В рамках изучения вопроса процессуального порядка производства предварительного расследования в форме дознания особую актуальность приобретает изучение сокращенных форм уголовного судопроизводства зарубежных государств.
Закономерности эволюции законодательства одного государства можно понять только в результате сравнения с законодательствами и опытом других государств, поскольку такой подход позволяет прийти к более взвешенным оценкам исторических событий, показать тенденции их развития, а также механизмы эволюции или характер эпохи [2, с.3].
XII Конгресс ООН по предупреждению преступности и уголовному правосудию [1] определяет сущность упрощенного судопроизводства, как упрощенный порядок предварительного расследования и судебного разбирательства с целью обеспечения более высокой эффективности системы уголовного правосудия и сведения к минимуму расходов. Как правило, упрощенное судопроизводство используется в судах более низкой инстанции, обычно в отношении менее серьезных уголовных правонарушений, в рамках такого производства определенные формальные процедуры не требуются или упрощаются [1].
Традиционно упрощенные процедуры уголовного судопроизводства в России и ряде других государств реализуются в рамках дознания или схожих редуцированных формах.
В этой связи большой интерес представляют особенности упрощенного судопроизводства государств бывшего СССР, близость к которым современной российской правовой системы не вызывает сомнений. Распад СССР привел к отказу союзных республик от советского законодательства и вызвал необходимость создания ими собственной национальной системы правового регулирования уголовного процесса.
Межпарламентской ассамблеей государств-участников СНГ 17 февраля 1996 г. был принят рекомендательный законодательный акт — Модельный УПК (далее — МУПК) для государств-участников СНГ [3]. В соответствии с ним дознание не является самостоятельной формой расследования, а представляет строго ограниченную во времени деятельность по производству неотложных следственных действий до принятия дела к своему производству следователем. Второй вид уголовно-процессуальной деятельности органов дознания в МУПК представлен в форме досудебного производства по делам о преступлениях небольшой тяжести.
Между тем, государства-участники СНГ по-разному восприняли положения МУПК о дознании. На сегодняшний день многие государства решили отойти от положений МУПК в части определения сущности и места дознания в системе уголовного процесса, также многими были приняты различные формы упрощенных производств по уголовным делам небольшой и средней тяжести в целях ускорения принятия окончательного решения по делу.
Так, согласно ст. 186 УПК Республики Беларусь [8] при наличии признаков преступления орган дознания передает заявление или сообщение с собранными материалами проверки по подследственности или возбуждает уголовное дело. По возбужденному уголовному делу дознаватель производит неотложные следственные и другие процессуальные действия для установления и закрепления следов преступления, затем не позднее десяти суток со дня возбуждения уголовного дела орган дознания обязан передать дело следователю.
Белорусское законодательство предполагает, что единственной формой предварительного расследования является предварительное следствие. Органы дознания самостоятельно выполняют лишь функции проверки заявления (сообщения) о преступлении, либо проводят неотложные следственные действия.
При этом именно органам предварительного следствия, а не дознания предоставлена возможность проведения ускоренного производства в порядке гл. 47 УПК РБ. Ускоренное производство осуществляется при наличии признаков преступлений, не представляющих большой общественной опасности, или менее тяжких преступлений, если факт преступления очевиден, известно лицо, подозреваемое в совершении преступления, и оно не отрицает совершения им этого преступления. При ускоренном производстве до возбуждения уголовного дела берутся объяснения от лица, не отрицающего совершения этого преступления, очевидцев и других лиц об обстоятельствах совершенного преступления, истребуются справка о наличии или отсутствии судимости у лица, не отрицающего совершения преступления, характеризующие данные о личности и другие материалы, имеющие значение для рассмотрения дела в судебном заседании или постановления приговора без судебного разбирательства. Ускоренное производство должно быть закончено не позднее 10 суток с возможностью продления до 15 суток.
По нашему мнению, белорусское законодательство является не самым лучшим примером дифференциации уголовно-процессуальный формы. Как правило, именно орган дознания является первым субъектом расследования, фиксирующим признаки состава преступления, определяющим круг подозреваемых и примерную квалификацию содеянного. В этой связи было бы логично возложить функцию проведения ускоренного расследования именно на органы дознания для достижения основных целей сокращенных форм расследования — скорейшего разрешения уголовного дела и уменьшения числа формальных процедур уголовного процесса.
Криминальный процессуальный кодекс (далее — КПК) Украины [5] пошел по пути разграничения функций дознания и досудебного следствия через призму категоризации правонарушений в уголовном материальном праве.
Согласно ст. 3 КПК Украины дознание — форма досудебного расследования, в которой осуществляется расследование уголовных проступков, а досудебное следствие — форма досудебного расследования, в которой осуществляется расследование преступлений.
Подробнее порядок производства дознания регламентируется главой 25 КПК Украины «Особенности досудебного расследования уголовных проступков». Так, при расследовании проступков не допускается применение мер пресечения в виде домашнего ареста, залога или содержание под стражей; не разрешается выполнение негласных следственных (розыскных) действий (оперативно-розыскные мероприятия также регулируются КПК Украины); досудебное расследование должно быть закончено в течение одного месяца со дня сообщения лицу о подозрении в совершении уголовного проступка.
В дальнейшем суд вправе рассмотреть обвинительный акт совершения уголовного проступка без проведения судебного разбирательства в судебном заседании при отсутствии участников судебного разбирательства, если обвиняемый, беспрекословно признал свою виновность, не оспаривает установленные досудебным расследованием обстоятельства и согласен с рассмотрением обвинительного акта при его отсутствии, а потерпевший не возражает против такого рассмотрения.
Однако приходиться констатировать, что институт расследования уголовных проступков (дознание) фактически не применяется на территории Украины, поскольку до сих пор не принят «Проект Закона о внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно внедрения уголовных проступков» [7].
УПК Казахстана [9] предполагает сразу 3 формы досудебного расследования по уголовным делам: дознание, предварительное следствие и протокольная форма, причем в рамках первых двух также может проводиться «ускоренное досудебное расследование».
Досудебное расследование в форме дознания производится органом уголовного преследования по преступлениям, перечень которых определен УПК Казахстана, за исключением уголовных правонарушений, совершенных несовершеннолетними или лицами, которые в силу своих физических или психических недостатков не могут сами осуществить свое право на защиту, а также когда не известно лицо, подозреваемое в совершении преступления
Протокольная форма досудебного расследования используется в рамках расследования дел об уголовных проступках. Орган дознания составляет протокол об уголовном проступке в отношении подозреваемого немедленно, если он установлен. При отсутствии лица протокол может быть составлен с момента его фактического установления в пределах срока давности привлечения к ответственности. В протоколе указываются данные о личности подозреваемого, фактические данные, подтверждающие наличие уголовного проступка и виновность правонарушителя, признаки состава уголовного проступка, данные о потерпевшем, характер и размер причиненного ему ущерба. Лицо, осуществляющее досудебное расследование, допрашивает подозреваемого, потерпевшего, свидетелей, принимает меры к истребованию и приобщению к протоколу сведений о личности подозреваемого, при необходимости производит осмотр, выемку, другие процессуальные и следственные действия.
При рассмотрении вопроса о месте ускоренного досудебного расследования в системе уголовно-процессуальных производств Казахстана, стоит согласится с позицией Пен С. Г. который пишет о том, что «…ускоренный порядок — это не самостоятельная форма досудебного производства, а лишь некий правовой режим, который может применяться как в рамках предварительного следствия, так и дознания…» [6, c. 52].
Ускоренное досудебное расследование может производиться по преступлениям небольшой и средней тяжести, а также тяжким преступлениям, если собранными доказательствами установлены факт преступления и совершившее его лицо, полное признание им своей вины, согласие с размером (суммой) причиненного ущерба (вреда) с уведомлением об этом подозреваемого и разъяснением ему правовых последствий этого решения. При этом оно должно быть закончено в течение пятнадцати суток (ч. 2, 3 ст. 190 УПК РК).
В Казахстане упрощенное досудебное производство является востребованным на практике, о чем свидетельствует динамика роста его применения в органах внутренних дел: в 2010 году расследовано в форме упрощенного досудебного производства 10 940 дел; в 2011 году — 14 183; в 2012 году — 15 967; в 2013 году — 24 519; в 2014 году— 31 860 [4, c. 71].
Подводя итог всему вышеизложенному, на основе анализа зарубежного законодательства, регламентирующего производство дознания и иных сокращенных форм расследования, можно сделать вывод о том, что отечественному законодателю, при решении вопроса о реформировании уголовно-процессуального законодательства, необходимо учитывать современные мировые тенденции повышения не только качества, но и оперативности проведения предварительного расследования.
Решение вопросов быстрого и эффективного производства досудебного расследования, следует, на наш взгляд, возлагать в первую очередь на органы дознания, обеспечивая их соответствующими процессуальными инструментами.
Литература:
- XII Конгресс ООН по предупреждению преступности и уголовному правосудию // Организация Объединенных Наций. URL: https://documents-dds-ny.un.org/doc/UNDOC/GEN/V10/504/22/PDF/V1050422.pdf?OpenElement (дата обращения: 24.11.2017).
- Александров А. И. Уголовно-процессуальная политика в России (теоретический и историко-правовой анализ): Автореф. дис... докт. юрид. наук. СПБ., 1999. — 35 с.
- Информационный бюллетень Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ, 1996, N 10.
- Кененбаев Е. А. От упрощенного досудебного производства к ускоренному досудебному расследованию по УПК Республики Казахстан // Криминалистъ. 2015. № 2. С. 70–73.
- КПК Украины. // Законодательство Украины. URL: https://documents-dds-ny.un.org/doc/UNDOC/GEN/V10/504/22/PDF/V1050422.pdf?OpenElement (дата обращения: 24.11.2017).
- Пен С. Г. Соглашение о сотрудничестве — важная новелла // Сборник материалов международного круглого стола «Современные проблемы криминалистики». 2015. С. 51–53.
- Проект Закон № 2897 // Верховная Рада Украины. URL: http://w1.c1.rada.gov.ua/pls/zweb2/webproc4_1?pf3511=55214 (дата обращения: 24.11.2017).
- Уголовно-процессуальный кодекс Республики Беларусь // Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь. URL: http://etalonline.by/?type=text®num=HK9900295#innerNavigate_3520 (дата обращения: 24.11.2017).
- Уголовно-процессуальный кодекс Республики Казахстан // Информационная система ПАРАГРАФ PRG.KZ. URL: https://online.zakon.kz/Document/?doc_id=31575852 (дата обращения: 24.11.2017).