Актуальность работы обусловлена значимостью болезни для жизни любого человека, так как она вызывает часто неприятные физические ощущения от пораженных органов или систем, а также влияет на личность, меняет ее, заставляя ее делать переоценку уже сложившейся системы ценностей. В подростковом возрасте это проявляется особенно ярко, так как в этот период происходит становление идентичности, завершением формирования ценностно-смысловой сферы и характера. Внутренняя картина болезни подростков, страдающих туберкулезом, оказывает влияние не только на соблюдение ими медицинских предписаний, но и на развитие личности подростка в условиях соматического заболевания.
Полученные данные можно будет использовать в детских туберкулезных диспансерах и больницах для информирования о важности субъективного образа болезни каждого отдельного пациента, влияния его на течение болезни и соблюдение врачебных предписаний, и так же о влиянии на отношение к своему здоровью и болезни типа привязанности, взаимоотношений со значимым взрослым.
Достаточно много исследований посвящено внутренней картине болезни, как и, типам привязанности. В основном исследования описывают психологические изменения, которые возникают уже под влиянием уже развивающегося инфекционного заболевания [3].Однако, мало изучена взаимосвязь этих двух феноменов и в особенности их связь с заболеваниями. Тема внутренней картины болезни у подростков больных туберкулезом с различными типами привязанности недостаточно освящена в современной литературе.
Цель дипломной работы:описать внутреннюю картину болезни у подростков больных туберкулезом с разными типами привязанности
Задачи исследования:
- Провести теоретический обзор современных зарубежных и отечественных исследований проблемы внутренней картины болезни у подростков с разными типами привязанности.
- Определить методологию и методический аппарат исследования, направленный на определение внутренней картины болезни и выявление типов привязанности у подростков;
- Организовать и провести эмпирическое исследование внутренней картины болезни у подростков с разными типами привязанности;
- Описать результаты эмпирического исследования внутренней картины болезни у подростков с разными типами привязанности;
- Проанализировать полученные результаты и сформировать выводы.
Объект исследования: внутренняя картина болезни
Предмет исследования: внутренняя картина болезни у подростков больных туберкулезом с различными типами привязанности
Гипотеза: существуют качественные различия внутренней картины болезни у подростков больных туберкулезом с разными типами привязанности
Методы исследования:
- Опросник на привязанность к родителям для старших подростков (Яремчук М. В., 2005).
- Диагностика типов отношения к болезни (ТОБОЛ) предложенная Личко А. Е. и Ивановым Н. Я.
- Опросник Сердюка А. И. для изучения самооценки социальной значимости болезни.
- Проективная методика «Нарисуй болезнь».
Внутренняя картина болезни — это весь спектр переживаний больного, начиная от его представлений о заболевании, его самочувствия на этапах проявления и ухудшения состояния, переживания возможных последствий болезни, улучшения состояния и выздоровления, восприятие себя в болезни, а также представления об отношении к нему тех, кто окружает его во время болезни [2]. Влияние болезни на личность основывается на двух аспектах: реакция личности на болезнь и соматогенные изменения личности.
Подростковый возраст для здоровых детей характеризуется становлением идентичности, завершением формирования ценностно-смысловой сферы, характера, у подростков проявляются интересы к определённой деятельности. Мышление подростка становится более самостоятельным, творческим и активным. Одним из новообразований этого возраста является чувство взрослости, которое проявляется как стремление к самостоятельности, что проявляется, как попытка освободиться от опеки взрослых. Подростки, болеющие туберкулёзом органов дыхания, отличаются от соматически здоровых сверстников эмоциональной неустойчивостью, сензитивностью, инфантильностью, конформностью, и более выраженным нормативным поведением [1].
Внутренняя картина болезни при заболевании туберкулезом определяется в первую очередь сужением возможности общения больного, и понижением его социального и материального статуса, нарушением жизненных планов и привычного образа жизни, ощущением физического дискомфорта. Большая часть заболевших начинает чувствовать себя обузой для семьи. Выявленные психологические особенности (недовольство собой, пессимизм, негативизм) усиливают патогенность стрессовых воздействий, и нарушают психическую адаптацию, снижая сопротивляемость организма.
На формирование внутренней картины болезни привязанность к матери оказывает влияние через основные формирующие ВКБ факторы — преморбидные особенности личности, так как мать — важнейшие элемент в создании отношения подростка к своему телу и своим ощущениям и чувствам, и второй фактор — ситуация, сопутствующая заболеванию — в семье, школе и пр., на который мат также имеет особенное влияние.
В исследовании приняло участие 40 подростков больных туберкулезом от 13 до 18 лет (возрастная периодизация Эриксона Э.) 12 юношей и 28 девушек.
Результаты эмпирического исследования внутренней картины болезни уподростков больных туберкулезом сразными типами привязанности
Анализ и интерпретация результатов эмпирического исследования типов привязанности подростков, страдающих туберкулезом проводилась при помощи опросника на привязанность к родителям для старших подростков (Яремчук М. В., 2005).
В работе была исследована именно привязанность к матери, как к наиболее близкому человеку. Формирующему первичную привязанность ребенка. Методика показала, что 20 подростков, составляющих выборку, обладают надежным типом привязанности к матери. 4 подростка имели тревожно-амбивалентный тип привязанности, 11 избегающий и 5 обладали смешанным тревожно-избегающим типом привязанности.
Надежная привязанность характеризуется ощущением безопасности у ребенка рядом с матерью. Она является для него надежной опорой в изучении окружающего мира. В подростковом возрасте это проявляется в том, что не возникает особых проблем с адаптацией, у школьника нет зажатости, он открыт для мира, отзывчив, может легко знакомится и находить друзей.
При тревожно-амбивалентной привязанности дети не могут положиться на свою мать и считать ее надежной опорой, так как не уверены в том, что она сможет быть рядом, когда в ней будут нуждаться, а также, потому что отношение к ребенку в данном стиле привязанности зависит скорее от настроения матери, чем от него самого.
Избегающая или индифферентная привязанность характеризует детей, которые не выражают или слабо проявляют переживания в ситуации разлуки с матерью. В более старшем возрасте избегающая привязанность к значимому взрослому отражается в трудностях при построении интимных и близких отношений. Затруднения связаны с недостаточной значимостью для них этих отношений, люди, имеющие эту привязанность, не вкладывают эмоции в отношения и мало огорчаются, когда они заканчиваются.
Те подростки, чьи результаты относились в равной степени и к избегающей и к тревожно-амбивалентной привязанностине рассчитывают н поддержку взрослого. Еще детьми они учатся избегать привязанности к кому-либо, так как уверены, что их покинут или оттолкнут.
Далее подростки были разделены на подростков с надежным типом привязанности и подростков обладающих ненадежными типами привязанности, куда вошли тревожно-амбивалентный тип, избегающий и тревожно-избегающий.
Результаты методики диагностики типов отношения к болезни, результаты которой можно увидеть в рисунке 1, показала, что для подростков с надежным типом привязанности преобладающими являются 2 типа отношения к болезни, подразумевающие уход от тревожащих мыслей — эргопатический и анозогностический. Эргопатичекий тип может быть очень продуктивным, если не оказывает негативного влияния на заболевание и если пациент при этом хочет выздороветь и соблюдает рекомендации врача. Анозогностический тип реагирования заключается в отрицании не только тяжести заболевания, но и симптомов и даже наличия у себя болезни. Пациент в таком случае не относиться к лечению серьезно, пропускает процедуры и исследования. В отрицании болезни подростки ищут психологическую защиту, ведь легче просто обвинить врача в ошибке, чем заняться своим здоровьем и прислушиваться к собственному организму. Если в период личностного становления подросток будет думать только о своем здоровье, много интересующих любого школьника вещей придется менять и убирать (общение, в первую очередь). Некоторые ученые в своих работах внутренней картине болезни выявили, что здоровья не является самым важным в жизни подростка, при надежном типе привязанности, подросток осознает его ценность, все же, у него есть и другие более важные дела. Для подростков с ненадежными типами привязанности преобладающими являются апатический и анозогностическй типы отношения к болезни. Оба этих типа подразумевают уход от мыслей о болезни, отношение к лечению как чему то, что не имеет особого значения. Апатический стиль также подразумевает незаинтересованность в своем будущем, куда входит и выздоровление.
Результаты методики «опросник Сердюка А. И. для изучения самооценки социальной значимости болезни» показал, что, для подростков имеющих надежную привязанность к матери болезнь оказывает влияние в основном на ограничение свободного времени (у 8 из 20 исследуемых этой группы) и, в некоторой степени на невозможность их развития в значимой для них сфере (у 6 из 20 исследуемых этой группы).
Для подростков ненадежной привязанностью болезни, чаще всего либо не является социально значимой (у 8 из 20 исследуемых этой группы), либо затрагивает сферу наличия у них свободного времени (у 8 из 20 исследуемых этой группы).
При помощи проективной методики «рисунок болезни» было выявлено, что для подростков с надежным типом привязанности к матери состояние их здоровья — важный вопрос, но не столько, чтобы это проявлялось в повышенной раздражительности, конфликтности или астении и депрессии. Подросткам этой группы привязанности свойственна адекватная оценка своего состояния и окружающей ситуации. При исследовании психологического эмоционального состояния, отражающегося через преобладание в рисунке тех или иных цветов и оттенков не было выявлено склонности подростков с надежным типом привязанности, к какой-то определённой цветовой гамме. Это говорит о том, что личное психологическое состояние каждого отдельно подростка определяется индивидуально и не имеет преобладающего направления. При интерпретации рисунков, было также замечено, что для подростков с надежной привязанностью к матери свойственна большая эмоциональная заинтересованность в своем состоянии, чем у их сверстников из группы с ненадежной привязанностью. Только у контрольной группы были рисунки с позитивным содержанием, у школьников ненадежными типами привязанности их не было совсем.
Согласно полученным данным для подростков, обладающих ненадежными стилями привязанности, сама болезнь, факт наличия вируса в их организме, не имеет высокой личностной значимости, однако, они испытывают сильное напряжение в связи с той жизненной ситуацией, которую она вызывает, и могут слегка преувеличивать влияние заболевания на их жизнь, то есть считать, что оно определяет их жизнь на данный момент. Это нервное напряжение может проявляться в повышенной импульсивности, раздраженности или же депрессивном состоянии. Ситуация заболевания может не сказываться на самооценке подростков с ненадежными типами привязанности или же понижать ее. Для большинства подростков с ненадежными типами привязанности характерно внутреннее сопротивление исследованию и состояние пассивности по отношению к болезни — то есть не собираются принимать активных мер или всерьез заниматься менять свою жизнь и активно стремиться к выздоровлению.
В большинстве случаев, у всех исследуемых подростков уже сформировалось определенное отношение к своему заболеванию, внутренний образ болезни. Не смотря на изменившиеся условия жизни подростки, чаще всего не испытывают ощущения нестабильности и неуверенности в связи с разлукой со своими близкими.
Статистическая обработка результатов показала положительную корреляцию типов привязанности с типами отношения к заболеванию и самооценкой социальной значимости болезни.
Заключение:
Таким образом, гипотеза о наличии качественных отличий внутренней картины болезни подростков с разными типами привязанности подтверждена.
Отношение к болезни у подростков имеющих надежную привязанность, чаще всего эргопатического и анозогностического типов. Подростки с таким типом привязанности волнуются о состоянии своего здоровья, но их больше беспокоит, что из-за болезни у них меньше свободного времени и меньше возможности развиваться в том, в чем им хотелось бы. Они не испытывают тревоги из-за разлуки с матерью и близкими. Подростки с надежным типом привязанности болеющие туберкулезом обладают сформированным образом болезни, адекватно оценивают свое заболевание, не преувеличивая и не преуменьшая значимость болезни.
Для подростков, болеющих туберкулезом, с ненадежными типами привязанности наиболее характерны анозогностический и апатический типы отношения к болезни. Подростки группы с ненадежными типами привязанности, чаще всего, не считают, что болезнь оказала влияние на их жизнь в каких-либо ее сферах, но некоторые отмечают, что стало меньше свободного времени, так же они внутренне сопротивлялись исследованию, не желая раскрываться. Однако, несмотря на внешнее безразличие к происходящему с ними, подростки с ненадежными типами привязанности часто напряжены или наоборот, находятся в астеничном, депрессивном состоянии, что вызвано затруднениями в адаптации к новым, изменившимся условиям их жизни. Пассивная позиция по отношению к исследованию, внутреннее напряжение, импульсивность или же астения, отсутствие веры в результативность лечения и его надобность, безразличие к своей болезни и к своей жизни составляет отношение к болезни у подростков с ненадежными типами привязанности.
Литература:
- Ахтямова А. А.,Золотова Н. В., Стрельцов В. В. и др. Личностные характеристики детей и подростков, больных туберкулезом органов дыхания, при наличии и отсутствии контакта с источником инфекции. Туберкулез и болезни легких, 2017. -№ 95(3). — С. 41–47.
- Лурия, Р. А. Внутренняя картина болезни и атрогенные заболевания./Р. А. Лурия.-4-е изд. — М.:Медицина,1977.-С.37–52.
- Сиренко И. А., Рыбалка В. В. Влияние туберкулезной инфекции на психологический статус детей// Туб. — 2010, — № 1. — С. 59–63
- Яремчук М. В. Роль привязанности к родителям в формировании романтических отношений в старшем подростковом возрасте. // Материалы II всероссийской науч. конф. «Психологические проблемы современной российской семьи». — Москва, 25–27.10.2005. — Часть 3. — С.551–554.