Использование инновационных методов обучения на уроках мировой художественной культуры позволяет сделать процесс обучения мобильным, индивидуальным. Современный урок предполагает ценностную направленность образования и воспитания, целью которого является необходимость теоретических знаний и практических навыков для изучения культуры с помощью усвоения историко-культурного наследия, воспитание культурного человека.
Одним из приоритетных направлений в современной педагогике является формирование общечеловеческих ценностей, образование и воспитание на основе отечественных культурных традиций, которые нашли отражение в образах народного и классического искусства.
Мировая художественная культура является предметной областью искусства, целью которой является художественно-творческое развитие учащихся.
Педагогика искусства — теория художественного образования. Современным педагогам необходимо найти тот ключ для формирования культуры творческой личности, приобщить к искусству, как духовной культуре и в этом нам помогут современные инновации.
Проблемами инновационной педагогики занимались известные учёные А. В. Хуторской, В. И. Беляев, М. В. Кларин и другие.
Инновация — нововведения в педагогической системе, направленные на совершенствование и улучшение всего учебно-воспитательного процесса [1,7].
Инновационные процессы в области образования включают в себя четыре основных компонента: создание, распространение, освоение новшеств, образовательная деятельность [2,12]. Образование рассматривается как социально, культурно и личностно детерминированная образовательная деятельность. Новшества в образовании — это выдвижение, проработка новых творческих идей, технологий, принципов, доведение до типовых проектов, которые будут содержать условия адаптации и применения их в массовой практике [2,19].
Инновационное образование в настоящее время направлено, прежде всего, на развитие личности обучающихся, подготовку их к изменениям как способу жизнедеятельности в постоянно меняющемся мире. Исследователь В. Я. Ляудис раскрывает значение понятия инновационное обучение так: «Во-первых, это целенаправленно проектируемый, осознанно организуемый процесс обучения, управление которым осуществляется на основе использования научных и культурологических знаний. Во-вторых, это организованная социальная ситуация развития личности, способной принять вызов будущего [3,9].
В подростковом возрасте происходит «скачок» в психофизиологическом развитии обучающегося. Внимание подростка, направленное ранее на познание окружающего его мира, возвращается к собственной личности и своему месту в социуме. Для него очень важно внимание к самому себе. В результате этого процесса в области восприятия искусства проявляется усиленный интерес к портрету. В этом случае мы можем воспользоваться инновационным подходом в преподавании предмета «Мировая художественная культура», с использованием ИКТ-технологий, в условиях виртуальных экскурсий по залам музеев и художественных галерей. Все это способствует решению задач эстетического воспитания, творчески и культурно развитой личности.
В результате преподавания мировой художественной литературы средствами музейной педагогики мы получаем возможность формирования целостной личности обучающегося, так как искусство способствует этому процессу, а также формированию познавательных, художественных, эстетических и нравственных способностей. Искусство воспитывает без дидактики и нравоучений, увлекает, дает наслаждение, позволяет восхищаться прекрасным меняет жизненные установки, а главное — формирует внутренний мир собственных истинных взглядов и убеждений.
Целостный характер искусства является объектом изучения предмета «Мировая художественная культура», которая включает содержание ряда дисциплин художественного цикла, что даёт возможность интеграции предметов.
Современный ученик — это постоянный пользователь сети интернет. Увлечь, заинтересовать его можно только методами и технологиями, в условиях которых он будет чувствовать себя уютно и комфортно. Эти возможности предоставляет арт-педагогика — новое направление педагогической науки, которая базируется минимум на трёх областях научного знания: педагогики, искусства, психологии.
Воспитательная роль арт-педагогики заключается в воздействии на этические, эстетические и коммуникативно-рефлексивные основы личности. Именно арт-педагогика способствует адаптации учащихся с помощью искусства [4,4]. В данном случае искусство понимается как творческая деятельность, средство создания комфортной атмосферы, креативного поиска, создание образа «Я». Продуктом самостоятельного творчества является построение индивидуальной траектории саморазвития и самореализации [5,8].
Уроки учебного предмета «Мировая художественная культура» — это живые уроки, на которых с помощью инновационной педагогики мы достигаем ожидаемого результата, а обучающийся получает возможность удовлетворения своих внутренних потребностей. Невозможно на теоретическом уровне без визуализации и переживания достичь результата, воспитывая у обучающихся представления о патриотизме без эмоций и нравственных поступков, переживаний и сострадания. Он будет ложным, так как лишён нравственной необходимости какого-то поступка. А если учащийся будет ощущать его возвышенность и красоту, патриотизм будет истинным и действенным. У обучающихся необходимо сформировать мироощущение, которым проникнуто произведение искусства, для соотнесения его со своим, сделать выводы, согласиться с ним или нет — это и будет личностным результатом.
На любом уроке мировой художественной культуры идёт познание мира, формируется познавательная деятельность. Мы должны использовать потенциал, который заложен в произведениях искусства. Так как помимо формирования эмоциональной отзывчивости, патриотизма, нравственности, духовности искусство, по мнению Э. Ильенкова, развивает «всеобщую универсальную человеческую способность, которая будучи сформированной, реализуется в любой сфере человеческой деятельности, в поведении и науке, и в политике, и в непосредственном труде». И эта способность — способность к творчеству.
Подводя итог, отметим, серьёзную роль инноваций в преподавании мировой художественной культуры в решении проблем художественного воспитания. Искусство через художественное воздействие формирует целостную творческую личность, шедевры мировой классики и творения современности способствуют развитию художественно-эстетического вкуса. Как отмечают Л. П. Печко, В. Н. Шацкая, Д. Б. Кабалевский, что воспитывать, формировать личность, развивать эстетический вкус следует только на подлинных произведениях искусства.
Литература:
- Печко, Л. П. К современной теории эстетического воспитания/Л. П. Печко// Современные подходы к теории эстетического воспитания: Материалы и тезисы Буровских чтений. — М.: ИХО РАО, 2001. — С.194–199.
- Хуторской, А. В. Педагогическая инноватика: учеб. пособие для студ. высших учеб. Заведений / А. В. Хуторской. — М.: Академия, 2008. — 256 с.
- Инновационное обучение и наука: Научно-аналитический обзор / В. Я. Ляудис; под ред. Р. В. Герф. — М., 1992. — С.9–10.
- В мире искусства. Словарь основных терминов по искусствоведению, эстетике, педагогике и психологии искусства / Сост. Т. К. Каракаш, А. А. Мелик-Пашаев, науч. Ред. А. А. Мелик-Пашаев. — М., 2001. — 384 с.
- Анисимов, В. П. Арт-педагогика: Монография / В. П. Анисимов. — Тверь: Тверской государственный университет, 2010. — 375 с.