчасти расплывчатой компетенции, о которой уже шла речь, по-разному толкуют нормы права при осуществлении своей деятельности. Это приводит к коллизиям, дихотомии управленческих решений, неоднозначному пониманию объектами управления той меры должного поведения, которая им предписана.
Далее следует обратить внимание вот на какой аспект. Современная российская действительность предполагает наличие и высокий уровень развития силовых структур. Угрозы внутреннему и внешнему суверенитету нашей страны предполагают наличие весомой силы, которая была бы в состоянии обеспечить безопасность национальных интересов. Однако эта медаль имеет и обратную сторону. Ю. А. Нисневич [5], а также ряд других учёных называют обилие силовых структур в системе государственного управления в России не объективной необходимостью, а проблемой современного отечественного государственного управления. По мнению этих исследователей, силовые структуры, такие как ФСБ, ФСО, ФСИН, Росгвардия и ряд других, имеют влияние на области государственного управления, совершенно несоотносимые с их компетенцией.
Ю. А. Нисневич также отмечает такую неправовую проблему государственного управления, как планомерная инфляция бюрократического аппарата. Количество управленцев растёт с каждым годом, но сложно сказать, пишет автор, что вместе с ним растёт качество управления. Данная проблема возникает по причине того, что предпринимаемые попытки улучшить качество управленческой деятельности происходят не интенсивным путём — за счёт повышения качества кадров, использования исключительно профессиональных управленцев для замещения должностей (этот аспект уже был упомянут ранее в данной главе; он является катализатором бюрократической инфляции), — а путём экстенсивным, иными словами, банальным повышением количества кадров, занятых в сфере государственного управления.
Подводя итоги сказанному, следует сделать вывод о том, что государственное управление в России в современном его понимании далеко от идеала. В ходе исследования было обращено внимание на целый ряд проблем, угроз и вызовов, которые делают государственное управление не таким эффективным, как оно должно бы и могло бы быть, как следствие, девальвирует значимость и авторитетность управленческой деятельности в целом и управляющих субъектов, в частности.
Литература:
- Новикова А. В. Проблемы государственного управления в России // Известия Иркутского государственного университета. Серия: Политология. Религиоведение. — № 1 (8). — 2012. — С. 12–18.
- Нисневич Ю. А. Аудит политической системы посткоммунистической России. — М. — 2007. — С. 235–242.
- Рождественский К. Г. Основные проблемы государственного управления в России и пути их решения [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://esa-conference.ru/wp-content/uploads/files/pdf/Rozhdestvenskij-Kirill-Gennadevich1.pdf (дата обращения: 17.09.2024)
- Государственное управление в современной России: теория и практика. // Социум и власть. — 2 (46). — 2014. — С. 93.
- Нисневич Ю. А. Аудит политической системы посткоммунистической России. М.: Материк. — 2007. — С. 266–269.